Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:12, реферат
Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.
Ядром правовой основы регламентации деятельности являлся указ "Учреждение Государственной Думы" 20 февраля 1906 года. Следует заключить, что функционирование Государственной думы, её полномочия жёстко регламентировалась, что обусловило затруднения в её фактической деятельности. Предусмотренная политическая система, являлась сложной системой трехзвенной власти - царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. При неутверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным. Данное обстоятельство определенно осложняло думский законотворческий процесс, в тоже время, предоставляя возможность предложить для дальнейшего рассмотрения, требующих, по мнению Думы, внимания законопроектов.
Относительно эволюции состава Государственной Думы, следует заключить, что первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления.
Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.
Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты, что способствовало принятию ряда важных законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями, которые не позволили всецело сосредоточиться на законотворческом процессе.
Однако Государственная Дума имела значительный опыт законотворческой деятельности. Вопреки достаточно сложной внутриполитической ситуации, которая явилась причиной роспуска первых двух созывов, Государственная Дума в своей последующей работе значительно влияла на принятие законопроектов и характер их содержания. Представляется возможным заключить, что третий созыв Государственной думы являлся показательным с точки зрения процесса законотворчества, поскольку именно третий созыв просуществовал весь положенный срок и принял ряд важнейших законопроектов.
Затруднительные отношения с властью, внутренние и внешние потрясения прервали деятельность Государственной Думы, явившуюся, однако, колоссальным опытом в истории Российского парламентаризма.
1) Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная
дума // Советская историческая
2) Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред. ) и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
3) Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
4) Заседания Думы. 1906 - 1917. Стенографические отчеты
5)"Государственная дума в России". Сб. документов и материалов. М., 1957.
6) А.Я. Аврех. Столыпин и Третья дума. М., 1968.
7) Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.