Деятельность советской военной администрации в Австрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Почти семь десятилетий, прошло после окончания, Второй Мировой Войны, но, военная тема, интерес к событиям не угасает в умах и сердцах многих людей.
Вторая Мировая война, самая масштабная и кровопролитная во всей истории человечества. История не знала еще такого количества жертв, не знала и таких зверств, которые имели место во время войны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Историография и источники.
Глава 2. Формирование советской оккупационной зоны и механизм
функционирования её администрации в Австрии.
Глава 3. Денацификация в Советской зоне оккупации.
Глава 4. Экономическая политика (репарации, реквизиции, УСИА)
Глава 3. Денацификация в Советской зоне оккупации.
Экономика, проблемы ( репарации, реквизиции, УСИА)
Глава 5 Политика СССР на сессиях СМИД по Австрийскому вопросу и Государственный договор 1955 г. С Австрией.

Список литературы

Файлы: 1 файл

австрия.docx

— 406.40 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Декларацией после окончания войны Германия должна была быть оккупирована союзнымивойсками до полного уничтожения фашистского режима, тогда как Австрии возвращались все те территории,которыми она владела до ее насильственного присоединения к германскому рейху.

После окончания войны, в соответствии с Соглашением о системе контроля над Австрией, страна былаподелена на зоны, в которых размещались оккупационные войска четырех союзных держав (СССР, США,Великобритании и Франции). Контроль над Австрией продолжался вплоть до 1955 года. 15 мая1955 года был подписан договор о полном выводе оккупационных войск с территории страны и овосстановлении государственного суверенитета Австрийской Республики.

 

 
 
 
 
Бюллетень рассекреченных документов 
федеральных государственных архивов

Выпуск 5

 

содержание


РАЗДЕЛ I. 
 
Документы СНК-СМ СССР, СТО СССР, Комиссии обороны СССР, Комитета обороны при СНК СССР, рассекреченные Межведомственной комиссией по защите государственной тайны 
 
АРХИВ ПРЕЗИДЕНТА РФ 
 
Постановления СНК - СМ СССР

  
  

 

1945 год

№ 30-12с от 6 января. Об организации приема и устройства репатриируемых советских граждан;

№ 67-31с от 10 января. О порядке использования трофейного народнохозяйственного имущества.

№ 156-66с от 28 января. О повышении должностных окладов профессорско-преподавательскому составу в военно-учебных заведениях Красной Армии.

№ 176-71с от 28 января. 0 Венгрии.

№ 31-12с от 6 февраля. О порядке репатриации союзных военнопленных и интернированных граждан, освобождаемых Красной Армией.

№ 419-113с от 7 марта. Об увеличении штата Союзной Контрольной Комиссии в Венгрии.

№ 458-128с от 11 марта. Об организации при Исполкоме Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР Центрального справочного бюро о перемещенных лицах.

№ 1073-26бс от 14 мая 1945 г. - Об изменении штата центрального аппарата Союзной Контрольной Комиссии в Румынии.

№ 1326-301сс от 6 июня. Об организации военной администрации по управлению Советской зоной оккупации в Германии.

№ 1341-305с от 9 июня. Об обязательном изучении иностранных языков офицерами Главного разведывательного управления Генштаба Красной Армии.

№ 1399-317с от 12 июня. О порядке учета и оценки поступающего трофейного народнохозяйственного имущества.

№ 1432-325сс от 15 июня. 0 структуре Советской военной администрации в Германии.

№ 1472-333с от 25 июня 1945 г. - 0 работниках Советской военной администрации в Германии.

№ 1474-335с от 26 июня. О выплате карманных денег союзным военнопленным и интернированным гражданам, освобожденным Красной Армией.

№ 1509-344с от 27 июня. Об утверждении С.Ф.Горохова начальником Управления комендантской службы Советской военной администрации в Германии.

№ 1553-355с от 4 июля 1945 г. 0 создании Советской части Союзнической Комиссии по Австрии.

№ 1600-358с от 5 июля. О распространении постановления Совнаркома СССР от 28 января 1945 г. № 156-66с на профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений Военно-Морского Флота.

№ 1960-514с от 3 августа. Об учреждении в составе Советской военной администрации в Германии Уполномоченных при дирекциях германских железных дорог и водных путей сообщения в советской зоне оккупации в Германии.

№ 2001-520с от 6 августа. 0 председателе Союзной Контрольной Комиссии в Румынии.

№ 2218-562с от 29 августа. Об улучшении медицинского обслуживания инвалидов Отечественной войны.

№ 2280-581с от 5 сентября 1945. 0 порядке финансирования частей и учреждений Красной Армии и Военно-Морского Флота на территории Маньчжурии и Кореи.

№ 2281-582 от 5 сентября. 0 распространении Закона о демобилизации старших возрастов личного состава Действующей армии на войска 1-го Дальневосточного, 2-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов; - Не для публикации.

№ 2287-586сс от 7 сентября. 0 демобилизации личного состава с Северного, Краснознаменного Балтийского, Черноморского флотов и Краснознаменных Днепровской, Дунайской и Каспийской флотилий.

№ 2292-588сс от 8 сентября. 0 принятии под охрану НКВД СССР участка границы СССР с Польшей, Чехословакией, Венгрией и Румынией в пределах Закарпатской Украины.

№ 2298-590сс от 10 сентября. Об утверждении состава, организации и дислокации кораблей и частей Тихоокеанского флота.

№ 2310-594сс от 10 сентября. О порядке переезда членов семей генералов, адмиралов и офицеров к месту их службы.

№ 2311-595сс от 10 сентября. О порядке выезда членов семей генералов, адмиралов и офицеров к местам их службы в советских оккупационных войсках за границей.

№ 2316-600с от 11 сентября. 0 мероприятиях, связанных с демобилизацией личного состава Военно-Морского Флота.

№ 2419-644сс от 21 сентября. О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

№ 2473-664с от 28 сентября. Об упразднении системы военторгов Наркомторга СССР в войсках Красной Армии, находящихся за пределами СССР.

№ 2475-666с от 28 сентября. О сформировании санаториев и домов отдыха в группах войск и округах для военнослужащих - участников Отечественной войны.

№ 2471-662с от 28 сентября. 0 порядке финансирования частей и учреждений Красной Армии и Военно-Морского Флота на территории Южного Сахалина, Курильских островов и военно- морской базы Порт-Артур.

№ 2472-663с от 28 сентября. Об использовании трофейного артиллерийского вооружения и трофейных боеприпасов, непригодных для Красной Армии.

№ 2534-679с от 5 октября. Об организации Управления пропаганды в составе Советской военной администрации в Германии.

№ 2559-689с от 10 октября. Об образовании Отдела внешней торговли в составе Советской военной администрации в Германии.

№ 2574-698с от 10 октября. О распространении постановления Совнаркома СССР от 9 июня 1945 г. № 1341-305с на офицеров Разведывательного управления Главного морского штаба Военно-Морского Флота.

№ 2598-708с от 12 октября. Об установлении запретной зоны в районе расположения Государственного Краснознаменного научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

№ 2616-710с от 13 октября. Об организации отдела пропаганды в составе Советской части Союзнической Комиссии по Австрии.

№ 2630-719сс от 15 октября. 0 создании в составе Тихоокеанского флота Сахалинской и Камчатской военных флотилий.

№ 2678-735с от 22 октября. 0 лишении офицерских званий лиц, служивших в немецкой армии, специальных немецких формированиях "власовцев" и полицейских.

№ 2867-834сс от 10 ноября. О порядке принятия в советское гражданство русских, проживающих в Маньчжурии.

№ 2904-850c от 15 ноября. О порядке обеспечения по линии Наркомторга СССР дополнительными видами питания офицерского состава Красной Армии, НКВД СССР и Наркомвоенморфлота.

№ 2942-870с от 21 ноября. О советско-польском прямом железнодорожном сообщении.

№ 2967-878с от 24 ноября. Об ответственности военнослужащих за преступления, совершенные ими за границей.

№ 3132-945сс от 21 декабря. 0 реорганизации железнодорожных войск НКПС.

№ 3137-947с от 21 декабря. 0 формировании в системе НКВД СССР Особого дорожно-строительного корпуса.


 

Приложение 3

 

 

ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ (ОТДЕЛЕНИЕ) СОВЕТСКОЙ ЧАСТИ СОЮЗНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ В АВСТРИИ В 1945 - 1955 ГГ. 
 
А.Я. КОДИНЦЕВ 
 
Кодинцев Александр Яковлевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук. 
 
В апреле-мае 1945 года союзные войска оккупировали Австрию. Австрийские граждане принимали активное участие в военных действиях и массовых репрессиях. Было принято решение создать оккупационную администрацию. Оккупация продолжалась 10 лет. Как и в Германии, в Австрии проходила денацификация, демилитаризация. Действовали полностью или частично законы Контрольного Совета. Большинство материалов по деятельности советских юристов в Австрии исследователями не изучались. Исключением является сборник документов "Советская политика в Австрии. 1945 - 1955 гг." В нем представлены отдельные отчеты правового отдела Советской части Союзнической комиссии. 
По первому соглашению о системе контроля над Австрией (4 июля 1945 г.) четыре державы учредили Союзническую комиссию по Австрии, которая включала Союзнический Совет (включал 4 верховных комиссара), Исполнительный комитет и 4 штаба оккупационных властей. СКА проработала 10 лет. Австрия и Вена были разделены на 4 зоны оккупации. В каждой из частей действовала своя "часть" оккупационной администрации. Так, на северо-востоке Австрии действовала Советская часть СКА (СЧ СКА). 
Структура СЧ СКА во многом была похожа на структуру Советской военной администрации в Германии (СВАГ), естественно, в уменьшенном виде. Также действовало Управление советским имуществом, которое вывозило имущество из Австрии; транспортный отдел, прокуратуры и трибуналы, экономический отдел, отдел внутренних дел. Также провинциями и муниципалитетами управляли советские военные комендатуры. В то же время полномочия СЧ СКА в отличие от СВАГ были существенно ограничены. Во многих случаях, когда СВАГ имел право управлять немецкими органами напрямую, СЧ СКА могла только контролировать австрийские органы. В Австрии было больше совместных оккупационных органов, чем в Германии, что также в известной мере сдерживало оккупационную администрацию. 
В отличие от Германии Австрия получила 28.06.1946 второе Контрольное соглашение, согласно которому временное правительство и парламент Австрии могли принимать предварительные нормативные акты без одобрения СКА. Союзники сохраняли автоматическое право вето только в отношении конституционных законов. На практике Контрольное соглашение не определяло четко порядок применения оккупационных актов в их соотношении с актами республики. Это привело к серии затяжных конфликтов. Первые годы любая держава могла заблокировать НПА федеральных властей Австрии. Позже было принято решение, что право вето может налагаться только совместным решением 4-х сторон, и оно было частично парализовано. 
Составной частью СЧ СКА являлся правовой отдел, организованный по примеру правового отдела СВАГ. Минюст (МЮ) СССР управлял отделом. Отдел включал экспертов, переводчиков, юристов-консультантов, референтов. Отдел делился на отделение по подготовке законопроектов для Контрольного Совета и Координационного комитета и отделение по контролю за деятельностью центральных и местных судебно-прокурорских органов. В конце 40-х годов существовала группа по надзору за австрийским законодательством. 
Первым начальником отдела в мае-августе 1945 г. был Шаламов. Со 2 августа 1945 г. начальником стал Покровский Юрий Владимирович (русский), полковник юстиции. Родился в 1902 г., член партии с 1921 г., с высшим юридическим образованием. В 20-е годы преподавал в училищах. В армии с 1941 г., прошел путь от заместителя военного прокурора армии до военного прокурора ГВП. Его заместителем был В.Г. Зайцев. Первые консультанты отдела - А.А. Федотов и М.В. Коноплясов. Штаты несколько раз изменялись. По распоряжению МЮ СССР от 24.04.1946 N 021 штаты Правового отдела в Австрии были увеличены на 5 единиц. Всего в 1946 г. работало 19 человек, в т.ч. 12 сотрудников. В январе 1947 г. в отделе работало 9 оперативных работников, 3 переводчика, секретарь и машинистка. В августе после сокращения осталось 4 оперативных работника. На 1948 год штат отделения составляли 8 человек. Впоследствии Покровскому удалось добиться увеличения штатов. Общее количество сотрудников отдела, включая членов семей, на 1 января 1949 г. - 15 (11 сотрудников), на 1 января 1950 г. и 1951 г. - 9 сотрудников (5 оперативных), в 1954 г. - 3. Внутреннее разделение отдела упразднили. Отдел был переименован в отделение. 
В 1950 г. Покровский и почти все оперативные сотрудники были возвращены в СССР. Несколько месяцев начальником числился Довальцев, а в конце года новым начальником был назначен бывший военный прокурор Венского гарнизона, полковник юстиции Томановский. При австрийских трибуналах работали адвокаты С.П. Дмитриев (заведующий консультацией) и А.М. Баранов (адвокат). Они подчинялись правовому отделению. В 1952 г. начальником отделения работал подполковник юстиции Пшеничников. С 18 марта 1952 г. работал Игорь Владимирович Разумов. В 1953 г. в отделении работали: Пшеничников Николай Алексеевич (старший консультант), с марта 1949 г.; Крылов Василий Николаевич, с сентября 1952 г.; Лапшин Ион Алексеевич, с марта 1952 г.; Симановский Лев Алексеевич, с октября 1950 г., и 3 технических работника <1>. 
-------------------------------- 
<1> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 466. Л. 103, 351; Д. 506. Л. 152; Д. 537. Л. 101; Д. 599. Л. 8, 59 - 66; Д. 664. Л. 44; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 14. Д. 12. Л. 41. 
 
Полномочия правового отдела включали взаимодействие с союзным правовым директоратом, контроль за народным судом (политическим) Вены по рассмотрению дел нацистских преступников, помощь в управлении советским имуществом в Австрии, проверку работы народных судов в зонах союзников, проверку австрийских тюрем. То есть функции контрольные, но не управленческие. Также отдел помогал уполномоченным верховного комиссара в провинциях советской зоны оккупации. Проводили лекции, консультировали отраслевые отделы СЧ СКА <2>. 
-------------------------------- 
<2> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 477. Л. 2; Д. 598. Л. 65. 
 
Большой проблемой правового отдела, как и в Германии, была невозможность выполнять функцию по розыску военных преступников. Покровский неоднократно просил создать специальную группу по розыску. В отличие от советского правового отделения, правовые отделы союзников за 2 года разыскали 1,5 тысячи нацистских преступников. Правовой отдел СЧ СКА рассылал запросы, просил помочь МГБ. Результаты были очень скромные. В 1947 г. отделу удалось разыскать только 3 группы военных преступников. Всего с 1945 по 1949 годы отделу удалось заключить с союзниками всего лишь 36 соглашений о выдаче военных преступников. Но в итоге не все они были выданы. 
В 1949 г. правовой отдел, помогая Чрезвычайной госкомиссии, собрал материалы на 83 нацистских преступника. Военные трибуналы рассмотрели несколько тысяч дел по военным преступлениям, совершенным австрийцами. Например, весной 1951 г. военный трибунал Центральной группы войск приговорил четырех военных преступников: Робара, Дункль, Коухут и Элинауэр к длительным срокам тюремного заключения за совершение преступлений на советской территории. С каждым годом возможности отделения уменьшались. Так, в 1950 г. отделение добилось от союзников передачи 10 военных преступников трибуналу ЦГВ <3>. 
-------------------------------- 
<3> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 69, 92; Д. 664. Л. 44; Д. 715. Л. 46. Л. 146, 160, 175. 
 
В 1950 - 1952 гг. советская оккупационная администрация и федеральное правительство Австрии вступили в серию конфликтов. Отношения правового отделения и министерства юстиции осложнились. В 1951 г. новый президент Австрии Кернер амнистировал ряд военных преступников, в т.ч. содержавшихся в тюрьме Штайн (Вена). Правовое отделение изучило документы о помиловании и отказало. После этого Австрийское правительство перестало разыскивать военных преступников <4>. 
-------------------------------- 
<4> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 664. Л. 197. 
 
Осуществляя надзор за австрийской юстицией, работники отделения совершали рабочие выезды, пресекали возбуждение дел против "демократических элементов" (членов компартии Австрии), препятствовали передаче нацистам имущества, изучали судебные дела, изучали кадры. Под давлением военных юристов уголовные дела часто прекращались или приостанавливались. Проверке подверглись 28 районных судов, 4 окружных и прочих входивших в советскую зону оккупации (всего 74 суда). 
В 1949 г. отдел проверил работу половины всех судов, 50 раз сотрудники выезжали на место. Постоянная бригада имела двух военных юристов и переводчика. Ревизоры истребовали и разрешили 200 уголовных дел. Главную задачу руководство отдела видело в максимальной помощи австрийским коммунистам и преследовании нацистских преступников. До 1950 г. отделу удавалось пресекать попытки вернуть нацистам квартиры и мебель. Но отделу не удавалось препятствовать возвращению "народных" предприятий их законным владельцам <5>. 
-------------------------------- 
<5> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 66, 69; Д. 715. Л. 8. 
 
Для австрийцев и немцев большое значение имела амнистия номинальных и второстепенных членов нацистской партии. После такой амнистии в Германии 12 апреля 1948 г. было принято совместное союзное решение об амнистии менее виновных австрийских нацистов. В итоге было амнистировано более 500000 (из 536000) австрийских нацистов. 
Многие члены партии оставались в тюрьме. В 1949 г. правовому отделу удалось воспрепятствовать проведению амнистии нацистов. В момент активного конфликта Бундес Правительства и СССР министр юстиции Гере своей директивой объявил амнистию в нарушение Конституционного закона N 198 (45) "О недопущении нацистов к участию в парламентских выборах". Также он пытался вернуть нацистам право участвовать в выборах. Советская часть не признала амнистию и запретила выпускать преступников. Тюрьма в Кремсе, где находились нацистские и военные преступники, была взята под охрану советских войск. В октябре 1949 г. директива Гере была приостановлена. Гере подал в отставку <6>. 
-------------------------------- 
<6> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 598. Л. 74; Д. 664. Л. 20, 36. 
 
После случая с Гере Союзный Совет трижды обследовал австрийские суды и составил план по устранению недостатков. Но Минюст не выполнил их, а западные союзники и не настаивали. В 1950 г. правовой отдел проверил 60% австрийских судов в СОЗ. Сотрудники отдела изучили 100 дел и разрешали жалобы местного населения. Особое внимание уделялось кадрам, карательной практике и исковым требованиям нацистов о возврате имущества. Коменданты осуществляли жесткий контроль над австрийской юстицией, истребовали судебные материалы. Суды жаловались в Минюст. Минюст направлял в отделение ноты протеста и получал отказы. В конечном счете австрийское правительство рассмотрело вопрос на своем заседании и прислало ноту, в которой указывалось 214 фактов вмешательства советских военных комендантов в работу судов. Вновь последовал отказ. Сотрудники отдела заявляли, что комендатуры действуют законно. Ноты австрийского правительства рассматривались как наглость. 
В 1952 г. отделение проверило работу 30 австрийских районных судов. 
В мае 1951 г. Минюст Австрии издал директиву, запретившую непосредственное общение с оккупационными властями. Судьям запретили выдавать комендантам дела и предоставлять сведения. Это противоречило контрольному соглашению от 28.06.1946. Министра юстиции Чадека пригласили в правовое отделение и потребовали отменить директиву. Тогда судьи районных судов стали скрывать дела и передавать их в западную зону оккупации. Меры ответственности нацистских преступников снижались, преследования почти прекратились <7>. 
-------------------------------- 
<7> Советская политика в Австрии. 1945 - 1955 гг.: Сб. док. М. - СПб., 2006. С. 421; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 664. Л. 5 - 7, 76, 172; Д. 758. Л. 3. 
 
В 50-е годы сотрудники правового отделения возмущались деятельностью австрийских судов. Они, во-первых, пытались привлечь к суду антифашистов (с точки зрения советских юристов это были самые порядочные люди в Австрии), удовлетворяли претензии нацистов о возвращении имущества, смягчали уголовные дела против фашистов. По рекомендациям отделения СЧ СКА препятствовала австрийским судам в их попытках привлечь к суду антифашистов. Неоднократные требования отделения очистить органы юстиции от нацистов в конечном итоге были проигнорированы. С 1952 г. австрийские суды уже без сопротивления принимали иски нацистов о возврате имущества. Препятствуя работе правового отделения, Минюст Австрии запретил судьям давать информацию о личном составе австрийских юридических органов. Правовое отделение фактически потеряло контроль над австрийской юстицией <8>. 
-------------------------------- 
<8> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 758. Л. 14, 23. 
 
Большой объем работы правового отделения заключался в деятельности правового директора Союзнической контрольной комиссии (СКК) по Австрии. С 27.09.1945 по 01.06.1946 СКК по Австрии добилась отмены 18 австрийских законов. Первые годы представители оккупационных администраций действовали согласованно. К концу 40-х годов отношения были испорчены и три западные администрации выступали совместно против советской. 
С самого начала правительство Австрии и Министерство юстиции стремились не отменять нацистское законодательство и игнорировать антинацистское законодательство. Союзный Совет неоднократно запрашивал Федеральное правительство об изменении законов и, как правило, получал уклончивые ответы. 
В 1949 г. Директорат представил Контрольному и Союзному Советам 286 НПА (в 1948 г. - 249). 230 актов были утверждены исполнительным комитетом. В 1950 г. советское правовое отделение дало заключения по 34 (из 80) законодательным актам земель. ПД и СС рассмотрели в 1950 г. 245 НПА. Принятию многих законов правовое отделение не могло воспротивиться. В 1951 г. ПД изучил 277 НПА, 154 было одобрено, 123 не были одобрены (советской стороной) и вступили в силу автоматически, в силу статьи 6 Контрольного соглашения, через 31 день. В 1952 г. ПД изучил 232 акта, одобрил 140, 92 не были одобрены СЧ и вступили в силу автоматически. Статья 6 Контрольного Соглашения позволяла принять решение простым большинством голосов (т.е. 3 против 1). Советская сторона зачастую бессильна была что-либо сделать <9>. 
-------------------------------- 
<9> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 503. Л. 9; Д. 598. Л. 81; Д. 664. Л. 23 - 29; Д. 715. Л. 23, 28; Д. 758. Л. 25. 
 
Правовое отделение СЧ СКА по Австрии, несмотря на ее активную деятельность (например, юристы отделения участвовали в обсуждении 2000 нормативно-правовых актов австрийского государства), в целом не смогло выполнить свои функции. Причины заключались в небольшом и недостаточно квалифицированном составе отделения, ограниченных полномочиях, саботаже со стороны австрийской юстиции и т.д. В Австрии советское правительство не смогло взять ситуацию под контроль. Создать вторую ГДР путем манипуляций не получилось. Тем не менее деятельность правового отделения позволила получить уникальный опыт правовой работы по формированию законодательства оккупированной страны. К сожалению, из-за засекреченности документов, связанных с советской оккупационной администрацией, опыт был утерян.

 

Из справки начальника Инспекции Советской части Союзнической Комиссии по Австрии Богданова... 13 августа 1946 г.

Из справки начальника Инспекции Советской части Союзнической Комиссии по Австрии Богданова заместителю Верховного Комиссара Советской части Союзнической Комиссии по Австрии А.С. Желтову об активизации эмигрантских групп украинских националистов в европейских странах

13 августа 1946 г.

Совершенно секретно

Заместителю Военного комиссара Советской части 
Союзнической комиссии по Австрии — 
генерал-полковнику тов. Желтову

За последнее время в Инспекцию поступили новые данные о том, что различные группы украинских националистов, находящиеся в Австрии и в соседних с ней странах, значительно усилили свою практическую антисоветскую националистическую деятельность.

Различные «Украинские комитеты», существующие в зонах оккупации англо-американских войск, наряду с широко проводимой ими работой по сбору всех украинских националистов в лагеря, созданные англо-американскими военными властями, и распространением самых различных антисоветских клеветнических измышлений, — ведут усиленную пропаганду о неизбежности в скором времени войны Англии и Америки против Советского Союза и занимаются формированием из добровольцев лагерей так называемого «желтоблакитного украинского войска».

Так установлено, что в г. Вилях (Италия) при полном содействии англичан в настоящее время формируются воинские подразделения из украинских националистов. В *25-м районе*I  г. Вена функционирует лагерь, созданный англичанами якобы для подлежащих репатриации фольскдойчев, который на самом деле является лагерем для украинских националистов, скрывающихся от наказания разных преступных антисоветских элементов, не желающих возвращаться в Советский Союз и другие демократические страны.

В этом лагере на полном обеспечении англичан находятся также поляки, сторонники АНДЕРСА. Лагерь является поставщиком лиц для формирования в г. Вилях «жевтоблакитного войска».

В июне с.г. в лагере проживала и занималась вербовкой в «жевтоблакитное войско» активная украинская националистка ЛЕВИЦКАЯ Любовь, которая II заявила:

«Я уже несколько м[еся]цев скрываюсь в этом лагере от большевиков. На днях выезжаю в Вилях, вместе со мной едут недавно прибывшие из Польши и Галиции украинцы, бывшие офицеры дивизии СС "Галиция" и поляки, которые добровольно поступают в армию АНДЕРСА, и "украинское войско", формируемое "Украинским комитетом" в Вилях для борьбы против большевиков».

-----

I. Текст подчеркнут карандашом. 
II. Часть текста утрачена.

[910]

Продолжая, ЛЕВИЦКАЯ сказала:

«Много моих знакомых украинцев поступают также на службу и в английскую армию, причем все поступающие осведомлены, что в скором времени они должны будут воевать против СССР».

Кроме этого, установлено, что в лагерь приезжают специальные представители от «Украинского комитета», которые устанавливают связь с украинскими националистами как находящимися в лагере, так и проживающими в г. Вена, и вербуют их на службу в «украинское войско» и армию АНДЕРСА.

В начале июля 1946 г. по заданию «Украинского комитета», находящегося в Вилях (Италия), в тот же английский лагерь украинских националистов, расположенный в Вене, прибыла некто Анна БУЧКО, примерно 25 лет. БУЧ КО во время немецкой оккупации проживала в г. Перемышле и работала переводчицей в немецкой комендатуре, при отступлении немцев из Перемышля бежала вместе с ними в г. Вену, где работала в «Украинском комитете», затем переехала на жительство в Вилях.

Находясь в г. Вена, БУЧКО среди лагерников занималась антисоветской пропагандой и из числа их вербовала лиц, желающих выехать в Италию для поступления в украинское и польское войска.

БУЧКО в г. Вена связалась с националистами, проживающими на частных квартирах, и вручила им привезенные из Вилях пакеты с подарками, а также по поручению сына полковника СУШКО якобы разыскала спрятанные им при бегстве из г. Вена в одной из нежилых квартир документы, которые характеризуют службу СУШКО в дивизии СС «Галиция» и необходимы ему для поступления в «украинское войско». 20 июля с.г. БУЧКО вместе с группой завербованных ею в лагере украинцев и поляков, под усиленной охраной английской полиции выехала в г. Вилях.

Начальник Инспекции советской части Союзнической комиссии по Австрии

Подполковник               

 БОГДАНОВ

Резолюция: Дайте начальнику РУ ЦГВ I справку по этому вопросу. 14.8. [19]46 II.

ЦА ФСБ России. Ф. 135. On. 1. Д. 23. Л. 132-135. Подлинник.

Опубл.: Красная Армия в Австрии. Советская оккупация. 1945—1955. Документы. Грац - Вена - Мюнхен, 2005. С. 464-467.

-----

I. Возможно имеется в виду Разведывательное управление Центральной группы войск. 
II. Подпись неразборчива.

[910]

Здесь воспроизводится по изданию: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. С. 910-911. Приложения. Док. № 13.

Tags:

  • ОУН

Персоналии:

  • Желтов А.С.

  • Андрес Вл.

Страна и регион:

  • Украина

Дата: 

13 августа, 1946 г.

 

 

 

Приложение 4

Руководство СЧСК по Австрии, выполняя постановление ЦК ВКП (б), перестроило работу аппарата и пересмотрело расстановку кадров на основе нового положения о функциях и структуре СЧСК. Основное внимание обращено на работу в зоне и усиление контроля за деятельностью австрийского правительства и местных властей. В каждом отделе СЧСК выделены специальные группы работников по работе в зоне.

 

Регулярно проводятся совещания работников СЧСК и комендатур по обсуждению вопросов, связанных с улучшением работы в зоне. Введена практика заслушивания комендантов об их работе на совещаниях в СЧСК с предварительной проверкой положения на месте.

 

Руководство СЧСК усилило свою работу против реакционных мероприятий австрийского правительства и местных властей, нарушающих четырёхстороннее соглашение. Некоторые законы, принятые в период фашизма, не допускаются к проведению в советской зоне. Вместе с тем, руководство СЧСК стало более активно выступать в Союзническом совете.

Потсдамская конференция, все политические лидеры стран победительниц в войне 1945 год, Потсдам.

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Ю. Мягков1 В поисках будущего: американская оценка участия СССР в послевоенном устройстве Европы 1941–1945 гг. Анализ будущего послевоенного устройства Европы требует специального рассмотрения, поскольку в современном мире цена принятия США своих решений в международных делах чрезвычайно высока, а в условиях появления перед мировым сообществом новых угроз, не- прекращающихся локальных конфликтов очень многое будут зависеть от того, сумеют ли США поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с Россией, правильно воспринимать и ува- жать ее национальные интересы. По мере развития коренного перелома во второй мировой войне проблемы территори- ального плана и послевоенного мирного устройства стали все чаще возникать в переговорах между союзниками. К осени 1943 г., после впечатляющих побед советских войск на Восточ- ном фронте, представители США, Великобритании и СССР вплотную обратились к пробле- мам политического будущего Европы. Завершающий этап дискуссий союзников по евро- пейским делам открылся высадкой западных союзников во Франции в июне 1944 г. Здесь уже в полной мере дали о себе знать существовавшие между западными державами и СССР противоречия. Рузвельт по праву считается политиком, выступавшим за развитие взаимовыгодных связей между западными странами и СССР в послевоенное время. Однако несмотря на определяю- щее влияние президента на внешнюю политику США, рядом с ним действовали как сторонни- ки, так и противники полномасштабного альянса с СССР. Против политики сближения с Моск- вой выступали многие влиятельные конгрессмены, представители различных национальных меньшинств, проживающих в Америке (в том числе этнические поляки); критика Советского Союза в США исходила и от католической церкви. Кроме того, отношение Рузвельта к СССР и к его участию в послевоенном устройстве европейского континента не было заранее предо- Мягков Михаил Юрьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России. ториальных приобретений: район Петсамо, Кенигсберг с прилегающей территорией, Закар- патская Украина плюс возвращение Японией Южного Сахалина и передача Советскому Союзу Курильских островов. Советский Союз сумел создать собственную сферу влияния, над кото- рой был установлен жесткий контроль. При этом, по моему мнению, вряд ли можно говорить о разделе сфер влияния между СССР и западными державами во главе с США и Великобри- танией. Скорее можно говорить о выделении сферы влияния СССР по периметру его границ, в то время как большая часть регионов и территорий рассматривалась как сфера влияния За- пада. Сталинскому руководству не удалось распространить влияние Советского Союза на зо- ну Проливов, в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Мне представляется, что, наряду с действиями западных держав, направленными на изоляцию СССР в послевоенном мире, советские устремления по названным направлениям стали одной из причин нарастания международной напряженности вскоре после окончания Второй мировой войны и фактором возникновения холодной войны. Следует также отметить жесткие недемократические методы, которые использовал И. Ста- лин для закрепления советского господства в Восточной Европе. Опорой его политики стали силы Красной Армии, советские органы Наркомата внутренних дел и местные компартии, ру- ководство которых последовательно ориентировалось на Москву. Установление просоветских режимов, во многом копировавших тоталитарную модель сталинского СССР, предвещало на- пряжения и кризисы в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.14 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ пределено. Позиция президента в «русском» вопросе, как показывают недавно опубликован- ные документы архивов США2, представляется совсем не однозначной, что важно для иссле- дования особенностей видения послевоенного устройства Европы и прежде всего восточной ее части не только со стороны США, но и Великобритании. В этом же контексте необходимо выделить проблему признания руководством США советских границ 1941 года, включающих прибалтийские республики, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бессарабию и ряд других территорий, что связано с распределением сфер влияния на континенте в целом. В суждениях Рузвельта о СССР переплетались элементы стратегии, геополитики и идео- логии. Позитивно оценивая перспективы сотрудничества с Москвой, он в то же время опасал- ся и исходящей от нее опасности для американских интересов. Рузвельт, размышляя о гло- бальной системе послевоенной безопасности, Организации Объединенных Наций, не мог не учитывать потенциал военно-промышленного комплекса США, который в перспективе вел к экономическому, а затем и политическому господству Америки на большей части террито- рии планеты. Все эти моменты заставляют несколько по иному посмотреть на личность са- мого Рузвельта в контексте советско-американских отношений, на мотивацию принятия им решений в европейских делах. Наконец, на позицию президента решающим образом оказы- вало положение на фронтах, способность СССР не только выдержать удар Германии, но орга- низовать против нее успешное наступление. Известно, что накануне нападения Германии на СССР Государственным департаментом США было принято решение не обнадеживать СССР никакими политическими обещаниями в случае развязывания против него военной агрессии.3 Сразу после начала Великой Отечест- венной войны президент США Рузвельт выразил свою полную поддержку борьбе СССР против агрессии, однако заместитель госсекретаря США С. Уэллес указал, что «для народа Соеди- ненных Штатов... принципы и доктрины коммунистической диктатуры являются совершенно неприемлемыми. Они такие же чуждые американским идеям, как и принципы и доктрины на- цистской диктатуры».4 В начальный период Великой Отечественной войны военное ведомст- во США полагало, что Германия будет занята разгромом России минимум месяц, а максимум 3 месяца.5 Оценки стали меняться после встречи со Сталиным личного представителя Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. Помощник президента увидел в Москве решимость сражать- ся до конца и призвал Рузвельта к самой активной помощи СССР6. И как следствие, несмот- ря на тяжелейшие положение Красной Армии и неясность перспектив войны, уже 1 августа 1941 г. президент на встрече с членами своего кабинета подверг их жесткой критике за отсут- ствие реальных мер по поддержке Москвы. В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль подписали знаменитую Атлантическую хартию, два первых пункта которой декларировали отсутствие у США и Великобритании стремления к территориальным захватам и переделу мира не находящегося «в согласии со свободно вы- раженным желанием заинтересованных народов».7 Характер и направленность этого доку- мента еще нуждается в дальнейшем анализе. Неясно – была ли Хартия сепаратным соглаше- нием, которое, подчеркивая общность геополитических и военных целей двух стран, в то же время предоставляло им свободу рук в определении будущего отношения к запросам других государств? В конце концов, почему, заявляя о своей позиции в территориальных делах, Ва- шингтон и Лондон (у последнего, кстати, было немало проблем в своих колониях) не только не проконсультировались с Москвой, но даже ни разу не упомянули о ее интересах? Считали ли они, что в будущем СССР уже вряд ли займет место среди мировых держав, либо готовили официальное обоснование для неприятия его требований в случае поражения стран «оси»? В сентябре 1941 г. Советский Союз заявил, что выражает свое согласие с основными поло- жениями Хартии, хотя это отнюдь не означало, что он согласен на пересмотр своих довоен- ных границ. Черчилль довольно благосклонно отзывался о выдвижении советской границы на за- пад в 1939 г. Тем не менее летом-осенью 1941 г., англичане, равно как и американцы, счита- См.: Мировые войны ХХ века. В 4-х кн. / Науч. рук. О.А. Ржешевский. Кн. 4: Вторая мировая война. Документы и материалы. Отв. ред. М. Мягков, сост. Ю. Никифоров. М., 2002. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. (Далее: FRUS). 1941. Vol. I. Washington, 1958. P. 766–767. New York Times, 1941. June 24. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца. Т. 1, М., 1958, С. 495–496. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945. Т. 1 1941–1943. М., 1984. С. 482. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны». Т. 1. М., 1944. С. 147–148.15 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ли весьма вероятным поражение Красной Армии в борьбе с вермахтом.

Информация о работе Деятельность советской военной администрации в Австрии