Древний Вавилон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и первобытным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени. В эту эпоху не существовало государства и права. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

Содержание работы

Введение
1.Государство и право Древнего Вавилона ……………………………. 4
1.1.Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии……………………………………………………………..... 4
1.2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов, рабов)……………………………. ……………………………….. 8
1.3.Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия. ……………… .. 11
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство. …………………………………. .. 14

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контр.Вавилон!Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

        Самыми  крупными из последующих разделов  являются раздел о семейном  праве – о личных и имущественных  правах в брачно – семейных  отношениях (ст. 128-163), о наследовании (ст.165-182), о личных отношениях  правового характера в семье  между родителями и детьми  – законными и приемными (ст.183-195).

       Защита  от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству  (оскорбления, телесные повреждения  и т.д.)  регулируется ст. 196-214. Последнюю   группу статей образуют правила  и регулирование ответственности  за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций  и предоставление различных услуг  или средств труда (ст.215-282). Здесь  регулируются обязательственные  отношения в связи с услугами  по излечению болезней, снятием  клейма с раба, производством  строительных работ, арендой движимого  имущества, наймом и продажей  рабочей силы и средств труда.

       Хаммурапи в части документов  предстает   вдумчивым   и    гуманным

 

-15-

правителем. Однако в сборнике законов, где очень простыми понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско  – кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими  и произвольными. Относительная  жестокость этих наказаний связана  с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и  пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в  том числе меры устрашения, с тем  чтобы удержать свое господство в  этом районе.

        Вавилония  была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на  землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля  обрабатывалась с помощью рабов  или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и  разграничивают меры  ответственности за утерю, хищение, не возврат собственности или причинение вреда имуществу.

        Большое  внимание уделялось договорной  фиксации различных сделок. Наиболее  важные из них запечатывались  в двойной конверт из глины  в нескольких копиях и обжигались  для надежной сохранности. Некоторые  из таких документов сохранились  до нашего времени.

        Договором  оформлялся брак. Договор был  необходим для фиксации займа,  аренды (поля, сада), найма (скота,  судна, раба). Если во время  найма и аренды происходила  порча имущества, законы учитывали  радивое или нерадивое отношение  нанимателя. Вина последнего сильно  смягчалась, если порча происходила  по «Божьей воле» (стихийное  бедствие и т.п.).

        Земледелие  было основной хозяйственной  деятельностью в стране, и законы  уделяют ему самое пристальное  внимание. Самым распространенным  видом этого хозяйствования было  мелкое земледелие. Крупные землевладельцы  прибегали к использованию труда  низшей категории царских служилых  людей (мушкенов) либо сдавали  землю мелкими участками в  аренду за фиксированную долю  в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату,  вносимую заранее (ст. 45). Крестьянин – общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а крометого, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст. 39-47, 60-65). Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст. 136). Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли – как несправедливость.

        Каждый  земледелец обязан был поддерживать  в исправности ороситель-

 

-16-

ные сооружения ответственность  за неумелое или нерадивое обращение  перед соседями, которые понесли  вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53-56).   

     Арендатор  земли должен вносить плату  в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42-43). Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст.256).

     Должник должен  был отдавать свою землю в  обеспечение долга либо отдавать  в кабалу детей, других членов  семьи.

        Работа  по найму практиковалась очень  широко, и свободные люди участвовали  в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок  – на время посевных или  жатвы. Оплата в основном была  поденной, но в таком размере,  чтобы наемный работник был  в состоянии прокормить свою  семью в течение всего периода  работы по найму.

          Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) – врачей, строителей. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категории потребителей услуг, например, хирург получалравную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкена и раба.

        Договоры  поручения оформлялись письменно.  Нарушение этого ритуала и  формы было сопряжено с ответственностью  для обеих сторон.

        Характерными  были отношения между крупными  и мелкими торговыми агентами  – между тамкарами и шаммалумами  соответственно. Последние были  партнерами - помощниками  тамкаров  и несли определенную ответственность  за недополучение торговой прибыли.  Если прибыль не получена, шаммалум  возмещал ее тамкару в трехкратном  размере. Если продажа была  удачной и прибыль получена, шаммалум  обязан был передать прибыль  с надлежащими документами тамкару.  В случае непредоставления документа  сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум  обязывался возращать прибыль  в трехкратном размере. В случае  несправедливости обвинения в  утаивании прибыли шаммалумом, тамкар  обязывался компенсировать несправедливое  обвинение в размере, превышающем  размер прибыли в 6 раз.[6,с.61]

        Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную

 

 

-17-

жену. Однако замужняя женщина  не была бесправна: она могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать  имущество после мужа.

         Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее, закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

        Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

      Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.         Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

        Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.

        К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

       Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).

        Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона.

 

-18-

        Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посаженое на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.

        Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично “исследовать дело”. Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.[2,с.70]

          Законы не проводили различия  между преступлением и гражданским  правонарушением. Более четко  обособлялись некоторые формы  виновности – различные виды  недоносительства, укрывательства. К  числу отягчающих обстоятельств  отнесены посягательства на личность  или имущество представителей  высших сословий, дерзость рабов  по отношению к хозяевам или  детей по отношению к родителям.

        Наиболее  употребимым было наказание в  виде денежного штрафа. Выработан  своего рода тариф поранений,  согласно которому повреждение  в драке или по злому умыслу  кости авилума, мушкенума или  раба влечет за собой различные  виды компенсаций – либо по  принципу «око за око» (для  авилумов), либо в виде денежной  компенсации. Некоторые разновидности  штрафов имели явно завышенный  размер, равносильный приговору  к смертной казни. Например, похититель  вола или ладьи из царского  дворца или храма обязывался  уплатить штраф в размере 30-кратной  стоимости похищенного.

        Разновидности  описываемых и перечисляемых  преступлений можно сгруппировать  следующим образом: преступления  против личности, против собственности,  против семейных устоев, а также  должностные и государственные  преступления.

        Наиболее  суровыми были наказания за  лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых  обвинений в убийстве. К смерти  приговаривали того, кто после  продажи товара обвинял покупателя  в том, что тот украл у  него товар.

        В  числе преступлений против личности  перечислены убийство мужа женой,  неудачная операция лекаря, телесные  повреждения в драке, оскорбление  словом или действием, ложные  обвинения. Большое значение имело  социальное положение обвиняемого  и потерпевшего, которое способствовало  возникновению особого тарифа  поранений и иных форм причинения  вреда здоровью или имуществу.

        В  числе преступлений против собственности  чаще всего встречаются кражи  и грабеж, повреждение чужого  имущества, а также многочисленные  посягательства на чужих рабов:  кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его  рабского состояния. Особо выделены  некоторые составы мошеннических  проделок – мошенничество корчемницы, тамкара и др.

 

-19-

        Преступления  против семейных устоев включают  кровосмешение, неверное и распутное  поведение жены, похищение и подмену  ребенка.

        В  разряде совершающих должностные  преступления упомянуты судьи,  меняющие вынесенный договор  на другой, солдаты, младший командный  состав. Не упомянуты государственные  преступления в виде измены  или мятежа, как полагают, в силу  их общеизвестной и безусловной наказуемости.

        Наказания  были дифференцированными и весьма  строгими по сравнению с некоторыми образцами предшествующего законодательства в древних государствах Шумера и Аккада. Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Задолго до римлян принцип талиона, т.е. равновозмездности, был определен в Библии как принцип «око за око», а в законах Вавилонии и других древних государств он получил вид конкретного предписания: «если человек повредит глаз какого – либо из людей, то должно повредить его глаз» (ст.196 Законов Хаммурапи).

        Преступников  обращали в рабство, изгоняли  из страны помимо обычных наказаний  в виде штрафов и членовредительных  действий. В Законах Хаммурапи  можно обнаружить три разновидности  наказаний по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талиону «око за око» для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

Информация о работе Древний Вавилон