Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:49, реферат
Белорусская Социалистическая Громада появилась осенью 1903 г и принадлежала к народным партиям. Перед революцией 1905-1907 гг. немногочисленные её группы были в Минске, Вильно и Петербурге. Программа Громады, принятая на первом съезде в 1903 г., основывалась на идеях ПСР и ППС. Громада считала себя социально-политической организацией «рабочего народа». В понятие «рабочего народа» включались рабочие и все крестьяне. Аграрная программа БСГ в общих чертах была заимствована у эсеров. БСГ заявляла, что она будет стремиться к уничтожению частной собственности на землю и бороться за предоставление каждому человеку права на индивидуальное пользование землей без права пользования чужой наемной рабочей силой при одновременном распространении идеи всесторонней кооперации, как средство перехода к социализму.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Жизнь и деятельность Ивана и Антона Луцкевичей……………………4
Глава 2 Казимир-Рафаил Карлович Костровицкий (Карусь Каганец)…………7
Глава 3 Тетка. Настоящее имя Элоиза (Алоиза) Степановна Пашкевич………10
Глава 4 Ластовский Вацлав Устинович…………………………………………12
Глава 5 Алесь Бурбис (Александр Лаврентьевич)………………………………13
Заключение……………………………………………………………
Белорусская
Социалистическая Громада
Выполнил студент 2 - го курса
факультет Математики и Информатики
специальности "ПОИТ"
группы 8
Куликовский Николай Валерьевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Жизнь и деятельность
Ивана и Антона Луцкевичей……………………4
Глава 2 Казимир-Рафаил Карлович Костровицкий (Карусь Каганец)…………7
Глава 3 Тетка. Настоящее имя Элоиза (Алоиза) Степановна Пашкевич………10
Глава 4 Ластовский Вацлав Устинович…………………………………………12
Глава 5 Алесь Бурбис (Александр Лаврентьевич)………………………………13
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская Социалистическая
Громада появилась осенью 1903 г
и принадлежала к народным партиям.
Перед революцией 1905-1907 гг. немногочисленные
её группы были в Минске, Вильно и
Петербурге. Программа Громады, принятая
на первом съезде в 1903 г., основывалась
на идеях ПСР и ППС. Громада
считала себя социально-политической
организацией «рабочего народа». В
понятие «рабочего народа»
Белорусская Социалистическая Громада - первая в республике национально-демократическая партия социалистического направления. Была составной частью революционно-демократического потока национально-освободительного движения, она появилась на политической арене в самом начале ХХ в.
«Белорусская Революционная Громада в декабре 1903 г. приняла свое новое наименование - Белорусская Социалистическая Громада. Оно сохранилось до её распада в июле 1918 г., когда республику оккупировали немецкие войска. Партия зародилась в Минске. Её организаторами были А.И. Луцкевич (А. Новина), И.И. Луцкевич, К. Кастровицкий (К. Каганец), Ф. Стацкевич, А. Пашкевич (Цетка) и др».
По своему социальному
составу БСГ являлась объединением
представителей различных слоев
белорусской нации, среди которых
преобладали выходцы из шляхты, зажиточных
слоев крестьянства, интеллигенции
и чиновничества. Биографические данные
её лидеров свидетельствуют, что
это были в основном представители
двух классов, двух главных политических
течений - либерально-буржуазного и
демократического. Возможность такого
объединения в рамках одной политической
партии обусловливалась сравнительно
слабой классовой дифференциацией
формировавшейся белорусской
Это сказалось и на программных документах. Программное заявление, являвшееся по существу наброском программы, эклектически объединяло многие теоретические положения различных политических партий, прежде всего ППС, эсеров, а позднее Бунда и меньшевиков. В нем провозглашалась социалистическая ориентация. I съезд, проходивший в декабре 1903 г. в Вильно, принял новое название партии и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сохранившийся до начала первой русской революции. Однако в программе отсутствовало принципиальное различие между пролетариатом, крестьянством и другими слоями трудящихся. Подобно эсерам, она объединяла их в одну социально-экономическую категорию - трудовой народ и в равной степени стремилась опереться и на рабочий класс, и на крестьянство, и на интеллигенцию.
БСГ добивалась свержения самодержавия и провозгласила своей конечной целью утверждение социализма в Белоруссии. Известно, что все политические партии левее кадетов не отрицали социалистическую идею, каждая из них по-своему её понимала. БСГ, как и эсеры, выступала с обвинением марксистов в том, что они якобы подменили этическую сторону социализма прагматическим классовым интересом. БСГ рассматривала социализм как высший идеал борьбы, во имя осуществления которого должны быть объединены все силы нации - рабочие, крестьяне, интеллигенция. Выдвигая в своей программе задачу свержения самодержавия, она полагала приблизиться к осуществлению социалистической идеи путем последовательных социально-экономических реформ. Её национальная программа включала требования «возможно большей независимости национальной» и автономии не для Белоруссии, а для всего Западного края с сеймом в Вильно. «Мы стоим за национальную автономию, но сейм мы требуем не для белорусов, а для всего края, - в сейме должны быть представители всех народностей Северо-Западного края».
Программа по национальному вопросу требовала уничтожения национального гнета, равноправия наций и их права на самоопределение. Однако БСГ своеобразно пыталась решать национальный вопрос. В отличие от социал-демократов, особенно их радикального течения - большевиков, которые рассматривали его как составную часть борьбы за социализм, БСГ, признавая в целом классовую борьбу, фактически отрицала её внутри белорусской нации.
Анализ программных документов
БСГ свидетельствуют, что её политическая
позиция, в том числе и национальные
требования, не выходили за рамки революционно-
В 1905 г. БСГ создает «Белорусский Крестьянский союз» и организует первые дружины. Издаются листовки на белорусском языке.
В январе 1906 г. в Минске созывается II съезд БСГ, который занимался главным образом, разработкой аграрной программы. Работа ведется более усиленным темпом как среди крестьян и рабочих, так в среде учительства и учащейся молодежи. Ряд нелегальных крестьянских съездов. Организация среди рабочих профсоюзов.
Глава 1 ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИВАНА И АНТОНА ЛУЦКЕВИЧЕЙ
Иван Иванович Луцкевич родился 28 мая (9 июня) 1881 г. Антон Иванович Луцкевич родился 17 (29) января 1884 г. Семья жила в уездном городе Шауляй Ковенской губернии (ныне г. Шауляй, Литва). Род Луцкевичей происходил из обедневшей шляхты Минской губернии. Об этом свидетельствует фамильный герб "Навина", письменные источники о котором упоминают с XIV в.
Отец Иван Якимович Луцкевич был военным: участвовал в Крымской войне, был ранен и демобилизован, работал на железной дороге в Шауляй. Мать – София Лычковская происходила из небогатой дворянской семьи, которой принадлежал фольварок Ракутевщина близ местечка Красное. Как свидетельствует биографический очерк 1920 г., "семья Луцкевичей жила воспоминаниями о наполеоновском походе и восстаниях 1831 и 1863 гг., ценила идеалы демократии и жила повстанческими настроениями, в ней всегда царил искренний демократический дух, – и этим духом были проникнуты дети". Отец, Иван Якимович имел приятельские отношения с белорусским поэтом В. Дуниным-Марцинкевичем, это оказало влияние на дальнейшее воспитание сыновей. Братья Луцкевичи были воспитаны в шляхетских традициях и понятиях чести. Интерес к белорусской истории, национальным проблемам стал главным делом их жизни.
В 1887 г. семья Луцкевичей переехала в Либаву (ныне Лиепая, Латвия) в связи с переводом туда отца. Там в 1890 г. И. Луцкевич стал учиться в либавской Николаевской гимназии. В 1895 г. семья Луцкевичей перебралась в Минск. Чтобы не прерывать учебу, И. Луцкевича сначала оставили учиться в Либаве. Через полгода после переезда в Минск умер отец. В 1897 г. мать забрала Ивана к себе в город, где он поступил в пятый класс Минской гимназии. Антон Луцкевич в значительной степени под влиянием своего старшего брата Ивана уже со школы заинтересовался белорусской национальной идеей.
В 1902 г. братья закончили Минскую гимназию и переехали в Петербург. И. Луцкевич поступил на юридический факультет и одновременно в московский Археологический институт, который давал глубокие знания в области теории и практики работы с памятниками материальной культуры. После окончания Археологического института Иван Луцкевич закреплял знания по древней истории в Венском университете. Антон Луцкевич учился на физико-математическом факультете Петербургского, а позже на юридическом факультете Дерптского (ныне Тартусский) университетов. Иван и Антон Луцкевичи активно участвовали в революционных событиях 1905–1907 гг. в Минске. Под угрозой ареста они выехали в Вильнюс. В 1903 г. Иван Луцкевич был одним из основателей Белорусского социалистического общества, Белорусского кружка народного просвещения. По его инициативе были изданы белорусские газеты «Наша доля» и «Наша Нiва», созданы издательские отделения «Наш дом» (1908) и Белорусское издательское товарищество (1913), а в 1916–1918 гг. выходила газета «Гоман». В 1916–1920 гг. его усилиями в Вильнюсе открылся Белорусский клуб, вокруг которого объединилась любительская драматическая дружина под руководством Франтишка Олехновича, а в 1919 г. благодаря усилиям Ивана Луцкевича состоялось открытие первой белорусской гимназии в Вильнюсе, где он преподавал краеведение и белорусоведение.
Братья Луцкевичи вместе с В. Ластовским и другими представителями белорусской интеллигенции разрабатывали вопросы государственного самоопределения Беларуси. Иван выступал за восстановление в Беларуси церковной унии. Благодаря ему вопрос о национальном самоопределении белорусского народа впервые прозвучал на международных конференциях. Политик, талантливый оратор, Иван Луцкевич способствовал оживлению культурно-просветительской работы, пробуждению национального самосознания ученической и студенческой молодежи, интеллигенции.
Повлиял на творческую судьбу Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, З. Бядули, М. Горецкого и др. На протяжении большей части своей жизни, начиная с юношеских лет, Иван Луцкевич собирал памятники белорусской культуры, которые постепенно сложились в богатую и разнообразную коллекцию. Сбор древностей Иван Луцкевич начал еще во время обучения в гимназии. Коллекции пополнялись в результате археологических раскопок, многочисленных этнографических экспедиций, контактов с другими коллекционерами. До 1908 г., когда Луцкевич перевез свои сокровища в редакцию "Нашей Нiвы", коллекция уже имела экземпляры Библии Франциска Скорины, Устава Великого Княжества Литовского на старобелорусском языке, несколько слуцких поясов, экземпляры "Мужыцкай праўды" Кастуся Калиновского, а также другие ценные предметы. Иван Луцкевич готовился превратить свою коллекцию в полноценный музей, но так и не успел осуществить свои мечты при жизни. Тяжело заболев туберкулезом, И. Луцкевич в июне 1919 г. выехал на лечение в Закопаны (Польша), где и умер 20 августа 1919 г. Иван Луцкевич был похоронен в Польше, но в 1991 перезахоронен на кладбище Росса в Вильнюсе.
Антон Луцкевич активно занимался политической и общественной деятельностью. После оккупации Вильно в 1915 г. немецкими войсками возглавил Белорусское общество помощи пострадавшим от войны. Был одним из издателей газеты «Гоман». В 1917 г. он был председателем Виленского белорусского совета. В 1918 г. был инициатором провозглашения независимости БНР, занимал пост председателя Совета народных министров и министра иностранных дел БНР.
Еще в 1920 г. А. Луцкевич сделал попытку восстановить "Нашу Нiву", издал сборник "Памяти Ивана Луцкевича". Преподавал в Виленской белорусской гимназии белорусскую литературу (1920–1927 гг.), Переводил учебники, составлял учебные программы. А. Луцкевич опубликовал ряд работ по истории белорусской культуры, искусства и литературы, писал о возрождении белорусского искусства, о его исследователях и необходимости вернуть в Беларусь культурное наследие. Его усилиями при Белорусском научном обществе начал работать Виленский белорусский историко-этнографический музей, получивший имя в честь И. Луцкевича.
В течение 1920-х г., после Брестского мира 1921 г. и присоединения Западной Беларуси к Польше, продолжал заниматься политической деятельностью, уделяя особое внимание белорусскому вопросу. Основал Белорусский школьный совет, который позже объединился с Товариществом белорусской школы (ТБШ). В 1922 г. возглавил в Вильне Белорусский центральный избирательный комитет, разработал тактику и структуру Белорусского посольского клуба. После образования Белорусской крестьянско-рабочей громады (1925 г.) работал в ее редакционном комитете. Антон Луцкевич выступал за парламентские методы, отрицал революционные методы борьбы с санационным режимом Ю. Пилсудского. Выступил с резкой критикой национальной и аграрной политики советского руководства, И. Сталина и его окружения. В 1930-е гг. он отошел от политической деятельности, работал в Белорусском научном обществе и Белорусском музее, выступал с лекциями.
А. Луцкевич был арестован НКВД БССР 30 сентября 1939 г. в Вильне и помещен в Лукишкинскую тюрьму, после перевезен в Минск. 14 июня 1941 г. ему был вынесен приговор – за антисоветскую деятельность он на 8 лет приговаривался к заключению в трудовом лагере. В 1942 г. Антон Луцкевич погиб в лагере около Рязани. Реабилитирован в 1989 г.
Национальное возрождение, это не только политическая борьба: но и социальное, национальное, культурное, литературное и просветительское движение. Не удивительно и то, что представители его были одновременно политиками и общественными деятелями, просветителями и писателями.
Глава 2 КАЗИМИР-РАФАИЛ КАРЛОВИЧ КОСТРОВИЦКИЙ (КАРУСЬ КАГАНЕЦ)
Костровицкий Казимир Рафаил Карлович (29.01 (10.02) 1868, Тобольск - 20.05.1918), он же Каганец Карусь, К.К., Будимир, К.Шашаль работал десятником в Лиде на строительстве железной дороги Бологое-Сядлец в 1905 г., семья жила в Лиде до 1906. Общественный деятель, поэт, прозаик, драматург, детский писатель, автор первых белорусских учебников, переводчик, ученый-языковед, фольклорист, художник и скульптор. Рукописи в Национальной библиотеке, центральном государственном архиве, музее литературы и искусства, в библиотеке АН Литвы. Его родной брат врач Амброзия Костровицкий в Лиде и на ст. Курган, похоронен в Белогруде.
Информация о работе Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы