Приложение 5
После заключения мирных договоров
с союзниками Германии немецкий вопрос
стал главным предметом обсуждения на СМИД.
Но еще до этого, на второй сессии СМИД (проходила
в два этапа — в апреле-июле 1946 г. в Париже),
государственный секретарь США Бирнс
предложил созвать мирную конференцию
12 ноября 1946 года и подписать там мирный
договор с Германией, не выводя оккупационных
войск с ее территории. Тот факт, что Германия
не имела центрального правительства,
в расчет не брался.
Предложение привлекало тем,
что мог быть заключен мирный договор
с главной побежденной державой. Но вопрос
о правительстве Германии, т.е. о характере
власти в стране, не решался. Для Советского
Союза, который пытался установить в Германии
режим народной демократии (т.е. социалистический
строй), такое решение казалось неприемлемым.
Поэтому Молотов выступил против такого
решения.
В речи «О судьбе Германии и мирного соглашения
с ней», которая могла считаться
шедевром советского дипломатического
искусства, он проявлял «отеческую заботу» о суверенитете Германии, ее территориальной
целостности и судьбе немецкого народа.
Единственное, что в ней было только, это то,
что такое решение противоречило Потсдамским
соглашениям. Следовательно, предложение
Бирнса было провалено.
Была
провалена советской стороной и вторая
инициатива американской стороны, так
называемая «сделка Бирнса».
Она предусматривала заключение соглашения
о разоружении и демилитаризации Германии,
что было вполне естественно. Это было
согласовано между Бирнсом и Сталиным
во время пребывания Бирнса в Москве в декабре
1945 г. Но в проекте Бирнса был пункт об инспектировании,
в частности и промышленных объектов. Дело
втом, что в то время в советской оккупационной
зоне, между Саксонией и Тюрингией, был
найден уран, который имел переработан
на немецком комбинате «Висмут» и вывозиться
в Советский Союз. Поэтому инспекция советской
стороне была никак не нужна. Опираясь
на то, что уже существуют общие соглашения
о разоружении Германии, а новые только
усложнят дело, советская сторона отвергла
«соглашение Бирнса».
Следствием
всего этого было провозглашение на Парижской
сессии СМИД 12 июля 1946 года намерения США
и Великобритании объединить свои оккупационные
зоны и создать то, что было названо «Бизонию». 2 декабря
1946 года было заключено соглашение между
двумя сторонами об объединение двух зон,
а 1 января 1947г. такое объединение состоялось —
была создана «Бизония». Это
положило начало отделению западных оккупационных
зон Германии от восточной, советской зоны
оккупации.
Четвертая
сессия СМИД происходила в Москве 10 марта
−24 апреля 1947г. (Уже после заключения мирных
соглашений с государствами-союзниками
Германии и была посвящена решению германского
вопроса. На ней было принято важное решение
о ликвидации Прусского государства, питомника
милитаризма; о создании в СМИД Информационно-консультативного
совета, которая должна обсуждать ряд
важных аспектов будущего соглашения
с Германией и консультироваться по этим
вопросам с правительствами четырех держав.
Казалось, началась конструктивная работа.
Наметилась обоюдная возможность компромисса
между советскими претензиями на позиции
в Руре и британскими на позиции в Саксонии
и Тюрингии.
И тут
31 марта британский министр иностранных
дел Эрнст Бевин выдвинул ультимативное
требование принять «Дополнительные принципы
в отношении Германии», где отменялись
репарации из Германии в виде поставок
готовой продукции. Имелся в виду прежде
уран с комбината «Висмут». Для
Советского Союза, который уже решил заменить
получения репараций методом демонтажа
на метод получения готовой продукции,
это было никак не приемлемо.
Мало
приемлемым для СССР было и решение о начале
репатриации немецких военнопленных:
ведь одной из форм получения репараций
для СССР было «использование германского
труда», то есть, труды немецких пленных.
Работы по восстановлению разрушенном
в СССР было еще очень много...
Итак,
четвертая сессия завершилась провалом.
В это время Соединенные Штаты прибегли
уже к применению против СССР тех средств,
в которых они имели бесспорное преимущество.
Президент Трумэн заявил, что не хочет
превращения Германии в «приют для бедных»
в Европе, надо обеспечить немцам «выживание»:
помочь им создать стабильное, экономически
здоровое государство. Убежденный Дж.
Маршаллом в том, что бедность, нищета,
является благоприятной почвой для выращивания
коммунизма, Трумэн способствовал тому,
что западные оккупационные зоны Германии
не только были включены в план Маршалла, но и получили
наибольшую долю американской помощи.
На пятой
сессии СМИД в Лондоне (25 ноября — 15 декабря
1947г.) Делалась попытка решить экономические
и репарационные вопросы. Но на одном из заседаний
госсекретарь США Дж. Маршалл объявил
сессию закрытой. 19 декабря государственный
департамент США объявил о прекращении
репарационных поставок для СССР из западных
зон.
Документ №16
Выступление министра иностранных дел
СССР А.Я. Вышинского на парижской сессии
СМИД по вопросам единства Германии
22.05.1949
Представители
четырех держав не в первый раз сталкиваются
с проблемой экономического и политического
единства Германии. Еще во время войны,
на Крымской конференции, руководители
трех великих держав — СССР, Соединенных
Штатов Америки и Великобритании — уделили
свое основное внимание этому вопросу.
Установив тогда свою политику в отношении
Германии, они поставили перед собою важнейшую
историческую задачу — уничтожение германского
милитаризма и нацизма и создание гарантии
в том, что Германия никогда больше не
будет в состоянии нарушить мир всего
мира. Руководители правительств СССР,
США и Великобритании признали тогда,
что решение вопроса о судьбе гитлеровской
Германии возможно лишь на основе указанной
программы. Впоследствии к этому присоединилась
и Франция1.
Это
было, как всем нам известно, накануне
разгрома гитлеровской Германии. Спустя
два месяца на Потсдамской конференции,
уже после капитуляции гитлеровской Германии,
было достигнуто новое соглашение об экономических
и политических принципах координированной
политики союзников в отношении Германии.
Потсдамская конференция в качестве важнейшей
цели политики четырех держав в отношении
Германии провозгласила преобразование
Германии на демократической и мирной
основе, исходя из признания Германии
в качестве единого политического и экономического
целого; это нашло свое выражение, в частности,
в том, что было решено создать ряд германских
административных департаментов, возглавляемых
государственными секретарями.
Таким
образом, уже на Потсдамской конференции
державы-победительницы признали, что
они будут обращаться с Германией как
с единым целым в экономическом и политическом
отношениях, и это было вполне правильно;
лишь при условии соблюдения принципа
единства Германии в экономическом и политическом
отношениях возможно осуществление тех
задач, какие поставили перед собой руководители
четырех правительств в своей политике
в отношении Германии. Эта политика должна
была обеспечить ликвидацию германского
милитаризма и фашизма, должна была обеспечить
развитие германской мирной промышленности,
сельского хозяйства и всего народного
хозяйства Германии, должна была обеспечить
развитие внутренней и внешней торговли,
экономических связей между Германией
и другими странами, что облегчило бы как
удовлетворение нужд и мирных потребностей
германского народа, так и выполнение
его обязательств перед союзниками2.
Дальнейшее
развитие принципов указанной выше политики
в отношении Германии нашло свое выражение
в постановлениях, принятых в 1947 году на
4-й сессии Совета министров иностранных
дел в Москве, когда министры Франции,
Великобритании, США и СССР пришли к заключению
о необходимости подготовить мероприятия,
направленные на создание временного
общегерманского правительства. Я подчеркиваю,
общегерманского правительства. Это заключение
соответствовало принятому на Потсдамской
конференции принципу политического единства
Германии и явилось конкретизацией этого
принципа.
Московская
сессия Совета министров иностранных
дел подробно определила полномочия будущего
центрального германского правительства,
подчеркнув, что это правительство «будет
компетентно принимать законодательные
и исполнительные меры в целях обеспечения
необходимого единства». Далее было указано,
что речь идет о политическом единстве,
экономическом единстве, финансовом единстве
и юридическом единстве. К компетенции
центрального правительства делегации
четырех держав — СССР, Франции, Великобритании
и США — отнесли такие вопросы, как выпуск
денежных знаков и монет, координация
банковских дел, обложение налогами, контроль
над экспортом и импортом и над иностранной
валютой, а также внешнеторговые и таможенные
дела. Представители трех держав — СССР,
США и Великобритании — отнесли к компетенции
центрального германского правительства,
сверх того, мероприятия по контролю над
поставками продовольствия, по распределению
дефицитного продовольствия и сырья, по
планированию промышленности, по контролю
над условиями труда, заработной платой
и ценами и ряд других важных вопросов
общегерманского значения3.
Согласно
соглашению относительно контрольного
механизма в Германии, подготовленном
еще Европейской консультативной комиссией4, верховная
власть в Германии по всем вопросам, затрагивающим
Германию в целом, должна осуществляться
главнокомандующими союзных вооруженных
сил зон оккупации Германии совместно,
для чего четыре главнокомандующих и образовали
верховный контрольный орган, называемый
Контрольным советом. В задачи Контрольного
совета были включены:
1. Обеспечение
соответствующей согласованности
в действиях главнокомандующих
в их зонах;
2. Выработка
планов и достижение согласованных
решений по главным военным, политическим,
экономическим и другим вопросам,
общим для всей Германии;
3. Контроль
над германской центральной администрацией;
4. Руководство
через соответствующие органы
администрацией Большого Берлина.
Таковы
были четыре важнейшие области вопросов,
которые возлагали на Контрольный совет
определенные обязанности. Из этого видно,
что весь механизм Контрольного совета
был приспособлен к тому, чтобы осуществить
демилитаризацию и демократизацию Германии,
к тому, чтобы содействовать преобразованию
Германии в единое демократическое миролюбивое
государство. Советское правительство
в течение всего времени деятельности
Контрольного совета неизменно стремилось
к осуществлению этих задач. Оно справедливо
считало деятельность Контрольного совета,
построенную в соответствии с указанными
задачами, важнейшим условием предотвращения
опасности возрождения германской агрессии,
проведения демократизации Германии и
удовлетворения законных требований союзных
государств, пострадавших от германской
агрессии. Позиция Советского Союза в
вопросе о германских репарациях хорошо
известна. Однако по всем этим вопросам
Совет министров иностранных дел до сих
пор не смог прийти к согласованным решениям.
Правительства
США, Великобритании и Франции стали на
путь трехсторонних решений и мероприятий,
которые находятся в явном противоречии
с ранее принятыми решениями четырех держав
— США, Великобритании, СССР и Франции
— по германскому вопросу. К числу таких
мероприятий относится и план создания
западногерманского правительства, предназначенный
для закрепления раскола Германии, — план,
рассчитанный на противопоставление западной
части Германии остальной Германии. Тем
же целям служат и принятые в апреле этого
года в Вашингтоне решения правительств
США, Великобритании и Франции об основных
принципах слияния трех оккупационных
зон Западной Германии, решения о так называемом
оккупационном статуте для Западной Германии,
а также трехстороннее соглашение о создании
контрольного органа для Рура.