Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе
Законодательство во время правления Александра III………………….9
Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16
2.2.Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века……………………....19
Глава3.Дело Бейлиса
3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26
3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………...……35
В 1903 г. Департамент полиции МВД разослал губернаторам, градоначальникам и обер-полицейским депешу. В ней сообщалось о том, что существующие относительно евреев законоположения устарели; они не соответствовали настоящим условиям жизни.
Однако речь шла не о
кардинальных преобразованиях
Министерство внутренних дел установило выдачу нижним чинам из евреев, принимавшим участие в войне с Японией, особых удостоверений о праве их повсеместного жительства в Империи15.
17 октября 1905 г. Николай подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Издание Манифеста способствовало оживлению общественно-политической жизни и появлению политических партий. В 1905 г. была учреждена самая влиятельная монархическая партия – «Союз русского народа» (СРН). Национализм и антисемитизм составляли основу ее программы, что особенно отразилось в пятом разделе под названием «Еврейский вопрос»16. В 1905-1906 гг. представители этой партии способствовали организации беспорядков, которые переросли в еврейские погромы по всей империи.
В 1906 г. П.А. Столыпин, понимая
сложность ситуации в стране, предложил
Совету министров начать подготовку
к отмене еврейских ограничений.
Комитет министров отмечал, что
с государственной точки зрения
правильным было бы полное уравнение
евреев в правах с остальным населением
империи. Император передал
Согласно циркуляру министра внутренних дел П.А. Столыпина от 22 мая 1907г. губернаторам внутренних губерний было предложено «приостановить, впредь до пересмотра в законодательном порядке, общего вопроса о праве жительства евреев, выселение всех тех из числа поселившихся до 1 августа 1906 года в местностях, где им жительство воспрещено, кои:
1) или поселились в названных местах на законном основании, но затем утратили это право;
2) или имеют семью и «домообзаводство». Непременным условием применения меры «оставить» еврея на жительство в местности, ему запрещенной, являлось решение административной власти: не вреден ли он для общественного порядка и не вызывает ли неудовольствия среди населения, среди которого он проживает.
По отношению к евреям
был применен ряд значительных ограничений,
касающихся их профессий в
В 1913-1914 гг., под предлогом противодействия скупке земель акционерными обществами с еврейским капиталом, были разработаны правила, ограничивающие приобретение земли любыми акционерными предприятиями, евреям же было запрещено становиться управляющими недвижимым имуществом и директорами-распорядителями таких предприятий. Только бурный протест российских промышленников вынудил царя объявить 16 июля 1914 г. о временном прекращении действия этих правил. Но фактически они применялись и в дальнейшем18.
В стране процветал антисемитизм,
нагнеталась вражда против евреев.
Еврейский вопрос еще более обострился
в связи с начавшимся позорным
делом в суде г. Киева против М.
Бейлиса, обвиненного в ритуальном
убийстве. В годы Первой мировой
войны наблюдалось массовое изгнание
евреев из прифронтовой полосы, в вину
им ставили предательство и
Первая мировая война внесла свои коррективы в законодательство о евреях.15 августа 1915 г. министр внутренних дел разослал по губерниям циркуляр, по которому «ввиду чрезвычайных обстоятельств военного времени» евреи получили право поселяться вне черты оседлости. В связи с военными событиями была практически отменена черта оседлости20. Это была вынужденная мера российского правительства. Закрытыми оставались Петроград, Москва, казачьи области войска Донского, Кубанского и Терского, Туркестан, Кавказский край. Годы правления Николая II вошли в историю как годы крайнего антисемитизма. Значимость еврейского вопроса для российской власти в это время подтверждает то, что в означенный период (1881-1904 гг.) было создано пять правительственных структур, призванных решить «еврейский вопрос». В ходе революции 1905 г. появилась новая структура - Государственная Дума. III и VI Думы неоднократно обсуждали эту тему и «антисемитизм стал излюбленным лозунгом для всех демагогов». Самым значительным событием, связанным с обсуждением еврейской темы в Думе, можно считать законопроект об отмене «черты оседлости», внесенный депутатом-евреем Л. Ниссловичем в III Думу. Еврейская тема занимала значительное место в общественно-политических дискуссиях, что нашло отражение в программных документах политических партий, оформившихся в начале XX в21.
20 марта 1917 г. в «Постановлении Временного Правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений», был приведен полный список ограничительных законов, подлежащих отмене. В списке значилось 140 законов, извлеченных из разных частей 12-томного Свода законов Российской империи. На основе анализа российского законодательства, всесторонне регулирующего права евреев империи, удалось выяснить, что евреи занимали особое место в системе российского правового пространства. Политика правительства по отношению к российским евреям включала четыре основных, противоречащих друг другу, элемента: ассимиляция, изоляция, ограничение прав и, в некоторой степени, равноправие22. Таким образом, евреи России получили «полную гражданскую эмансипацию лишь в марте 1917 г., когда Временное правительство своим постановлением отменило все национальные и вероисповедные ограничения». В целом после февраля и октября 1917 г. были отменены более 100 законоположений антиеврейского толка23.
Итак, самодержавная политика
по еврейскому вопросу была неоднозначной
и противоречивой. С момента установления
черты оседлости до рубежа 70-х - 80-х
гг. XIX в. она была в основном направлена
на ассимиляцию евреев с предоставлением
им незначительных прав. С 1881 г. политика
в еврейском вопросе
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев
Одной из самых
трагичных страниц в истории
еврейского вопроса на рубеже
веков, конечно же, являются, так
называемые, еврейские погромы. Они
стали одной из основных форм
проявления антисемитизма,
распространённого в тогдашнем российском обществе.
Погромы 1881–82 гг. разразились на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 г.)24. Неравноправие еврейского населения, застарелый антисемитизм и недовольство православного городского населения экономической конкуренцией со стороны евреев способствовали в этой ситуации широкому распространению слухов о том, что царь был убит евреями и что в связи с этим власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы. Пассивность местной администрации, войск и полиции во время погромов убеждала население в правдивости этих слухов. Во многих деревнях Черниговской губернии крестьяне были уверены, что сам царь приказал громить евреев, и потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что они не будут отвечать перед высшей властью за исполнение этой «повинности», причем такое удостоверение было им выдано. В некоторых деревнях священники с трудом убедили крестьян, что «приказа бить жидов не было»25. Есть многочисленные доказательства того, что организаторами большинства погромов были приехавшие из других городов шайки деклассированных элементов (так называемая босоногая команда) под руководством неизвестных лиц, у которых были списки всех помещений, принадлежавших евреям (например, в Елисаветграде погромщиков возглавлял статский советник, прямо заявивший полицмейстеру, что погром должен затронуть лишь евреев). Власти действовали в тесном контакте с приехавшими, еврейскую самооборону разоружали, погром прекращали, как правило, только на третий день. Созданная в 1883 г. Верховная комиссия по пересмотру законов о евреях отмечала, что в тех районах страны, где местные власти решительно выступили против погромов, их не было, например, в Северо-Западном крае, где генерал-губернатором был Э. Тотлебен26.
Немалую роль в разжигании юдофобских настроений сыграли статьи на страницах русской печати — в правом «Новом времени» А. Суворина, в славянофильской «Руси» И. Аксакова, а также в ряде газет и журналов левого направления. Погромы приветствовали и революционные организации «Народная воля» и «Черный передел», которые утверждали, что погромы носят справедливый характер, так как направлены против эксплуататоров трудящегося населения. Подпольная газета «Народная воля» (1881, № 6) в статье, посвященной погромам, писала: «Мы обязаны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно протестующих, и сознательно направлять эти силы». В подпольной типографии была напечатана тиражом в две тысячи экземпляров прокламация («К украинскому народу...») исполнительного комитета «Народной воли», в которой одобрялись погромы и звучал призыв к их продолжению, а Александр III именовался «жидовским царем»27. Хотя некоторые народовольцы были против этой прокламации (например, В. Фигнер уничтожила все присланные ей экземпляры), листовка широко распространялась, способствуя разжиганию погромных настроений. Представители властей весной и летом 1881 г. утверждали, что погромы — дело рук анархистов (об этом заявил и Александр III на встрече с еврейской депутацией). Но вскоре в высших правительственных кругах стали доказывать, что причина погромов — некоторые виды экономической деятельности евреев, которые «имеют вредное влияние на быт коренного населения». Появился тезис о «еврейской эксплуатации» как о главной причине погромов. Основным его сторонником был граф Н. Игнатьев, министр внутренних дел с мая 1881 г. по май 1882 г. Для прекращения «еврейской эксплуатации» были изданы «Временные правила» (май 1882 г.), запрещавшие евреям селиться в сельской местности и вводившие для них другие ограничения28.
В результате погромов 1881–82 гг. началась эмиграция евреев из России. За короткий срок страну покинуло несколько десятков тысяч человек. Многие представители еврейской интеллигенции, в том числе такие известные писатели и публицисты, как Л. Пинскер, М. Лилиенблюм, П. Смоленскин, Л. Леванда, выступавшие ранее за ассимиляцию или отстаивавшие идею культурной автономии евреев в диаспоре, коренным образом пересмотрели свои позиции и стали убежденными сторонниками национального возрождения еврейского народа на его исторической родине — в Эрец-Исраэль. Во многих городах России, Польши, Румынии и других стран возникли кружки Ховевей Цион , члены которых провозгласили своей конечной целью переселение в Эрец-Исраэль. Некоторые из них осуществили это намерение на практике, положив тем самым начало первой в новое время массовой алие.
Граф Д. Толстой, назначенный
в мае 1882 г. министром внутренних
дел, был решительным противником
погромов и в правительственном
циркуляре от 9 июня 1882 г. заявил, что
вся ответственность за прекращение
антиеврейских беспорядков
В 1890-х гг. погромы возобновились. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 г. произошел погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1897 г. в местечке Шпола Киевской губернии (18–19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16–17 апреля) местное население разгромило магазины и квартиры, принадлежавшие евреям30. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, но губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно.
2.2. Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века
Евреи принимают активное участие в политической и особенно в культурной жизни России. Если их будет становиться еще больше среди журналистов, писателей, художников, артистов, это помешает сохранению и проявлению истинно русских основ. Чтобы предохранить Россию от такого развития событий, нужен, по выражению Петра Струве, не антисемитизм, а асемитизм31. Евреи должны быть равноправными гражданами России, но «чересчур много евреев – это как чересчур много соли». Нужно удерживать евреев от чрезмерно активного участия в культурной и общественной жизни России.
19–21 апреля 1899 г., во время
православной Пасхи, произошел
трехдневный погром в Николаеве