Цивилизация Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.
Вместе с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном правительстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………с.2

I. Цивилизация Древнего Рима…………………….с.3-4

1.Развитие Римской цивилизации………………....с.5-8

2. Особенности становления и развития культуры древнего Рима……………………………………………........с.9-15

3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима…………………………………………………с.16-18



Заключение…………………………………………с.19-20

Список использованной литературы……………..с.21

Файлы: 1 файл

история мц.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

      В отличие от  соседней Греции, где пахотной  земли было мало, Рим располагался  на равнинной территории, и первоначально  у него не было проблемы  завоза зерна – всё производилось  на месте. Была создана высокоразвитая "культура хлеба". Культура  хлеба покоилась на развитой  для тех условий технике: был  изобретён колёсный плуг, использовался  безотвальный плуг, применялись  жатвенные машины, были известны  бороны, веятельные лопаты и т. п. Таким образом, использовалась  техника, которой не знала соседняя  Эллада. Высокоразвитая техника  была дорогой и использовалась  на крупных виллах, а не в  мелком крестьянском хозяйстве.

      Высокоразвитой была  и культура обработки почв  – передовая агрикультура позволяла  получить, по свидетельству Колумеллы, до 10 винных мехов (200 амфор) с 1 югера пашни. Варрон добавляет, что если по большей части в Италии был урожай семь-десять, а для Этрурии - семь-пятнадцать, то передовые хозяйства получали урожай до 2,5 центнеров зерна с 1 га.

      Варрон, Катон, Колумелла  – римские учёные, писатели, много  внимания уделяли устройству  полей, описанию орудий труда, то  есть повышению культуры хлеба.

 Основой производства «хлеба» было римское поместье. Оно делилось на три части: Villa – центр поместья; Fundus – земельная территория, на которой велось хозяйство;  Instrumentum – оборудование, орудия труда.

 Все «орудия труда» также делились на три части: Instrumentum mutum – инструмент "молчащий", орудия труда; Instrumentum semivocale – инструмент, оборудование неговорящее, то есть скот; Instrumentum vocale – орудия говорящие, то есть рабы.

      Широкое использование  рабского труда придавало специфику  римской культуре. С одной стороны, эксплуатация рабов давала прибавочный  продукт, используемый для развития  других компонентов культуры  – искусства, права, религии, политики. С другой стороны, "рабский  труд" разорял свободного земледельца, заставлял его перемещаться в  город, искать там приложения  своих сил.

      Римляне осознавали, что труд рабов менее производителен, чем свободных, но, тем не менее, не могли отказаться от него. Труд свободных применялся или  на сезонных работах, или в  нездоровой местности. Во всех  других случаях применялся труд  рабов.

      Рабы, особенно умелые, ремесленники, стоили дорого. Например, раб-ремесленник стоил 20-30 тысяч  сестерциев, что равнялось годовому  доходу среднего поместья в 200 югеров (50 га). Поэтому крестьянин, бывший  общинник, не мог купить себе  раба. Поскольку раб – "говорящее  орудие", стоил дорого, его следовало  беречь и без нужды "не портить".

     Крупное рабовладельческое  хозяйство разорило свободного  крестьянина и само пало в  непреодолимом противоречии. Армия  тех, кто поедает хлеб, росла быстрее, чем производство самого хлеба. Не "революция рабов", не восстания, подобные войне, которую вёл Спартак, раб-гладиатор, уничтожили культуру  рабовладения: нет, она разложилась  в силу присущих ей антагонизмов: падала мотивация к труду рабов, но и свободные не были заинтересованы  в честном труде.

      Культура "atium'а", досуга, была неразвитой. Аристократия  предпочитала заниматься войной  и политикой. Для занятий искусством  времени и желания не было. Вкус римской публики не пользовался  хорошей славой, считалось, что трагедии  они предпочитают комедию, а комедии - гладиаторские бои. Общественное  положение поэта, артиста оставалось  приниженным.

      Римляне не были  музыкальным народом. Как правило, этими искусствами занимались  иноземцы, или рабы, то есть зависимые  слои населения. Лишь после победы  над Карфагеном римляне стали  приобщаться к философии, к занятиям  искусством, поэзии. Начало римской  прозы, поэзии кроется в народной  культуре, сформированной ещё до  возникновения цивилизации. В частности, известны братья Салии – религиозное  объединение жрецов бога Марса, которые устраивали театрализованные  представления - 1 марта братья в  боевом облачении устраивали  шествия, распевая песни. Движение  процессии сопровождалось танцем  – тринудием. У римлян издавна  существовал и погребальный обряд, во время которого устраивались  показательные бои. Первых гладиаторов  называли бустуариями.

      Первые организованные  игры ещё имели связь с погребением: в 264 г. до н. э. на похоронах Юния  Брута его сыновья устроили  схватку на мечах. Зрелище настолько  поразило римлян, что игры стали  традицией и вошли в историю  римской культуры как несомненная  новация.

      Гладиаторские цирки  стали строиться повсеместно. В  Риме специально был отстроен  гигантский гладиаторский театр  – Колизей, развалины которого  сохранились до наших дней. Возникли  гладиаторские школы, где рабов  обучали искусству владения мечом. Гладиатор Спартак вошёл в  историю как руководитель восстания  рабов, чуть не погубившего Рим.

      Римская культура  развивалась неравномерно. По сравнению  с периодом царей, республиканская  форма правления привела первоначально  к её снижению. Только спустя  столетие наблюдается оживление  – дело в том, что в этот  период Рим боролся за саму  возможность своего существования. Позднее военные удачи способствуют  пышному расцвету культуры за  счёт ограбления побеждённых  народов: греков, кунов, галлов, бриттов. Постепенно Рим втянулся в целую серию войн, что привело культуру в застойное состояние, придало ей милитаристский характер.

      Рим прославился  своими войсками. Их отличала  не только высокая выучка, но  и дисциплина. Она устанавливалась, прежде всего, за счёт наказания: символ власти центуриона –  розга, символом власти консула  были фасции – топорики, воткнутые  в пучок палок. Но наказание, страх  присутствовали при строительстве  многих армий. Дисциплина в римском  войске держалась за счёт хорошо  продуманной системы наград: солдатам  вручали знаки отличия, ордена, браслеты. Отслужив срок, они могли получить  землю. Высшей наградой для солдата  был венок из дубовых листьев. Воин, первым поднявшийся на стены  крепости, получал золотой венок.

      И всё же римская  культура погибла. Ещё во II и начале I вв. до н. э. была сформирована  трудами Полибия, Посидония, Саллюстия  теория "упадка нравов" как  причины деградации Рима. Суть  концепции заключалась в том, что постепенное обогащение Рима, усложнение политической жизни  неизбежно сопровождаются нравственной  деградацией.     

С той поры, как богатство стало вызывать почтение, продолжает Саллюстий, как спутником его сделались слава, власть, могущество, с этой самой поры и начала вянуть доблесть, бедность и бескорыстие стали считаться позором.

 

 По нашему мнению, причиной  гибели культуры Рима является  противоречие, коренящееся в самой  культуре и заключающееся в  нарушении соответствия производительных  сил общества и человека с  теми производственными отношениями, которым когда-то, в период зрелости, они соответствовали, создавали  простор для их развития, устойчивую  систему стимулов и мотивов  труда и деятельности.

      Расцвет классической  культуры античного полиса был  обеспечен завоеваниями римских  плебеев. Законодательное ограничение  ссудного капитала определённым  минимумом, до 8 1/3 % в год, затем уровень  процента был снижен до 6% или 0,5% в месяц, запрещение долгового  рабства, получение земельного участка  из фондов ager publicus, общественной земли, на правах собственности стали важнейшими завоеваниями римских плебеев.

     Прежде всего, в экономической  области создали основу их  гарантированного в известной  мере существования в качестве  активных членов гражданского  коллектива, обеспечили расцвет  классического полиса в Древней  Греции и Древней Италии, экономической  базой которых стало, в некоторой  степени гарантированное законом, мелкое независимое земледелие  и ремесленное производство.

      В античных полисах  в основе всех политических  коллизий стоял аграрный вопрос.

     Победа плебея в  многовековой борьбе патрициев  и плебеев к началу III в. до н. э. показала бесперспективность  развития крупного землевладения  на прежних основах, то есть на патриархальном рабстве с использованием труда рабов-должников на сугубо натуральном производстве, жёстком ростовщичестве, направленном против своих же граждан, наконец, на основе пронизанности организации крупных владений отношениями мелкого земледелия.

 Таким образом, экономической  основой культуры античности, классической  её фазы выступает патриархальное  рабство с натуральным производством.

      Именно это положение  полнее всего соответствует состоянию  производительных сил античного  общества и является основой  классической фазы в его культуре, вершиной её развития. Расширение  рабовладельческого производства, утверждение крупного земледельческого  хозяйства и товарно-денежного  обращения объективно выходило  за рамки отношений собственности  и привело, в конце концов, к  упадку и прежний способ производства, и его культуру.

 

Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима:

Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.

      Среди причин, не  позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное  применение источников энергии  – воды, ветра, пара и др. Даже  мускульная энергия животных  не использовалась в должной  мере. Основным средством передвижения  и перевозки тяжестей оставались  бычьи упряжки, ослы, мулы. Лошадей  широко не применяли ввиду  того, что не знали стремени. Оно  появилось только в VIII в. н. э. Оглоблевая  телега оставалась неизвестной  вплоть до III в. н. э. Следствием этого  была высокая стоимость и неэффективность  наземного транспорта, что не  способствовало развитию мануфактуры.

      Техника использовалась  в непроизводственной сфере, для  развлечений, в военном деле. И  здесь римлянам приходилось многому  учиться у греков. Наука, философия  также были заимствованы и  пришли слишком поздно, чтобы  получить оригинальные формы  развития. Виной этому обычно  называют рабство. Но и в соседней  Греции также использовали труд  рабов, но, тем не менее, здесь  развилась глубоко оригинальная  и научная, и философская мысль.

 В наиболее концентрированном  виде античная культура выражается  в политическом мышлении. Политика  – вот единственно достойное  занятие для гражданина, свободного  человека – так считали и  римляне, и греки.

      Полис оставил  после себя три идеи:

      Первая идея –  идея гражданства – членства  в полисе, городе-государстве. Отсюда  сопричастность всей жизни полиса, цивитас.

      Вторая идея –  демократия – народовластие, народоправство  –сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.

      Третья идея –  идея республики – общего дела, а значит, возможность путём выбора  занять своё место в "общем  деле". Отсюда развитие выборного  начала, сменяемость полководцев, их  подотчётность сенату, коллегиальность  в решениях.

      Если культура  Греции исчерпала себя этими  идеями, то античный Рим пошёл  дальше – в кризисный момент  он утвердил идею единого, централизованного  государства. Таким образом, он создал  условия для распространения  единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи – неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры  Рима по отношению к культуре  Греции ещё почти на пять  столетий, но всё же не спасло  её: римляне в IV в. н. э. разучились  воевать и даже защищаться. Достаточно  вспомнить, что после разорения  Рима вандалами в 455 г. римляне  обсуждали, не как восстановить  город, а как устроить цирковое  представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления.

      Наиболее полной  и завершенной культура проявляется  в нравственности, в моральном  кодексе, который каждый народ  разрабатывает для себя. Моральные  нормы, разработанные римлянами, богаче, чем нормы античного греческого  полиса. Если греки свели все  добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности, то  римляне не ограничивали их  число, так же как и количество  богов.

      Человек ценился  не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств  и составляла новую цельность  – virtus, доблесть. Но, в отличие от  греческого полиса, где нормы  исходили от гражданского общества, в Риме их утверждающим началом  являлось государство. Сами добродетели  приобрели независимое от человека  существование, навязывались ему  в виде государственных, сакральных  персоналий, олицетворялись в богах  и императорах.

      Concordia (согласие), Fides (верность), Honor (честь), Clementia (кротость), Virtus (доблесть) – плюральные нормы  и качества, приписываемые императорам, но это – и отдельные божества. Римская религия была государственной, и чиновник был и главным  служителем – понтификом. Сложилась  определенная иерархия ценностей. Гай Луциллий дал такую схему:

Информация о работе Цивилизация Древнего Рима