Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:57, реферат
Описание работы
Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВПО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I» ВЕЛИКОЛУКСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
Реферат
на тему: Благотворительность
в России (1906-1914 гг.)
Выполнила:
Заречная Алина Витальевна
Студентка ВФПГУПС
Факультет: транспортное
строительство
Группа СЖУ-402
Введение
Благотворительность в России
имеет исторические корни, которые связаны
со становлением и развитием Российского
государства.
Первоначально благотворительность
формировалась на идеях христианства,
и поэтому наиболее простой и древней
формой филантропической деятельности
в России были раздача милостыни нищим
и пожертвования в церковь. Церковное
имущество провозглашалось достоянием
бедных, а священнослужители лишь распорядителями
этого имущества в интересах обездоленных.
Пожертвования в
церковь притекали также под
влиянием взгляда на благотворительность
как на «защиту от грехов».
Вполне естественно, что все это
обеспечило церкви на долгое
время ведущую роль в благотворительной
деятельности. Благотворительность
оказывалась церковью через монастыри,
но выражалась она, главным образом,
в бесплатной раздаче пищи
и милостыне бедным, что приводило
к «увеличению числа нищих
вместо облегчения бедности»
Вторым, не менее важным источником
благотворительности, была народная традиция
взаимопомощи, которая основывалась не
столько на моральных и религиозных воззрениях,
сколько на здравом смысле и опыте человеческого
общежития: любой, кто помогает ближнему
в беде, давая ему работу и деньги, знает,
что, окажись он в подобной же ситуации,
ему можно рассчитывать на помощь со стороны
других. Взаимопомощь обусловливает принцип
равенства дающего и берущего и тот и другой
равны перед ударами судьбы. Лишь только
такая благотворительность не унижает
берущего.
Постепенно благотворительность
стала приобретать организованный характер.
Благотворительность как общественная
деятельность имеет
важнейшее значение. Даже семантика
слов ≪благо≫ и ≪творить≫ имеет сильнейшую
духовно-мировоззренческую составляющую.
Актуальность благотворительной
деятельности как социального института
сложно переоценить — это одна из форм
созидательного взаимодействия между
членами общества. Благотворительная
деятельность выполняет важные функции
как средство компенсации недостатков
перераспределения общественных благ
(как материальных, так и нематериальных),
как способ реализации человеком духовной
потребности в помощи ближнему и как важнейший
инструмент самоорганизации общества.
Глава 1. Основные виды
и цели благотворительной деятельности
1.1. Понятие благотворительной
деятельности
Благотворительная деятельность
в наиболее общем значении понимается
как добровольное безвозмездное содействие
одних членов общества другим, признаваемым
нуждающимися в такой помощи в соответствии
с нормами и обычаями данного общества.
Исходя из такого понимания благотворительной
деятельности можно установить ряд ее
существенных с правовой точки зрения
признаков.
Благотворительная деятельность
— это всегда взаимоотношения между членами
общества, т. е. между людьми или группами
людей. Субъектами отношений являются
члены общества, люди или группы (объединения,
организации).
В упомянутых отношениях участвуют
две категории субъектов: нуждающиеся
в помощи и готовые ее оказать. Нуждающимися
могут быть как индивиды — инвалиды, ветераны,
дети-сироты, вынужденные переселенцы
и т. д., так и группы людей — семьи. При
этом организации (юридические лица) не
могут признаваться нуждающимися, на что
есть причины, связанные с гражданско-правовой
ролью и функциями юридических лиц. Благотворителями
же могут быть как индивиды и их группы,
так и организации.
Современные исследователи
выделяют следующие функции благотворительности:
перераспределение экономических благ,
психологическая и коммуникативная функции,
преодоление социального отчуждения,
демократизация общества, социальная
адаптация, воспитательная, предупредительно-профилактическая,
правозащитная.
Благотворитель не заявляет
и не определяет заранее выгоду от своего
благотворительного действия, даже если
эта выгода наступает. Благотворительность,
в отличие от спонсорства, может быть анонимной.
Благотворительность может быть направлена
на поощрение и развитие каких-либо общественно
значимых форм деятельности, например
защиты окружающей среды, охраны памятников
культуры.
Как правило, понятие ≪благотворительность≫
употребляется как синоним филантропии.
И то и другое означает оказание помощи
и покровительства неимущим, нуждающимся.
Иногда филантропию понимают шире — как
человеколюбие (от греч. philanthrōpia < phileō люблю + anthrōpos человек).
1.2. Религиозный фактор
в благотворительной деятельности
Благотворительность изначально
была связана с религиозными и этическими
нормами, поэтому целесообразно рассмотреть
этическую базу милосердия в разных религиях,
а также способы и формы ее проявления.
Согласно христианским нормам,
общим для православия, католичества и
протестантизма, считается, что единственно
верное распоряжение богатством — это
забота о бедных. Благодеяние должно быть
добровольным, бескорыстным, негласным,
должно присутствовать избирательное
отношение к нуждающимся.
Христианство имеет определенные
точки пересечения в данном вопросе и
с языческой греко-римской цивилизацией.
Язычники также считали, что нищие находятся
под особым покровительством божественных
сил.
Христиане позаимствовали у
греков и римлян идею благотворительности
как восстановления социальной справедливости
и ответственности богатых перед бедными,
а также практику избрания определенных
людей для несения социального служения.
Именно христиане создали первые общественные
благотворительные организации и ввели
их в римское
право.
В православии считается, что
благотворение имеет следующие цели: проявление
христианской любви — сострадания, уподобление
Богу — Подателю благ (теозис), самосовершенствовани
на пути к спасению.
Благодеяние осуществляется
не ради благодетеля и даже не ради нуждающегося
самого по себе, а ради Христа и для того,
чтобы благим примером призвать
окружающих к человечности.
Протестантизм в XVIII в. положил
начало институционализации милосердной
деятельности, т. е. она становится формой
социальной работы и начинает
восприниматься как ответственность общества
и государства.
Из 100 тыс. благотворительных
фондов в мире 54 тыс. находятся в Америке,
где сильны протестантские традиции. Вместе
с тем в некоторых протестантских деноминациях
общественная взаимопомощь осталась традиционно
общинной и предназначенной только для
ее членов, как,
например, это было у меннонитов.
В иудаизме благотворительность
обозначается словом ≪цдака≫ — буквально ≪праведность≫ или ≪справедливость≫. По своей важности она равна
всем остальным заветам, вместе взятым.
Расходы на благотворительность
должны составлять 10% от годового дохода.
На самом деле эта десятая часть и не принадлежит
человеку. Оставить все заработанное
себе — значит ограбить
бедных. Хотя давать больше
10% дохода на цдаку поощряется, при этом
не следует расходовать на благотворительность
больше одной пятой части состояния, чтобы
самому не обеднеть и не быть вынужденным
пользоваться благотворительностью других.
Бедный имеет право получать,
а состоятельный человек должен давать.
От обязанности проявлять милосердие
не освобождается никто: ни сильные мира
сего, ни последний бедняк. Даже бедняк,
существующий милостыней, должен давать
милостыню.
В первую очередь цдаку дают
близким — соседям, родственникам, далее
— всем остальным. Можно принудить судом
к оказанию благотворительности того,
кто отказывается помогать бедным или
дает меньше, чем позволяют его средства.
В пользовании благотворительностью
женщины имеют приоритет перед
мужчинами. Бедному родственнику
нужно оказать помощь раньше, чем постороннему
бедняку. Оказавшийся в чужом городе без
средств также имеет право на благотворительность.
Человек не обязан продавать предметы
домашнего обихода, чтобы содержать себя,
и, находясь в нужде, вправе пользоваться
благотворительностью.
Иудаизм придает большое значение
сохранению человеческого достоинства,
и поэтому считается гораздо более правильным
осуществлять помощь так, чтобы
дающий не знал, кто ее получает, а получатель
не знал, кто ее дает. Еще лучший способ
дать цдаку — считать пожертвованное
бессрочной беспроцентной ссудой. В таком
случае человек, берущий деньги, не должен
чувствовать себя неловко.
Государство в мусульманских
странах, поощряя развитие благотворительности,
признает так называемый вакф (или вакуф)
— имущество, переданное государством
или отдельным лицом на религиозные или
благотворительные цели. В вакф может
входить как недвижимое, так и движимое
неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее
пользу (доход) и нерасходуемое (например,
в вакф не могут быть переданы деньги).
В буддизме считается, что главная
добродетель — это ≪каруна≫, сострадание, исходящее из
признания того, что все живые существа
друг с другом связаны, поскольку все пребывают
в сансаре (круге перерождений) и все стремятся
из нее выйти. Поступок одного человека
имеет глобальное значение для всего мира.
Поэтому все социальные проблемы на самом
деле решаются благодаря преображенному
внутреннему миру человека.
Буддист благотворит
благодаря своему просветлению и своим
благодеянием сеет добрые чувства в облагодетельствованных,
и таким образом зла и его
корня — неведения о благе и
подлинной сущности вещей — становится
меньше. Поскольку все взаимозависимо,
то на самом деле все равны и любая помощь
другому — это дар равному.
Глава 2. Российский опыт
благотворительной деятельности
2.1. Исторический опыт
благотворительной деятельности в России
В России накоплен достаточно
обширный опыт благотворительной деятельности
и регулирования государством этой сферы,
поэтому целесообразно кратко рассмотреть
основные этапы развития благотворительности
и социального служения.
Есть свидетельства о зачатках
благотворительности у язычников - славян.
У них было принято выкупать своих пленных,
организованно заботиться о соплеменниках,
принимать странников. С принятием христианства
эта природная отзывчивость славян получила
прочную религиозную основу. Пример подавали
князья и бояре, тратившие на нищих личные
средства.
В 996 г. Устав князя Владимира
возлагал попечение о бедных на церковь.
Великий князь Ярослав Владимирович,
вступивший на престол в 1016 г., внес в церковный
и земский уставы специальные разделы,
связанные с благотворительностью. На
личные средства он основал дом для сирот,
в котором обучались и проживали 300 воспитанников.
Активно помогал неимущим и
недужным князь Владимир Мономах, он щедро
раздавал деньги нуждающимся и первым
сформулировал концепт ≪нищелюбия≫ для властей предержащих.
Сестра Владимира Мономаха
Анна Всеволодовна открыла в Киеве
и содержала на собственные средства школу
для девиц, сама обучала учениц грамоте
и ремеслам.
Сын Владимира Мономаха князь
Ростислав отличался особой любовью к
бедным.Ростислав отдал им все имущество,
полученное в наследство.
Князь Андрей Боголюбский приказывал
развозить по улицам еду и раздавать бедным,
а князь Роман Мстиславич все свое имущество
раздал неимущим, а сам умер в нищете.
Александр Невский за счет своей
казны выкупал русичей из плена, Дмитрий
Донской помогал строиться погорельцам,
раз-
давал нищим милостыню.
Русское православное духовенство
также считало благотворительность неотъемлемой
частью своей деятельности. При всех нищим
раздавали еду и милостыню, устраивали
особые помещения для больных и престарелых,
неспособных содержать себя — так называемые
скудельницы. ≪Скудельница≫ происходит либо от слова ≪скудость≫, либо, что вероятнее всего,
от слова ≪скидель≫, т. е. ≪глиняная посуда≫. В старину скудельницами назывались
места, богатые глиной и к посевам не пригодные.
Когда глину всю выбирали, место отдавали
под погребение странников, нищих, инородцев
и умерших в эпидемиях.
В первый раз упомянуто о скудельнице
в Новгородском летописце 1230 г., где говорится,
что архиепископ Спиридон поставил в Новгороде
скудельницу у храма св. Апостолов в яме
на Прусской улице. В Софийском временнике
под 1474 г. в первый раз упоминается о селе
Скудельничем в Москве. ≪Убогие домы≫ были по всей России, первые
— в Новгороде, Киеве, Владимире, Москве.
До XV в. благотворительность
осуществлялась от имени князей как отдельных
людей, а не от имени государства.
Иван III в конце XV в. издал законы
о выделении средств монастырям и церквям
для благотворительной деятельности.
В исторических памятниках XIV–XV вв. есть
отдельные указания об организации общественного
призрения. Есть свидетельство, например,
что псковский князь Всеволод организовал
дом, в котором воспитывались ≪слепые, глухие, хромые и больные≫. В Смоленской области имелся
странноприимный дом для слепых, глухонемых
и хромых. Первые сведения о возникновении
организованной благотворительности
в России можно отнести к 1551 г. Монастыри
и церковные приходы должны были заниматься
благотворительностью под государственным
присмотром, содержать больницы, приюты,
школы для сирот, библиотеки, организовывать
бесплатные обеды.
Царь Михаил Федорович в 1613
г. поручил Патриаршему приказу открытие ≪сиротских домов≫. В 1635 г. царь пожертвовал землю
бывшего ≪убогого дома≫ (места, куда свозили тела умерших ≪дурной смертью≫, т. е. без покаяния) новому Покровскому
мужскому монастырю (в районе современной
Таганской улицы).