Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Исторический  факультет

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

Быт и одежда русских крестьян Урала  и Зауралья ХVlll –XlX вв.

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург,  2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
    1. Женский костюм…………………………………………………………11
    2. Мужской костюм…………………………………………………………19
  2. Крестьянский быт…………………………………………………………….22
    1. Поселение и жилище……………………………………………………..22
    2. Пища………………………………………………………………………27
    3. Промыслы………………………………………………………………...31
  3. Заключение…………………………………………………………………...34
  4. Список источников…………………………………………………………..36
  5. Список литературы…………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы русского традиционного крестьянского костюма заключается в том, что он является одним из основных элементов материальной культуры всех времен и народов. Он «несет в себе обширную разностороннюю информацию: об эпохе, обычаях и нравах, людях и традициях, тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни. В костюме сфокусирован эстетический идеал определенного времени и, вместе с тем, он ярко характеризирует отдельную личность владельца»1. Крестьянский костюм является историческим источником и может служить для изучения какой-либо эпохи. При изучении костюма раскрываются вкусы человека определенного времени. «Изучение одежды – один из вопросов, по которому имеется огромное количество материалов в этнографической литературе. То, во что одеваются люди, прежде всего, бросается в глаза. В любом путешествии, любом описании человеческих групп и их особенностей встречается описание одежды. С этого начинаются кунсткамеры еще XVIII в., и коллекции по одежде до сих пор богаче всего представлены в наших музеях».2

     Традиционный костюм - это определенная система предметов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретно исторического периода, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Важной является знаковая функция одежды, так как она сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре.

Объектом исследования является одежда и быт русских крестьян  ХVIII – XIX вв. как целостное явление культуры региона.

Предметом исследования является процесс формирования и развития быта и одежды Урала и Зауралья ХVIII – XIX.

Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.

Задачи:

    1. Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
    2. Изучить крестьянский быт
    3. Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме  и быте в XVIII – XIX вв.

 

Степень изученности темы историографическую основу данной работы составили исследования русского традиционного костюма и быта.

Наиболее полно собраны сведения о русском традиционном (или народном) костюме последней трети XVIII - первой четверти XX века в иллюстрированной энциклопедии «Русский традиционный костюм» авторами-составителями Шангиной И. И. и Сосниной Н. Н. В работе предоставлены данные обо всех основных типах народной одежды и вместе с тем детальное описание предмета: будь то шуба или армяк, сарафан или ферязь, головной убор или обувь. Даются сведения о фасоне одежды, ее покрое, материале, орнаментации, назначении, манере ношения. Также в 2004 г. вышла книга коллектива авторов:  Баранова О.Г., Баранов Д.А., Мадлевская Е.Л., Соснина Н.Н., Фишман О.М., Шангина И. И. под названием «Русская изба». В ней выделено наиболее подробное описание русской избы XVIII - первой четверти XX в., которая в традиционном обществе являлась одним из ключевых символов культуры. Основное внимание уделено интерьеру избы и описанию ее предметного мира. Из статей можно узнать, как выглядели те или иные предметы крестьянского быта, как их изготавливали и как они использовались в повседневной и праздничной жизни народа. Издание иллюстрировано прорисовками предметов крестьянского быта и документальными фотографиями XIX-XX вв. из фонда Российского этнографического музея.3

Работа, посвященная  исследованию русского традиционного костюма  и быта, написана Кирсановой Р. М. («Русский костюм и быт XVIII – XIX веков») – известный историк моды, она воссоздает картину повседневной жизни различных сословий России, начиная с эпохи Петра I и заканчивая концом XIX века. Рассказывает о том, как на протяжении двух веков менялась мода, какое влияние оказывала мода на настроение людей, как влияла литература на стиль одежды и поведение, что в свою очередь отражалось в искусстве. Таким образом, из работы Кирсановой Р. М. можно сложить общую картину нравов и быта России данного периода.4

Красная книга вещей Буровика К. А. - своеобразный словарь забытых вещей, историческое товароведение, которое нам знакомо отчасти по художественной литературе и рисункам старых мастеров. Автор собрал, систематизировал и обобщил обширный исторический материал. Костюм любого народа, утверждает автор, формируется в результате синтеза национальных черт и неизбежных заимствований. Но заимствования эти трансформируются в национальном духе и зависят от уровня культурных традиций и господствующих вкусов. На многочисленных примерах автор показывает, как "басурманский" костюм приобретает русские особенности, а русский – «обасурманивается». С помощью забытых вещей «Красная книга вещей» восстанавливает связь времен, без которой нет ни цивилизации, ни культуры».5

Захаржевская  Р. В. «История костюма: От античности до современности» - происхождение форм костюма рассматривается автором в неразрывной связи с законами становления и смены стилей в общей истории развития культуры. Здесь особенно ценными являются выведенные Р.В. Захаржевской закономерности ритмического сокращения периодов смены форм, а также гармонические законы образования и разрушения стиля в одежде. Анализ функционального назначения костюма проводится с учетом конкретной социально-экономической формации общества и его структуры.6

Конкретно касаемые работы нашей темы «Быт и одежда крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв.» представлены работами: Барадулина В. А. Народные росписи Урала и Приуралья (Крестьянский расписной дом) - домовая роспись Урала - новая страница в еще недостаточно изученном русском народном искусстве. Будучи частью общенационального явления, она, тем не менее, чрезвычайно своеобразна, что позволяет определить ее как вполне самостоятельную разновидность. Уральская домовая роспись показана на материалах Прикамья, Среднего Урала и Сибирского Зауралья. Экспедиционное обследование этих районов и изучение коллекций местных музеев дали возможность увидеть ее многообразие, тесную связь декора интерьера с росписью утвари, во многих случаях их комплексность. Декоративная роспись на предметах деревянной, берестяной и металлической утвари, произведения текстильного искусства, народного гончарства и металлообработки органично входили в удивительно целостный комплекс крестьянского интерьера.7

Миненко Н. А. – «Любовь и семья у крестьян в старину: Урал и Сибирь в XVIII - XIX вв.»

О традиционном костюме говорится  в сборнике статей «Народное искусство  Урала» и альманахах «Традиционная  культура Урала» (Вып.3), «Уральская старина».

Источниками для написания данной работы являются очерки, мифы, легенды  – «Человек пришел на Урал: мифы и  легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских  селах и деревнях», «Люди при заводах»: обыденная культура горнозаводского населения Урала XVIII – начала XX века. (Очерки истории Урала вып. 41).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Русский  традиционный крестьянский костюм.

   Активное заселение русскими Урала началось во второй половине XVI века. Переселенцы, среди которых преобладали выходцы с Русского севера, осваивали верховья Камы. Крестьянская земледельческая колонизация края способствовала увеличению населения Урала, особенно в XVII веке, за счет выходцев из центральноевропейских районов Среднего Поволжья и Поморья, с численным преобладанием поморцев. Эта волна и обусловила сосуществование и взаимодействие северорусского и среднерусского компонентов традиционной материальной культуры, в том числе и одежды: переселенцы принесли с собой региональные варианты русского костюма.

   До петровских реформ XVIII в. традиционный русский костюм был одеждой разных слоев населения. Указы Петра I предписывали носить «венгерское», а потом и «немецкое» платье всем сословиям, кроме крестьянства и духовенства. В этот период европейское влияние не коснулось одежды земледельцев, традиционный костюм продолжал бытовать у крестьянского населения Урала.

Развитие  горнозаводской промышленности на Урале  в начале XVIII века вновь вызвало  волну переселенцев, в основном из Среднего Поволжья, центральных уездов России и Вятской земли. Крестьян из своих поместий на строительство  частных заводов переселяли на Урал заводовладельцы8.

Значительную  часть прибывших на заводские  работы переселенцев составили старообрядцы. Неизменность религиозных убеждений  и быта старообрядцев способствовала сохранению их традиционных форм одежды. Так, например значительную прослойку  в составе рабочих нижнетагильских  заводов составляли старообрядцы –  переселенцы из Нижегородкой губернии, что обусловило длительное сохранение традиционной одежды этой региональной группы.9

Претерпевая изменения, традиционный костюм продолжал  бытовать у крестьянского и отчасти  у заводкого населения Урала  до начала XX века. Старые, традиционные формы одежды у крестьян на некоторых  территориях сохраняются до 20-30-х  годов XX в. Примерно до середины XIX в. разных по достатку групп сельского населения  сохранял устойчивые формы, различия состояли в количестве предметов одежды и  качестве тканей, из которых они  были изготовлены. Состоятельные жители имели в своем гардеробе одежду из покупных, импортных тканей, в  то время как бедные шили одежду из тканей собственного производства. Покупные фабричные ткани использовались для изготовления праздничной одежды, будничную одежду крестьяне до конца  XIX в. шили преимущественно из тканей домашнего приготовления, своедельщины.

Традиционный  костюм изменялся в первую очередь  в деревнях, расположенных на торговых путях, имеющие тесные связи  городами и заводскими поселками. Перемены в  одежде разных конфессиональных групп (православных и старообрядцев) имели  свои особенности. Во второй половине XIX века православное крестьянское население, особенно молодежь, старалось шить праздничную одежду по моде. Новые  веяния в деревню приносили мужчины, вернувшиеся из города с отхожих  промыслов. С развитием товарно-денежных отношений в деревне появляются новые фабричные ткани, более  широкое их употребление ведет за собой и изменения в крое одежды. Под влиянием моды в традиционный праздничный костюм сельского населения  проникают новые предметы городской  одежды.В старообрядческой среде  наблюдался обратный процесс: новые  формы приживались в будничной  одежде, в то время как одежда обрядовая (моленная, свадебная, смертная) сохраняла старые формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Женский  костюм.

Основным  типом женской одежды на Среднем  Урале являлся комплекс с сарафаном. В начале XIX в. сарафан бытовал  у разных социальных слоев и сословий: мещан и купцов, заводских служащих и крестьян.

В комплекс одежды с сарафаном входила рубаха, пояс, запон (фартук) или душегрея, головной убор – щамшура или кокошник.

Сарафаны  одинаковые по крою, шили из различных тканей: ситник (из ситца), кашемирник, гарусник, китайник, кумачник, выбойчатник (из бухарской бумажной ткани). Название «дубас», первоночально относившееся к косоклинным сарафанам из холста, подвергнутого дублению, в дальнейшем использовали по отношению к разным по крою и материалу изготовления сарафанам. Разные типы сарафанов последовательно сменяли друг друга или существовали одновременно у разных групп населения. По признаку кроя различают сарафаны туникообразного, косоклинного и прямого типа и сарафан на кокетке.10

Глухой туникообразный сарафан шили из перегнутого по линии плеч полотнища, в котором делали вырез для головы, и боковых клиньев. Этот тип сарафана считается наиболее древним. Длительное время туникообразный сарафан сохранялся в качестве ритуальной одежды у некоторых групп старообрядцев.

Интересен глухой сарафан – ферязь – из коллекции Российского этнографического музея (фонд Музея народов СССР)11, принадлежавший жительнице Пермской губернии. Сарафан с рубахой, поясом, кокошником и фатой составлял костюм, который экспонировался в 1867 г. на выставке Дашковского этнографического музея. Сарафан сшит из синей ткани фабричного производства (нанки), на холщовом подкладе, имеет узкие ложные рукава, свисающие сзади. По проймам, концам рукавов, подолу и середине переда нашит красный шерстной шнур. Отделка шнуром с воздушными петлями для пуговиц по всей длине переда имитирует застежку, разрез на груди неглубокий. Уже в середине XIX в. такой сарафан на территории Пермской губернии являлся большой редкостью.

Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв