Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:12, реферат
Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.
Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. "группа центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов. С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству. В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.
Во время формирования комиссий не обошлось без инцидента. В состав комиссии по военным и морским делам из оппозиции были выбраны лишь кадеты и прогрессисты. Социал-демократы и трудовики в нее не попали. П.Н. Милюков (кадет) сделал заявление от членов партии, что они отказываются от участия в комиссии, а войдут в нее только с представителями остальной оппозиции.
Самое большое количество постов председателей комиссий досталось партии октябристов, националисты получили три, в том числе комиссию по военным и морским делам, несколько направлений возглавили представители центра, духовенству поручили библиотечную комиссию.
Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный.24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.
На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг "державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства", отложив "внутренние споры" и "счеты" с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок.
3 сентября
1915 года, после принятия Думой
выделенных правительством
Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в "дворцовом перевороте". Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II от власти.
Как уже было написано выше Четвертая Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 года. Пятого декабря, на седьмом заседании Думы, ее секретарь И.И. Дмитрюков сделал сообщение: правительство уже внесло 157 законопроектов, а 207 остались нерассмотренными от прежней Думы. Председатель Совета Министров В.Н. Коковцов обратился к председателю Думы с просьбой рассмотреть все законопроекты, внесенные еще в 3-ю Думу. Именно на этом заседании глава правительства поздравил депутатов с началом ответственных трудов и высоко оценил работу 3-й Думы (за пять лет 2200 законопроектов получила силу закона, из внесенных правительством 2500). Он определил основные, по мнению правительства, направления законотворческой деятельности на будущее, выразил необходимость мирного разрешения балканского кризиса и содействия охранению европейского мира, призвал депутатов утвердить проект бюджета на 1913 год, сбалансированного в небывалой до сих пор сумме 3,2 миллиарда рублей. А в заключение своей речи выразил уверенность в том, что 4-я Государственная Дума приступит к обсуждению предлагаемых ей законопроектов "без партийных предубеждений, в согласном стремлении всех работать на пользу всем нам одинаково дорогого Отечества".
Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".
В 1913-1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др. Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.
На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты.3-я сессия была созвана для принятия бюджета.
Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.
С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).
Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.
Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.
Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы, после выделенных правительством кредитов на войну.
На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии.10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.
Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет).16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.
В разное время были выдвинуты основные законопроекты:
Коренное преобразование местного управления и самоуправления, изменение земской избирательной системы с расширением круга избирателей; распространение земского самоуправления на Прибалтийские и Привислинские губернии, на Западную Сибирь.
Законопроекты по вопросам "народного здравия, общественного призрения, страховому, пожарному и дорожному. по борьбе со стихийными бедствиями. санитарно-врачебный по образцу западноевропейских государств, по оживлению церковных приходов".
Законопроекты по правовым нормам, обеспечивающим осуществление полномочий власти и неприкосновенность отдельных лиц; по упорядочению паспортной системы, упрощающей паспортные оформления и облегчающей сношения с иностранными государствами; по новому уставу о печати, с заменой административных репрессий на судебный порядок расследования правонарушений в области печатного слова и изыскание таких гарантий, которые ограждали бы государственный и общественный порядок, равно как и честь и достоинство отдельных лиц.
В области гражданских прав: разработка гражданского уложения, содержащего постановление об обязательном праве, с распространением его на всю территорию Империи.
В деле народного образования: обеспечение преподавательского состава церковно-приходских школ; пересмотр общего университетского устава и разработка устава средних учебных заведений; открытие политехнических институтов в Самаре и Екатеринбурге, высшего сельскохозяйственного заведения в Западной Сибири.
Законопроекты по поддержке народного труда в конкуренции его на всемирном рынке (при этом сельское хозяйство и быт сельского населения должны служить предметом особой заботы законодательства); по улучшению переселенческого дела и ограничению допуска иностранцев в дальневосточные владения России; по таможенным тарифам, с целью поддержки своей развивающейся промышленности; по всемерному содействию личной инициативе; в области хлебной торговли - по созданию сети элеваторов и зернохранилищ, для сохранения зерна и уменьшения колебаний сезонных закупочных цен на него; законопроекты по кредитам вообще и на сельскохозяйственные улучшения в частности.
Законопроекты по вопросам государственной обороны и организации вооруженных сил.
В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.
События, приведшие к роспуску Думы:
После событий 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.
Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".
9 февраля
1916 года возобновились занятия
Государственной думы. Хотя правительственная
декларация не отвечала
В день возобновления заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.
Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.
27 февраля
1917 года частным совещанием
В результате 2 (15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.
Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.
После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.
Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.
Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"…
6 (19) октября
1917 года Государственная дума
четвертого созыва была
18 (31) декабря
1917 декретом СНК были упразднены
канцелярии Государственной
Так в России закончилась эпоха "буржуазного" парламентаризма.
Функционирование Государственной Думы Российской Империи представляет колоссальный научный интерес, поскольку её деятельность имеет огромное как историческое, так и практическое, политическое значение. Таким образом, по существу данного исследования следует сделать следующие заключения.
Правовой основой для избрания четырёх созывов Государственной Думы являлись избирательные законы, принятые в 1905, 1907 годах. Существование нескольких избирательных законов обусловливается нестабильностью и изменчивостью внутриполитической ситуации, которая во многом породила необходимость создания представительного органа и соответствующего избирательного законодательства. Каждый из избирательных законов имел определённую особенность, что объясняется потребностью в изменчивости избирательного законодательства в соответствии со временем его функционирования. При этом избирательные законы имели значительный ряд схожих положений, определяя общую направленность избирательного процесса в Российской Империи, характерной чертой которого являлась куриальная система выборов.