Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:04, реферат
Знаменит древний Новгород, прежде всего своей древностью: на реке Волхов уже в IX веке (в летописи упоминается 859 год) стояло поселение, разделенное рекой на Торговую и Софийскую стороны, которые соединял Великий Мост. Другая его особенность – многонациональность: здесь жили не только славяне, но и другие народности: водь, ижора. карелы, чудь, финны. Окрестные места были суровыми, но благодатными и для земледелия, и для охоты, и для рыбной ловли. В Новгороде варили соль (в ту пору весьма важный и ценный продукт), в окрестностях добывали железо. Новгородские ремесленники славились далеко за пределами своих земель.
Введение……………………………………………………………....3
1. Материальная культура древнего Новгорода ...…………..…..6
2. «Бунташный дух» как особая черта жителей Новгорода.........9
2.1. Основы государственной системы.............................................9
2.2. Общественные идеи: ереси.........................................................11
3. Просвещение и научные знания в культуре Новгорода.........13
4. Наивысшие достижения культуры Великого Новгорода.......16
4.1. Архитектура: Храмы Новгорода...............................................16
4.2. Живопись: фрески и иконы........................................................19
5. Литература и музыка «Господина Великого Новгорода»........23
Заключение…………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………………………..29
Своеобразие культуры Древнего Великого Новгорода
Реферат
По дисциплине: История культуры России
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Материальная культура древнего Новгорода ...…………..…..6
2. «Бунташный дух» как особая черта жителей Новгорода.........9
2.1. Основы государственной
системы.......................
2.2. Общественные
идеи: ереси.........................
3. Просвещение и научные знания в культуре Новгорода.........13
4. Наивысшие достижения культуры Великого Новгорода.......16
4.1. Архитектура: Храмы Новгорода.....................
4.2. Живопись: фрески и иконы.........................
5. Литература и музыка «Господина Великого Новгорода»........23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Знаменит древний Новгород, прежде всего своей древностью: на реке Волхов уже в IX веке (в летописи упоминается 859 год) стояло поселение, разделенное рекой на Торговую и Софийскую стороны, которые соединял Великий Мост. Другая его особенность – многонациональность: здесь жили не только славяне, но и другие народности: водь, ижора. карелы, чудь, финны. Окрестные места были суровыми, но благодатными и для земледелия, и для охоты, и для рыбной ловли. В Новгороде варили соль (в ту пору весьма важный и ценный продукт), в окрестностях добывали железо. Новгородские ремесленники славились далеко за пределами своих земель.
Новгород целое тысячелетие был портом четырех морей. Низкий, свободно и властно распростертый среди русской равнины, среди полноводных рек и озер, Новгород был открыт для кораблей Черного моря и Балтийского, Белого и Каспийского. Никакие возвышенности не мешали ветрам свободно наполнять паруса сотен и сотен кораблей Новгорода и окружающих его далеких стран.
««Господин Великий Новгород» - так звалась эта огромная русская республика, власть в которой принадлежала мощной феодальной аристократии и купечеству. Даже Венеция и Генуя не имели таких далеких торговых связей. Новгород стоял на великом торговом пути «из Варяг в Греки», из Скандинавии в Византию. Этот путь соединял обширный район Балтийского моря с древними культурными центрами Средиземноморья. Самый большой город средневековой Европы – Константинополь был в тесном общении с Новгородом. И это общение было не только торговым, но и культурным. В Константинополе работали новгородцы – переводчики и переписчики рукописей. Там была целая улица, заселенная русскими» [6; С. 142].
««Господин Великий
Новгород» отличается
В Новгороде обнаружены
целые улицы средневекового города,
жилые усадьбы, водопровод, мостовые,
мастерские. Найдено большое число
разнообразных предметов
Культура, духовная жизнь Новгорода, новгородцев отличалась большим своеобразием, определенной самостоятельностью и своеобычием. Она менее других славяно-русских культур подвергалась влиянию, хотя и не обошлась без этого.
Новгородские земли населялись разными людьми, по призыву новгородских князей отовсюду собиравшимися и двигавшимися в сторону этих мест. Наверное, слова одного из западных исследователей – француза Рамбо: «Русское племя, бесспорно, обладает способностью поглощать известные туземные народы» - во многом могли бы быть отнесены к новгородскому характеру и таким русским, как новгородцы.
Бесспорно, что в Новгороде выходцы из южных и северных земель, представители разных народностей и культур – равно очень скоро становились вольнолюбивыми, независимыми и себялюбивыми... новгородцами.
Мы будем работать по
Мы будем рассматривать учебную, научную и публицистическую литературу по данному вопросу.
Данная работа не претендует на полный охват темы, ввиду ограниченности рамок контрольной работы.
Высокого уровня достигла материальная культура наиболее развитого средневекового русского города – Великого Новгорода.
В XI Новгород представлял собой крупнейший торговый и культурный центр Древней Руси. Раскинувшееся по обе стороны Волхова городские посады, густо заселенные торгово-ремесленным людом, не могли не оказывать влияния на формирование образа и стиля городской жизни. От Софии, как от центра Новгорода и Новгородского государства, расходились его концы – районы Новгорода, которым, в свою очередь, подчинялись его бескрайние владения – пятины. Каждому концу была подчинена своя пятина, четыре из которых начинались тут же, у стен города от своего городского конца.
«Чем шире разрастались владения Новгорода, тем быстрее формировались своеобразные черты его архитектуры. На правой стороне Волхова традиционно располагался торг. Здесь держали дворы иноземные купцы и жили ремесленники. Один из концов Торговой стороны назывался Плотницким (по роду занятий людей, его населявших). Другой конец Торговой стороны назывался Славенским, по имени древнейшего племени словен, населявших русскую землю. Здесь находились торговые ряды, жили купцы. Здесь же располагалась княжеская резиденция Ярослава Мудрого (в то время, когда еще был жив его отец) и стояли дворы княжеских дружинников, около двора Ярослава собиралось вече. От торга и княжеской резиденции через Великий мост над Волховом был путь к Детинцу – крепости, в центре которой и находился храм Премудрости Божьей – Святая София. К детинцу примыкали концы города, а внешние границы его охранялись земляным валом, завершавшимся деревянной стеной. Перед валом находился ров. Кроме того, город окружало кольцо из монастырей с соборами и сторожевыми башнями. Монастыри – форпосты закрывали подходы к городу по Волхову» [3; С. 527].
Следы ремесленного производства были открыты во всех концах города. Оно охватывало все виды ремесла – от литейного и кузнечного производства до изготовления детских игрушек. Особенно много было кузниц. В городе жили ювелиры, каменщики, столяры, бондари и гончары.
«Мировоззрение людей феодальной эпохи в основе своей носило элементы православия. Тем не менее, в народе сохранялись и старые языческие культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна. Найдено основание этой статуи» [14; С. 291].
Структурной единицей средневекового Новгорода была огороженная усадьба, по крайней мере, одной стороной примыкавшая к улице. Эта единица обозначается древнерусским словом «двор». Город состоял из многих сотен таких постоянных и наследственных дворовых владений.
«Каждый двор представлял собою маленький самостоятельный феодальный мирок со своим господином, челядью, слугами, господским двором, хозяйственными постройками и мастерскими.
Просторные деревянные дома сооружались из больших бревен и состояли из многих комнат. Почти все они были двухэтажными. Большие срубные постройки отапливались «русской печью»» [8; С. 422].
«Уже в XI в. в Новгороде мостили деревом улицы. На горожан возлагалась обязанность по ремонту моста через Волхов и мощению улиц. Это была новация не только для Руси, но и для всей Европы, где первые мостовые появились только в конце XII в. Улицы не извивались, как в средневековых городах Западной Европы. Вдоль улиц шли желоба и трубы для сточных вод. Дворище князя Ярослава Мудрого имело первый в Северной Европе водопровод, по деревянным трубам которого бежала ключевая вода» [10; С. 119].
Археологическими работами установлено, что деревянные мостовые на протяжении 600 лет были сменены 28 раз, восстанавливаясь после разрушений и пожаров. Обнаружено огромное количество разнообразных предметов из дерева, кости, металла. Среди них – остатки новгородского деревянного водопровода, ладей и кораблей, различные деревянные блоки и другие приспособления, беговые лыжи, масса игрушек, шахматы. Очень много костяных гребней одинаковой трапециевидной формы. Собрано много железных предметов, среди которых ножи, ножницы, клещи, напильники, подковы, пилы, сверла, долота, скребницы и др. Установлено, что в средневековом Новгороде умели закалять сталь. Свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви найдено в Новгороде, в то время как часть лаптя встретилась только один раз. Нашли свыше ста кожаных мячей, игра в которые была, видимо, популярна в средневековом Новгороде.
Новгородцы называли свое государство «Господин Великий Новгород», подчеркивая этим, что сам город, а не кто-либо из лиц – глава своего государства.
Сначала он находился в таких же отношениях с великим князем, как и другие города; удаленный от Киева и потому не ставший предметом княжеских распрей, Новгород освободился от давления князя и его дружины. Город вырос из старых отдельных поселений, которые потом получили название «концов».
«Ослабление Киева помогло органам городского самоуправления взять верх над княжеской властью. В 1126 году новгородцы выбирают посадника из местных жителей (конечно, не простолюдина или ремесленника, а боярина), но именно так в первый и последний раз в Древней Руси появилась республика, где главные вопросы решало вече – собрание свободных жителей Новгорода (бояр, купцов и «черных людей» - ремесленников и мелких торговцев), избиравшее из бояр посадника, который ведал всеми делами Новгородской земли, и тысяцкого – начальника новгородского войска.
Вместе с ними управлением города занимался архиепископ, он был казначеем, распорядителем земли и торговли, ведал внешней политикой, возглавлял церковный суд, наблюдал за ведением летописей, имел людей, состоявших у него на военной службе, и полк воинов. При этом в Новгороде было самоуправление. Город был поделен на пять округов. В каждом округе было свое вече, выбиравшее старост, осуществляющих власть в округе» [4; С. 52].
«Новгородцы провозгласили свое право «вольности в князьях». Полномочия князя были ограничены особым договором – «рядом». Ограничения распространялись не только на отношения с Новгородом и Новгородской землей. Отныне князь и его двор были выселены из города на Рюриково городище, чтобы они не смогли захватить власть в городе. Основной ценностью новгородцев стала теперь не верность князю или другому феодалу, а верность городской общине – «господину Великому Новгороду». Таким образом, вечевой институт опирался не на закон, а на традицию общины, которая соединилась с православием. Боевой клич новгородского войска «Постоим за Новгород и Святую Софию» выражал сущность новгородской духовности. В ее основе лежало уникальное единство общинной демократии и православной веры. На этой почве развиваются все формы культурного творчества Новгорода» [2; С. 91].
«Новгородцы умели отстаивать свои права на вечевых собраниях, созываемых по звуку вечевого колокола на Ярославовом дворище. Они умели оградить себя от опасности тирании, выселив князей за пределы боевых стен своего города на Рюриково городище, ограничив их власть только военным руководством. Они умели оберегать памятники своего прошлого. Характерный эпизод разыгрался в Новгороде в 1649 г. когда был прислан сюда на митрополичью кафедру будущий патриарх Никон. Он захотел расширить Софийский собор, сломав в нем несколько столбов. Новгородцы решительно не допустили переделок. Градостроительная дисциплина в Новгороде была так велика, что в течение девятисот лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше и больше центрального палладиума города и государства – собора Софии, хотя вне пределов города были здания и выше, и больше» [6; С. 143].