Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.
Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37
На протяжении длительного времени мужские рубахи оставались неизменными. Только к концу XIX в. под влиянием городской моды появляется рубаха на кокетке (перелынке), отличающаяся от туникообразной кроем. Она имеет отрезную деталь – кокетку с прямым разрезом на груди. Перед, спинка и широкие рукава рубахи по верхнему краю в месте соединения с кокеткой закладывались в складки. Концы рукавов рубахи, как правило, оформлялись манжетами. Рубахи на кокетке шили из покупных хлопчатобумажных, шерстяных тканей. Яркой деталью рубахи становится планка (наполок, приполок, нахлестка) с обязательной вышивкой.22
С туникообразной рубахой носили порты,
сшитые из прямых узких, в одну ширину
полотна, штанин и двух треугольных
или трапецевидных клиньев. Верхний
край портов подворачивался, образуя
кулиску (опушку), в которую вдергивали
гасник. Позже порты стали шить
на пояске с пуговицей. Для изготовления
портов использовали белый холст, штанную
пестрядь с продольными полосками,
толстую полосатую льняную
В начале XIX в. порты из холста или пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. С появлением штанов, сшитых из фабричных тканей, холщовые порты сохраняются в качестве рабочей одежды.
Во второй половине XIX в. в употребление входят шаровары – широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного бархата). Как модная праздничная одежда плисовые шаровары бытовали во многих районах Свердловской области.
Образцы праздничной одежды, составляющие
культурное наследие русского народа,
свидетельствует о высоком
Глава 2. Крестьянский быт.
2.1. Поселения и жилище.
Русские переселенцы принесли с
собой на Урал традиционные формы
поселений: слободы и остроги, погосты,
села, деревни. В 40-60-х годах XVIII в. слободы,
остроги и погосты в
Самого начала русской колонизации
возникла и такая форма поселе-ния,
как починок – отдельное
В XVIII – XIX вв. на Урале были распространены четыре типа застройки поселений: свободная (в селении нет ярко выраженного центра и улиц, типичная свободная постановка двора, характерная для малодворных деревень, берущих начало от нескольких дворов близких родственников), рядовая (дворы располагались либо вдоль сухопутных дворов и трактов с двухсторонней застройкой, либо вдоль рек и озер с однорядной или многорядной застройкой), замкнутая (дворы располагались вокруг какого-либо центра – церкви, площади), регулярная или улично-квартальная (поселения застраивались по намеченному плану).
Народное зодчество XVIII – XIX вв. было
деревянным. Крестьяне та-ежных районов
Северного и Среднего Урала предпочитали
использовать для строительства
хвойный лес: на севере – ель, южнее
– сосну, в Зауралье - сосну и
кедр. Лесостепные районы Урала занимали
хвойные и лиственные леса. В XVIII
в. крестьяне строили дома в основном
из сосны. Только после того, как
количество сосновых боров резко
уменьшилось, возводить жилые постройки
начали из березы. Каменное церковное,
заводское строительство
Широко использовались на Урале в качестве строительного материала глина. В XVIII – XIX вв. у большинства были глинобитные печи. В лесостепных районах неровности березовых стен замазывались белой глиной.
Уральское крестьянское жилище XVIII – XIX столетий отличается богатством архитектурно-планировочных решений, но в его основе лежит простейшая единица срубного строения – клеть. Эта основополагающая часть наиболее консервативна и поэтому сохранила до наших дней архаичный слой строительной традиции и оказала влияние на формирование других традиций, в том числе связанных с декорированием интерьера росписью.
Интерьеры домов XVIII века, как правило,
не имели украшений. Высокие стены
были отесаны только до уровня полок,
а выше оставались полукружия бревен.
Из таких же круглых бревен делали
потолочный накат, опирающийся на матрицу.
Широкие толстые лавки
На процесс распространение
более светлых (с белыми печами
и остекленными окнами) жилищ оказало
влияние интенсивное
Основным инструментом при возведении крестьянских домов был топор. Помимо топора использовали кобель (тесло) для очистки бревен от коры, срезания окружности бревен, а также сверло, долото и молоток. «Пильные мельницы» появились на металлургических заводах уже в начале XVIII в. Но в хозяйстве уральских крестьян пила получила широкое распространение только в XIX в.
В Зауралье, заселенному к началу XVIII в., как и Средний Урал в ос-новном выходцами с русского Севера господствующим типом также стали наземные избы с низким подклетом. Изба была, как правило, только частью крестьянского жилища. Оно состояло в основном из трех помещений: собственно избы, сеней и клети или горницы. В домах на высоком подклете клеть также была двухэтажной: в верхнем этаже хранили, а летом спали; в нижнем находился погреб, хранился хозяйственный инвентарь.28
В XIX в. на Урале появляются новые типы жилых построек: пятистенки (изба разделялась на две комнаты поперечной стеной, возводившейся одновременно со срубом) и крестовики (изба разделялась на четыре комнаты двумя крестообразными капитальными стенами). В северных уральских уездах пятистенки появились в 1880-1890-х. гг. Во второй половине XIX в. местные крестьяне стали возводить на своих дворах еще один тип жилого помещения – зимовки, куда переходили жить всей семьей на зимний период в целях экономии топлива. В отличие от других построек, возводившихся в этих местах на высоком подклете, зимовки были наземными. Они состояли из жилого помещения и сеней, закрывавшихся двухскатной крышей, и имели большие окна со стеклами.
Как и везде в России, на Урале
изба делилась на четко определенные
зоны с глубоким внутренним функциональным
и семиотическим смыслом. Передний
(красный) угол был местом семейных
молений и наиболее важных обрядов.
Здесь находилась божница с образом
Иисуса Христа и иконами наиболее
чтимых святых. Под божницей стоял
обеденный стол на массивных ножках.
Верхняя часть стола
В XIX в. крестьяне стали украшать росписью внутреннюю часть дома – наиболее важные, «освещенные предметы»: сени, избу, горницу, а в них – стены, простенки, потолки, двери, голбцы, полати, заборки, грядки. Основу композиции составляли всевозможные растительные и зооморфные мотивы, бытовые сценки, исторические сюжеты. На западе региона росписью крестьянских домов занимались в основном красильщики. В остальных регионах Урала работали главным образом тюменские мастера. Вятская и тюменская традиции несколько различались: только вятские красильщики вводили в росписи мотивы льва в паре с птицей-павой. У тюменских же мастеров излюбленный зооморфный мотив – совы.29 Обрамления вятичей были очень живописны, отделывались «под царские кудри», «под лепнину», «под изразец». Композиционное пространство у них стройное, уравновешенное, симметричное.30
2.2. Пища.
Основу крестьянского рациона на Урале, как и повсюду у русских, составляли мучные и крупяные блюда. Первое место занимал хлеб. Хлеб пекли как из пшеницы, так изо ржи. В некоторых районах Зауралья хлеб из ржаной муки назывался ярушником, из ячменной - яснеж. Муку для выпечки хлеба просеивали в специальное деревянное корытце – селницу, затем замешивали тесто. В качестве закваски повсюду на Урале использовались дрожжи. Из теста пекли булки, караваи, ватрушки, печенье, кренделя, пироги, оладьи и блины. В обычные дни ели калачи и булки, которые назывались «мягки». Воскресные дни отмечали приготовлением большого числа изделий, в том числе и шанег. В Кунгурском уезде так, например, приготовляли шаньги из ржаной муки: тесто раскатывали в лепешки, в середину которых помещали ячменное кислое тесто, а сверху мазали все блюдо сметаной или маслом. Были также распространены блюда из теста, сваренного в кипящей воде, молоке или масле.
Начиная с весны и до поздней
осени крестьяне могли
Одним из основных продуктов питания крестьян было молоко. Парное молоко процеживали и в кринках ставили на окошках или погреб. Подавали к столу обычно в конце обеда. Им забеливали супы и похлебки, варили на нем супы и каши, использовали для разведения киселей. Продуктами переработки молока были простокваша, сыр, молоко кислое, молоко пресное, сметана, сыр, масло. В Зауралье было широко распространено маслоделие. Сбитое сливочное масло чаще всего шло на продажу. Дома его хранили только в перетопленном виде, но также предпочитали в качестве жиров использовать растительные масла: льняное, конопляное.
Хотя растительная пища в рационе уральских крестьян преобладала над мясной, они умели готовить и различные мясные блюда. Самым распространенным из них были щи со свининой, говядиной или солонины с ветчиной. Праздничным блюдом считалось жаркое. Жареного поросенка готовили обычно для свадебного стола. Традиционным блюдом было заливное - студень, или холодец. Чтобы запастись мясом впрок, его коптили, вялили, солили, получая такие продукты, как окорок, ветчина, солонина. Употребляли, главным образом по праздничным дням, жаркое из птицы – гусей, уток, индеек. Существенное пополнение рациона давала рыбная ловля. С рыбой стряпали пироги и пельмени. Одним из распространенных праздничных блюд была уха. Делали также из нее балык: у крупной рыбины вырубали бока, пересыпали их солью и оставляли на пятнадцать недель, затем вымачивали в воде и вывешивали на три-четыре месяца на воздух.32
Крестьяне умели мастерски готовить напитки – любимым из них был квас. Его пили охлажденным, поэтому хранили в кадках и жбанах в погребе. Со временем квас стал вытесняться чаем, поэтому самовар сделался необходимой принадлежностью домохозяйства крестьянина. Особенно широко чай распространился в подгорных деревнях, а также в селениях расположенных в округе заводов, но в некоторых местностях чай даже в середине XIX в. вообще не употреблялся.
Одним из напитков крестьян являлась
брага. Густая хмельная брага готовилась
из овсяной муки с солодом. Овсяный
солод замешивали в виде густой кашицы
и ставили в вольный жар
печи для упаривания. Вечером процеживали
и наквашивали толченым хмелем или
шишками хмеля по несколько горстей
на ведро. К ночи сосуд с брагой
ставили на печку, и к утру напиток
был готов к употреблению. Хмель
для приготовления браги
Другим популярным хмельным напитком было пиво. Для его приготовления использовались дрожжи. Пили пиво из туесов разной вместимости – от обыкновенной кружки до ведра. Народные умельцы могли приготовить пиво, которое по крепости не уступало вину. Хмельное одуряющее пиво готовили особым образом: хмель сушили в жару печи, а затем уже готовое пиво несколько раз переваривали, подкладывая под дно кадушки листовой табак.
Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв