Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.
Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37
Комплекс
с косоклинным сарафаном
Косоклинный сарафан распашной с застежкой или со швом, проходящим спереди, состоял из двух передних полотнищ, одного заднего полотнища и боковых косых клиньев. Сарафан такого типа изготавливали из холщовой, шерстяной, бумажной или шелковой ткани.
Ранние косоклинные сарафаны, шили с широкими, цельнокроеными в области плеча проймами. К XIX в. широкие проймы заменились узкими проймами или лямками, нередко их выкраивали цельными с сарафаном. На спине в месте соединения лямок (пройм) остается важная деталь, так называемая лапочка. У косоклинных сарафанов конца XIX – начала XX вв. лапочка могла быть размером с ладонь и выкраивалась вместе со спинкой сарафана. Примечательно, что лапочка сохранялась и у прямых сарафанов, но была меньших размеров и кроилась отдельно от спинки или имитировалась наложением узких лямок друг на друга.
В конце XIX – начале XX вв. заводские жительницы продолжали носить косоклинные сарафаны как праздничные и моленные. Ярким образцом комплекса с косоклинным сарафаном является костюм жительниц нижнетагильских заводов. Долго носили косоклинные сарафаны и в Екатеринбурге. Сарафаны сшиты из разнообразных шелковых и хлопчтобумажных материй: штофа, тафты, бархата, поплина. По месту застежки или серединного шва сарафана пришиты воздушные петли из шелкового или золотого шнура. На этот же шнур с другой стороны застежки нанизаны дутые металлические пуговицы. По серединному шву (застежке), по проймам и на лапочке сарафаны украшены золотым позументом или золотым кружевом. Косоклинный сарафан подпоясывали шелковым или шерстяным поясом с кистями.
Прямой сарафан начинал входить в употребление в Пермской губернии в начале XIX в. В середине XIX в. пожилые женщины еще продолжали носить косоклинные сарафаны, в то время как молодежь предпочитала более модные прямые сарафаны. Прямые будничные сарафаны шили из домотканного окрашенного холста, пестряди, набойки, а праздничные – из покупных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей фабричного изготовления. В отличие от косоклинного, прямой сарафан делали из нескольких прямых полотнищ, собранных вверху складками или сборками на узких лямках.12
Сарафаны прямого покроя разнообразны по способам оформления верхней части переда и спинки сарафана. Можно выделить тип сарафана, верхняя часть переда и спинки которого заложена в складки (пластики) или сборки (боры) и обшита по всему периметру обшивкой. У другого типа прямого сарафана перед выше спинки, оформление сарафана по переду или спинке одинакового или имеет различия. Спинка у такого типа сарафана также может иметь отрезную деталь – поясничку, дополнительно дублированную. Такие сарафаны с отрезной спинкой широко бытовали в Северном Приуралье.
Способы декорирования прямых сарафанов были разнообразны. Сарафаны могли отделывать по верхнему краю и краям лямок узкой обшивкой из ткани контрастного цвета. На некотором расстоянии от низа сарафана могли быть пришиты полосы ткани контрастного цвета, кружево или ленты. Старожилы Алапаевского и Режевского районов Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышевкой и бисером. На одном сарафане могли сочетаться разные виды декора.
До конца XIX в. наиболее употребимой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха, которая кроилась с приставными деталями – поликами, - располагавшимися в области плеча. Она могла быть сшита целиком из одного материала (одностанка) или состояла из верхней и нижней частей (полустанье). Верхняя часть составной рубахи (рукава, приставка) шилась из более тонкого холста, пестряди, ситца, а нижняя часть (становина, станушка, станок) – из более грубого холста. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки. Ворот оформлялся узкой обшивкой или небольшим воротником. Рукав мог быть широким по всей длине, тогда по краю его собирали в складки и обшивали, или зауженным, тогда край рукава могли украшать кружевом13.
Во второй половине XIX – начале XX вв. женские повседневные и праздничные рубахи шили из разных материалов. Для будничных рубах – холстянух и пеструх – ткали холст и пестрядь в мелкую клетку. Праздничные поликовые рубахи шили из хлопчатобумажной фабричной ткани (ситец, кисея), их украшали вышивкой по вороту, поликам и краю рукава.
Интересной особенностью уральского женского костюма является бытование комплекса, в котором поликовая рубаха сочетается со светлым прямым сарафаном.
В конце XIX в. под влиянием городской моды в женском традиционном костюме появляется новый тип рубахи – рубаха на кокетке (пелеринке). Рубаха имела отрезную деталь – кокетку, по периметру которой пришивались переднее и заднее полотнище и рукава. Такие рубахи шили из белого холста, пестряди, ситца. Рукав мог быть зауженным или широким, с оборкой или манжетой, воротник – стойка, разрез на груди оформлялся планкой (нахлобушкой) и застегивался на пуговицы. Рубаху на кокетке надевали с прямым сарафаном или юбкой.
Праздничные рубахи на кокетке зачастую шили из белого холста с вышивкой крестом или счетной гладью на манжетах, воротнике, кокетке и планке красными и черными нитками.14
Сарафан
с отрезной деталью – кокеткой
(лифом, перелинкой) - наиболее поздний,
его появление связано с
Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов и исследователей народной одежды Урала шугаем (шугайской) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой. В начале XIX в. шугай с юбкой из домотканых или покупных материй употреблялся у сельского населения. В коллекциях уральских музеев имеются костюмы, состоящие из шугая и сарафана, сшитые из шелковых тканей.16
Вероятно, шугай и сарафан, надеваемые вместе, следует считать переходным вариантом между сарафанным комплексом и парочкой, состоящей из юбки и кофты и появившейся в народной одежде под влиянием городской моды.
Фартук – запон – был принадлежностью как женского, так и мужского традиционного костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские – без нагрудки.
Жительницы заводских поселков в начале XIX в. с шелковым сарафаном носили запоны, повязывавшиеся над грудью. Прямой, собранный вверху в мелкие сборки запон продолжали носить заводские жительницы Нижнего Тагила во второй половине XIX в.
Сельские крестьянки носили фартуки, повязывая их на поясе. Будничные и праздничные фартуки крестьянок различались материалами и украшениями: праздничные шили из фабричных тканей, будничные – из домотканины. Праздничные фартуки часто украшали вышивкой по подолу, кружевами, оборками. При выборе праздничного фартука обращали внимание на сочетание цветов ансамбля одежды: часто фартук контрастно отличался от юбки по цвету.
В конце XIX в. фартук как часть костюма сохранился и с новой формой одежды – парочкой.17
Прически и головные уборы девушек и замужних женщин были строго регламентированы. Девушки заплетали волосы в одну косу и носили головной убор – ленту, которая не закрывала волосы полностью. В косу вплетали одну или целый «букет» ленточек разных цветов. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы, женские головные уборы полностью закрывали волосы.
Девичий
головной убор – лента (повязка) –
представлял собой
В начале
XIX в. высокие ленты из позумента
или из шелковых материй с вышивкой
золотом носили мещанки и купчихи,
им подрожали крестьянские девушки.
Лента могла представлять собой
кусок парчи, расшитый мелким жемчугом
и усаженный поддельными
Ленту могли заменять сложным хлопчатобумажным или шелковым платком, повязывая его голову так, чтобы затылочная часть головы оставалась открытой.
Наиболее старинными женскими головными уборами крестьянок и заводских жительниц были кокошник. Кокошник представляет собой головной убор, лицевая часть которого – очелье – имеет твердую основу, задняя часть – мягкая. Передняя часть кокошника украшалась вышивкой, бисером, полоской монумента или кружевом.
Кокошники старожильческого населения Урала имеют невысокое округлое очелье. Подобные кокошники были широко распространены в центральных районах России.
В Чердынском уезде в середине XIX в. русские женщины и комипермячки носили кокошники, вышитые из по очелью жемчугом, с затылочной стороной из красного штофа или ситца. Очелье кокошника укрепляли берестой или несколькими слоями проклеенного холста, покрывали кумачом или красной фольгой и украшали по внутреннему и наружному краям нашивали зерна жемчуга (перламутра), внутри делали переплет из мишуры, в промежутках которого размещали зерна перламутра. Поверх кокошника повязывали платок, соединяя концы под подборотком или сзади.18
Высокий
«однорогий» кокошник носили жительницы
городов и заводских поселков
Невьянска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга
и сельские жительницы округи. Этот
тип кокошника принесли с собой
в XVIII в. переселенцы из центральных
губерний России, прибывавшие на заводские
работы. В первой половине XIX в. кокошник
бытовал как праздничный
Одновременно
с кокошником бытовала шамшура –
головной убор с твердым плоским
стеганым дном и нешироким мягким
околышем. По периметру дна шамшуры
вшивали жгут, наполненный куделей,
к задним торцевым сторонам очелья
пришивали кулиску для
На территории Среднего Урала встречается несколько вариантов названия этого головного убора: шамшура, шашмура, самшура. Шамшура широко бытовала на Урале в костюме заводского и сельского населения, у жительниц городов.
Вышитые золотом шамшуры в некоторых местах называли «чепцы». Готовые чепцы крестьянки приобретали на торжках у городских или заводских жителей.
Сорокой на Урале называли мягкий головной убор простой конструкции: к куску ткани, имеющему закругленные края в верхней части, пришито очелье, переходящее в завязки, которые завязываются на голове поверх хвостовой части. Шили сороку из холста или шелковых материй.20
1.2. Мужской костюм
Мужская одежда на протяжении длительного времени оставалась менее разнообразной, чем женская, и состояла главным образом из рубахи и портов.21
Наиболее старым видом одежды является туникообразная рубаха. Ее шили из перегнутого по линии плеч полотнища холста, боковых вставок с прямыми рукавами и ластовицами под рукавами. В области плеч рубахи дублировались подоплекой (подоплечьем, подкладом). Будничные рубахи шили из белого холста и пестряди в мелкую клетку, праздничные – из пестряди же, кумача, ситца, сатина.
Праздничные холщовые мужские рубахи могли выделяться по цвету ткани: нарядными считались вишневки из вишневского, красного холста, белорозовки из домотканины белой и розовой нитей. Синие рубахи – синюхи считались будничными.
На уральских косоворотках разрез обычно располагается на левой стороне груди, что является типичным для русских рубах. Однако в ряде случаев разрез встречается на правой стороне.
Рукава туникообразных рубах, как правило, неширокие, шились из полотна ткани в одну ширину. Праздничные рубахи могли шить с более широкими рукавами, при этом рукава, скошенные к кисти, закладывались в складки в области плечевого шва. Такую рубаху из пестряди со складками в области плеча носили в с. Деево Алапаевского района.
Под рукавами туникообразных рубах вшивали ластовици, необходимые для свободного движения рук. В некоторых районах области холщовые рубахи шили с ластовицами из кумача.
Горловина рубахи оформлялась обшивкой, представляющей собой воротник-стойку – ошейник. Такой воротник застегивался на пуговицы и плотно прилегал к шее. В некоторых местах до начала XX в. сохранилась древняя традиция шить рубахи без воротника – половоротые.
В начале XIX в. косой ворот холщевых и пестрядинных крестьянских рубах обшивался шелковым или золотым шнурком, а иногда и узким позументом.
Праздничные мужские рубахи украшали вышивкой. Старинные холщовые рубахи украшали полосками браного ткачества или имитирующей его вышивкой. Геометрические узоры браного ткачества выполнялись нитями красного цвета по белому холсту. В конце XIX в. распространяется мода на так называемые брокаровские узоры – растительные мотивы, выполненные вышивкой «крестом».
Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв