Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.
Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37
Из напитков на Урале приготовляли сбитень. Его варили в самоваре на воде с медом и употребляли в горячем виде .В некоторых уездах делали травник – его варили как пиво, заменяя хмель травами, иногда с солодковым корнем.33
Годовой режим питания зависел
не только от сезонности многих сельскохозяйственных
продуктов. Христианским населением соблюдались
посты и постные дни. Во время
постов действовали пищевые
Хлебосольство – умение щедро принять
гостей – считалось большим
Для приготовления и хранения пищевых продуктов, приема пищи существовала разнообразная утварь и посуда. Готовилась пища в печке. На лавке около печи находился залавок, в котором хранилась посуда. Крестьяне пользовались деревянной, глиняной, чугунной посудой. Была специальная посуда для хранения продуктов. Подойники и крынки использовались под молочные продукты, деревянные кадки и жбаны – под квас, железные и деревянные ведра – для хранения и перевозки разных жидкостей. В туесах из дерева и бересты содержали сыпучие продукты. К посуде для приготовления пищи относились корчаги (в которых варили пиво и брагу), горшки, ковши, чугуны. Для приготовления блюд и напитков из сусла употребляли тонкое , долбленное со вставными дощатыми концами корыто. Для выпечки хлеба использовали сито, решето, сеяльницу, квашенку. У русской печи нельзя было обойтись без ухвата, кочерги, сковородника. Столовой посудой считались блюда, чашки, ложки, медные и железные вилки, ножи, кружки. В селениях, расположенных вблизи заводов, более значительную часть кухонной утвари составляли металлические изделия.36
2.3. Промыслы.
Сельское хозяйство являлось основой
существования уральской
Значительная часть промыслов на Урале была связана с переработкой полевого хозяйства и животноводства: мукомольный, кожевенный, овчинный, сапожный, ткацкий, портняжный, сукнодельный, шерстобитный, изготовление веревок, сетей, свеч, маслодельный.
Другая группа промыслов была связана с обработкой металла (кузнечный, слесарный), дерева (столярный, плотничный, изготовление транспортных средств – телег, дровен, саней, экипажей, колес, лодок, производство мебели, посуды, изготовление лаптей), глины (гончарный, печной, кирпичный), с изготовлением стеклянных изделий.
Следующая группа промыслов включала деятельность крестьян по добыче соли, различных руд, жернового камня, извести, песка, глины, слюды, охоту, рыболовство, сбор ягод и грибов.
Существовали еще так
Одним из промыслов, связанный с сельским хозяйством был муко-мольный. В деревнях и селах имелись потомственные мукомолы. В зависи-мости от принципа действия (приводились в движение водой или ветром) мельницы были двух видов – водяные и ветряные. Водяные подразделялись на «колесчатые», с наливным колесом и на «мутовчатые», с рабочим лопастным валом. Широко был развит мукомольный промысел в Пермской губернии. В конце XVIII в. здесь насчитывалось 2708 мельниц, в том числе в округах, в том числе в округах: Шадринском – 684, Ирбитском – 426, Камышловском – 289, Чердынском – 231, Оханском – 196, Осинском – 195, Верхотурском – 197, Соликамском – 78, Пермском – 60. 39
Обработка продукции животноводства
в домашних условиях для по-требностей
крестьян, а также для продажи
послужила основой для развития
промыслов кожевенного и
Заключение.
Во второй половине XVI в. - активное заселение Урала русскими, увеличение населения за счет выходцев из Среднего Поволжья и Поморья - произошло взаимодействие двух компонентов: северорусского и среднерусского в сфере материальной культуры. Большую часть переселенцев составляли старообрядцы из-за неизменности религиозных убеждений и быта они сохранили свою традиционную форму одежды.
Традиционный костюм в первую очередь
менялся в деревнях, которые были
расположены на торговых путях. Различия
в одежде были между конфессиональными
группами – православными и
Основным типом женской одежды на Урале был комплекс с сарафаном (рубаха, пояс, запон, головной убор). Разновидности сарафанов: глухой туникообразный, ферязь, косоклинный, прямой. До конца XIX в. Наиболее популярной нательной одеждой, которая одевалась в месте с сарафаном была поликовая рубаха. К концу XIX века под влиянием моды горожан появился новый тип рубахи – рубаха на кокетке.
Сельские крестьянки носили фартуки, он сохранился с новой формой одежды-парочкой. Головные уборы и прически строго регламентированы у девушек и замужних женщин. Одним из старинных головных уборов был кокошник, наряду с ним были ленты и шамшура.
Мужская одежда была представлена главным образом из рубахи и портов. Туникообразную рубаху в основном шили из холста. Праздничные рубахи отличались по цвету ткани. Горловину оформляли обшивкой, которая представляла собой воротник-стойку. В некоторых районах до начала XX века шили рубахи без воротника – половоротые. Но к концу XIX века появляется новая рубаха на кокетке, этому способствовало веяние городской моды.
С рубахой носили порты,
но с появлением штанов они
сохраняются в качестве
Русские переселенцы принесли на Урал традиционные формы поселений: остроги, слободы, погосты, села, деревни. Во второй половине XVIII века погосты, остроги и слободы переведены в села. В XVIII – XIX вв. распространены 4 типа застройки поселений: свободная, рядовая, замкнутая, регулярная. Зодчество было деревянным, позже заводское строительство научило крестьян изготовлять кирпичи., в качестве строительного материала широко использовалась глина. В XIX веке появляются новые типы жилых построек – пятистенки.
Основа крестьянского рациона на Урале составляли крупяные и мучные блюда. Главное место занимал хлеб, также одним из основных продуктов было молоко. Мясная пища – свинина, говядина, готовили солонину и ветчину. Напитки – квас, чай, брага, пиво, сбитень.
Домашняя промышленость
Список источников.
Список литературы.
1 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII – XIX веков. – М.: слово / slovo, 2002. – С.5.
2 Гаген-Торн Н. И. / / К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография.1933 г. №4 С. 119–134.
3 Баранова О. Г., .Баранов Д. А., .Мадлевская Е. Л, .Соснина Н. Н., .Фишман О. О., Шангина И. И. Русская изба: ил. энцикл. искусство-СПб., 2004. – С. 5
4 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVII - XIX вв. – М.: слово / slovo, 2002. – С.3.
5 Ларин О. «К. А. Буровик . Красная книга вещей» // Новый мир, 1997, № 7. – С. 21 – 22.
6 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. – 3-е изд., доп. – М. : РИПОЛ классик, 2005. С. – 7-8.
7 Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом). Л . : Художник РСФСР. – 1987. – С.3-4.
8 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 20.
9 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 47.
10 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. – С. 87.
11 Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. – сост. Н. Соснина, Шангина И. И. Искусство – СПб., 2001. – С. 127.
12 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 126.
13 . Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. – сост. Н. Соснина, Шангина И. И., искусство – СПб., 2001. – 323 с.
14 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 182 - 189.
15 Народное искусство Урала. (Традиционный костюм, сборник статей). Екатеринбург: Баско, 2007. – С. 7.
16 Летописцы старого Урала: Монография. – Челябинск: Издательство «Факел» ЧГПИ, 1995. – С. 171.
17 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 173.
18 Уральская старина: литературно-краеведческий альманах. – Вып. 2.- Екатеринбург, Архитектон. 1996. С. 83.
19 Там же. С. 91.
20 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. – С. 96.
21 Голикова С. В. Влияние организации горнозаводского производства на питание и одежду жителей.//Общественное сознание и быт населения Урала XVIII – нач. XX в. Сборник научных статей. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2004 г. С. 94.
Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв