Древний Вавилон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и первобытным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени. В эту эпоху не существовало государства и права. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

Содержание работы

Введение
1.Государство и право Древнего Вавилона ……………………………. 4
1.1.Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии……………………………………………………………..... 4
1.2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов, рабов)……………………………. ……………………………….. 8
1.3.Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия. ……………… .. 11
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство. …………………………………. .. 14

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контр.Вавилон!Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

       Все  свободное население Древнего  Вавилона делилось на:

- полноправных (авилум);

-неполноправных (мушкенум).

       Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные

 

 

-8-

зажиточные общинники  со временем становились более  самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

       Другую  часть населения составляли жители  покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской  общины – мушкенумы, вынужденные  арендовать землю у храма, государства  либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать  имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы.[4,с.40]

        Различия  между этими группами особенно  ярко проявилось в нормах права,  касающихся охраны жизни, здоровья, чести авилумов и мушкенумов, а также членов их семей.  В некоторых случаях, вопреки  общему правилу, мушкенумы пользовались  особой правовой защитой. Кража  их имущества каралась как  кража из дворца, а рабы мушкенумов, как и царские, пользовались  некоторыми преимуществами по  сравнению с рабами частных  лиц.

       Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории, который не имелземельного надела и прав в общине. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели, как правило, участками общинной земли.[3,с.37]

       Наряду  с сословным делением существовало  разделение по профессиональным  занятиям:

- первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество;

- далее следовали редум,  баирум, декум, лубуттум – различного  рода военнослужащие;

- в соответствии с государственным  значением религии и храмов  почетное положение среди профессий  занимали храмовые служители;

- высокое положение в  обществе занимало чиновничество;

- низшие ступени профессионально  – служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленник, поденщики.[4,с.42]

Среди свободных, владевших  средствами производства, выделялись две достаточно четко различавшиеся  в классовом отношении категории  лиц. С одной стороны, это эксплуататорская верхушка, не принимавшая участие в производительном труде, состоящая из высших царских и храмовых чиновников во главе с самим царем, а также купцов, ростовщиков. С другой стороны, это общинники – крестьяне, ведущие самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующие, как правило, чужого труда. Они составляли

 

-9-

самую значительную в общественном производстве по количеству часть древневавилонского общества. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности также присваивался правящей эксплуататорской верхушкой.     

       Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей – крестьян способствовали широкому развитию уже в Древнем Вавилоне аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники – крестьяне поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.

        В рамках хозяйства царского дворца и храма с развитым земледельческим и ремесленным производством, а также торговлей шел бурный процесс накопления богатства в руках государственной знати и имущей верхушки. В Законах Хаммурапи фигурирует купец –тамкар. Еще раньше понятие «тамкар» включало в себя не только купца, но и ростовщика, кредитора. Тамкары, находящиеся на царской службе пользовались широкой свободой финансово – экономической деятельности. Они совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. Вавилон 1-го тыс. до н.э. знает торговые объединения, банковские дома, которые вели крупные банковские операции, скупали и продавали землю, кредитовали освоение новых земель.

     Жречество  в Вавилоне не сложилось в  определенное сословие, в административном  совете храма были представлены  как жрецы, так и царские  чиновники, должности жрецов иногда  продавались.[3,с.39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10-

1.3. Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия.    

  По своему государственному строю Древневавилонское царство было 
централизованным государством. Законодательная, исполнительная и 
судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался 
наместником и служителем бога-защитника.

       Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, – Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

    Особенностью  дворцовой системы управления  было то, что лица, управлявшие  царским хозяйством, занимали и  высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

     В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу- 
ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В 
качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра- 
ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об- 
щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко- 
водство ими осуществляли рабианумы.

       Усиление  царской власти привело к ограничению  судебных полномочий общин и  храмов. При Хаммурапи во всех  больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция – он имел право помилования в

случае    вынесения   смертного приговора, а также принимал жалобы на

 

 

-11-

судебную волокиту, на злоупотребления  судей, на отказ в правосудии. В храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на    которых находились храмы.[4,с.44]

        Как  материальная сила армия Древнего  Вавилона сложилась не сразу,  а формировалась вместе с развитием  государства. Первоначально большую  часть армии составляли отряды  ополчения, формировавшиеся по  указу царя общинами, и лишь  незначительную ее часть –  вавилоняне, зависимые от царя  лично или храма. Но с усилением  власти монарха, увеличением территории  государства, формированием огромного чиновничье – бюрократического аппарата потребовалась большая по численности, хорошо организованная постоянная армия. Воины в социальной структуре общества повысили свой правовой статус, выделились из общины и находились на государственном (царском) содержании.

     Отношения  в армии строились на строгой  субординации военных чинов, низовыми  из которых были сотник и  десятник. Именно они являлись непосредственными начальниками для рядового воина. Видимо, сотники и десятники настолько часто злоупотребляли своим должностным положением, что Законы Хаммурапи предписывали применять к ним в подобных случаях высшую меру наказания – смертную казнь. Такая же ответственность была предусмотрена для воина, если он по приказу не выступил «в царский поход», а вместо себя послал наемника. Основную часть армии составляли лучники, помимо которых были тяжеловооруженная пехота и отряды колесниц. Как свидетельствует Вавилонская хроника, помимо царского войска было ещё войско наследника престола. Так, в 19-м году своего правления царь Набопаласар созвал свое войско, и Навуходосонор, его старший сын, наследник престола также созвал свое войско, и они направились в горы страны. Покоряя население в результате военных походов, цари Вавилона в захваченных городах оставляли свои военные гарнизоны, а для управления присоединенной территорией назначали доверенных лиц по своему усмотрению.

        Как  и в других странах Древнего Востока, армия вавилонии использовалась не только для обороны государства и ведения захватнических войн, но и для осуществления полицейских функций. Полиции как особой материальной силы, специально созданной для охраны общественного порядка, не существовало. Полицейские функции осуществлялись в той или иной  мере должностными   лицами   общего   управления  (правителями

 

 

 

-12-

областей, округов, старейшинами общины и другими лицами). В особых случаях – во время восстаний  – использовалась армия, возглавляемая  самим царем.

     Подводя итог, можно отметить, что государственному  строю Древнего Вавилона присущи  как общие черты, свойственные  всем государствам Древнего Востока,  так и некоторые особенности.[5,с.45]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-13-

1.4.Основные черты  права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство.

 

           Первая кодификация законов Древнего Вавилона, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

         Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная  часть подвластной ему территории  была присоединена путем дипломатических  усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу  империи город Вавилон, расположенный  на берегу Ефрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока.

         Законы Хаммурапи были составлены  с учетом распространенных мифологических  представлений о путях достижения  «истинного счастья и доброго  правления» (слова из торжественного  Пролога к Законам Хаммурапи). Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности Хаммурапи  – царя характеризуют его как  талантливого правителя – самодержца, высоко ценившего начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи, умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещению ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Французский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи «гением законодательного искусства».

 -14-

        Законы  Хаммурапи состояли из Пролога,  текста законов и Эпилога. Всего  из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).

      Первые  статьи, помещенные после Пролога,  посвящены наказаниям за клятвопреступления  и наговоры в суде, а также  за незаконный пересмотр судебного  решения (ст. 1-5). Затем следуют  статьи о защите дворцовой,  храмовой и частной собственности  от воровства со следующими  градациями: статьи о краже собственности  (ст. 6-14), о продаже без свидетелей  и заключения соответствующего  договора (ст. 7), о наказании за  содействие беглому рабу (ст. 15-20), о грабеже (ст. 21-23), о воровстве  на пожаре (ст. 25).

        Следующая  группа статей регулирует удельные  имущественные права состоящих  на царской военной службе (ст. 26-37). Далее следуют статьи об  аренде земли и правилах пользования  ирригационными сооружениями). Здесь  же перечисляются условия и  меры по обеспечению возврата  долгов (ст. 38-107), обращения в долговую  кабалу. Определенный интерес представляют  способы возмещения вреда вследствие  небрежного пользования обводными  каналами, а также содержание  запрета на самовольное изъятие  не возвращаемого долга (ст. 33, 113 и др.).

        Особую  группу составляют статьи, требующие  наказания за причинение вреда  общественному миру и согласию  – не противодействие заговорщикам (ст. 108), обман соседей с мнимой  кражей, а также статьи об отработке  долга домашней кабалой у кредитора,  о лжесвидетельстве против соседей,  против жрицы или против жены  свободного человека (ст. 102-103, 114-117, 120-127).

Информация о работе Древний Вавилон