Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:29, реферат
В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.
Вместе с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном правительстве.
Введение……………………………………………с.2
I. Цивилизация Древнего Рима…………………….с.3-4
1.Развитие Римской цивилизации………………....с.5-8
2. Особенности становления и развития культуры древнего Рима……………………………………………........с.9-15
3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима…………………………………………………с.16-18
Заключение…………………………………………с.19-20
Список использованной литературы……………..с.21
Порожденные разнообразными
историческими
Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатые люди, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов, как правило, средних землевладельцев.
Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.
Император
Август восстановил, в частности,
закон, по которому подлежали
казни все те рабы, которые
находились в доме на
Между тем
экономическое развитие все
Понимая
это, хозяева стали предоставлять
рабам земельные участки –
пекулии. Рабы были обязаны отдавать
за них определенную долю
Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант.
Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать, право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его внаем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все это было несовместимо с ведением самостоятельного хозяйства. Нужно было, наконец, оградить раба от злоупотреблений со стороны самого господина, поскольку и земля и сам раб были его собственностью .
Постепенно, медленно
все эти интересы были
Одновременно
с тем в Римской империи
совершается и другой важный
процесс – превращение
Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.
Колонат
начался с краткосрочной
Удовлетворяя
требования землевладельцев, закон
332 года н.э. положил начало прикреплению
арендаторов к земле. Самовольно
покинувшие поместья
К концу империи устанавливается запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, вводится облегченный порядок отпуска раба на волю.
Подобно колонам, прикрепляются к своим профессиям ремесленники. Возникают их наследственные корпорации.
Особенности становления и развития культуры древнего Рима:
В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского.
Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до III в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии.
Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики.
Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени завоевания Рима варварами.
Но иногда
можно встретить и иную
1. культуру эпохи царей
2. культуру эпохи республики
3. культуру периода империи
Как видим,
эта периодизация несколько
Так же, как и греческая,
древнеримская цивилизация
Каноническая
легенда связывает
Дата основания Рима играет важную роль в истории культуры. Долгие столетия она служила точкой отсчёта для исторических дат. Существовало несколько культурных традиций для определения времени исторических событий. Религиозная, связанная с догматами Ветхого Завета, за отправную дату берёт время "от сотворения мира" Богом. Позднее, около IX в. н. э., её дополнила Новая традиция – "время от рождества Христова" – события, описываемого Новым Заветом, – I в. н. э. В нашей литературе это "время" называется "временем до нашей эры" и "временем нашей эры". Но наряду с этими, по сути религиозными, нормами, существовала чисто светская традиция, которая отсчитывала события "от времени основания Рима".
На всех пространствах, которые были завоеваны римскими солдатами, распространялась единая, унифицированная, государственно насаждаемая римская культура. Историки выявили странную закономерность: римские легионы "не смогли закрепиться в землях, в которых не произрастала виноградная лоза, хотя судьба Римской империи с историей виноградарства не связана". А виноград возделывался на огромнейших пространствах Старого Света!
На развитие римской цивитас
огромное влияние оказали
Первоначально во
главе римской общины стоял
царь. Он соединял в себе функции
верховного военачальника, судьи
и жреца. Изначально религиозная
культура носила
Отсюда, известный
формализм религиозной жизни, её
излишняя регламентированность, несамостоятельность.
Связав свою судьбу с
Второй период в развитии культуры Древнего Рима получил название "республиканский". Он связан с борьбой плебеев и патрициев. Под давлением плебеев были составлены и обнародованы "Законы ХII таблиц", которые хотя и улучшили правовое положение плебеев, но не избавили их от мелочных притеснений. Только в 445 г. до н. э. плебеи формально получили все права гражданства.
Положение человека, определялось не его личными усилиями, его личными качествами и талантами, а местом в государственном устройстве, которое сперва в республике отторгло, оттеснило от власти большую часть граждан, а затем, в империи, превратило всех в "подданных", доведя отчуждение до крайних форм. Отсюда огромнейшая роль, которую играло государство, политика, которая подавляла, подчиняла себе все другие элементы культуры.
Но, достигнув власти и величия, Рим стал клониться к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ императора, распространяется чувство отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим. В этих условиях на первое место в иерархии культуры выдвигается религия. Сам император был объявлен богом, и любой чиновник обязан был при вступлении в должность давать клятву, в которой он обязывался чтить, любить и оказывать почести императору, как богу. По всему "вечному городу" были расставлены статуи императора, которым обязаны были поклоняться все. Частая смена императоров приводила и к частой смене скульптур. Но утверждение "политической религии" не спасало положение. Рим был наполнен жрецами всевозможных богов и культов, всевозможными сектами, последователями эзотерических учений. Среди многообразия конфессий постепенно влияние получает христианство – "религия рабов", а потом и большинства. В последние десятилетия существования Римской империи христианство доминировало в философии, искусстве, правовых учениях.
В обыденной жизни
широко были распространены
Рим очень скоро
стал крупнейшим городом мира.
Население его доходило до 1 млн.
человек. Естественно, очень остро
стояла проблема городского
К I в. н. э. в Риме
насчитывалось 11 водопроводов –
акведуков, и около 600 фонтанов. Самый
крупный водопровод Марция, сооруженный
в 144 г. до н. э. был длиной около
90 км, он действует и в наши
дни. К III в. н. э. в Рим поступало
ежедневно до 1 млн. м3 воды и римское
население было обеспечено
В Риме было 170
терм, общественных бань, в IV в. н. э.
– уже 1000. В среднем на 1 район
приходилось 60-80 бань. В банях устраивали
библиотеки, проходили диспуты. Ежедневное
посещение бани стало обычаем
ко времени империи. Рим вошёл
в историю культуры и