Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:20, контрольная работа
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и первобытным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени. В эту эпоху не существовало государства и права. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
Введение
1.Государство и право Древнего Вавилона ……………………………. 4
1.1.Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии……………………………………………………………..... 4
1.2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов, рабов)……………………………. ……………………………….. 8
1.3.Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия. ……………… .. 11
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство. …………………………………. .. 14
Заключение
Список использованной литературы
Все свободное население Древнего Вавилона делилось на:
- полноправных (авилум);
-неполноправных (мушкенум).
Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные
-8-
зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Другую
часть населения составляли
Различия
между этими группами особенно
ярко проявилось в нормах
Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории, который не имелземельного надела и прав в общине. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели, как правило, участками общинной земли.[3,с.37]
Наряду
с сословным делением
- первое место занимали придворн
- далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум – различного рода военнослужащие;
- в соответствии с
- высокое положение в
обществе занимало чиновничеств
- низшие ступени
Среди свободных, владевших
средствами производства, выделялись
две достаточно четко различавшиеся
в классовом отношении
-9-
самую значительную в общественном производстве по количеству часть древневавилонского общества. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности также присваивался правящей эксплуататорской верхушкой.
Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей – крестьян способствовали широкому развитию уже в Древнем Вавилоне аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники – крестьяне поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.
В рамках хозяйства царского дворца и храма с развитым земледельческим и ремесленным производством, а также торговлей шел бурный процесс накопления богатства в руках государственной знати и имущей верхушки. В Законах Хаммурапи фигурирует купец –тамкар. Еще раньше понятие «тамкар» включало в себя не только купца, но и ростовщика, кредитора. Тамкары, находящиеся на царской службе пользовались широкой свободой финансово – экономической деятельности. Они совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. Вавилон 1-го тыс. до н.э. знает торговые объединения, банковские дома, которые вели крупные банковские операции, скупали и продавали землю, кредитовали освоение новых земель.
Жречество
в Вавилоне не сложилось в
определенное сословие, в административном
совете храма были
-10-
1.3. Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления. Центральные и местные органы управления. Армия.
По своему государственному
строю Древневавилонское царство
было
централизованным
государством. Законодательная, исполнительная
и
судебная власть находилась в руках царя.
Глава государства считался
наместником и служителем бога-защитника.
Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, – Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.
Особенностью
дворцовой системы управления
было то, что лица, управлявшие
царским хозяйством, занимали и
высшие должности в
В вавилонском обществе
до правления Хаммурапи ведущее место
в осу-
ществлении правосудия принадлежало
храмовым и общинным судам. В
качестве судебных органов
выступали советы храмов, общинные собра-
ния или специально выделяемая ими коллегия
общинных судов. В об-
щинах коллегиальные суды
состояли из членов совета старейшин,
руко-
водство ими осуществляли рабианумы.
Усиление
царской власти привело к
случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на
-11-
судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на которых находились храмы.[4,с.44]
Как
материальная сила армия
Отношения
в армии строились на строгой
субординации военных чинов,
Как и в других странах Древнего Востока, армия вавилонии использовалась не только для обороны государства и ведения захватнических войн, но и для осуществления полицейских функций. Полиции как особой материальной силы, специально созданной для охраны общественного порядка, не существовало. Полицейские функции осуществлялись в той или иной мере должностными лицами общего управления (правителями
-12-
областей, округов, старейшинами общины и другими лицами). В особых случаях – во время восстаний – использовалась армия, возглавляемая самим царем.
Подводя итог,
можно отметить, что государственному
строю Древнего Вавилона
-13-
1.4.Основные черты права. Законы Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи. Право собственности на землю (частная, общинная, храмовая, царская). Регулирование имущественных и семейно – брачных отношений. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание по кодексу Хаммурапи. Судебное устройство.
Первая кодификация законов Древнего Вавилона, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Хаммурапи был удачливым
Законы Хаммурапи были
Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности Хаммурапи – царя характеризуют его как талантливого правителя – самодержца, высоко ценившего начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи, умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещению ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Французский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи «гением законодательного искусства».
-14-
Законы
Хаммурапи состояли из Пролога,
Первые
статьи, помещенные после Пролога,
посвящены наказаниям за
Следующая
группа статей регулирует
Особую
группу составляют статьи, требующие
наказания за причинение вреда
общественному миру и согласию
– не противодействие