Древний Новгород

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Знаменит древний Новгород, прежде всего своей древностью: на реке Волхов уже в IX веке (в летописи упоминается 859 год) стояло поселение, разделенное рекой на Торговую и Софийскую стороны, которые соединял Великий Мост. Другая его особенность – многонациональность: здесь жили не только славяне, но и другие народности: водь, ижора. карелы, чудь, финны. Окрестные места были суровыми, но благодатными и для земледелия, и для охоты, и для рыбной ловли. В Новгороде варили соль (в ту пору весьма важный и ценный продукт), в окрестностях добывали железо. Новгородские ремесленники славились далеко за пределами своих земель.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
1. Материальная культура древнего Новгорода ...…………..…..6
2. «Бунташный дух» как особая черта жителей Новгорода.........9
2.1. Основы государственной системы.............................................9
2.2. Общественные идеи: ереси.........................................................11
3. Просвещение и научные знания в культуре Новгорода.........13
4. Наивысшие достижения культуры Великого Новгорода.......16
4.1. Архитектура: Храмы Новгорода...............................................16
4.2. Живопись: фрески и иконы........................................................19
5. Литература и музыка «Господина Великого Новгорода»........23
Заключение…………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

новгород.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Новгород был наполнен произведениями европейского искусства. Антоний Римлянин привез в Новгород в самом начале XII в. замечательные лиможские эмали. Произведения искусства ввозились в Новгород из Византии, Скандинавии, с Кавказа и из Средней Азии. Влияние кавказских мастеров ощущается в фресках Нередицы (конец XII в.). С учетом традиций Запада строились в Новгороде в XV в. Грановитая палата и Евфимиевская часозвоня.

          Стоя в Софии, новгородец ощущал себя в политическом центре обширнейшего государства, простиравшегося от Урала на востоке до Пскова и его «пригородов» (подчиненных городов) на западе. Стоя в Софии и подняв голову, он видел над собой в куполе грозный облик Вседержителя, державшего, согласно легенде, в своей сжатой руке судьбу Новгорода. Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства: он видел Сигтунские врата, вывезенные как военный трофей из шведского города Сигтуна, он видел константинопольские и Корсунские иконы, гробницы новгородских князей. В храме находилась богатейшая новгородская казна и библиотека. В нем собиралось софийское вече, происходили выборы главы новгородского Совета господ – верховной власти города.

Новгородец отличался  деловитостью и высокой гражданской  культурой. Недалеко от Софии свершался  владычный суд перед фреской, на которой был изображен Христос с раскрытым Евангелием; на раскрытом развороте страниц было написано мудрое обращение к судьям, свидетельствующее о высоком чувстве гражданской ответственности: «Суд судите, им же судом судите – судится и вам. Не на лица зрящее судите, сынове».

Новгородское искусство, воспитанное в атмосфере свободного соревнования с европейскими художественными  школами, - одно из самых национально-русских  и одно из самых своеобразных. Не случайно у коллекционеров всего  мира до сих пор сохраняется стремление каждую хорошую русскую икону объявлять «новгородской» - так высока репутация новгородского искусства. Но новгородских икон и так достаточно. Эти посланцы Новгорода украшают особые музеи далеко за пределами Новгорода – в Третьяковской галерее, в Русском Музее, в Национальном музее в Стокгольме, в Национальном музее в Осло, в Картинной галерее в Бергене, в пинакотеке Ватикана, в коллекции Думбартон Окс в Вашингтоне, в музее русских икон в Реклингаузене.

Культура Новгорода  активно развивалось в рамках общерусского пространства, но имело ярко выраженное своеобразие. Культура Новгорода активно развивала образ и систему ценностей единого христианского мира, но в то же время стремилась к самобытности и динамизму, индивидуализации и реализму.  Дух свободы и осознание своей самодостаточности делали Новгород более похожим на города Западной Европы. Однако эти черты в силу особенностей древнерусской истории не смогли получить достаточного развития.

 

Список литературы

 

           1. Балакина Т.И. История русской культуры (IX – нач. XXвв.): Учеб. пособие / Т.И. Балакина. – М.: ЮНТУС, 1993. – 80 с.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М.: Владос, 2002. – Ч.1. – 400 с.

3. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие / А.Н. Быстрова. – М.: Изд-во Федора Конюхова; Новосибирск : ЮКЕА, 2002. – 712 с.

4. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт-М, 2001. – 572 с.

5. Зезина М.Р., Кошман Л.В.,  Сысоева Е.К., Шульгин В.С. История русской культуры IX - XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.

6. Лихачев Д.С. Мировое значение культуры Новгорода // Д.С. Лихачев. Раздумья о России. – СПб.: Логос, 1999. – с. 142 – 208

7. Лутошкин Г.Д. Конспект лекций по истории культуры России: Учебное пособие / Г.Д. Лутошкин. - Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006. - 216 с.

8. Мартынов А.И. Древний Новгород // Мартынов А.И. Археология. - М.: Высш. шк., 2005. - с. 420 - 426

9. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики / О.В. Мартышин. - М., Российское право, 1992. - 384 с.

           10. Муравьев А.В. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв.: Книга для учителя А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.

11. Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Просвещение, 1989. - 599 с.

12. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 507 с.

13. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: учеб. пособие / Л.А. Рапацкая. – М: Владос, 1998. – 608 с.

14. Рыбаков Б.А. Культура Средневекового Новгорода // Как была крещена Русь. - М.: Политиздат, 1989. - С. 288 – 303

15. Храмы Великого Новгорода: специальный выпуск / Главный ред. М. Сартан // Искусство. - № 6 (342), 16 – 31 марта 2006. – 24 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Древний Новгород