Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:41, реферат
Первые броненосцы появились в конце Крымской войны. В 1854 г. император Франции отдал приказ о постройке пяти плавучих бронированных батарей. По первоначальному проекту эти маломореходные суда хотели снабдить традиционным парусным вооружением, которое впоследствии отменили, оставив две легкие мачты и небольшую парусность. Батареи имели водоизмещение 1460 т, длину 53 м. Их деревянные корпуса представляли собой обыкновенные платформы прямоугольной формы шириной 13,1 м для удобного размещения артиллерии, которые обшили железными плитами толщиной 102 мм. Вооружение батарей составили восемнадцать 50-фунтовых гладкоствольных орудий.
Краткий анализ эпохи……………………………………………………...3
Начало судостроения в России…………………………………………....3
Период строительства……………………………………………………...5
Вооружение «Петра Великого»…………………………………………...6
Трудности в изготовление брони…………………………………………7
Спуск на воду ……….……………………………………………………..8
Первые плавания…………………………………………………………...9
Кампания 1877…………………………………………………………….10
«Петр Великий» покидает Кронштадт…………………………………..11
Снова в Балтике…………………………………………………………...12
Основные характеристики………………………………………………..12
Мореходные и маневренные качества……………………………….12
Корпус………………………………………………………………….13
Бронирование………………………………………………………….16
Главные и вспомогательные механизмы…………………………….17
Артиллерийское и минное вооружение……………………………...18
Якорные и рулевые устройства.
Рангоут, шлюпки и дельные вещи…………………………………....19
Новый проект……………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный морской
Реферат
По дисциплине «История кораблестроения»
«Броненосец “Петр Великий”»
ВЫПОЛНИЛ
Студент группы 1310
______ Жмойда И.А.
ПРИНЯЛ
Преподаватель
______ Никитин Н.В.
Санкт-Петербург
2009
Содержание:
Рангоут, шлюпки и дельные вещи…………………………………....19
Список использованной литературы………………………………………..24
В истории развития науки и техники бывают периоды, когда какое-либо новшество делает коренной переворот и все, создававшееся до этого в течение десятилетий, устаревает, открывая дорогу новому.
В судостроении к таким новшествам следует отнести появление на кораблях сначала паруса, потом коренные изменения в конструкции корпуса, затем замена простейшей артиллерии на более совершенную, появление брони, и так далее. Таких примеров можно привести множество. Переворот, тесно связанный с развитием техники и металлургии, произвела появившаяся на судах в начале девятнадцатого века паровая машина, а спустя полстолетия защита кораблей от вражеской артиллерии броней.
Первые броненосцы появились в конце Крымской войны. В 1854 г. император Франции отдал приказ о постройке пяти плавучих бронированных батарей. По первоначальному проекту эти маломореходные суда хотели снабдить традиционным парусным вооружением, которое впоследствии отменили, оставив две легкие мачты и небольшую парусность. Батареи имели водоизмещение 1460 т, длину 53 м. Их деревянные корпуса представляли собой обыкновенные платформы прямоугольной формы шириной 13,1 м для удобного размещения артиллерии, которые обшили железными плитами толщиной 102 мм. Вооружение батарей составили восемнадцать 50-фунтовых гладкоствольных орудий. Для противодействия навесным выстрелам верхнюю палубу также покрыли листами железа. Маломощная паровая машина сообщала этим судам ход всего в 3-4 узла, и даже при небольшом волнении их приходилось буксировать.
Сразу же после Крымской войны Франция первой приступила к созданию броненосного флота. Главным строителем французского флота был Дюпюи де Лом.
Уступив на год первенство в начале строительства броненосцев, Англия, ревниво следившая за состоянием судостроения своего давнего конкурента, в мае 1859 года заложила спроектированный главным кораблестроителем флота Уаттсом своей первый броненосный фрегат "Warrior", а в октябре того же года однотипный с ним "Black Prince". Имея развитую металлургическую и судостроительную промышленность, Адмиралтейство строило корабли целиком из железа, что давало им несравненно большие преимущества перед французской системой постройки из дерева. Помимо долголетия, преимущества заключались еще и в обеспечении непотопляемости водонепроницаемыми переборками.
2. Начало броненосного судостроения в России
Основным центром в
организации железного и
В сентябре 1860 г. военно-морской агент в Англии генерал-адъютант граф Путятин сообщил сведения об изготовлении на местных заводах броневых плит, выслав шесть подобных плит в Россию. Сразу после доставки плит изготовили два щита из тика и дуба, представляющих борт корабля, и произвели их расстрел, давший хорошие результаты. Одновременно к изготовлению плит приступили Адмиралтейские Ижорские и Путиловские заводы. Чуть позже первые плиты изготовил и Кронштадтский завод. К середине 1861 г. профильное и листовое железо согласились поставлять уже семь отечественных заводов.
Следующим шагом Морского
министерства, не имевшего опыта в
организации строительства
В октябре 1866 г. последовал указ Александра II о прекращении в будущем военных заказов за границей. "Все заказы как военного министерства и министерства путей сообщения, так и других ведомств исполнять внутри государства несмотря ни на какие затруднения или неудобства, которые это могло бы представить на первых порах," - говорилось в решении. "Такая своевременная мера будет иметь последствием освобождение России от благоусмотрения Англии, на которую нельзя рассчитывать с большим доверием", - писал по этому поводу еще за год до указа посол России в Англии Бруннов.
Таким образом, в конце шестидесятых годов позапрошлого века наметилось основное направление деятельности Морского министерства и судостроительной промышленности - дальнейшее строительство у себя дома мореходного крейсерского флота для поддержания престижа России на мировой арене.
3. Период строительства
В начале июня 1869 года непосредственно на стапеле начали установку первых составных частей киля. Уже к концу июля появились очертания остова корпуса: набрали до трети длины киля и закрепили на месте около тридцати флортимберсов - нижних частей шпангоутов.
Первым нововведением был отказ от одного общего для обеих машин фундамента и замена его двумя, более легкими. Для этого понадобилось усилить крепления самого корпуса в районе машинного отделения, добавив поперечные полосы из углового железа под внутренней обшивкой при каждом шпангоуте, что сделало их более прочными. Затем усилили поперечные водонепроницаемые переборки, заменив угловое железо на тавровое.
В январе 1870 года контора Петербургского порта предложила русским заводам, способным по своему техническому уровню, изготовить две трехцилиндровые горизонтальные машины системы Модслея суммарной мощностью 9000 л. с. и котлы к ним. До того времени еще ни один из наших заводов не выполнял заказы подобного рода. За этот заказ взялся завод Ф.К.Бердера.
После поступления известий с Ижорского завода о начатом там изготовлении "коробчатого железа", входящего в общую систему бронирования, в районе главного пояса облегчили конструкцию. Листы борта в этом районе заменили на более тонкие, а угловое железо, крепящее их, разместили с внутренней стороны. В листах обшивки, располагавшихся против броневых плит, отсутствовали отверстия под болты. Эта работа требовала особой точности и выполнялась непосредственно перед креплением каждой плиты.
Предполагаемую по спецификации настилку палуб из стальных листов решили сделать из мягкой стали для лучшего рикошетирования снарядов. В результате на верхней палубе располагались три ряда 25,4-мм плит. Нижняя палуба возле люков набиралась из 12,7-мм листов, в остальных частях - из 9,5-мм. Дополнительно усилили стрингер у верхней палубы, набрав его из железа толщиной 25,4 мм. Увеличили и число бимсов бруствера, распределив их между собой на расстоянии 0,6 м и увеличив их высоту до 356 мм (на остальном протяжении палуб они располагались на расстоянии 1,2 м друг от друга и имели высоту 254 мм). Взамен усиленных бимсов для сохранения весовой нагрузки пришлось в угольных ямах у котлов не устраивать внешнюю облицовочную обшивку, это вместе с тем увеличило объем котельного отделения. Следующим изменением являлся отказ от полубалансирного руля и переход к рулю обыкновенной системы. В пользу последнего принималось во внимание наличие двух гребных винтов, работой которых "враздрай" можно быстро осуществлять повороты. Замена руля одновременно облегчила почти на 10 т и рулевую раму.
В ноябре 1870 года МТК вновь
внес некоторые изменения в
20 февраля 1871 года приказом
по Морскому ведомству "
В начале июня верфь посетил знаменитый английский судостроитель Э. Д. Рид. Внимательно осмотрев корпус "Крейсера", он сделал рад существенных замечаний. По мнению Э. Д. Рида, было возможно расширить бруствер до бортов, соединив с ним в одно целое носовую надстройку, а 305-мм броневой пояс следовало заменить 356-мм, не боясь при этом перегрузки и ухудшения мореходных качеств. В подводной части следовало добавить для уменьшения бортовой качки к двум имеющимся еще два боковых киля. Все эти пожелания Э. Д. Рида учли.
В честь юбилея - 200летия со дня рождения основателя русского флота Петра Первого - приказом управляющего Морским министерством от 30 мая 1872 года № 69 монитору "Крейсер" присвоили новое имя "Петр Великий", под которым он и вошел в историю.
На момент спуска в
корпусе отсутствовали все
4. Вооружение «Петра Великого»
Рациональное совмещение двух основных показателей мощи любого броненосного корабля - брони и артиллерии -являлось для судостроителей одним из самых сложных вопросов. Морскому министерству и МТК при строительстве "Петра Великого" пришлось затратить огромные усилия и преодолеть массу проблем, прежде чем корабль, одетый в броню и вооруженный мощнейшими орудиями, мог считаться сильнейшим.
В декабре 1867 года Ф. Б. Пестич составил чертеж дульнозарядного гладкоствольного 508-мм орудия. В конце января 1869 года орудие благополучно отлили. В марте завод рассверлил канал ствола до 508 мм (при отливке канал имел диаметр 457 мм), и к маю чугунное орудие весом 43,8 т (2676 пудов), длиной 5,5 м (18 футов) было готово к испытаниям. Испытание оно прошло успешно и уже в декабре 1869 года орудие решили принять на вооружение флота для монитора "Крейсер", одновременно начав проектирование под него вращающейся башни системы Кольза. Несмотря на огромную мощь, само орудие оказалось всего на 7-8 т тяжелее изготовлявшихся в то время в Англии самых больших орудий, что являлось немаловажным фактором в кораблестроении.
Но все же, как ни добротно было отлито и изготовлено пробное орудие, эра гладкоствольной артиллерии безвозвратно ушла в прошлое. Появившиеся в 1855 году первые нарезные орудия были еще весьма несовершенными. Лишь спустя десять лет они заявили о себе в полную силу.
В июне 1870 года Крупн приступил к изготовлению опытного 305-мм орудия ( после изготовления 208-мм орудия). Россия сделала заказ у этого конструктора и спустя полгода по указанию генерал-адмирала Константина Николаевича главным калибром орудий для "Крейсера" определили 305-мм. В 1872 году на Обуховском заводе успешно изготовили образцовое 305-мм орудие и отправили его сначала на Московскую, а затем в 1873 году на Всемирную Венскую выставку.
5. Трудности в изготовлении брони
Если изготовить двенадцатидюймовые орудия для броненосца удалось, не прибегая к заказам за границей, лишь частично используя опыт Крупна в изготовлении его первых орудий, то для выделки броневых плит пришлось обратиться к английским заводчикам.
Проблема была в том, что советские заводы не успевали сделать в срок требуемые 605-мм плиты, а оставить такой корабль в Кронштадте на два года без брони, на доставку которой с завода ушло бы еще 50 тыс. рублей, Морское министерство явно не могло.