Древнерусская дружина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:24, монография

Описание работы

Исследование возникновения и эволюции древнерусской дружины является важной составной частью изучения процесса формирования и развития классового общества и государства на Руси. Термин «дружина» в древнерусском языке применялся для обозначения различных групп людей, но чаще всего дружиной именовалась социальная группа, близкая к князю и служившая опорой княжеской власти. В таком значении термин «дружина» закрепился и в отечественной исторической науке.

Файлы: 1 файл

древнерусская дружина.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

В пользу принадлежности бояр этой эпохи к дружине говорит и то, что боярами называется высший слой общества, а судя по материалам погребении X в. самыми богатыми и знатными людьми были дружинники.

Наиболее ранние известия, в которых бояре связаны не с конкретным князем, а с определенной территорией, относятся к событиям начала XI в. Под 1015 г. упоминаются «вышегородьскне болярьце», осуществившие в сговоре с князем Святополком убийство Бориса. Под 1018 г. в ПВЛ упоминаются новгородские бояре, от которых идет наибольшая сумма сбора на найм варяжской дружины для борьбы Ярослава со Святополком. В новгородских летописных известиях XII-XIII вв. говорится о составе верхушки новгородского населения: «огнищане, гридь, купце вятшее».   Термин «огнищанин» происходит от «огнище» — дом, очаг; огнищанин — член дома князя. В Русской Правде огнищанином назван управитель княжеским хозяйством. Термин «гридь» происходит от скандинавского gridi — товарищ, телохранитель и обозначает дружинника. Таким образом, оба названия происходят от дружинной терминологии, причем «огнищане» соответствуют в приведенных известях новгородским боярам — наименованию высшего слоя новгородского общества. В XI в. новгородское боярство представляет собой уже сложившуюся корпорацию, являвшуюся корпоративным собственником земли. Новгородские бояре служат теперь в первую очередь не князю, а «самим себе», своей корпорации, и выходят таким образом из дружинной организации.

В других землях Руси наименование бояр по территории употребляется с XII или XIII в (бояре «киевские», «черниговские», «полоцкие», «галицкие» и «владимирские»).

С XI в. появляются бесспорные свидетельства о боярском вотчинном землевладении. К настоящему времени выявлено несколько десятков древнерусских поселений, интерпретируемых как феодальные замки-усадьбы. Возникновение укрепленных поселений такого типа исследователи относят к XI в., большинство же изученных замков появились в XII в. В силу «привязанности» бояр с XI в. к своим вотчинным владениям, они, оставаясь служилым слоем, служили теперь тому из князей, который в данное время княжил в «их» городе. С развитием боярского землевладения повышается социальное значение боярства. Многократно упоминаются в летописях богатые боярские дворы в городах.  Показателем усиления боярства является и появление у бояр собственных военных отрядов.

В целом эволюция боярства в Киевской Руси представляется в  следующем виде. Исходное значение понятия «боярин» — член наиболее привилегированного слоя дружины (может  быть, первоначально только киевской). В IX—X вв. бояре, составляя верхушку дружины, получали значительную долю доходов, извлекавшихся через систему  корпоративной собственности на землю военнодружинной знати. В это время они могли иметь дворы на городской территории, зависимую челядь. С XI в. возникает боярское вотчинное землевладение, в результате чего ослабевает связь бояр с князем, и бояре, оставаясь служилым слоем, все более «привязываются» к территориям, на которых расположены их вотчинные владения. Вместе с тем и в XI, и в XII в. остаются переходы бояр вслед за князьями, объясняемые сохранением большого значения корпоративных форм эксплуатации, участие в доходе от которых обеспечивалось близостью к князю. К концу X — началу XI в относится консолидация новгородского боярства в особый, относительно независимый от князей слой, происшедшая в силу специфики политического развития этого города в X столетии.. К середине XII в. новгородское боярство окончательно отрывается от дружинной организации. К «неслужилой» знати термин «боярин» никогда не прилагался. Если представители родоплеменной знати и могли входить в состав боярства, то только через вступление на княжескую службу, т е. через переход в ряды служилой знати.

МУЖИ

Термин «муж» в Киевской Руси носил полисемантичный характер. Он мог обозначать- 1) свободного взрослого мужчину; 2) воина, 3) дружинников, кроме бояр, 4) дружинников в целом, 5)только представителей высшего слоя дружины. К термину «муж» иногда прилагались определения- «лучшие», «нарочитые», «добрые», «лопшие», «вятшие», «передние», «старейшие» Эти определения были призваны подчеркнуть либо принадлежность человека к «старейшей» дружине, к боярству, либо к новгородской знати, либо к знати племенных княжеств X в. Предположение о существовании в дружине особого слоя «мужей», занимающих промежуточное положение между старшей и младшей дружиной, нельзя признать основательным: нет известий, в которых «мужи» выступали бы как категория, отличная и от бояр, и от членов «младшей» дружины — гридей, отроков, детских.

 

ОГНИЩАНЕ И ГРИДИ

Вопрос об «огнищанах»  и «гридях» уже частично затрагивался в параграфе, посвященном боярам. Оба термина имеют дружинное происхождение, причем второй заимствован из Скандинавии. Помимо четырех новгородских известий, где «огнищанами» и «гридями» названы верхние слои новгородского  общества, «огнищанин» упоминается только в Русской Правде: так назван управитель княжеского домениального хозяйства. Термин «гридь» упомянут в перечне лиц, за убийство которых полагается 40-гривенная вира. Дважды «гриди» встречаются в ПВЛ: под 996 г. они упомянуты вслед за боярами среди пирующих у князя Владимира. Мнения о том, что гридями назывался особый слой, занимающий промежуточное положение между старшей и младшей дружиной, или один из компонентов внутри младшей дружины (отличный от отроков и детских), вызывают сомнения в связи с редкостью употребления термина «гридь». В случаях же, когда он употребляется, рядом не упоминаются ни отроки, ни детские, что позволяет предполагать, что название «гриди» покрывало собой эти категории младших дружинников.

ОТРОКИ И ДЕТСКИЕ

Вопрос о соотношении  и социальном содержании понятия  «отрок» и «детский» многократно  был предметом внимания исследователей. Спорность вопроса о соотношении категорий «отроки» и «детские» требует учета всех известий ранних летописных, актовых и эпиграфических источников и памятников права, в которых упоминаются эти термины.

В целом рассмотрение всех известий об отроках и детских  позволяет наметить картину эволюции этих терминов и скрывающихся за ними социальных категорий.

Отроками в X—XI вв. назывались члены «младшей» дружины. Вначале термин имел, вероятно, возрастное значение и обозначал действительно молодых членов дружины. С дифференциацией дружины на «старшую» — бояр и «младшую» (это явление отчетливо прослеживается с X в.) термин «отрок» стал обозначением членов этой последней. Так же стали называться военные слуги князей, а затем и бояр, поскольку рекрутировались они, очевидно, из младшей дружины. С развитием княжеского домениального землевладения происходит дифференциация в среде младшей дружины: за частью ее, наиболее близкой к князю и связанной с его домениальным хозяйством, сохраняется наименование «отроки». Представляется справедливым мнение, что многие отроки-слуги могли происходить из военнопленных и быть несвободными людьми: об этом говорит обилие у них иноязычных имен. С развитием боярского вотчинного землевладения отроками стали называться и боярские слуги.

Другая часть младшей  дружины получила со второй половины ХI века наименование «детские». Эти дружинники не являлись, как правило, ближайшим окружением князя и, вероятно, часто не жили с ним под одной крышей (как это свойственно младшей дружине предшествующего периода). Возможно, в ХIIв. детские были наиболее надежной социальной и военной опорой князей. Бояре, выполнявшие эту функцию раньше, становились в XI—XII вв. землевладельцами-вотчинниками, и хотя боярство оставалось служилым слоем, его члены, будучи связаны с определенными территориями, на которых были расположены их вотчины, нередко переставали передвигаться вслед за князьями, часто менявшими (в порядке наследования или по праву силы) свои «столы». В этих условиях повышается значимость для князей той части младшей дружины, которая получает наименование «детские»: они могут иметь свои дворы, занимать высокие посты в системе государственного аппарата.

Нельзя согласиться с  мнением о том, что возможности  отроков в системе государственных должностей были шире, чем у детских. В Пространной Правде названо большее количество функций, выполняемых отроками, чем детскими, потому что «отрок» здесь — обозначение вообще младшего дружинника. Что касается отроков-слуг, то об их деятельности в системе государственного аппарата ничего не известно — функции этой категории вероятнее всего были ограничены территорией вотчины. Между тем детских назначали даже на высокие посты городских посадников.

В X — первой половине XI в. младшие дружинники («отроки» в широком значении этого термина), по-видимому, находились в основном на княжеском содержании, получая свою долю доходов от корпоративной эксплуатации населения через систему даней. Со второй половины XI столетия члены младшей дружины начинают выполнять административные функции (что отразилось в упоминании отроков и детских в Пространной Правде) и получать доходы также и от этой деятельности. В XII —XIII вв., когда термин «отрок» стал применяться только к ближайшим княжеским и боярским слугам, эта статья доходов остается свойственной детским (упоминание о посадничестве детских, известия берестяных грамот и договоров Смоленска с Готским берегом).

 

МИЛОСТНИКИ

«Милостники» не составляли собой социальной категории. Этим термином обозначались в XII в. особо приближенные к князю люди, княжеские «любимцы», в числе которых могли быть как бояре, так и члены младшей дружины (вероятно, вторые чаще).

ПАСЫНКИ И ПАРОБКИ

Термин «пасынки» как  обозначение младших дружинников  упоминается однажды под 1177 г. в  Лаврентьевской летописи. Предположительно можно сказать, что он соответствует  здесь понятию «детские». Распространения термин «пасынки», очевидно, не получил.

«Паробки» — термин, в ряде случаев обозначавший княжеских и боярских слуг, иногда военных, ближайшее окружение князя и боярина. Он соответствует, таким образом, термину «отрок» (в узком смысле).

ОБ ИНОЭТНИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДРУЖИНЫ.

Подвижный характер военно-дружинной  знати, ее «противоположность» родоплеменному строю и оторванность от общинной структуры общества способствовали включению в дружинную среду разноэтничных элементов. Распространенное в дореволюционной историографии мнение о первоначальной норманнской основе древнерусских дружин в свете современных данных выглядит несостоятельным: оно опровергается как письменными данными, свидетельствующими о появлении дружин у славян не позднее VI в., так и древнерусскими археологическими материалами IX—X вв., показывающими преобладание славянских погребений в дружинных могильниках. Однако и письменные известия, и данные археологии бесспорно указывают на наличие в древнерусской дружине неславянских компонентов. Несомненным является наличие в древнерусских дружинах скандинавского этнического компонента, постепенно растворявшегося в славянской среде. Время его появления определяется данными археологии как конец IX и начало X вв. Включение выходцев из Скандинавии в дружинный слой Киевской Руси прекращается к середине XI в. с завершением практики найма варяжских дружин.

С XI в. можно с определенностью  говорить о включении в древнерусский  дружинный слой тюркских и кавказских элементов. Это было обусловлено как соседством основной русской территории со степными кочевниками (печенегами, торками, затем половцами), так и существованием на Таманском полуострове с конца X по конец XI в. русского Тмутараканского княжества.

Для конца XI — XII вв. известно немало тюркских имен у дружинников: отрок Владимира Мономаха Бяндюк, отроки Давыда Игоревича Улан и Колчко.

В целом можно заключить, что из иноэтничных элементов в древнерусской дружине с конца IX до середины XI в. преобладал скандинавский, а с середины XI в.— тюркский

. Глава IV

ДРУЖИНА И АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДРУЖИННИКОВ

 

Участие дружинников в  системе государственного и вотчинного управления отмечалось многими исследователями. Но остается невыясненным вопрос, насколько значительным оно было, в какой мере дружинная знать обеспечивала кадры административного аппарата. Должности и институты аппарата управления в Киевской Руси могут быть подразделены на три группы: 1) появившиеся в доклассовом обществе и приспособленные к нуждам нового строя; 2) появившиеся с возникновением и развитием антагонистических классов и государства; 3) появившиеся с возникновением вотчинного землевладения и связанные с ним.

 

Из должностей и институтов, относящихся к первой группе, под наиболее ранней датой (945 г.) в летописи упомянут «воевода». Воеводы упоминаются многократно как предводители различных по численности военных отрядов. Они могут действовать как самостоятельно, так и при князе. Воеводы были лицами, назначаемыми князьями из числа членов старшей дружины.

Одним из спорных вопросов, связанных с историей государственного аппарата Киевской Руси, является вопрос о наличии и характере такого института, как совет («дума») при князе. В целом обзор известии о княжеском совете в Киевской Руси позволяет заключить, что этот институт был генетически связан с совещанием князя со своей дружиной. С вечем  княжеский совет никогда не пересекается. Нет данных и для предположения о его связи с советом старейшин. Совет при князе в Киевской Руси Х-XII вв. не является учреждением с какой-либо четкой организационной структурой — он представляет собой, как правило, совещание князя со своими ближайшими приближенными, верхушкой дружины. Очевидно, исходным пунктом эволюции совета было совещание князя со всеми своими дружинниками. Возможно, в X в. состав совета был достаточно широким. Но в раннефеодальном обществе, с количественным ростом служилого слоя и с усилением княжеской власти совет стал совещанием узкого состава, включавшим в себя лишь верхушку дружины.

Начиная со времени не позднее XI в. княжеская власть использует десятичную систему деления общества для укрепления своих позиций, назначая на должности предводителей крупного ее подразделения — «тысячи» (а может быть, и более мелкого — «сотни», по крайней мере, в городах) своих приближенных из числа старших дружинников. Со становлением системы управления раннефеодального государства появляются новые должности, не связанные происхождением с доклассовым обществом и также занимаемые представителями дружинной знати. Должность посадника начинает упоминаться в летописи при описании событий второй половины X в. Посадник — княжеский наместник в городе, где нет князя. Лишь с конца XI столетия, в связи с усилением новгородского боярства, должность посадника становится постоянной и не зависит от пребывания в городе князя. Посадники обычно назначались из числа бояр; однако ими могли быть и детские. Это явление, вероятно, зародилось в XII в. с усилением значения данной категории дружинников. Посадники выполняли по отношению к городу и прилегавшей к нему волости функции верховного управления, податные и судебные. В руках посадников, следовательно, находилось распоряжение доходом, поступающим от корпоративной эксплуатации населения.

 

Особой категорией должностных лиц выступают в источниках мечники. Мечники — особая группа княжеских людей, выполнявших судебные функции и получавших за это часть дохода от судебных пошлин. Появление мечников относят  ко второй половине X в.

Информация о работе Древнерусская дружина