Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

На протяжении длительного времени  мужские рубахи оставались неизменными. Только к концу XIX в. под влиянием городской моды появляется рубаха на кокетке (перелынке), отличающаяся от туникообразной кроем. Она имеет отрезную деталь – кокетку с прямым разрезом на груди. Перед, спинка и широкие рукава рубахи по верхнему краю в месте  соединения с кокеткой закладывались  в складки. Концы рукавов рубахи, как правило, оформлялись манжетами. Рубахи на кокетке шили из покупных хлопчатобумажных, шерстяных тканей. Яркой деталью рубахи становится планка (наполок, приполок, нахлестка) с обязательной вышивкой.22

С туникообразной рубахой носили порты, сшитые из прямых узких, в одну ширину полотна, штанин и двух треугольных  или трапецевидных клиньев. Верхний  край портов подворачивался, образуя  кулиску (опушку), в которую вдергивали гасник. Позже порты стали шить на пояске с пуговицей. Для изготовления портов использовали белый холст, штанную  пестрядь с продольными полосками, толстую полосатую льняную ткань  – кежовину, тканную в несколько  нитей.23

В начале XIX в. порты из холста или  пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. С  появлением штанов, сшитых из фабричных  тканей, холщовые порты сохраняются  в качестве рабочей одежды.

Во второй половине XIX в. в употребление входят шаровары – широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного  бархата). Как модная праздничная  одежда  плисовые шаровары бытовали во многих районах Свердловской области.

Образцы праздничной одежды, составляющие культурное наследие русского народа, свидетельствует о высоком эстетическом вкусе и ярком творческом даре уральских жителей.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Крестьянский быт.

2.1. Поселения и жилище.

Русские переселенцы принесли с  собой на Урал традиционные формы  поселений: слободы и остроги, погосты, села, деревни. В 40-60-х годах XVIII в. слободы, остроги и погосты в большинстве  своем были переведены в села.25

Самого начала русской колонизации  возникла и такая форма поселе-ния, как починок – отдельное поселение  семьи или нескольких семей близ-ких  родственников ( не более 5-7 дворов). Починки  и выселки отличались от такого типа поселения как займище (позднее  заимка) тем, что в них люди проживали  постоянно. На займище крестьянин, занимавший участок, пригодный для земледелия, заводил на нем лишь временные  постройки.

В XVIII – XIX вв. на Урале были распространены четыре типа застройки поселений: свободная (в селении нет ярко выраженного  центра и улиц, типичная свободная  постановка двора, характерная для  малодворных деревень, берущих начало от нескольких дворов близких родственников), рядовая (дворы располагались либо вдоль сухопутных дворов  и трактов  с двухсторонней застройкой, либо вдоль рек и озер с однорядной или многорядной застройкой), замкнутая (дворы располагались вокруг какого-либо центра – церкви, площади), регулярная или улично-квартальная (поселения  застраивались по намеченному плану).

Народное зодчество XVIII – XIX вв. было деревянным. Крестьяне та-ежных районов  Северного и Среднего Урала предпочитали использовать для строительства  хвойный лес: на севере – ель, южнее  – сосну, в Зауралье - сосну и  кедр. Лесостепные районы Урала занимали хвойные и лиственные леса. В XVIII в. крестьяне строили дома в основном из сосны. Только после того, как  количество сосновых боров резко  уменьшилось, возводить жилые постройки  начали из березы. Каменное церковное, заводское строительство научило  крестьян изготовлять кирпич. Например, по данным А. Н. Зырянова, бывшие крестьяне  Далматовского монастыря в середине XIX в. в совершенстве владели мастерством  изготовления кирпича, но «сооружения  каменных капитальных зданий, более  прочных, долговечных и безопасных от огня, охота и вкус у шадринского  простонародья пока не дошли…».  Правда, во второй половине XIX в. богатые  крестьяне стали возводить дома на каменном фундаменте, в горницах появились печи-голландки.26

Широко использовались на Урале  в качестве строительного материала  глина. В XVIII – XIX вв. у большинства  были глинобитные печи. В лесостепных  районах неровности березовых стен замазывались белой глиной.

Уральское крестьянское жилище XVIII – XIX столетий отличается богатством архитектурно-планировочных  решений, но в его основе лежит  простейшая единица срубного строения – клеть. Эта основополагающая часть  наиболее консервативна и поэтому  сохранила до наших дней архаичный  слой строительной традиции и оказала  влияние на формирование других традиций, в том числе связанных с  декорированием интерьера росписью.

Интерьеры домов XVIII века, как правило, не имели украшений. Высокие стены  были отесаны только до уровня полок, а выше оставались полукружия бревен. Из таких же круглых бревен делали потолочный накат, опирающийся на матрицу. Широкие толстые лавки опоясывали стены. Огромная глинобитная печь занимала угол у входа. Рядом с нею был  пристроен голбец с дверью в подполье. В кутном углу сделана простейшая полка-залавок, по существу, просто лавка, врубленная на венец выше лавки, соединенная  с ней боковыми стенками и прикрытая  спереди дверцей.

На процесс распространение  более светлых (с белыми  печами и остекленными окнами) жилищ оказало  влияние интенсивное строительство  второй половины XVIII – первой половины XIX века. Дома с белыми избами и горницами  появились сначала в крупных  городах Урала – Перми, Кунгуре, Чердыни, Соликамске, Верхотурье –  лишь потом распространились в горнозаводских селениях. Что же касается сельской местности, то здесь в самом конце XVIII века некоторые зажиточные крестьяне  предпочли черным избам белые, немногие клетям – горницы. В сельской местности  было очень мало белых изб. Слюдяные и стеклянные окна имелись далеко не у всех даже зажиточных крестьян, некоторые крестьяне строили  вместо клети горницы с кирпичными или голландскими печами.27

Основным инструментом при возведении крестьянских домов был топор. Помимо топора использовали кобель (тесло) для  очистки бревен от коры, срезания окружности бревен, а также сверло, долото и  молоток. «Пильные мельницы» появились  на металлургических заводах уже  в начале XVIII в. Но в хозяйстве  уральских крестьян пила получила широкое  распространение только в XIX в.

В Зауралье, заселенному к началу XVIII в., как и Средний Урал в  ос-новном выходцами с русского Севера господствующим типом также стали  наземные избы с низким подклетом. Изба была, как правило, только частью крестьянского  жилища. Оно состояло в основном из трех помещений: собственно избы, сеней  и клети или горницы. В домах  на высоком подклете клеть также  была двухэтажной: в верхнем этаже  хранили, а летом спали; в нижнем находился погреб, хранился хозяйственный  инвентарь.28 

В XIX в. на Урале появляются новые  типы жилых построек: пятистенки (изба разделялась на две комнаты поперечной стеной, возводившейся одновременно со срубом) и крестовики (изба разделялась  на четыре комнаты двумя крестообразными  капитальными стенами). В северных уральских  уездах пятистенки появились в 1880-1890-х. гг. Во второй половине XIX в. местные  крестьяне стали возводить на своих дворах еще один тип жилого помещения – зимовки, куда переходили жить всей семьей на зимний период в  целях экономии топлива. В отличие  от других построек, возводившихся  в этих местах на высоком подклете, зимовки были наземными. Они состояли из жилого помещения и сеней, закрывавшихся  двухскатной крышей, и имели  большие  окна со стеклами.

Как и везде в России, на Урале  изба делилась на четко определенные зоны с глубоким внутренним функциональным и семиотическим смыслом. Передний (красный) угол был местом семейных молений и наиболее важных обрядов. Здесь находилась божница с образом  Иисуса Христа и иконами наиболее чтимых святых. Под божницей стоял  обеденный стол на массивных ножках. Верхняя часть стола закрывалась  резными досками, закрепленными  продольными брусьями с длинными выступами, которым придавалась  форма конских голов. Столешница из цельной доски украшалась солнечной  розеткой. Резные конские головы и  расписные солярные символы носили оберегательный характер, были направлены против злых сил. Стол окружали лавки. Часть избы между устьем печи и  передней стеной называлась на Среднем  Урале середой. Она считалась  женским углом и предназначалась  для стряпни. В старообрядческих семьях в ней могли молиться и  женщины и дети. Из середы выходила невеста во время свадебных торжеств. Середа обычно отгораживалась от избы крашеной занавеской или завешивалась набойчатым занавесом, во второй половине XIX в. ее нередко отделяли дощатой  переборкой. Матрица, разделявшая избу на передний угол с божницей и обеденным  столом и внешний (задний) со входом в дом, играла важную роль в обрядах  и представлениях крестьян. Под матрицей происходили многие важные церемонии (сватовство, прощание перед дорогой), за ней принимали дорогих гостей.

В XIX в. крестьяне стали украшать росписью внутреннюю часть дома –  наиболее важные, «освещенные предметы»: сени, избу, горницу, а в них –  стены, простенки, потолки, двери, голбцы, полати, заборки, грядки. Основу композиции составляли всевозможные растительные и зооморфные мотивы, бытовые сценки, исторические сюжеты. На западе региона  росписью крестьянских домов занимались в основном красильщики. В остальных  регионах Урала работали главным  образом тюменские мастера. Вятская  и тюменская традиции несколько  различались: только вятские красильщики  вводили в росписи мотивы льва в паре с птицей-павой. У тюменских  же мастеров излюбленный зооморфный мотив – совы.29 Обрамления вятичей были очень живописны, отделывались «под царские кудри», «под лепнину», «под изразец». Композиционное пространство у них стройное, уравновешенное, симметричное.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пища.

Основу крестьянского рациона  на Урале, как и повсюду у русских, составляли мучные и крупяные блюда. Первое место занимал хлеб. Хлеб пекли как из пшеницы, так изо  ржи. В некоторых районах Зауралья хлеб из ржаной муки назывался ярушником, из ячменной - яснеж. Муку для выпечки  хлеба просеивали в специальное  деревянное корытце – селницу, затем  замешивали тесто. В качестве закваски повсюду на Урале использовались дрожжи. Из теста пекли булки, караваи, ватрушки, печенье, кренделя, пироги, оладьи и блины. В обычные дни ели  калачи и булки, которые назывались «мягки». Воскресные дни отмечали приготовлением большого числа изделий, в том  числе и шанег. В Кунгурском уезде  так, например, приготовляли шаньги из ржаной муки: тесто раскатывали в  лепешки, в середину которых помещали ячменное кислое тесто, а сверху мазали все блюдо сметаной или маслом. Были также распространены блюда  из теста, сваренного в кипящей воде, молоке или масле.

Начиная с весны и до поздней  осени крестьяне могли пользоваться дарами природы. Ранней весной собирали березовый сок. Затем наступала  очередь полевых хвощей, которые  варили на молоке и стряпали с ними пироги. За ними следовала колба  или черемша. Употребление колбы  в пищу было распространено на Урале  повсеместно, использовалась она  в  качестве приправы. Потом поспевали  пиканы или пучки. Пучки пиканов  продавались весной на торжках и  рынках, ели их как в сыром виде (снимали с иих только верхнюю  кожицу), так и вареные в воде или же мелко искрошенные с  квасом и солью. Также употребляли  в пищу грибы. В основном ягоды  – малину и землянику ели в  свежем виде, но и запасали на зиму. Черемуху заготовляли в качестве муки, из которой вари кисель. Грибы  употребляли в пищу в различном виде: вареными, жареными, сушеными, солеными, использовались в качестве начинки для пельменей.31

Одним из основных продуктов питания  крестьян было молоко. Парное молоко процеживали  и в кринках ставили на окошках  или погреб. Подавали к столу обычно в конце обеда. Им забеливали супы и похлебки, варили на нем супы и  каши, использовали для разведения киселей. Продуктами переработки молока были простокваша, сыр, молоко кислое, молоко пресное, сметана, сыр, масло. В  Зауралье было широко распространено маслоделие. Сбитое сливочное масло  чаще всего шло на продажу. Дома его  хранили только в перетопленном  виде, но также предпочитали в качестве жиров использовать растительные масла: льняное, конопляное.

Хотя растительная пища в рационе  уральских крестьян преобладала  над мясной, они умели готовить и различные мясные блюда. Самым  распространенным из них были щи со свининой, говядиной или солонины с ветчиной. Праздничным блюдом считалось  жаркое. Жареного поросенка готовили обычно для свадебного стола. Традиционным блюдом было заливное - студень, или  холодец. Чтобы запастись мясом  впрок, его коптили, вялили, солили, получая такие продукты, как окорок, ветчина, солонина. Употребляли, главным  образом по праздничным дням, жаркое из птицы – гусей, уток, индеек. Существенное пополнение рациона давала рыбная ловля. С рыбой стряпали пироги и пельмени. Одним из распространенных праздничных  блюд была уха. Делали также из нее  балык: у крупной рыбины вырубали бока, пересыпали их солью и оставляли  на пятнадцать недель, затем вымачивали в воде и вывешивали на три-четыре месяца на воздух.32

Крестьяне умели мастерски готовить напитки – любимым из них был  квас. Его пили охлажденным, поэтому  хранили в кадках и жбанах в  погребе. Со временем квас стал вытесняться  чаем, поэтому самовар сделался необходимой  принадлежностью домохозяйства  крестьянина. Особенно широко чай распространился  в подгорных деревнях, а также  в селениях расположенных в округе заводов, но в некоторых местностях чай даже в середине XIX в. вообще не употреблялся.

Одним из напитков крестьян являлась брага. Густая хмельная брага  готовилась из овсяной муки с солодом. Овсяный  солод замешивали в виде густой кашицы и ставили в вольный жар  печи для упаривания. Вечером процеживали  и наквашивали толченым хмелем или  шишками хмеля по несколько горстей  на ведро. К ночи сосуд с брагой ставили на печку, и к утру напиток  был готов к употреблению. Хмель  для приготовления браги закупали сразу на весь год возами; многие выращивали его у себя на огородах.

Другим популярным хмельным напитком было пиво. Для его приготовления  использовались дрожжи. Пили пиво из туесов разной вместимости – от обыкновенной кружки до ведра. Народные умельцы могли  приготовить пиво, которое по крепости не уступало вину. Хмельное одуряющее  пиво готовили особым образом: хмель  сушили в жару печи, а затем уже  готовое пиво несколько раз переваривали, подкладывая под дно кадушки  листовой табак.

Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв