Евреи в 20 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе
Законодательство во время правления Александра III………………….9
Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16
2.2.Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века……………………....19
Глава3.Дело Бейлиса
3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26
3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………...……35

Файлы: 1 файл

евреи.docx

— 84.33 Кб (Скачать файл)

 

                                                     Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе

    1. Законодательство во время правления Александра III………………….9
    2. Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11

Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв

2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16

2.2.Причины  «еврейских  погромов» в начале ХХ века……………………....19

Глава3.Дело Бейлиса

3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26

3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………………33Список использованных источников и литературы……………………...……35    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.

Проблемы правового положения  евреев в России приобретают все  большую значимость в современных  условиях. В наше сложное время, когда  в массах русского еврейства началось пробуждение национального сознания и в связи с этим — возрождение  интереса к национальной истории, особенно возрастает потребность в соответствующей  литературе на русском языке, в заполнении образовавшихся пробелов в исторической памяти.

Самодержавная политика российского  правительства в отношении жителей  иудейского вероисповедания была неоднозначной  и сложной в разные периоды  ее истории. С одной стороны, она  была направлена на обособление евреев, как отличающихся от прочего населения  по своему мировоззрению и характеру  своей экономической деятельности, а с другой стороны - на слияние  их с прочим населением. Эти тенденции  непосредственно зависели от отношения  правящего императора и его окружения  к еврейскому вопросу. Данная работа посвящена истории российского  законодательства в еврейском вопросе  в конце XIX - начале XX вв. Этот период интересен тем, что насыщен событиями, которые негативно отразились на еврейском населении Российской империи, «вылившись» в ограничительные законы антисемитского характера.

В процессе исследования были привлечены разнообразные опубликованные источники.

А. И. Солженицын«Двести лет вместе»1, в своём исследовании Солженицын начинает с изложения истории еврейской общины России. Он обвиняет правительство в отсутствии ударного, окончательного решения еврейского вопроса. Раскрывает особенности " еврейских погромов", которые на самом деле были устроены столкновениями на национальной почве общин Российской империи.

Статья А. Б. Миндлина«Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу»2 в журнале Вопросы истории, описывает правовой и социальный статус российских евреев, определялся дискриминационным российским законодательством, в основе которого лежала пресловутая черта еврейской оседлости. Причины религиозного, экономического характера, а затем политическая нетерпимость были поводом для правовых ограничений евреев. Либеральные законы сменялись репрессивными мерами по отношению к евреям, и наоборот. И это зависело от позиции правящего императора и его окружения по еврейскому вопросу.

Работа Н. С. Лескова «Евреи в России»3.Эта работа одного из крупнейших русских классиков практически неизвестна современному читателю. Она была написана по заказу царского правительства для особой комиссии, созданной после волны погромов 1881-1882 гг..Автор рассматривает являются ли погромы ответом общества на гибель царя Александра II.

Ф.И.Кандель «Книга времен и событий. История российских евреев»4. Это рассказ об истории евреев Российской империи — с 1772 по 1882 год. От первого раздела Польши, когда десятки тысяч евреев стали российскими подданными, и до погромов 1881-82 годов, которые обозначили веху на их историческом пути.

Литература о еврейском населении в Российской империи весьма обширна.

В. В. Шульгин «Что нам в них не нравится»5. Рассказывает об одной из составляющих проблем — вынужденным  переселениям еврейского населения  России в годы Первой мировой войны.

Йонатан Френкель «Пророчество и политика»6раскрыл преимущественно историю российского еврейского социализма в позднеимперский период, Френкель выстраивает континуум, на одном полюсе которого доминирует национальное, а на другом — социалистическое. Перед нами история определенной идеологии, но взятая не в абстрактно-философском смысле, а выраженная через судьбы людей, преломленная в их мировоззрении и потому зачастую противоречивая и неоднозначная. «Пророчество и политика» вполне оправдывает свое название. Преобладает, разумеется, тема политики, представленная революционным движением, деятельностью партий, эмиграцией и различными попытками русского еврейства ответить на вопрос, каково его место в русской революции. Но пророчество, воплощенное на тот исторический момент в сионизме, порой выступает доказательством приоритета идеи над жизненными обстоятельствами и победы личности над объективными законами истории.

А.И.  Каппелер « Россия – многонациональная империя»7. Автор рассказывает о росте антиеврейских настроений в России, которые приходятся именно на последнюю четверть ХIХ века, когда еврейство стало все больше проявлять свое революционное влияние. А в связи с убийством революционерами Александра II в 1881 году разразились и погромы.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с начала 80-х годов XIX в. до начала XX в. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что с начала 1880-х гг. прослеживаются тенденции усиления антисемитизма в правительственных кругах, что привело впоследствии к еще большим ограничениям, закрепленным законодательно. Выбор верхней границы связан с рубежными событиями февраля 1917 г., которые привели к отмене всех законодательных актов, ущемляющих права еврейского населения.

Объектом исследования является правительственная политика в еврейском вопросе в конце XIX- начале XX вв.

Предметом исследования в данной работе стало еврейское население, проживающее на территории России, в исследуемый период, и его взаимодействие с коренным населением.

Цель работы - исследовать законотворчество российского правительства в отношении еврейского населения и реакцию на действия власти русской общественности конца XIX - начала XX вв.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-Рассмотреть происхождение еврейского вопроса на территории Российской империи, проследить процесс развития законодательства о евреях в царствование Александра III и Николая II;

-Выявить причины и следствия антисемитизма и уточнить ряд оценок по национальному вопросу, отношению к погромным и террористическим методам борьбы с евреями;

- Проанализировать  и  охарактеризовать  основания  и особенности дела Бейлиса;

Методологическая база. В  данной работе были применены основные общеисторические методы: Историко-генетический метод позволил показать причинно-следственные связи событий, давшего возможность выявить культурную обусловленность рассматриваемых форм взаимодействия еврейского общества и государства;

- сравнительно - исторического  метода, позволившего выявить особенности еврейско-государственных отношений в России в конце XIX- начале ХХ века, в отличие от предшествующего периода;

   Научная значимость исследования заключается в следующем, на наш взгляд, в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного феномена культурной, общественной и политической жизни, каким являются взаимоотношения еврейского населения и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периодических изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этой темы, что представляет несомненную важность.

    Практическая  значимость работы состоит в  возможности использовать материалы  исследования студентами на семинарских  занятиях, научных конференциях, а  также в процессе преподавания  истории в средней и высшей  школе.

   Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Еврейское законодательство  в российском обществе

 

    1. Законодательство во время правления Александра III

 

   Еврейский вопрос относился к числу наиболее острых среди широкого круга вопросов, связанных с национальной политикой имперской России. Отношения царствующих особ к евреям еще до периода разделов Польского государства было неоднозначным: оно периодически менялось то в лучшую, то в худшую сторону. Немногочисленных евреев часто изгоняли из страны, не желая иметь «от врагов христовых интересной прибыли». В основе такой недоброжелательности были не экономические, а религиозные причины, суть которых состояла в защите и охране православия от присутствия нехристиан-иудеев8. Еврейский вопрос стал ощутимей в политике Российского государства со второй половины XVIII в., когда в состав Российской империи после трех разделов Польши вошли польско-белорусские и польско-украинские земли с еврейским населением, общая численность которого составляла не менее 600 тысяч человек.

В царствование Александра III (1881-1894) радикально изменилась административная политика в еврейском вопросе. Наступила  полоса притеснений еврейского народа и крайнего антисемитизма9. Еврейские погромы на юге России, начавшиеся в начале 80-х гг. XIX в. после убийства Александра II, явились причиной массовой эмиграции евреев из черты оседлости через западную границу империи, открытую для евреев, в Аргентину, Великобританию.

3 мая 1882 г. было издано  Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «Временные правила» о евреях, в основу которого легло стремление правительства ослабить эксплуатацию коренного сельского населения евреями. Согласно правилам, евреям вновь было запрещено селиться вне городов и местечек, приобретать и арендовать там имущество, торговать в воскресенье и праздничные дни. Ограничения были также распространены на те категории евреев, которые имели право постоянного жительства по всей империи; исключение составляли лица, имевшие высшее образование10.

В 1887 г. началось ограничение  приема евреев в высшие и средние  учебные заведения с установлением  процентной нормы (в черте оседлости - 10%, вне ее - 5%, в столицах - 3% от общего числа поступивших христиан), а  в 1889 г. - в адвокатуру. В 1890-х гг. последовали  ограничения, запрещающие участие  евреев в некоторых акционерных  обществах (1890), в нефтяном промысле. Ограничения касались и участия евреев в общественной жизни. По Городовому положению от 11 июня 1892 г. евреи не допускались к участию в городских избирательных собраниях. Они были устранены от выбора гласных, членов управы, городского головы, и сами были лишены права быть избираемыми на указанные общественные должности11. Дарованные ранее права евреям в избирательной кампании по Городовому положению 1870 г. были отменены.

В царствование Александра III (1881-94) были изданы распоряжения: о  запрещении евреям вновь селиться в  сёлах и деревнях (“Временные правила” 3 мая 1882 г.), о допущении еврейских  детей в гимназии и университеты в самом ограниченном количестве (1887), о выселении евреев-ремесленников  и мелких купцов из Москвы (1891), о  недопущении евреев в состав гласных  городских дум по выборам (1892) и  т. п. Ухудшение экономического положения  евреев вызвало среди них усиленную  эмиграцию из России. Главная масса  переселенцев направлялась в Америку, меньшая – в Палестину. В Северную Америку переселилось около миллиона евреев, устроившихся в Соединённых  Штатах и Канаде. В Южной Америке  образовались еврейские земледельческие  колонии (в Аргентине), поддерживаемые на средства известного миллионера-филантропа барона Гирша. В Палестине возникли еврейские землевладельческие колонии (в Иудее и Галилее), благодаря щедрым пожертвованиям парижского миллионера барона Эдмонда Ротшильда и поддержке еврейского «Палестинского общества» в Одессе.

 

    1. Политика Николая II по отношению к евреям

 

Продолжая политику своего предшественника, Николай II (1894-1917) направил ее в русло борьбы с любыми проявлениями революционных настроений в империи, носителями которых являлись, в том  числе, представители еврейского населения.

  Годы правления Николая  II вошли в историю как годы крайнего антисемитизма. Значимость еврейского вопроса для российской власти в это время подтверждает то, что в означенный период  (1881-1904 гг.) было создано пять правительственных структур, призванных решить «еврейский вопрос»12. В ходе революции 1905 г. появилась новая структура - Государственная Дума. III и VI Думы неоднократно обсуждали эту тему и «антисемитизм стал излюбленным лозунгом для всех демагогов». Самым значительным событием, связанным с обсуждением еврейской темы в Думе, можно считать законопроект об отмене «черты оседлости», внесенный депутатом-евреем Л. Ниссловичем в III Думу. Еврейская тема занимала значительное место в общественно-политических  дискуссиях, что нашло отражение в программных документах политических партий, оформившихся в начале XX в13.

На рубеже XIX - XX вв. большая  часть еврейского населения была сосредоточена в городах, из сельской местности евреев выселяли. Власти поняли, что их политика, вызывая крайнюю скученность еврейского населения в городах оседлости, создает «класс озлобленного… еврейского пролетариата», включавшегося в революционное движение. В связи со сложившейся нестабильной политической ситуацией в стране, российское правительство пошло на изменение некоторых законов в отношении российских евреев.

Информация о работе Евреи в 20 веке