Евреи в 20 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе
Законодательство во время правления Александра III………………….9
Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16
2.2.Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века……………………....19
Глава3.Дело Бейлиса
3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26
3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………...……35

Файлы: 1 файл

евреи.docx

— 84.33 Кб (Скачать файл)

После Кишиневского погрома  в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа – 1 сентября 1903 г. В августе–сентябре 1904 г. в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии погром учиняли новобранцы, призванные на русско-японскую войну. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Иом-Киппур и зверски избила молящихся (около 20 евреев погибли)34

  Только в октябре  1905г. в Российской империи произошло  более 690 погромов в 660 городах,  местечках, деревнях и сёлах.  Во время октябрьских погромов 1905 г. было убито более 3 тысяч  человек и около 10 тысяч ранено.

Погромы в октябре 1905 г. происходили  практически на всей территории

Российской империи, где  только жило еврейское население. Многие еврейские семьи во время этих погромов потеряли всё своё имущество  и оказались без всяких средств к существованию.

Октябрьские погромы 1905 г. - первые массовые политические погромы  в

истории российского еврейства. Они произошли в момент наивысшего подъёма первой революции в России - во время всеобщей политической стачки и сразу же после провозглашения царского Манифеста 17 октября 1905 г.

Ещё в дореволюционной  историографии сложились два  основных толкования причин погромов 1905г. официальная версия противопоставляла стихийную волну «народного патриотизма» антиправительственным и

антиреволюционным выступлениям революционеров, среди которых было

немало евреев35. Эту же точку зрения отстаивали правые политические

организации и деятели. Представители  оппозиции главной виновницей

погромов считали власть, провоцировавшую антисемитские  акции или

попустительствовавшую им.

Погромам нередко предшествовали «патриотические» манифестации правых, организованные в противовес демонстрациям демократических и

революционных сил.

В проекте официального сообщения  Департамента полиции о погроме 18

апреля в Метрополе  говорилось, что подготовка молодёжных еврейских

кружков самообороны к  столкновению с христианами у  последних «возбуждала понятные опасения» и порождала слухи о предстоящем нападении на русских.

Сигналом же к погрому  послужила драка на ярмарке. Во время  погрома «с

крыш еврейских домов  стреляли в русских»36.

В донесениях информаторов, поступавших в полицию, когда  речь шла о

еврейских погромах осени 1905 г. постоянно подчёркивалась связь  еврейских

организаций самообороны  с РСДРП и партией эсеров, что  якобы провоцировало патриотически-настроенных граждан на антисемитские акции.

Например, в сообщении  в Департамент полиции о погроме  в городе Речице

Минской губернии 23 октября 1905г. говорилось, что слухи о принадлежности евреев к РСДРП усилили погром, продолжавшийся пять дней. В толпе громил при избиении кричали:

«- Это вам за долой самодержавие!» - подчёркивалось в донесении. Противопоставление революционеров-евреев, врагов самодержавия, православным его защитникам - характерная черта - ведомственных документов об антисемитских выступлениях. Их причины власти усматривали именно в противоположных политических ориентациях народов. Инициаторами столкновения при этом представлялись, как правило, евреи37.

Погромы проходили во многих городах: Минске, Симферополе, Ростове-на-Дону, Москве, Кишиневе и др. С апреля до конца 1905г. погромы, как правило, начинались в связи с проведением политических акций (демонстраций, освобождения арестованных), а также в ходе столкновений на религиозной или бытовой почве в местах скопления местных жителей и приезжих (на рынках, у храмов и т.п.). Характерными чертами еврейских погромов осени 1905г. являются разнородный национальный состав участников, большое их число, охват всей зоны компактного проживания евреев, прежде всего в черте оседлости, совпадение по времени, ярко выраженный (по крайней мере, если судить по официальным источникам) политический характер мотивации действий погромщиков, активная роль органов власти в течение всего конфликта или на определённой его стадии. Длительное явное или негласное поощрение антисемитизма властными структурами привело к тому, что этнический фактор для погромщиков становился основным признаком участников революционного движения: еврей - значит революционер (и, наоборот, революционер - значит еврей)38.

Подобная трактовка преподносилась полицейским чиновникам как соответствующая  действительности и, очевидно, вполне устраивала власть. Уже современники возлагали ответственность за организацию  погромов и покровительство их участникам на центральную власть, прежде всего  на Департамент полиции во главе  с Д.Ф.Треповым.

Социал-демократ Покровский, выступая на заседании Думы, заявил о том, что погромы осени 1905г. были инспирированы Министерством внутренних дел и явились местью властей  за проявленную ими в Манифесте 17 октября 1905г. слабость39.

В 1906г. погромы практически  прекратились. Наиболее крупным и  получившим широкий общественный резонанс стал Белостокский (июнь 1906г.)40. Правые считали его главной причиной озлобление масс против революционеров и анархистов. Подавление революционного движения жёсткими мерами, предпринятое П.А.Столыпиным, совпадало с упадком погромного движения. Данные о конфликтах с евреями и погромах в 1907г. немногочисленны.

Однако антисемитизм имел глубокие корни, и его появления  мы наблюдаем в самых разных формах: обвинение евреев в анонимных  угрозах представителям власти (Курск, октябрь 1912г.), распространение слухов о подготовке погромов (Киев, октябрь 1913г.); прокламации в связи с  делом Бейлиса (Воронеж, сентябрь 1913г.)41.

С началом первой мировой  войны антисемитизм приобрёл новое  выражение: евреи, проживавшие в  черте оседлости, оказались в  сфере военных действий и были обвинены в шпионаже в пользу противника. Созданные повсеместно комитеты помощи беженцам-евреям (аналогичные  органы создавали и представители  других народов западных губерний) сообщали о подобных фактах через  печать и в Департамент полиции.

Слухи о массовых изменах  и шпионаже сопровождались обвинениями  в спекуляции, в искусственном  создании дефицита, что в условиях дороговизны, экономического кризиса  и других сопутствующих войне  тягот провоцировало недовольство и озлобление масс в совершенно определённом направлении. Летом и осенью 1915г. погромы произошли в Херсонской и Минской губерниях, затем на территории Галиции42. Августовские погромы на Херсонщине, в частности, инициировали и осуществляли призванные в ополчение крестьяне, громившие лавки, магазины и дома евреев. При этом офицеры и полиция, как правило, пытались остановить бесчинства. Погромы в Минской губернии в сентябре происходили в ходе передвижения воинских частей. Солдаты и казаки во время отступления и по прибытии в освобождаемые населённые пункты, устраивали погромы, опираясь на доносы местных крестьян, также участвовавших в грабежах43. Погромы и избиения еврейского населения происходили в конце 1915 - начале 1916гг. и в восточных регионах - например, в Сыр-Дарьинской области, в Красноярске.

  Таким образом, В  период русской революции 1905—1907 годов в России вновь прошла  массовая волна погромов, крупнейшими  из которых были погромы в  Одессе и Ростове-на-Дону. Во время октябрьских погромов 1905 г. было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В

Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове — свыше 150, десятки погибли в других городах44

Наиболее массовые погромы  в российской истории происходили  во время Гражданской войны в  России. Погромы в этот период совершались  украинскими националистами, формированиями «зелёных», белогвардейцами и частями  Красной армии. По разным данным за этот период произошло от 887 до более 1500 погромов. От 50 до 200 тысяч евреев погибли. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Дело Бейлиса

3.1. Жертва убийства

   В 1911году произошло событие, которое резко усилило эмиграцию евреев из России в целом и иммиграцию их в Палестину в частности. Приказчик одного из киевских заводов Бейлис был обвинён в убийстве двенадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского - с целью ритуального употребления христианской крови.

Согласно версии обвинения, Ющинский пал жертвой давно задуманного  жертвоприношения, приуроченного к  закладке синагоги на кирпичном заводе (согласно данным следствия, за 5 дней до убийства на заводе было заложено здание, которое по документам проходило  как столовая, но фактически строилось  под синагогу, для получения разрешения на строительство которой была необходима длительная бюрократическая процедура)45. Для жертвоприношения Ющинского из-за границы специально приехали цадики. Ющинский был давно намечен в качестве жертвы, за ним была установлена слежка. Сначала предполагалось, что его похитит знакомый Бейлиса, Файвел Шнеерсон, якобы происходящий из знаменитого рода любавичских цадиков, он будто бы по первоначальному плану должен был заманить Андрея на завод, пообещав ему показать отца (которого Андрей мечтал найти). Однако так как Андрей сам пришёл на завод с детьми, то его и похитил Бейлис, унеся в печь, где и было совершено  жертвоприношение.Впрочем, относительно места жертвоприношения у обвинения впоследствии возникла новая версия — во время следствия на заводе сгорела конюшня вместе с расположенной рядом с ней конторой, и в результате местом преступления стали называть контору у конюшни, а её пожар — попыткой скрыть следы46. Примечательно, что конюшня сгорела за два дня до назначенного следствием её осмотра при невыясненных обстоятельствах. Затем тело мальчика было вынесено через дырку в заборе и скрыто в пещере. В качестве сообщников Бейлиса в материалах дела предполагались приезжавшие из-за границы цадики Этингер и Ландау. Все нестыковки, противоречащие показания и т. д. объяснялись обвинением как проявления всеобъемлющего еврейского заговора, в результате которого удалось якобы запугать и подкупить всех свидетелей и даже следователей Красовского и Мищука. Специальные проявления этого заговора обвинение видело в действиях Марголина и Бразуль-Брушковского, разбору которых была посвящена значительная часть обвинительного заключения.

   На суде выяснилась  лживость свидетельств, на которых  основывалось обвинение. 
    Дуня Наконечная и на допросе, и на очной ставке опровергла показания Люды Чеберяк, с возмущением вскричав на её рассказ: «Кто же нас прогнал? Ты вспомни, а потом будешь врать!», после чего Люда расплакалась, пояснив: «я боюсь!».  Сама Люда с искренним ужасом заявила: сыщики грозили ей, что, если она не будет показывать, как нужно, её постигнет судьба Жени, но при этом, вопреки стараниям обвинения, упорно показывала не на Выгранова и не на Красовского, а на Полищука, выступившего непосредственно перед ней с обширными показаниями в защиту ритуальной версии47. Выяснилось также, что зимой 1911 года дети никак не могли ходить к Бейлису за молоком, так как Бейлис к тому времени давно продал корову и сам покупал молоко у некоей Быковой. Кроме того, допросы многочисленных рабочих завода выяснили, что 12 марта на заводе была работа, возчики вывозили кирпичи, то есть незаметно совершить преступление было трудно, а сам Бейлис в это время был в конторе, где он работал безвылазно48. Василия Чеберяка защита поймала на том, что его рассказ (якобы со слов Жени), как Бейлис и два раввина схватили и потащили Андрюшу к печке, противоречит его первоначальным показаниям следователю, кончавшимся словами: «куда Андрюша побежал, я не знаю и об этом Женю не спрашивал». Свидетельница Чеховская показала, что в её присутствии в комнате свидетелей Вера Чеберяк подучивала мальчика Назара Заруцкого показать, будто Бейлис на его глазах схватил Андрюшу, но тот отказался, это же заявил и сам мальчик, подтвердив на очной ставке с Чеберяк (несмотря на явное давление обвинения и самой Чеберяк). Таинственные «цадики» Этингер и Ландау, оказавшиеся родственниками заводовладельца Зайцева, приехали на процесс и дали показания, оконфузив обвинение: Ландау оказался проживающим в Париже автором модных опереток, а Этингер — крупным австрийским коммерсантом и землевладельцем, доктором химии и к тому же лютеранином49
Шнеерсон также выступил на суде в качестве свидетеля и оказался участником русско-японской войны, мелким торговцем сеном, очень далёким родственником, если вообще не случайным однофамильцем любавичских ребе и человеком, религиозно совершенно индифферентным (он уверял даже, что никогда не слыхал ни о хасидах, ни о любавичских Шнеерсонах). 
Шаховские, как указывалось, дали путаные показания, из которых следовало, однако, что их подучивали показать на Бейлиса Полищук и Выгранов и что Шаховский был избит, причём он не отрицал, что людьми Чеберяк. Шаховский подтверждал разговор с Женей и рассказ о том, как детей прогнал человек с чёрной бородой, но теперь отрицал, что Женя говорил о Бейлисе; Ульяна Шаховская вообще отказывалась от того, что говорила на следствии. Козаченко на суд не явился, были зачитаны его письменные показания, которые, однако, не подтвердил их сокамерник Кучерявый, и прямо опровергали письменные же показания Пухальского, писавшего письмо Бейлиса.

Информация о работе Евреи в 20 веке