Цивилизация Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.
Вместе с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном правительстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………с.2

I. Цивилизация Древнего Рима…………………….с.3-4

1.Развитие Римской цивилизации………………....с.5-8

2. Особенности становления и развития культуры древнего Рима……………………………………………........с.9-15

3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима…………………………………………………с.16-18



Заключение…………………………………………с.19-20

Список использованной литературы……………..с.21

Файлы: 1 файл

история мц.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

 Порожденные разнообразными  историческими обстоятельствами  различия в   положении свободных  людей, установленные в Древний  период, исчезают.

Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатые люди, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов, как правило, средних землевладельцев.

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

      Император  Август восстановил, в частности, закон, по которому подлежали  казни все те рабы, которые  находились в доме на расстоянии  окрика в момент убийства их  господина, независимо от того, причастны  они к убийству или нет. Это  один из наиболее отвратительных  случаев использования объективного  вменения. Закон не остался без  применения. В одном случае, несмотря  на широкое недовольство народа, сенат и император приказали  казнить 400 человек. Римские юристы  не скрывали причины этой гнусной  меры: “Ни один дом не может  быть иным способом обезопасен, как тем, чтобы страхом смертной  казни принудить рабов охранять  своего господина от опасности, как со стороны домашних, так  и со стороны чужих...”.

      Между тем  экономическое развитие все более  определенно указывало на невыгодность  рабского труда. Никакой надсмотрщик  и никакие наказания не могли  заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, остро  ненавидящий своего хозяина-угнетателя, раб делал только то, к чему  его непосредственно принуждали, и делал так, чтобы избежать  бича. Всякое новое орудие оказывалось  в его руках недолговечным. Ни  одно усовершенствование не приносило  достаточной пользы.

      Понимая  это, хозяева стали предоставлять  рабам земельные участки –  пекулии. Рабы были обязаны отдавать  за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая  половина оставалась в их полном  распоряжении. Выгодность этой новой  формы эксплуатации была несомненной.

      Но для  того чтобы она могла получить  большее распространение, нужно  было дать правовую защиту  тем отношениям, в которые волей-неволей  вовлекался раб-пекулиант.

      Старое  римское право запрещало ему  продавать что-либо на рынке, а  между тем без этого он не  мог существовать, право запрещало  ему брать взаймы, нанимать скот  или сдавать его внаем, покупать  что-либо, вступать в договорные  отношения вообще. Старое право  запрещало рабу заявлять иски  в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все это было несовместимо  с ведением самостоятельного  хозяйства. Нужно было, наконец, оградить  раба от злоупотреблений со  стороны самого господина, поскольку  и земля и сам раб были  его собственностью .

 Постепенно, медленно  все эти интересы были урегулированы  к выгоде владельца пекулия.

      Одновременно  с тем в Римской империи  совершается и другой важный  процесс – превращение свободного  крестьянина в арендатора-издольщика. Его общим названием становится  колон. Развитие колоната было  результатом грабежа крестьянской  земли и связанного с этим  роста латифундий. Другой его  причиной было уменьшение притока  рабов из-за границы, явившееся  следствием уменьшения военной  мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей  сопротивления – с другой.

      Обязательства  колонов носили как денежный, так и натуральный характер.

      Колонат  начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна  арендодателю. Только длительный  срок аренды мог обеспечить  его постоянной рабочей силой  и в то же время породить  в колоне желание улучшать  землю, возводить постройки и  т.п.

      Удовлетворяя  требования землевладельцев, закон 332 года н.э. положил начало прикреплению  арендаторов к земле. Самовольно  покинувшие поместья возвращались  силой. В то же время было  запрещено сгонять колонов при  продаже земли. Всем этим было  положено начало развитию феодальных  отношений и переходу от рабовладения  к феодализму. В этом сложном  процессе раб подымается до  положения феодально-зависимого  человека, свободный крестьянин  опускается до него. Господствующей  формой крестьянского владения  землей становится эмфитевтическая, то есть долгосрочная, а затем  и наследуемая аренда господской  земли. Из Италии она затем  переходит в феодальные Францию, Германию, Польшу, западные области  России.

 К концу империи устанавливается запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, вводится облегченный порядок отпуска раба на волю.

    Подобно колонам, прикрепляются к своим профессиям ремесленники. Возникают их наследственные корпорации.

 

Особенности становления и развития культуры древнего Рима:

В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского.

      Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до III в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии.

      Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики.

      Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени завоевания Рима варварами.

      Но иногда  можно встретить и иную периодизацию, где за основание отсчёта периодов  берётся эволюция политического  строя древнего Рима. В таком  случае выделяют:

1. культуру эпохи  царей 

2. культуру эпохи  республики 

3. культуру периода  империи 

      Как видим, эта периодизация несколько отличается  от ранее приведённой по историческим датам: и в том, и в другом случае речь идёт о возникновении культуры, о периоде её расцвета и стадии отмирания, разложения.

 Так же, как и греческая, древнеримская цивилизация имела  предшествующую ей культуру. В  далёкой древности территорию, на  которой возникает римская культура, населяли обитатели, говорившие  на умбрийском языке, именно они  создали культуру так называемой  Виллановы. Затем их сменили этруски. Этруски создали высокоразвитую цивилизацию со своей городской культурой. Известны такие этрусские полисы, как Арретий, Цере, Клузий, Тарквиний, Вольки, Вейи и др.

      Каноническая  легенда связывает возникновение  Рима с древнегреческой историей, гибелью Трои. Один из защитников  Трои, Эней, покинул захваченный  греками город, и после скитаний  по морям, высадился в Италии. Он женился на дочери местного  царя Латина. Сын Энея, Асканий Юл, основал город Альба-Лонг, но был свергнут своим братом. Дочь свергнутого царя - Рею Сильвию, чтобы пресечь династию, сделали жрицей богини домашнего огня - Весты. (Но Рея Сильвия родила от самого бога Марса двух близнецов. Убить её не решились, а младенцев отобрали и отнесли в лес, чтобы там убить. Но раб не выполнил царский приказ и оставил детей. Их вскормила волчица, потом пастухи подобрали двух братьев и назвали их Ромулом и Ремом. Когда братья подросли, они случайно убили царя, который когда-то приказал их убить, и восстановили на троне своего деда. Сами они ушли и основали новый город. При этом братья поссорились, и Ромул убил Рема. Так был основан Rоmulus, Roma, город Рим.)

 

Дата основания Рима играет важную роль в истории культуры. Долгие столетия она служила точкой отсчёта для исторических дат. Существовало несколько культурных традиций для определения времени исторических событий. Религиозная, связанная с догматами Ветхого Завета, за отправную дату берёт время "от сотворения мира" Богом. Позднее, около IX в. н. э., её дополнила Новая традиция – "время от рождества Христова" – события, описываемого Новым Заветом, – I в. н. э. В нашей литературе это "время" называется "временем до нашей эры" и "временем нашей эры". Но наряду с этими, по сути религиозными, нормами, существовала чисто светская традиция, которая отсчитывала события "от времени основания Рима".

 

На всех пространствах, которые были завоеваны римскими солдатами, распространялась единая, унифицированная, государственно насаждаемая римская культура. Историки выявили странную закономерность: римские легионы "не смогли закрепиться в землях, в которых не произрастала виноградная лоза, хотя судьба Римской империи с историей виноградарства не связана". А виноград возделывался на огромнейших пространствах Старого Света!

 На развитие римской цивитас  огромное влияние оказали исторические  условия основания Рима. Римляне  постоянно враждовали со своими  соседями, отсюда их культура  изначально была милитаризована. Римская история начинается с  конфликта и убийства и закончится  в пламени пожаров под победные  крики вандалов, герулов и других  варварских народов. Рим вынужден  был постоянно воевать, заключать  союзы с соседями, нарушать их, снова заключать. Поэтому политические  обстоятельства способствовали  тому, что римляне постоянно присоединяли  к своему государству-городу всё  новые территории с зависимым, полузависимым и несвободным  населением.

      Первоначально во  главе римской общины стоял  царь. Он соединял в себе функции  верховного военачальника, судьи  и жреца. Изначально религиозная  культура носила государственный  характер, служила государственным, политическим задачам, обслуживала  государственные интересы.

      Отсюда, известный  формализм религиозной жизни, её  излишняя регламентированность, несамостоятельность. Связав свою судьбу с государством, религиозная культура не могла  эволюционировать, приспосабливаться  к изменившимся обстоятельствам  и вырождалась вместе с государственным  аппаратом.

Второй период в развитии культуры Древнего Рима получил название "республиканский". Он связан с борьбой плебеев и патрициев. Под давлением плебеев были составлены и обнародованы "Законы ХII таблиц", которые хотя и улучшили правовое положение плебеев, но не избавили их от мелочных притеснений. Только в 445 г. до н. э. плебеи формально получили все права гражданства.

Положение человека, определялось не его личными усилиями, его личными качествами и талантами, а местом в государственном устройстве, которое сперва в республике отторгло, оттеснило от власти большую часть граждан, а затем, в империи, превратило всех в "подданных", доведя отчуждение до крайних форм. Отсюда огромнейшая роль, которую играло государство, политика, которая подавляла, подчиняла себе все другие элементы культуры.

 

Но, достигнув власти и величия, Рим стал клониться к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ императора, распространяется чувство отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим. В этих условиях на первое место в иерархии культуры выдвигается религия. Сам император был объявлен богом, и любой чиновник обязан был при вступлении в должность давать клятву, в которой он обязывался чтить, любить и оказывать почести императору, как богу. По всему "вечному городу" были расставлены статуи императора, которым обязаны были поклоняться все. Частая смена императоров приводила и к частой смене скульптур. Но утверждение "политической религии" не спасало положение. Рим был наполнен жрецами всевозможных богов и культов, всевозможными сектами, последователями эзотерических учений. Среди многообразия конфессий постепенно влияние получает христианство – "религия рабов", а потом и большинства. В последние десятилетия существования Римской империи христианство доминировало в философии, искусстве, правовых учениях.

      В обыденной жизни  широко были распространены самые  примитивные представления о  сверхъестественном: гадания, суеверия, магия.

      Рим очень скоро  стал крупнейшим городом мира. Население его доходило до 1 млн. человек. Естественно, очень остро  стояла проблема городского хозяйства, культуры обеспечения городской  жизни. Она обеспечивалась за  счёт интенсивного строительства. Тем более, что материал - камень, находился под ногами, в подземных каменоломнях - катакомбах. По мере роста верхнего города рос и подземный, где скрывались беглые рабы, укрывались разбойники и грабители, а позднее - собирались христиане.

      К I в. н. э. в Риме  насчитывалось 11 водопроводов –  акведуков, и около 600 фонтанов. Самый  крупный водопровод Марция, сооруженный  в 144 г. до н. э. был длиной около 90 км, он действует и в наши  дни. К III в. н. э. в Рим поступало  ежедневно до 1 млн. м3 воды и римское  население было обеспечено водой  полностью. На жителя столицы  приходилось в сутки 600-900 литров.

      В Риме было 170 терм, общественных бань, в IV в. н. э. – уже 1000. В среднем на 1 район  приходилось 60-80 бань. В банях устраивали  библиотеки, проходили диспуты. Ежедневное  посещение бани стало обычаем  ко времени империи. Рим вошёл  в историю культуры и введением  городских врачей – служащих. Антоний Пий установил, что для  крупных городов необходимо иметь 10 врачей, 7 для средних и 5 для  небольших населённых пунктов. Врачи  освобождались от воинской службы  и содержались за счёт городской  казны.

Информация о работе Цивилизация Древнего Рима