Декабристы. Их роль в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:07, реферат

Описание работы

Первые русские революционеры-декабристы были борцами против крепостного права и самодержавия.
С декабристов, на мой взгляд, начинается история освободительного движения в России: они первые в истории Российской империи решились на вооруженное восстание против самодержавия. Декабристы первыми сформировали революционные организации, выработали программу действий и политические документы конституционного характера (конституция — основной закон государства, он обладает верховенством по отношению к любой власти, в том числе и монархической).
Какие же причины побудили молодых людей, хорошо образованных, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? Петр Каховский коротко выразил общее мнение декабристов: "Начало и корень общества надо искать в духе времени и положении, в котором мы находимся".

Содержание работы

I. Введение
II. Тайные политические организации декабристов
1. Союз спасения
2. Союз благоденствия
3. Южное и Северное общества
4. Общество соединенных славян
III. Восстание в Петербурге и на Украине
IV. Суд над декабристами
V. "Спасибо женщинам..."
VI. Декабристы-саратовцы
VII. Вывод
VIII. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

   План: 

I. Введение

II. Тайные  политические организации декабристов

1. Союз  спасения

2. Союз  благоденствия

3. Южное  и Северное общества

4. Общество  соединенных славян

III. Восстание  в Петербурге и на Украине

IV. Суд  над декабристами

V. "Спасибо  женщинам..."

VI. Декабристы-саратовцы

VII. Вывод

VIII. Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение 

Первые  русские революционеры-декабристы были борцами против крепостного  права и самодержавия.

С декабристов, на мой взгляд, начинается история освободительного движения в России: они первые в истории Российской империи решились на вооруженное восстание против самодержавия. Декабристы первыми сформировали революционные организации, выработали программу действий и политические документы конституционного характера (конституция — основной закон государства, он обладает верховенством по отношению к любой власти, в том числе и монархической).

Какие же причины побудили молодых людей, хорошо образованных, с прекрасными  перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? Петр Каховский коротко выразил общее мнение декабристов: "Начало и корень общества надо искать в духе времени и положении, в котором мы находимся".

Декабристы, в основном участники Отечественной  войны 1812 г. и заграничного похода русской  армии, возвращались на родину в ожидании обновления России, освобождения крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом  с ними, дворянами, в армии и партизанских отрядах. Царствование Александра I (1801—1825) начиналось великими надеждами: молодой государь склонялся к проведению либеральных реформ, покровительствовал просвещению, не чужд был даже республиканских взглядов.

Идея  отмены крепостного права буквально носилась в воздухе в те годы. Теперь, после героической борьбы с непобедимой до той поры армией Наполеона, многим людям казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах. Ожидание перемен, осуществление давних благородных замыслов наполняло сердца и помыслы, но увы, надежды не оправдались. На родине освободителей страны от Наполеона ожидали реакция, ужесточение крепостнических порядков, издевательство над солдатами, нарождающаяся аракчеевщина.

Беспокойство  за народ, стыд за свое благополучие, неприятие  пустой великосветской жизни звали "первенцев свободы" к борьбе. Матвей Муравьев-Апостол писал: "Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого Бога".

Ответы  на терзавшие будущих декабристов  вопросы они искали и находили в политических и философских  сочинениях русских и западноевропейских мыслителей, в конституционных основах жизни передовых стран.

"Вольнодумцы"  верили, что перемены в России  возможны, и готовы были бороться  за них. 

II. ТАЙНЫЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕКАБРИСТОВ 

1. Союз  спасения 

Первой  тайной организацией будущих декабристов  стал Союз спасения. В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушин договорились "составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России". Впоследствии в него вошел и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек — строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии.

Члены Союза называли себя "истинными и верными сынами Отечества". Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела страны, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или "статусом", Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избрана комиссия, куда входили С. П. Трубецкой, И. А. Долгорукий и Ф. П. Шаховский.

На одном  из совещаний Союза в Москве обсуждался ранее не поднимавшийся вопрос о том, какой видят "сыны Отечества" Россию после освобождения от тирании и как добиться физического устранения монарха, и один из заговорщиков, Якушин, предложил себя в цареубийцы. Четкого представления о том, как действовать после этого, у них не было. Но даже среди малого числа членов тайной организации выявились серьезные разногласия в видении путей к свободе (например, уничтожать ли самодержавие или достаточно отмены крепостного права), существовали и другие достаточно принципиальные для членов Союза противоречия. В итоге в конце 1817 г. Союз самоликвидировался. 

2. Союз  благоденствия 

На смену  Союзу спасения пришел Союз благоденствия, организованный в январе 1818 г. В него вступили почти все члены Союза  спасения. Это более многочисленное (до 200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось "по капле" широко распространить свои идеи и влияние в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества. Союз благоденствия, известный как "Зеленая книга" (по цвету обложки), отражал настроения самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения Отчизны. "На формирование" общего мнения отводилось 20 лет, после чего можно было подумать о революции, "безболезненной и мирной".

Направления деятельности Союза не выходили за рамки "человеколюбия", или благотворительной  работы, "образования" (влияния  на работу школ и воспитание юношества), "правосудия", "общественного хозяйства". Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, женских, молодежных и других общественных организаций, а также издание журнала "Россиянин XIX века". Члены Союза благоденствия распространяли свои идеи через литературно-театральное общество "Зеленая лампа"; Вольное общество любителей российской словесности; Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Многие декабристы создавали школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей.

Члены Союза  пытались бороться с судебным произволом, занимая непрестижные в их среде  гражданские посты судей и  заседателей. Армейские офицеры  не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с  солдатами.

В 1820 г. в Петербурге собралось совещание членов Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821 г. съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадежных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы. 

3. Северное  и южное общества 

На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные  организации: Южное общество на Украине  и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное  Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, — Никита Муравьев.

Политической  программой Южного общества стала "Русская  правда" Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.

П. И. Пестель  был сторонником революционной  для того времени идеи верховной власти народа. "Народ Российский, — писал он, — не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народа, а не народ существует для блага правительства". В "Русской правде" Пестель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеральное устройство государства он отвергал, полагая, что "частное благо области, хотя и временное, однако ж все-таки сильнее действовать будет на воображение ее правительства и народа, нежели общее благо всего государства...".

Историческим  прообразом демократической системы  для Пестеля служило вече (общее  собрание, решавшее все главные государственные  дела) Новгородской республики. Конечно  же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном "народном собрании", где они выбирали бы делегатов "Наместных народных собраний", т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь свое наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный "волостной предводитель", а главами уездного и губернского собраний — выборные "посадники".

Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостное народное собрание выбирало депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — представителей в высшие органы государственной власти. Верховный законодательный орган будущей России — вече — избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, т. к. оно представляло собой "волю" и "душу" народа (Пестель) в государстве. Верховный исполнительный орган — Державная дума, состоявшая из 5 человек и избиравшаяся также на пять лет из народного вече.

Помимо  законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть "блюстительная", которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховой собор — состоял из 120 "бояр", избиравшихся пожизненно.

В России, о которой мечтал Пестель, не могло  быть крепостного права, т. к. "обладать другими людьми как своей собственностью есть дело постыдное... противное законам  естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено". Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землей и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать "поселенную землю" крестьянам в свободное пользование. Правительство в новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности следует заменить денежными. Налоги должны были быть "взываемы с имущества граждан, а не с лиц их".

Попытался Пестель разрешить в "Русской правде" и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если "они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...". В то же время Пестель часто подчеркивал, что люди, совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности, равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать свое превосходство для их угнетения.

Южное общество признало опорой движения армию, считая ее решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять  власть в столице, вынудив царя отречься. От всех членов Общества требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.

В Северном обществе программные и тактические  вопросы обсуждались обычно на вечерах  или обедах у Н. Муравьева или  на "Русских завтраках" у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало "Конституцию" Муравьева. Радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и др.) склонялись к "Русской правде". В своей "Конституции" Н. Муравьев выделил законодательную, исполнительную и судебную власти. Высший законодательный орган власти — Народное вече — состоит из Палаты представителей и Верховной думы. Высшая исполнительная власть будет принадлежать императору, но роль его такова же, как и у американского президента.

Информация о работе Декабристы. Их роль в истории России