Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:20, контрольная работа
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и первобытным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени. В эту эпоху не существовало государства и права. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
Введение
1.Государство и право Древнего Вавилона ……………………………. 4
1.1.Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии……………………………………………………………..... 4
1.2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов, рабов)……………………………. ……………………………….. 8
1.3.Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия. ……………… .. 11
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство. …………………………………. .. 14
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Государство и право
Древнего Вавилона …………………………….
1.1.Источники знаний о государстве
и праве Древнего Вавилона. Особенности
возникновения и развития государства
и права в Месопотамии…………………………………………………
1.2.Социальная структура
основных групп населения и
их правовое положение (
1.3.Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия. ……………… .. 11
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство. …………………………………. .. 14
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и первобытным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени. В эту эпоху не существовало государства и права. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в ходе которого значительные изменения претерпел его социокультурный и хозяйственный облик.
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия (Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих к числу наиболее древних государственных образований.
Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес к исследованию этой цивилизации, этого государства.
Вавилонская государственность не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она все больше совершенствовалась, но в то же время она все время видоизменялась, как изменялись и условия существования вавилонского государства.
1. Государство и право Древнего Вавилона
1.1. Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии
Вавило́н - город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.
В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писанный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падал или укреплялась власть того или иного правителя-гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.
Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. [1,с.534]
Народы Двуречья обладали развитой материальной культурой и письменностью (клинописью), которые благодаря археологическим находкам стали известны современным исследователям. Тексты, высеченные на камне, а также сделанные на глиняных табличках, позволяют судить о государственном строе, социальной структуре населения, правоотношениях в обществе. Среди них большое количество документов как частного, так и государственного, политического характера. Выделим лишь наиболее известные из них. Это – сказание о Гильгамеше, изложение «реформ» Урукагины, правителя Лагаша, законы царя Ур – Намму из города Ура, законы Липит – Иштара, правителя царства Исин, законы царя Билаламы царства Эшнунны, Среднеассирийские законы и один из самых значительных памятников Древнего Мира – законы царя Хаммурапи.
-4-
История
Древнего Двуречья, точнее Междуречья
(Месопотамии) Тигра и Ефрата,
отмечена наиболее ранним и
высоким уровнем развитости
Шумерский
период охватывает около
Во втором тысячелетии происходит возвышение Вавилонской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоняне – народ, говоривший по – аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, - стали таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилонской династии по имени Хаммурапи (1792 - 1750). Вавилонская материальная (техническая, измерительная, астрономическая, языковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на регион Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кавказа и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры
-5-
Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги.
Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели ещё 7 – дневную неделю, которая была затем заимствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.
Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н.э. (в 3000г. – в Египте, в 2000 г. – в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хождение имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро – аккадские словари и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр составили юридические записи и сборники законов (надписи на камне – самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последующим обжигом в печах).
Рубежную эпоху составило в законы и обычаи принципа древней справедливости, который в законах одного из правителей, по имени Урунимгина (2318 - 2312), был выражен следующим образом: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот».[2,с.58]
Несмотря на сходство, совпадения ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и др.
Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу человека, влекущие за собой наказания в форме возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной, измена жены и др.
Суровые наказания предписывались во всех законах за такие преступления, как лжесвидетельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлении понятий «правдивость», «верность слову».
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы, все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, а также наследованию имущества и пр.
Характерной чертой вышеуказанных документов была их незавершенность. Они не затрагивали многие важные области внутриобщин-
-6-
ных отношений, отношений общин с царской властью и пр. Лакуны в законах, нередкя констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции являются лишним свидетельством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным традициям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.
Право Месопотамии так же, как и право других древневосточных государств, несло на себе заметное влияние религии, религиозной идеологии. Но это влияние не было столь глубоким, как, например, в Индии, да и сама религиозная идеология отличалась рядом специфических черт.
В представлении вавилонян понятие греха и преступления разнились. Совершения греха возможно было без вины: грешник мог даже не знать, какой грех он совершил, например, в случае нарушения ритуальной чистоты. Преступление же предполагало вину, правда, не всегда последовательно. «Небесная» кара не учитывала не субъективной, ни объективной стороны греховного деяния. За любой грех боги могли послать любое наказание, любые бедствия, избежать которых можно было только с помощью жреца-заклинателя. Земное же правосудие считалось неотвратимым, как и раскаяние в случае совершения преступления.
В заповеди «небо далеко, а земля драгоценна» заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело обращенных к земным радостям и печалям. Это обстоятельство объясняет многие особенности древневавилонского права, например, почти полное отсутствие в нем сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение, признание определенной личностной ценности человека, индивида, в том числе женщины, «светского» подхода в праве к храмовым должностям, которые могли продаваться, передаваться по наследству, да и к самим храмам с их широкой торговлей, ростовщической и другой предпринимательской деятельностью.
Для источников права Месопотамии характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм пава, их формализм, символический характер. В них нельзя найти ни четкого понятия преступления, которое не всегда можно отличить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и пр.
Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и др.[1,c.534]
-7-
1.2. Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов, рабов)
Социальная структура Вавилона отличалась особой сложностью, которая была связана с многоукладным характером его экономики, с незавершенностью процессов образования классов, с ранним и относительно высоким для своего времени уровнем развития товарно – денежных отношений (Вавилон был одним из важных центров международной торговли в древнем мире).[3,с.36]
Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные.
Рабы подразделялись на:
- царских;
- храмовых;
- частновладельческих.
Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду и т.д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.