Цивилизация Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.
Вместе с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном правительстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………с.2

I. Цивилизация Древнего Рима…………………….с.3-4

1.Развитие Римской цивилизации………………....с.5-8

2. Особенности становления и развития культуры древнего Рима……………………………………………........с.9-15

3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима…………………………………………………с.16-18



Заключение…………………………………………с.19-20

Список использованной литературы……………..с.21

Файлы: 1 файл

история мц.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

      На первом месте  стоят деяния на благо отчизны  и качества человека, их обеспечивающие, например, патриотизм.

 Затем идут ценности, направленные  на благо родных – семья.

      На последнем месте  стояли ценности, в которых выражалась  забота о собственном благе  – эгоизм, индивидуализм.

 Наградой за virtus, то есть за  развитие нравственной культуры  как высшей ценности был почёт, всенародное одобрение, признание. Рим утвердил целый перечень  почётных выборных должностей, cursus honorum, на которые выбирались в  награду за проявленную virtus.

      Деяния мужественных  людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана  с независимостью, зависимый человек  не мог быть свободным. Поэтому  считалось, что должность, выполняемая  за деньги, не может считаться свободной: «Жалованье делает человека рабом», – считали римляне. Поэтому на должности продвигались люди богатые.

 Позднее, когда междоусобные, гражданские  войны стали раздирать римское  общество, стали утверждаться новые  ценности – humanitas, а ещё позднее, в период империи – urbanitas.

 Таким образом, гуманизм –  не исходная ценность культуры. Пока культура развивается, и  её собственные противоречия  не достигли развитой формы, общество  не ценит гуманизма, заботы о  конкретном человеке, не культивирует  его. Всё затмевает собой долг, обязанность, необходимость, исходящие  от государства, коллектива, общества, то есть организующего, рационального  начала.

      По мере их разложения, центр мотивации переносится  на самого человека, он становится  высшей ценностью, мерилом оценок, целью культуры. Хотя культуры  Рима и Греции развивались  синхронно во времени и пространстве, ценности, которые признавались  ими, были различны.

      По мере обострения  противоречий – экономических, политических, социальных, разлагалась и культура  Рима, обеспечивавшая долгие столетия  его единство и целостность. Сами  римские мыслители отмечали определённый  регресс своей культуры, но сделать  ничего не могли. Тацит, знаменитый  римский историк, передавал слова  правоведа эпохи ранней империи Гая Кассия Лонгина: «Меры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а   те, что впоследствии менялись, менялись к худшему».

      Обнаружив следы  упадка культуры, римское общество  смирилось с этим, приняло это, как фатальную неизбежность, и  не нашло в себе силы найти  Ответ на Вызов истории. Его  будут искать другие народы.

 

Заключение:

Древняя Римская цивилизация представляла собой прогрессивный тип развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения.

 Необходимо отметить наиболее  важные события, произошедшие за  период существования римской  цивилизации: впервые получили развитие  частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности  в греко-римском мире не было; впервые сложилась развитая система  товарно-денежных отношений: производство  было ориентировано по преимуществу  на рынок; наличие многообразия  развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя.

      Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства.

      В ходе развития  римской цивилизации были заложены  основы гражданского общества  – самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось  спецификой полиса как гражданской  общины.

      Достижения античности  – это достижения свободного  человека. «Классическая» эксплуатация  рабов – исключение, а не правило  для греко-римской цивилизации: утверждение  рабовладельческого способа производства  в Римской империи было одним  из основных факторов гибели  античного мира.

      Римский полис  обеспечивал существование и  развитие римской цивилизации  лишь на определённом этапе  истории. Наступил момент, когда  интересы дальнейшего развития  требовали преодоления полиса  как типа государства, подводили  к необходимости образования  значительно более крупных и  иначе устроенных государств.

      В древнем Риме  кризис представлял собой длительный  процесс, протекавший со времени  превращения Рима в Средиземноморскую  державу и до падения Западной Римской империи. Экономический аспект кризиса полиса заключался в развитии товарно-денежных отношений, которые нарушали экономическую замкнутость и самодостаточность города-государства. В социальной сфере происходило размывание основы полиса – слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собственного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была следствием развития товарно-денежных отношений, а также широкого использования труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товарно-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение. Для Рима это привело к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи.

      На территории  Римской империи продолжали существовать  италийские города – государства, а в тех провинциях, где раньше  не было полисов, в период римского  владычества они возникли. Постепенная  утрата римлянами своей исключительности  в результате всё более широкого  представления римского гражданства  населению провинций и введение  нивелирующей системы управления  империей не меняло внутреннюю  структуру государства, состоящего  как бы из множества автономных  образований государственного типа. В условиях общего кризиса III в. н. э. в результате натурализации  хозяйства и свёртывания товарно-денежных  отношений города стали приходить  в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни  постепенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную  и Западную, усилились центробежные  тенденции в провинциях. Попытки  римских императоров остановить  этот процесс путём усиления  бюрократического аппарата и  тотальной слежки за администрацией  провинций не могли принести  успех.

      По мере переноса  центра тяжести общественной  жизни из города в поместье, складывания новой социальной  структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие  участком земли), распространения  христианства в Западной Римской  империи складывались предпосылки  перехода к средневековью.

 

Список использованный литературы:

 

 

http://ancientrome.ru/

 

 

http://www.historie.ru/civilizacii/rimskaya-imperiya/84-rimskaya-imperiya-drevniy-rim.html

 

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Рим

 

 

История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под ред.проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Цивилизация Древнего Рима