Думская монархия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:12, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.

Файлы: 1 файл

Думская монархия в России.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. "группа центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов. С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству. В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

Во время формирования комиссий не обошлось без инцидента. В состав комиссии по военным и морским делам из оппозиции были выбраны лишь кадеты и прогрессисты. Социал-демократы и трудовики в нее не попали. П.Н. Милюков (кадет) сделал заявление от членов партии, что они отказываются от участия в комиссии, а войдут в нее только с представителями остальной оппозиции.

Самое большое количество постов председателей комиссий досталось партии октябристов, националисты получили три, в том числе комиссию по военным и морским делам, несколько направлений возглавили представители центра, духовенству поручили библиотечную комиссию.

Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный.24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг "державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства", отложив "внутренние споры" и "счеты" с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок.

3 сентября 1915 года, после принятия Думой  выделенных правительством кредитов  на войну, ее распустили на  каникулы. Вновь Государственная  Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным  образом из кадетов, решительно  потребовали отставки военного  министра. Его сняли, заменив А.Ф. Треповым.

Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в "дворцовом перевороте". Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II от власти.

Как уже было написано выше Четвертая Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 года. Пятого декабря, на седьмом заседании Думы, ее секретарь И.И. Дмитрюков сделал сообщение: правительство уже внесло 157 законопроектов, а 207 остались нерассмотренными от прежней Думы. Председатель Совета Министров В.Н. Коковцов обратился к председателю Думы с просьбой рассмотреть все законопроекты, внесенные еще в 3-ю Думу. Именно на этом заседании глава правительства поздравил депутатов с началом ответственных трудов и высоко оценил работу 3-й Думы (за пять лет 2200 законопроектов получила силу закона, из внесенных правительством 2500). Он определил основные, по мнению правительства, направления законотворческой деятельности на будущее, выразил необходимость мирного разрешения балканского кризиса и содействия охранению европейского мира, призвал депутатов утвердить проект бюджета на 1913 год, сбалансированного в небывалой до сих пор сумме 3,2 миллиарда рублей. А в заключение своей речи выразил уверенность в том, что 4-я Государственная Дума приступит к обсуждению предлагаемых ей законопроектов "без партийных предубеждений, в согласном стремлении всех работать на пользу всем нам одинаково дорогого Отечества".

Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 1913-1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др. Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты.3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы, после выделенных правительством кредитов на войну.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии.10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет).16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В разное время были выдвинуты основные законопроекты:

Коренное преобразование местного управления и самоуправления, изменение земской избирательной системы с расширением круга избирателей; распространение земского самоуправления на Прибалтийские и Привислинские губернии, на Западную Сибирь.

Законопроекты по вопросам "народного здравия, общественного призрения, страховому, пожарному и дорожному. по борьбе со стихийными бедствиями. санитарно-врачебный по образцу западноевропейских государств, по оживлению церковных приходов".

Законопроекты по правовым нормам, обеспечивающим осуществление полномочий власти и неприкосновенность отдельных лиц; по упорядочению паспортной системы, упрощающей паспортные оформления и облегчающей сношения с иностранными государствами; по новому уставу о печати, с заменой административных репрессий на судебный порядок расследования правонарушений в области печатного слова и изыскание таких гарантий, которые ограждали бы государственный и общественный порядок, равно как и честь и достоинство отдельных лиц.

В области гражданских прав: разработка гражданского уложения, содержащего постановление об обязательном праве, с распространением его на всю территорию Империи.

В деле народного образования: обеспечение преподавательского состава церковно-приходских школ; пересмотр общего университетского устава и разработка устава средних учебных заведений; открытие политехнических институтов в Самаре и Екатеринбурге, высшего сельскохозяйственного заведения в Западной Сибири.

Законопроекты по поддержке народного труда в конкуренции его на всемирном рынке (при этом сельское хозяйство и быт сельского населения должны служить предметом особой заботы законодательства); по улучшению переселенческого дела и ограничению допуска иностранцев в дальневосточные владения России; по таможенным тарифам, с целью поддержки своей развивающейся промышленности; по всемерному содействию личной инициативе; в области хлебной торговли - по созданию сети элеваторов и зернохранилищ, для сохранения зерна и уменьшения колебаний сезонных закупочных цен на него; законопроекты по кредитам вообще и на сельскохозяйственные улучшения в частности.

Законопроекты по вопросам государственной обороны и организации вооруженных сил.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

События, приведшие к роспуску Думы:

После событий 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились занятия  Государственной думы. Хотя правительственная  декларация не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная  дума занялась обсуждением бюджета. И 16 февраля её снова отправляют  на каникулы.

В день возобновления заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов  Думы был создан Временный  комитет Государственной думы, который  в ночь на 28 февраля 1917 года принял  решение "взять в свои руки  восстановление государственного  и общественного порядка".

В результате 2 (15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"…

6 (19) октября 1917 года Государственная дума  четвертого созыва была распущена  Временным правительством в связи  с назначением выборов в Учредительное  собрание на 12 ноября и началом  избирательной кампании. Его, как  известно, в январе 1918 года разогнали  большевики при деятельном участии  своих партнеров по правительственному  блоку - левых эсеров.

18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены  канцелярии Государственной думы  и Временного комитета.

Так в России закончилась эпоха "буржуазного" парламентаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Функционирование Государственной Думы Российской Империи представляет колоссальный научный интерес, поскольку её деятельность имеет огромное как историческое, так и практическое, политическое значение. Таким образом, по существу данного исследования следует сделать следующие заключения.

Правовой основой для избрания четырёх созывов Государственной Думы являлись избирательные законы, принятые в 1905, 1907 годах. Существование нескольких избирательных законов обусловливается нестабильностью и изменчивостью внутриполитической ситуации, которая во многом породила необходимость создания представительного органа и соответствующего избирательного законодательства. Каждый из избирательных законов имел определённую особенность, что объясняется потребностью в изменчивости избирательного законодательства в соответствии со временем его функционирования. При этом избирательные законы имели значительный ряд схожих положений, определяя общую направленность избирательного процесса в Российской Империи, характерной чертой которого являлась куриальная система выборов.

Информация о работе Думская монархия в России