Думская монархия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:12, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.

Файлы: 1 файл

Думская монархия в России.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Заочный факультет индивидуального обучения

Кафедра истории России

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему:

ДУМСКАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ (1906-1917 гг.)

 

 

 

Нормоконтроль     ______________________

Научный руководитель    Дмитриева Т. В.

Курс, группа     1 курс, МТЗ-141807

Студент      Гусев В.Ю.

Шифр      

Адрес      ______________________

 

 

Екатеринбург

2014


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

государственный дума российский

Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.

Опыт Государственной Думы - опыт надежд и разочарований, взаимного непонимания и неспособности к компромиссу, ожесточенной политической борьбы и кропотливой законодательной работы. Этот опыт во многом актуален и сегодня, поскольку именно данный опыт в настоящее время может способствовать наиболее эффективному развитию деятельности не только представительных органов, но и политической системы в целом.

Объектом исследования является политическая система Российской Империи периода 1906-1917 г.г.

Предметом исследования является законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг.

Цель данного реферата состоит в определении правового аспекта в деятельности Государственной Думы.

Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:

  • Проследить эволюцию избирательного законодательства
  • Проанализировать правовую основу регламентации деятельности Государственной Думы
  • Исследовать соотношение политических сил в Государственной Думе I –IV созывов
  • Выявить зависимость характера принятых законопроектов от партийного соотношения в составе Государственной Думы
  • Рассмотреть основные направления законотворческой деятельности Государственной Думы.

Методы исследования. При проведении исследования в рамках данной работы использовались исторический, правовой, сравнительный методы, а также факторный анализ.

Источниковая база. Данная тема имеет достаточно высокий уровень научной разработанности, что обусловлено важностью исследуемой проблемы, как в историческом аспекте, так и в её современном восприятии и осмыслении.

Исследованием данной проблемы в своих трудах занимались такие научные деятели, как: И. К. Кирьянов («Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты», «Российские парламентарии начала XX века: новые политики в новом политическом пространстве»), Аврех А. Я («Столыпин и Третья Дума», «Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг.»), А. Ф. Смирнов («Государственная Дума Российской Империи 1906-1917») и многие другие отечественные учёные-историки.

Структурно реферат состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе анализируется правовая основа формирования и деятельности Государственной думы.

Во второй рассматривается эволюция состава депутатов Государственной Думы.

В третей исследуются основные направления законотворческой деятельности Государственной Думы.

Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные законы 23 апреля 1906г. – первая Конституция России.

 

 Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., и ставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования.

Отечественное законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя прослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Нормативные правовые акты 1905 - 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России. Разумеется, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современной отечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем не менее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественного регулирования.

Конституция России 1905 - 1906 годов явила собой пожалуемую 
конституцию, которую Николай II самостоятельно, правда, под давлением 
первой революции 1905 года, «пожаловал» населению России. Данная 
конституция, как говорилось ранее, заложила основные принципы 
государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. Свод «Основных государственных законов» был подготовлен и накануне открытия I Государственной Думы утвержден Николаем II.

Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например, в них впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный акт от

других нормативно-правовых актов.

Особая, устроженная форма их принятия впервые возводила их на место, несвойственное ранее никаким законам Империи. До того существовал естественный для самодержавной государственности принцип, что при столкновении законов действует более поздний. Основные Государственные Законы 1906 года, став первой конституцией в истории нашей страны, совместили, опять же впервые, монархический элемент верховной власти с демократическим в лице Государственной Думы и с корпоративным в лице Государственного Совета. Новая система явилась проявлением органического развития российского государственного правопорядка.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 — 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» ( инициатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрасигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императором сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы ( 5 лет).

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и административные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Информация о работе Думская монархия в России