Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:49, реферат

Описание работы

Белорусская Социалистическая Громада появилась осенью 1903 г и принадлежала к народным партиям. Перед революцией 1905-1907 гг. немногочисленные её группы были в Минске, Вильно и Петербурге. Программа Громады, принятая на первом съезде в 1903 г., основывалась на идеях ПСР и ППС. Громада считала себя социально-политической организацией «рабочего народа». В понятие «рабочего народа» включались рабочие и все крестьяне. Аграрная программа БСГ в общих чертах была заимствована у эсеров. БСГ заявляла, что она будет стремиться к уничтожению частной собственности на землю и бороться за предоставление каждому человеку права на индивидуальное пользование землей без права пользования чужой наемной рабочей силой при одновременном распространении идеи всесторонней кооперации, как средство перехода к социализму.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Жизнь и деятельность Ивана и Антона Луцкевичей……………………4
Глава 2 Казимир-Рафаил Карлович Костровицкий (Карусь Каганец)…………7
Глава 3 Тетка. Настоящее имя Элоиза (Алоиза) Степановна Пашкевич………10
Глава 4 Ластовский Вацлав Устинович…………………………………………12
Глава 5 Алесь Бурбис (Александр Лаврентьевич)………………………………13
Заключение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

Судьба приготовила  этому человеку испытания непосильные. Литвинский шляхтич герба «Байбуза", горбатый с четырехлетнего возраста.

Костровицкие - древний разветвленный шляхтецкий род Беларуси. Иван Костровицкий - православный шляхтич, казначей Мстиславского уезда 15 в. Его внук Степан Костровицкий перешел в католическую веру. Переехали в Гродно - жили в Кастровичах.  Перебрались на Менщину.  В 1834 причислены к дворянам  Минской губернии.  Род становился все беднее. Отец Каруся Карл Самуилович (1814-1874) в середине 19-го века владел только фольварком Новоселки на Койданавшчыне, 6 крестьянских дворов жили на правах чиншевиков.  Мать Елена Тадеушевна  из Свенторицких (Свентаржэцких) (1835 -) из богатой семьи из-под Столбцов закончила Вильнюсский институт . Карлу было 40 (1854) и он был горбатым. Алене 19 лет.

Родился Карусь Каганец в Тобольске. Отец и ближайшие родственники Каруся приняли активное участие в восстании Кастуся Калиновского 1863-1864 годов. После подавления восстания их часть родового имения Новоселки (Минский уезд) была конфискована, а они сосланы в Сибирь. В Тобольске Карл служил. Его сын уже с детства, рос в ссылке, а более того, родился сосланным.

В 1874 семье  разрешили вернуться в Беларусь, жили в с. Засулье возле Столбцов. Там вскоре (в 60-летнем возрасте) умер отец Каганца. Семье не хватало средств для существования. Мать осталась с 4 детьми. Когда малышу Казику исполнилось 6 лет он, накинув сумку на плечо, пошел в пастушки и до 11 лет присматривал за скотом. В ненастье, в жару, был Каганец вместе с окружающей природой, и именно поэтому в его творчестве так много зарисовок родины. Мать, чтобы спасти семью, взяла в примы крестьянина Кардецкага, от которого родила еще троих детей. С Засулье семья переехала в Прымагилле под Дзержинском, где сестра матери отдала ей две волоки земли, которые принадлежали собственно Елене и не были конфискованы (Юцки, Прымагилле, Яцки). Зажили лучше. Возле Ластовского "имели дворовую службу, пекарню».

Но Казик - горбатое, нелюбимое дитя, полусирота, никому не нужен. Ушел из дома и нанялся в соседнем уезде пасти стадо. Дружил с крестьянскими детьми.

Казимир очень  старался получить знания, поэтому  с детства занимался самообразованием, а потом учился в Минском городском  училище, деньги в семье нашлись. В 1890-х годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где поразил профессуру, создав чрезвычайно  психологический скульптурный портрет  царя Ивана Грозного. Однако на завершение образования денег не хватило.

В 1893 году Казимир  Костровицкий начинает литературную деятельность. Являются псевдонимы. Имя в псевдониме "Карусь Каганец" взято в память отца. Карлов в Беларуси всегда называли Карусь.Фамилия - дань тогдашней моде на громкие, но народные прозвища. Поэт собирался светить народу. И светил, пока мог.

В 1899 году, в 30 лет, Каганец женился по любви  с Анной Прокопович (? -1934, Москва) и осел в урочище Лисьей Норы около  Прымагилля. Жил в домике без сеней с входом через конюшню. В 1901 служит в Минской чайной, в марте 1902 увольняют, три месяца в художественной мастерской в ​​Риге. В конце 1902 эконом в Минском обществе благотворительности - 2 года. Организует белорусский хор и оркестр. К 1905 г. в семье было двое детей. Земли было немного, и та песчаная бесплодна, и поэтому он подрабатывал в разных местах, в том числе и строил железную дорогу в Лиде. Каганец, как мы видим очень, часто менял место жительства. Это вызвано тем, что он принимал участие в революционном движении, и поэтому найти работу было трудно. В 1890 - начало 1900 публиковал обработки народных сказаний в газетах "Минский листок" и "Северо-Западный край".

В 1902 году Каганец  вместе с Антоном и Иваном Луцкевичами, Александр Бурбис, Элоиза Пашкевич (Тетка), Вацлавом Ивановский создает Белорусский Революционную Партию, которая с декабря 1903 сменила название на Белорусскую Социалистическую Грамаду (БСГ). Белорусский Социалистическое Общество стала первой белорусским партией, которая имела реальные силы, печатные издания "Наша Доля» и «Наша Нива". Карусь Каганец был руководителем Совета БСГ. В 1904 году он разработал проект газеты «Полесье». В марте 1905 участвовал в I крестьянском съезде Беларуси.

Во время революции 1905 г. Каганец работал десятником в  Лиде на строительстве железной дороги Бологое - Сядлец. Привез сюда жену и двое детей Янку и Мирона. 18 декабря 1905 г. Карусь Каганец вместе со Степаном Богушевичем поехали да Каганцовых братьев под Дзержинском и собрали там многолюдный митинг. Наутро 19 декабря их арестовали. До 16 мая 1906 находился в Минской тюрьме, сидел там 5 месяцев под следствием. По ходатайству родственников и друзей был отпущен до суда на поруки. После выхода из тюрьмы К. Каганец жил в Минске с семьей. С. Богушевич был признан больным тифом, суд над ним и Каганцом откладывался до 1910 г. С этого времени у Каганца начался новый период свободных заработков.

В мае 1906 основано первое белорусское  легальное издательство «Заглянет  солнце и в наше оконце». Инициатором  создания на кооперативных основах  этой издательской общины считается  преподаватель Петербургского университета Бронислав Эпимах-Шипило, вокруг которого объединилась группа белорусских интеллигентов, живших в столице. Возглавил и в начале финансировал общества один из основателей белорусского национально-освободительного движения Лидиянин Вацлав Ивановский. Первый параграф устава общины свидетельствовал о ее просветительскихе целях: «Общество устанавливается для того, чтобы печатать и распространять среди людей книги белорусские и все, что касается Беларуси».

Свою деятельность организация  начала с издания белорусских  учебников. Первой выпущенной в свет книгой стал «Белорусский букварь», автором  которого был Карусь Каганец. Букварь - первая попытка создать иллюстрированный детский учебник, когда еще не было ни белорусских школ, ни белорусской детской книги.  В 1906 г. вышли сразу три белорусских букваря в издательстве "Заглянет солнце и в наше оконце": "Белорусский букварь, или Первая наука чтения" Каруся Каганца, следом вышли "Первое чтение для деток белорусов" и "Гостинец для маленьких детей" Тетки, а в издательстве  Пентковского вышло сокращенное переиздание "Элементажа для хороших деток-католиков" латиницей по-белорусски. В букваре Каруся Каганца было 19 рисунков, считается, что они принадлежали самому автору. Рисунки были простенькие - корова, баба, бот, мать, плетень, лен, рыба, заяц - но именно они стали первым образцом отделки детской книги на Беларуси. Лемантар - настоящая авторская книга.

Таким образом начало белорусского образования полностью замыкается на лидян: Вацлав Ивановский - финансировал и возглавлял издательство, Карусь Каганец - писал "Белорусский букварь ..." как раз в 1905 году в Лиде, Алоиза Пашкевич (Тетка) - создала следующий после лементаря учебник «Первое чтение для деток белорусов».

В начале 1908 года Карусь Каганец - лесничий на Игуменщине у графа Потоцкого, под осень его переводят в Дулебы. В сентябре теряет службу и, оставив семью в Березине (родились еще две дочери Галина и Милена),переезжает в Вильно. Всю зиму 1909 -10 работает в ремесленной школе при церкви Св. Стефана создает деревянное распятие Христа и "Модный шляхтич" - бытовую комедию в одном действии. Изданная в 1910 г. тиражом в 400 экземпляров.

Об Карусе Каганце в Вильнюсе вспоминает Николай Шило: "В конце 1909 или начале 1910 года (точно не помню) в Вильнюс приехал Карусь Каганец. Приехал он и как всегда ходил, в полушубке и белорусской свитке. Свитка была опоясана ремнем, на котором висел привязанный к ремешку нож и Шабалтас. Спокойный, уравновешенный разговор его производил сильное впечатление. Его вид - малый рост, и горб, большая голова с посидевшей бородкой и живыми, проницательными глазами - тянул к себе каждого. Поселился К. Каганец у меня, на Набережной, около госпиталя Св. Якуба. Несомненно каждый свободный вечер Я. Купала проводил в беседах у нас. На какие только темы не шла речь: литература, и театр, и живописи (К. Каганец в полном значении этого слова был маляр и скульптор) , но каждая тема сводилась на нашу белорусскую жизнь и ее проблемы.

В это время проходили  репетиции к готовящейся белорусской  вечеринке. В программе - пьеса М. Крапивницкий "По ревизии", хор под дирижирование композитора Л. Роговска и белорусские танцы под руководством И. Буйницкого. Хотя Я. Купала участия не принимал, так как уже собирался ехать в Питер на курсы Черняева, но без его присутствия не состоялась ни одна репетиция или спевка.

2 апреля 1910 года Карусь Каганец по делу 1905 был осужден Виленской судебной палатой на год заключения и помещен в Минскую тюрьму. Сидел там некоторое время с Якубом Колосом. В тюрьме здоровье Каруся Каганца очень ухудшилось ...После освобождения в 1911 г. из тюрьмы Каганец живет в Минске у своей сестры Мани, где начал очень быстро сгорать от болезни, но как он хотел еще жить, еще творить. Два года перебивался случайными заработками пока не получил работу эконома в усадьбе шутки (Жортав) около Богданова в Копать весной 1912 г., где и прослужил последние 6 лет жизни.

В связи с тем, что "Наша нива" была издательским органом  БСГ, Карусь Каганец печатал в ней свои мысли, раздумья. Отдельным изданием вышел водевиль "Модный шляхтич", который пользовался большой популярностью. "Модный шляхтич" был одним из первых произведений национального театрального репертуара.

Председательствовал на съезде белорусских национальных организаций  в Минске 25-27 марта 1917, где обсуждалась  дальнейшая судьба края.

20 мая 1918 года умер от  воспаления легких в Примогилье, у брата по матери. Похоронен в с. Новоселки.

На его похороны ни жена, ни дети приехать не смогли.

В 1988 г на могиле поставлен  памятник. По воспоминаниям со всеми  говорил только по-белорусски. "Был  очень культурный, но немного сумасшедший  человек: ходил в тулупе и сапогах  и говорил по-мужицки. Мог жить по-человечески, но все попадался  за подстрекательство крестьян».

Сын Ваня стал капитаном дальнего плавания. Мирон погиб в 1919 году. Дочь Галина, окончив Горы-Горецкую академию, вышла замуж и уехала в Москву.

Именем Каруся Каганца назана сельскохозяйственное предприятие в Столбцовский район, в которое входит деревня Засулье.

Решением Минского городского исполнительного комитета от 30 июля 2004 г. № 1520 новой улице УМД-8 в микрорайоне  Лошица-4, 5, 6 от улицы Владислава Сыракомли до улицы РМ-7 уделено имя белорусского поэта, драматурга, публициста  и художника Каруся Каганца (Казимира Кастравицкага) и впредь постановлено именовать ее: "Улица имени Каруся Каганца (Улица имени Каруся Каганца)".

Карусь Каганец разносторонне ориентированный крестьянский культурный интеллигент первой волны белорусского возрождения. Если Богушевич - духовный вождь и учитель, то Карусь Каганец - учитель-практик, посеяв зерно национального сознания. Был человеком широких творческих интересов занимался многими отраслями искусства и науки и в каждой из них оставил довольно заметный для того времени след.

Ученый - языковед, фольклорист  и этнограф, живописец, график и скульптор. Занимался резьбой по дереву и  слоновой кости.

 

Глава 3 ТЕТКА. НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ  ЭЛОИЗА (АЛОИЗА) СТЕПАНОВНА ПАШКЕВИЧ

 

Алоиза Степановна Пашкевич родилась 3 июля 1876 года в фольварке Пещино.

Детство её прошло в фольварке  Старый Двор, где она росла у  деда. Своё первое образование будущая  поэтесса получила в Виленской частной женской гимназии Прозоровой. Позже она училась на высших образовательных курсах Лесгофта в Петербурге. Там же в 1904 году экстерном сдала экзамены за полный курс в Александровской женской гимназии. После этого Алоиза вернулась в Вильно, где с головой ушла в революционную работу. Девушка создавала рабочие и женские кружки, выступала на митингах.

В 1902 году началась и её литературная деятельность, привнесшая в белорусскую  поэзию новые образы, темы, мотивы.

Во время первой русской  революции (1905 год) Пашкевич работала фельдшером в Ново-Вилейской лечебнице. Одновременно она возглавляла революционную организацию, занималась агитацией крестьян и распространением прокламаций.

События разворачивались  так, что спустя год Алоиза вынуждена была эмигрировать в Галицию. Здесь она стала вольной слушательницей философского отделения Львовского университета. В 1906 году в Жовкве (неподалеку от Львова) Тётка издала свои сборники стихов «Хрэст на свабоду» и «Скрыпка беларуская». Здесь же вышла книга её переводов украинских прозаиков.

В том же году в Петербурге увидело свет и «Першае чытанне для дзетак беларусаў», написанное Пашкевич. На обложке этой книги впервые появился псевдоним Тётка. Добрая, славная Тётка сказывала детям сказки, сочиняла стихи, учебные тексты о родной земле, загадки, прибаутки.

«Першае чытанне для дзетак беларусаў» и "Букварь" вошли в число первых белорусских, учебников. Книги Тётки во многом предопределили развитие национальной учебной и детской литературы. Они проникнуты идеями народности, направлены на воспитание детей на положительных, примерах из труда и быта крестьянина, подчёркивают его трудолюбие. Произведения Тётки учили детей тонко чувствовать родную природу. В 1914 Тётка редактировала юношеский краеведческий иллюстрированный журнал "Лучинка" (1914 г., вышло 6 номеров), широко освещавший вопросы обучения и воспитания молодёжи.

В своих публицистических статьях ("Как нам учиться", "Берегите родное слово" и др.) Тётка выступила как пропагандист демократических взглядов на проблемы народного просвещения.

Алоиза Пашкевич продолжила свое образование на гуманитарном факультете Ягеллонского университета в Кракове. Некоторое время она провела в Закопане, надеясь вылечиться от открывшейся у нее чахотки. Но тоска по родине настойчиво звала поэтессу домой. В 1910 году она нелегально выезжала в Петербург и Вильно, а в следующем году вернулась в Беларусь.

Во время первой мировой  войны она отправилась сестрой  милосердия на фронт. Какое-то время  работала фельдшером в тифозном бараке.

Информация о работе Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы