Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:12, реферат
Актуальность темы. Государственная Дума 1906 - 1917 гг. являлась первым в истории российским парламентом, чья сравнительно непродолжительная деятельность внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а так же оказала существенное влияние не ход российской истории.
Закон 3 июня 1907 г. предполагал избрание губернскими собраниями по одному депутату от съездов уполномоченных от волостей и станиц, от землевладельческой курии, в 25 городах из выборщиков от первого и второго разрядов городских избирателей, в шести губерниях от рабочей курии. И только после этого губернское собрание доизбирало положенное ему число депутатов независимо от их "куриального происхождения". Явное преобладание на этих собраниях выборщиков от землевладельческой курии существенно уменьшало шансы на победу оппозиционных кандидатов от крестьян, горожан и рабочих.
Избирательный закон 3 июня 1907 г. был абсолютно логичен в рамках новой политической системы. Недолговечность избирательного законодательства в том виде, в котором оно было выработано к концу 1905 г., была предопределена, прежде всего, тем, что оно не вписывалось ни в какую систему. Нелепость ситуации заключалась в том, что нормы, регулировавшие процесс выборов, оказались разработанными ранее, чем появилась законодательная характеристика того представительного учреждения, куда предполагалось проводить выборы.
Таким образом, данные избирательные законы стали правовой основой для избрания четырёх созывов Государственной Думы. Существование нескольких избирательных законов обусловливается нестабильностью и изменчивостью внутриполитической ситуации, которая во многом породила необходимость создания представительного органа и соответствующего избирательного законодательства. Каждый из избирательных законов имел определённую особенность, что объясняется потребностью в изменчивости избирательного законодательства в соответствии со временем его функционирования. При этом избирательные законы имели значительный ряд схожих положений, определяя общую направленность избирательного процесса в Российской Империи. Обладая определённой спецификой, соответствующей времени и предпосылкам принятия данных законов, каждый из них определенно повлиял на распределение мест в парламенте, что представляется важным в дальнейшем рассмотреть в рамках данной работы, поскольку это является одним из значительных факторов, повлиявших на характер законотворческой деятельности Государственной Думы.
Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.
Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7 депутатов и польская - 11 депутатов. Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к "национальным окраинам", а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.
Дума провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Среди принятых законопроектов законы о частной собственности крестьян на землю (1910), о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни, о введении местного самоуправления в западных губерниях и другие. В целом же из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. В 1909 правительство вопреки основным государственным законам изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 Дума и Госсовет были распущены на 3 дня).
Третья Дума в течение всего периода своей деятельности переживала постоянные кризисы, в частности конфликты возникали по вопросам реформирования армии, аграрной реформе, по вопросу об отношении к "национальным окраинам", а также из-за личных амбиций парламентских лидеров.
16 ноября
1907 года с декларацией
Проведение земельной реформы началось в 1906 г.9 ноября 1906 г. царь издал указ, который разрешал крестьянам выход из общины с наделом земли.14 июня 1910 г. был издан закон, по которому выход обязательным из общины стал обязательным.
Основные направления аграрной столыпинской реформы:
1) разрушение общины;
2) создание Крестьянского банка;
3) переселение крестьян в Сибирь и Казахстан.
Разрушение общины.9 ноября 1906 г. Николай II издал указ " О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" (имелись в виду статьи "Положений" 19 февраля 1961 г.). Указ устанавливал право выхода из общины крестьян в любое время и получения земельного владения в личную (частную) собственность. Разрозненные земельные полосы по просьбе хозяина могли быть соединены в одно место. В таком случае получался отруб, а если к отрубу присоединялась жилые и хозяйственные постройки, он превращался в хутор. При этом требовалось согласие 2/3 участников схода. Если в течение 30 дней сход не мог принять решения, то выделение земли крестьянину производилось без согласия схода. Проведение земельной реформы на местах возлагалось на земское начальство. В это время в России насчитывалось 12, 8 млн. крестьянских дворов. Указ 9 ноября 1906 г. был отвергнут II Государственной думой. С некоторыми дополнениями и изменениями он был одобрен III Государственной думой и после подписания его царём 14 июня 1910 г. обрёл силу закона.
За 1907 - 1914 гг. из общины вышло примерно 2,5 млн. крестьянских дворов или 1/4 часть. В 1915 г. выход из общины прекратился. Проведение реформы принесло неожиданные результаты. Оказалось, что первыми из общины устремились бедняки. Богатые крестьяне выходить из общины не спешили. Русская община оказалась более жизнестойкой, чем полагало правительство.
Деятельность Крестьянского банка - следующее направление аграрной реформы. Крестьянский банк был создан в 1882 г. для облегчения проведения земельной реформы. Он скупал казённые земли, удельные и помещичьи земли, а затем перепродавал их крестьянам. Крестьянский банк покупал землю в среднем по 54 руб. за десятину, а продавал по 150 руб.
Переселенческая политика. В результате разрушения общины должна была появиться деревенская беднота. Её проблемы П.А. Столыпин намеревался решить с помощью переселения в Сибирь и Казахстан. Переселение должно было, с одной стороны, снять социальную напряжённость в малоземельных центральных районах страны, с другой стороны, способствовать освоению малонаселённых пространств в государстве.
Было создано специальное Переселенческое управление, которое занималось проблемами переселения. Для переселенцев были установлены многочисленные льготы: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь.
За 10 лет в Сибирь переселилось около 3 млн. чел. За это время посевные площади в Сибири увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на внутренний и внешний рынок зерно, сливочное масло. Но не все переселенцы смогли прижиться на новом месте.
14 июня 1910
года Государственная дума
Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", свело на нет перспективы деятельности 2-го большинства.
Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной думой, либо была блокирована Государственным советом (в т. ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др.
В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полу-миллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.).
В 1909 году правые в Государственном совете предприняли кампанию против принятого Государственной думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II.
В январе 1910 года произошло объединение фракций умеренно-правых и националистов в партию и думскую фракцию "русских националистов".
В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.
В 1910-1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т. ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения" (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства - финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.
В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.
В начале 1911 года обострился конфликт Государственного совета и Государственной думы с правительством: в марте 1911 года Государственный совет демонстративно отклонил принятый Государственной думой законопроект о западном земстве. П.А. Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Государственный совет и Государственную думу, в течение которых законопроект был проведён в порядке 87-й статьи Основных законов. В знак протеста против действий правительства председатель Государственной думы А.И. Гучков подал в отставку.
Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший ликвидации помещичьего землевладения.
Законом, принятым Государственной думой в апреле 1912 года, из состава Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи.
Начиная со 2-й сессии, активизировалась деятельность социал-демократической фракции. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Н.Г. Полетаевым.
Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.
Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период.
В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.
Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7. Председателем думы был избран октябрист М.В. Родзянко.