Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:49, реферат

Описание работы

Белорусская Социалистическая Громада появилась осенью 1903 г и принадлежала к народным партиям. Перед революцией 1905-1907 гг. немногочисленные её группы были в Минске, Вильно и Петербурге. Программа Громады, принятая на первом съезде в 1903 г., основывалась на идеях ПСР и ППС. Громада считала себя социально-политической организацией «рабочего народа». В понятие «рабочего народа» включались рабочие и все крестьяне. Аграрная программа БСГ в общих чертах была заимствована у эсеров. БСГ заявляла, что она будет стремиться к уничтожению частной собственности на землю и бороться за предоставление каждому человеку права на индивидуальное пользование землей без права пользования чужой наемной рабочей силой при одновременном распространении идеи всесторонней кооперации, как средство перехода к социализму.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Жизнь и деятельность Ивана и Антона Луцкевичей……………………4
Глава 2 Казимир-Рафаил Карлович Костровицкий (Карусь Каганец)…………7
Глава 3 Тетка. Настоящее имя Элоиза (Алоиза) Степановна Пашкевич………10
Глава 4 Ластовский Вацлав Устинович…………………………………………12
Глава 5 Алесь Бурбис (Александр Лаврентьевич)………………………………13
Заключение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

С псевдонимом Тётка Алоиза Пашкевич стала “песней в народе”, выразительницей его дум и чаяний. А белорусская литература в лице Тётки обрела свою первую поэтессу.

Псевдонимов у поэтессы было несколько. Она называла себя Мацеем Крапiўкай, Гаўрылай з Полацка, Банадысем Асакой, Тымчасовым. С ранних лет творчество Тётки было связано с ее революционной деятельностью.

Литературное наследие, оставленное  Тёткой, это не только её стихи и  публицистика.  Пашкевич – одна из основоположников белорусского рассказа. Она писала о белорусском студенчестве в Петербурге («Зялёнка», 1912 год), жизни на селе («Мiхаська» и «Осенние листья», 1914), на другие темы.

Талант поэтессы был поистине многогранным: помимо литературы она  успешно занималась театром. В спектаклях актерской группы Игнатия Буйницкого Алоиза блестяще сыграла несколько ролей. Её уважали и ценили. Друзьями Тётки были Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

Судьба отвела Пашкевич слишком  короткий век. В 1916 году, живя в Вильно, она получила весточку с родины, где свирепствовал тиф. От страшной болезни умер отец поэтессы. Алоиза отправилась в родные места, чтобы спасать соседей. Там бесстрашная женщина заразилась тифом и 17 февраля 1916 года умерла.

Важнейшим моментом в национальном движении Белоруссии было появлении  легальной печати на белорусском  языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью  разбудить белорусское самосознание.

 

Глава 4 ЛАСТОВСКИЙ ВАЦЛАВ УСТИНОВИЧ

 

Белорусский общественный и  политический деятель, писатель, историк, филолог, литературовед, этнограф.

Родился 27 октября 1883 года на хуторе Колесники Дисненского уезда Виленской губернии (теперь Глубокский район Витебской области) в семье безземельных шляхтичей. Закончил на родине Погостскую начальную школу, после чего непродолжительное время изучал латинский язык у своего дяди Франца Ластовского. В 1896г. уехал в Вильно, где работал посыльным в винной лавке.

В 1902г. вступил в Польскую социалистическую партию в Литве. В 1904 – 1905гг. слушал лекции в Петербургском  университете. С 1906г. проживал в Риге, где занимался самообразованием, здесь присоединился к местному белорусскому движению. В 1906 – 1908гг. являлся  членом партии Белорусская Социалистическая Грамада.

С марта 1909г. Вацлав Ластовский вновь оказался в Вильно, где в 1909 – 1914гг. являлся редакционным секретарём газеты «Наша Ніва». Редактировал журналы «Саха» (1912), «Беларускі сцяг» (1922), газету «Гоман» (1916 – 1917). Выступил инициатором широкой дискуссии о путях развития, творческих методах, направлении и стиле белорусской литературы.

Во время Первой мировой  войны оставался в Вильно. В  январе 1915г. совместно с другими  белорусскими общественно-политическими  деятелями подписал обращение к  немецким оккупационным властям  об издании белорусских газет. Управлял Белорусским издательским товариществом, курировал издание школьных учебников, сам участвовал в их написании. Ластовский является одним из авторов «Меморандума представителей Беларуси», в котором отстаивал право белорусского народа на национально-государственное развитие. В марте 1918г. вошёл в состав Совета Белорусской Народной Республики (далее – БНР). Участвовал в провозглашении независимости БНР. В конце 1918г. был белорусским атташе при литовском посольстве в Берлине. С 1919г. – член Белорусской партии социалистов-революционеров (далее – БПС-Р). В декабре 1919г. возглавил Кабинет министров Народной Рады БНР.

17 декабря 1919 года польские  власти арестовали Вацлава Ластовского. Из-под стражи он был освобождён в феврале 1920 года, затем переехал в Ригу, а оттуда – в Каунас. Вместе с другими белорусскими общественно-политическими деятелями вошёл в Комитет заграничных групп Белорусской партии социалистов-революционеров. Участвовал в организации антипольского партизанского движения. После подписания предварительных условий мира между Советской Россией и Польшей (октябрь 1920г.) на мирной конференции в Париже Ластовский просил страны Антанты оказать помощь правительству БНР. 20 октября 1920 года на конференции в Риге под руководством Вацлава Ластовского был создан блок белорусских партий, который выступал за независимую и неделимую Беларусь. В связи с расхождениями по вопросам тактики Комитета заграничных групп и Центрального Комитета БПС-Р на съезде партии в Минске в декабре 1920г. исключен из партии белорусских эсеров, которые на советской территории в это время поддерживали советскую власть.

В 1920 – 1923гг. Вацлав Ластовский с дипломатическими миссиями навестил Бельгию, Германию, Ватикан, Италию, Чехословакию, Францию, Швейцарию, выступая за права белорусского народа, в особенности в Западной Беларуси. 20 апреля 1923 года подал в отставку с должности премьер-министра БНР. Работал в Министерстве белорусских дел в Литве. В 1923 – 1927гг. издавал журнал «Крывіч», напечатал несколько учебников. Возглавлял «Комитет 400-летнего юбилея белорусской печати».

Под нажимом неблагоприятных  обстоятельств (отказ литовского правительства  финансировать издание «Крывіча», политический переворот 17 декабря 1926 года в Литве) в апреле 1927г. переехал в БССР.

Работал директором Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской  культуры. С 1928г. является академиком Белорусской  Академии Наук. Работал в «Комиссии  живого белорусского языка», входил в  «Комиссию по охране памятников старины  в БССР». Организовывал этнографические  экспедиции в разные регионы Беларуси, во время одной из которых был  найден Крест Ефросиньи Полоцкой.

Постановлением Совета Народных Комисаров БССР 20 ноября 1929 года освобожден от должности секретаря Белорусской  Академии Наук. 21 июля 1930 года был арестован  по делу «Союза освобождения Беларуси». Содержался в тюрьмах Москвы и  Минска. В 1931г. выслан на 5 лет в Саратов, лишён звания академика. Работал  заведующим отдела редких рукописей библиотеки Саратовского университета. Повторно арестован 20 августа 1937 года. Военной коллегией Верховного суда СССР 23 января 1938 года приговорён к расстрелу «как агент польской разведки и участник национал-фашистской организации». По первому приговору реабилитирован 10 июня 1988 года, по второму – 16 сентября 1958 года, восстановлен в звании академика Академии Наук Беларуси в 1990г.

Кроме общественно-политической деятельности, Ластовский также известен как видный исследователь истории Беларуси. В 1910г. он издал «Короткую историю Беларуси», в начале 1920-х годов работал над «Очерками белорусской истории». Исследовал древне-белорусскую литературу, результатом чего стало издание в 1926г. «Истории белорусской (кревской) книги». Автор исторической повести «Лабиринты» (1923), серии "букварей", предназначенных для детей и молодежи.

 

Глава 5 АЛЕСЬ БУРБИС (АЛЕКСАНДР  ЛАВРЕНТЬЕВИЧ)

 

20 октября 1885 в Вильнюсе, в семье Лаврентия Бурбиса родился сын, которого - по обычному белорусского обычаю - решили назвать ласковым и добродушным именем - Алеська. С детства обнаружил он большой интерес и склонность к наукам.  Уже во время учебы в Виленской гимназии интересовался и увлекался литературой и языками, историей и географией. ... Несомненно, что уже тогда, на рубеже ХIХ и ХХ веков,  сформировались его позиции в жизни, взгляды и оценки действительности.

В политическую деятельность, учиться и тем более работать без которой вряд ли мог тогда  сознательный и искренний белорус, Алесь Бурбис включился, естественно, очень и очень рано: еще даже не имея 17 лет жизни. В 1902-м вместе с другими белорусскими парнями и девушками он создает организацию Белорусской революционной грамады. С братьями Антоном и Иваном Луцкевичами, Вацлавом Ластовским, Карусем Каганцом и Алаизай Пашкевич (Тетка) ... Это потом матушка-История разберется и утвердит, что Грамада стала первой белорусской социалистической партией, которая, по убеждению такого авторитетного белорусского деятеля как Дмитрий Жылуновiч (Тишков сказки), «основательно поставила вопрос социально-национального освобождения белорусских рабочих гуще» ... Для того времени это было действительно самое что ни есть народное стремление.

Партий и движений вскоре, буквально в течение трех-пяти лет, появилось более чем достаточно: Бунд, социал-демократическая партия Литвы и Польши, партия польских социалистов и др. Они, между прочим, главным своим предназначением  видели национальное освобождение еврейского, польского и литовского народов. И это было естественно: евреи  и поляки, литовцы и белорусы жили в условиях национального давления, унижения, оскорбления.

... Белорусской революционной  грамаде было труднее, чем другим партиям: большинство белорусов жили в сельской местности, и идеи социал-демократизма туда проникали очень медленно и совсем не широко. Алесь Бурбис и его единомышленники занялись после создания БРГ пропагандой и распространением намерений и устремлений «своей» партии.

Следующий, 1903 год, был обозначен  проведением съезда БРГ, на котором  партия была переименована в Белорусскую Социалистическую Грамаду. Задачи в ее программе уже ставились более конкретные и довольно неожиданные для того времени: свержение самодержавия и завоевание демократических свобод (по тогдашней терминологии - вольностей) в союзе с другими народами Российской государства. Конечная же цель - построение социализма - воспринималось хотя и отдаленной, мало кому понятной, зато - модной, созвучной намерениями и задумами других течений и движений в тогдашней царской России. Правда, относительно одного из важнейших вопросов - национального - БСГ немного качалась: в 1903-м она высказывалась за создание независимой Белорусской демократической республики, а через три года - в 1906-м - уже за государственную автономию Беларуси с сеймом в Вильно в составе Российской Федеративной демократической республики.

Алесь Бурбис, несмотря на его молодость, был самым что ни есть активным и подвижным деятелем партии. Начав агитатором, он становится организатором партийных дел: в 1903-м его избрали членом Центрального комитета Общества.

Девятнадцатилетним юношей, одним из лидеров Громады, он познакомился в 1904-м с самим Янкой Купалой. Кстати, это было собрание на подпольной  квартире. Вскоре, что называется, по свежим следам, Янка Купала напишет: «... Все это были горячие, бешеные  головы, которые собирались целый  мир перевернуть вверх ногами».  …Вот среди них и был Бурбис, тогда еще молодой, веселый, такой легкодоступный парень.  …Бурбис сыпал своими острыми словцами как из решета. Он любил шутку, любил посмеяться, хотя это и был смех сквозь слезы. Из разговоров людей, что собрались на этой квартире, я понял, что здесь решается, обсуждается очень важный вопрос о том, чтобы поднять весь белорусский народ, все белорусское крестьянство против панов и их исконных издевательств. В центре этих планов стояло национальное и экономическое освобождение Белоруссии. И впереди всех шел за свободу и освобождение белорусского крестьянства Бурбис ... »

Такие подвижники, праведники, как он, и способствовали тому, что  партия БСГ росла и расширялась. Она объединяла во время революционных  событий 1905 несколько тысяч человек. И не только крестьян, но и рабочих  Минска и Вильно, Гродно и Ново-Вилейки ...

В январе 1906 года в Минске прошел второй съезд Белорусской  Социалистической Громады. На нем «громадовцы»  приняли новую программу и устав, избрали Центральный комитет в составе Антона и Ивана Луцкевичей, Алеся Бурбиса ...

Именно на том съезде и  вырабатывалась стратегия получения  Беларусью автономии в составе  Российской Федеративной демократической  республики.

В программе партии было зафиксировано: БСГ, организующее рабочий народ белорусского края без различия национальности, видит конечную цель в замене капиталистического строя социалистическим. Главным врагом всех угнетенных народов Российской империи виделось царское самодержавие. Своей ближайшей политической задачей партия считала свержение его. Кстати, за осуществление этой задачи Громада выступала совместно с пролетариатом всей царской России. Она предлагала заменить самодержавный строй Российской империи Федеративной-демократической республикой со свободным самоопределением и культурно-национальной автономией народностей, входивших в состав государства. Алесь Бурбис в течение последующих своих действий гордился и свидетельствовал о том, что в программе Громады 1906 были многие его наработки.

Сам же он по-прежнему находился  в гуще событий. В организации  Белорусского крестьянского союза, учреждении Белорусского учительского союза и Белорусского союза наставницких семинарий, которые тогда, в первые годы нового, ХХ века, играли значительную роль в объединении молодой белорусской интеллигенции, роль Алеся Бурбиса никто не отрицал и не ставил под сомнение ... К сожалению, длилось его тогдашняя работа на общественно-культурной и просветительской ниве так недолго.

... В конце августа 1906-го  в деревне Дольная Щорсовской волости его арестовали с поддельным паспортом на имя Генриха Буховецкого. Нашли при нем листовки чего, впрочем, и хватило для вывода, сделанного прокурором Минского окружного суда: «Все эти произведения призывают крестьян к открытому вооруженному восстанию против правительства» ...«Буховецкого»-Бурбиса сажают в Новогрудский замок, а потом под конвоем сопровождают в Минскую тюрьму.Оттуда он выйдет только в конце июля 1909 ...

Много событий - прежде всего  политических - произошло в нашем  крае за те неполные три года. Алесю  Лавреновичу больше всего обидно и больно было за дела вокруг легальной ежедневной газеты «Наша доля», которая начала выходить в Вильнюсе с сентября 1906 года по решению июньской (того же года) конференции Белорусской Социалистической Громады, в которой он еще успел принять участие. Газета имела необычайно сильное впечатление на белорусское общество, - отмечал в 1916-м И. Мелешко. «На видном месте везде видно белорусскую газету, которую брали нарасхват. Дверь редакции не закрывались ни на минуту. А через несколько дней, как первые номера дошли до деревни, оттуда поплыли неслыханные полчища писем, в которых слышались слезы радости «простых», «серых» людей, которые наконец-то дождались, что их «простым» языком печатают газету! ».

К сожалению, уже шестой номер  «Нашей доли", которую Алесь Бурбис считал своим «детенышем», был конфискован полицией, а седьмой вообще уничтожены в наборе. В январе 1907-го Виленская судебная палата навсегда запретила издание газеты.

Тем не менее, зерно национал-возрожденческой  работы было посеяно - глубоко, надежно, с добрыми и основательными всходами. «Нашу долю» сменила «Наша  Нiва» - еще больше белорусская, еще больше национальная газета.

Отбыв почти трехлетнее тюремное заключение, Алесь Бурбис вернулся на свою малую родину - в Вильнюс. Время было мрачное, неопределенное, а надо же было жить, что-то делать ... Он пошел на службу в Виленское  общество сельского хозяйства и почти шесть лет отработал в нем. Иногда присылал статьи в «Народную Газету», их обычно печатали охотно, но по просьбе автора подписвали  псевдонимами, многие из которых не разгаданы и до сегодняшнего времени. Правда, один из них - не самый главный - все же установлен: Старый Пилип. Почему «Пилип» - загадка загадок, а вот «старому» тогда не было еще и тридцати лет ...

Разнообразие его таланта  тогда и проявилась с новой, неожиданной  силой и направленностью.  И  имело выход прежде всего, в театральном деле.

В 1909-м в Вильнюсе пошла  широкая молва о Белорусском  народном театре и хоре. У истоков  стояли  Бурбис,  Алаиза (Тетка), братья Леопольд и Чеслав Родевичы. Через два года театр и хор превращаются в Вильнюсский белорусский музыкально-драматический кружок, который в следующем, 1912-м, в полном составе вливаецца в театр Игната Буйницкага. В первой профессиональной театральной труппе белорусов Алесь Бурбис становится режиссером-постановщиком. На поставленную им пьесу Винцент Дунина-Марцинкевича «залета» попасть было очень непросто, а о самой постановке не раз писали тогдашние газеты.

Информация о работе Белорусская Социалистическая Громада и развитие ее политической программы