Евреи в 20 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе
Законодательство во время правления Александра III………………….9
Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16
2.2.Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века……………………....19
Глава3.Дело Бейлиса
3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26
3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………...……35

Файлы: 1 файл

евреи.docx

— 84.33 Кб (Скачать файл)

   Следствие об убийстве  вело киевское сыскное отделение  и почти два года оно кидалось, но ложными версиями50. В итоге прокуратура решилась формально обвинить и судить Бейлиса, при весьма сомнительных уликах. Нашелся человек, который публично заявил, что убийство Андрея Ющинского было совершено с ритуальной целью что убийца—еврей. Этим человеком стал Иван Алексеевич Сикорский, известный русский психиатр, автор многих книг, профессор Киевского университета51.

   Потом эксперт  многократно подтверждал свое мнение, стало быть, его взгляды были продуманными, лишены импульсивности, не зависели от настроения, болезней и общественного мнения. Вся беда и заключается в том, что Сикорский искренне верил в правоту своих суждений. Перешагнув частную судьбу Бейлиса, процесс вырастал в обвинение против еврейства. С этого момента вся обстановка вокруг следствия, а затем суда стала приобретать международный накал.

 

3.2. Судебное разбирательство

 

Не только в России, но и за рубежом поднялась буря протеста против заключения, высказанного профессором  Сикорским. Большинство психиатров резко протестовали против использования  врачебных заключений в недостойных  целях. На Лондонском международном  съезде в 1913 году единодушно было осуждено заключение Сикорского.

  Однако решение предстояло  вынести присяжным. 

Следует отметить, что в  литературе, главным образом антисемитского характера, фигурирует версия, будто  голоса присяжных разделились поровну. Утверждение впервые появилось  сразу же после процесса в петербургской  газете «Новое время» со ссылкой на слова присяжного, якобы по секрету признавшегося матери Ющинского. Существует рассказ, что при первоначальном обсуждении вердикта за обвинительный приговор высказалось семь человек; но когда приступили к окончательной подаче голосов, один из присяжных, крестьянин, встал, перекрестился на икону и сказал: «нет, не хочу брать греха на душу — не виновен!» Однако, как указывают противники версии разделения голосов, голосование присяжных вообще не могло стать известным, так как составляло тайну совещательной комнаты, которую охранял закон.

Присяжные: 
Список присяжных заседателей, оправдавших Бейлиса:

Митрофан Кондратьевич Кутовой — крестьянин села Хотово;

Савва Феодосьевич Мостицкий — киевский извозчик;

Георгий Алексеевич Оглоблин — чиновник;

Константин Степанович Синьковский — служащий почты;

Порфирий Лаврентьевич Клименко — крестьянин, работник Демиевского винного склада в Киеве;

Митрофан Иванович Тертычный — житель села Борщаговки;

Пётр Григорьевич Калитенко — служащий киевского вокзала;

Фауст Яковлевич Савенко — крестьянин из села Кожуховки;

Архип Григорьевич Олейник — крестьянин из Гостомеля;

Иоасаф Антонович Соколовский — крестьянин;

Иван Григорьевич Перепелица — домовладелец на Вознесенском спуске, контролёр киевского трамвая;

Макарий Давыдович Мельников — губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты, старшина присяжных52.

   Ещё до вынесения  приговора, комментируя состав  присяжных по данному делу  и возможный результат суда, Короленко  написал: «Правда, испытание, которому  оно подвергнуто на глазах  у всего мира, тяжёлое, и если  присяжные выйдут из него с  честью, это будет значить, что  нет уже на Руси таких условий,  при которых можно вырвать  у народной совести ритуальное обвинение»53.

По выражению Солженицына «серому крестьянскому составу, «свиткам и косоворотка», лишь с малым добавлением двух-трёх чиновников, да двух мещан». Но именно эти присяжные присудили: что обвинения против Бейлиса не обоснованы, не доказаны. И Бейлис был освобождён54.

   Дело Бейлиса длилось два с половиной года. Позднее Временное правительство установит, что расходы на подкуп экспертов согласовывались лично с Николаем II. После освобождения из царской тюрьмы Бейлис подвергался нападкам черносотенной прессы и антисемитов-обывателей. Из-за этого он вынужден был эмигрировать в Палестину, а затем в США. Там и скончался недалеко от Нью-Йорка.

Весь этот неуклюжий громоздкий процесс стал, как метко его  называли, судебной Цусимой России. Кто-то в европейской прессе так  и оценил, что русское правительство  начало битву с еврейским народом, но проиграна не судьба евреев, а  судьба самого русского государства. Едва закончилось дело Бейлиса, как в  Одессе вышла тоненькая брошюрка «После суда Бейлиса». Вот выдержки из неё: «Дело Бейлиса чудесным образом  объединило людей всего света, людей  различных положений и состояний, ученых, священников, купцов, рабочих... Когда прокурор Виппер говорил в  киевском суде о еврейском засилье, когда он говорил, что даже лично  над собой чувствует еврейскую  власть — то внутренне он, конечно, и сам смеялся над своими словами. По словам господ Випперов, этих «немцев  с русской душой», евреи могут  все, евреи все сильны, евреи всемогущи. Но если б это было так, если евреи  действительно так сильны, то почему же они так страдают, почему лишены самых элементарных человеческих прав, почему за ними в том же самом  Киеве охотятся точно на зверей, устраивают настоящее звериные облавы? Почему?»55.

   Первый документальный  фильм по материалам частного  расследования И. Красовского  и С. Бразуль-Брушковского снял  оператор В. Добржанский для  киевского кинотеатра «Экспресс»  Ю. Шанцера. Фильм показывался  в августе 1912 года на закрытых  просмотрах и за границей. Ещё  один документальный фильм сняла фирма братьев Пате. Но он вышел в 1913 году и был запрещён в России56
   Одновременно с документальными фильмами прямо во время процесса режиссёром Иосифом Сойфером были начаты съёмки художественного фильма «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса». Фильм был продан за границу и шёл в разных странах Западной Европы и США. 
После революции в 1917 году Николай Брешко-Брешковский снял ещё один художественный фильм «Вера Чеберяк». 
В 1993 году режиссёр Григорий Илугдин снял документальный фильм «Долгая ночь Менахема Бейлиса». 
В 2003 году режиссёр Александр Муратов снял документальный фильм «Арнольд Марголин — выдающийся украинец и еврей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ситуации постоянных правовых ограничений и притеснений евреи  России видели перед собой несколько  путей:

- сохранение себя в  отчуждении (по мнению А. Солженицына  этот путь

становился все более  непопулярным);

- ассимиляция;

- борьба за культурно-национальную  автономию;

- эмиграция;

- уход в сионизм;

- уход в революцию.

Скорее всего, именно последний  вариант волновал власти более всего. С.Ю. Витте говорил, что ни одна национальность не дала России столько революционеров, сколько еврейская. Плеве заявлял, обращаясь к еврейской общественности: «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные против евреев меры». Поэтому можно сделать вывод о том, что если первоначально ограничения и преследования еврейского населения могли еще объясняться религиозными причинами и национальной нетерпимостью, то с конца XIX века к побудительным мотивам антисемитской политики прибавился еще один -политический, так как в русское освободительное движение все энергичнее вливалась еврейская революционная молодежь. Еврейский вопрос стал орудием борьбы самодержавия с либеральной и радикально-демократической оппозицией.

Длительное насаждение антисемитизма, подкрепляемое нежеланием власти устранить  национальное неравноправие, не могло  не отразиться на настроениях определенной части населения, особенно в период революционного кризиса. Глубокая неудовлетворенность  социально-экономическим положением, противоречия политического и социального  развития общества, маргинализация отдельных  его групп, стереотипы восприятия еврейского населения вкупе с его законодательной  дискриминацией - все это были факторы, порождавшие антисемитские выступления, в которых активную роль играли представители самых разных слоев и групп населения. Безусловно, подстегивали выброс национального напряжения именно в форме антиеврейских выступлений действия правых черносотенных организаций.

Многократно обещанного пересмотра еврейского вопроса в законодательном  порядке так и не произошло. Во многом этому способствовала непримиримая позиция императора. Во многом это  действительно было проявлением  вопроса об «общем бесправии и  отсутствии гражданских свобод». Не были вовремя услышаны предложения  и предостережения думских депутатов, которые можно отразить одной  фразой из выступления кадета Маклакова: «Государство имеет свои обязанности  перед подданными, оно не имеет права быть антисемитом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованных источников  и литературы

I.Источники

  1. 1.  Аманжолова Д. И. Межэтнические конфликты в Российской империи (1905- 1916) //«История». - 1999 - №32.- С.25-26.

1. 2. Витте С.Ю. Воспоминания. М.: Мосты культуры, 1989.- 244 с.

1.3. Гордон А. И.  Российские евреи в годы Первой Мировой войны// «История»-2000-№18.- С.14-16.

1.4.  Галай С.М. Еврейские погромы и роспуск I Государственной думы в 1906 году // Вопросы истории. - 2004. - № 9.-С.23-25.

    1. Дмитриев В. В. Русские и евреи //Патриот- 1998. - №6.- С.4-6.
    2. Кандель Ф. Книга времен и событий. История российских евреев. Том 1. - М.: Мосты культуры, 2002. - 400с. Том 2. - М.: Мосты культуры, 2002. - 472 с.

1.7.  Лесков Н.С. Евреи в России. - М.: Путь, 1994. - 80 с.

1.8.  Милюков П. Н. Воспоминания. М.: Мосты культуры, 1990.- 177 с.

1.9. Миндлин А.Б. Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. - 2004. - № 4.- С.18-20.

1.10. Миндлин А.Б. Правительственные комитеты, комиссии и совещания по еврейскому вопросу в России в XIX - начале XX вв. // Вопросы истории. - 2000. - № 8.- С.11- 13.

1.11.  Солженицын А.И.  Двести лет вместе. М.: Знание, 2001.- 102 с.

1.12. Урусов К. Д. Записки губернатора. М.: Луч, 1995. – 381с.

II. Литература

2.1.    Аронин Г.  С. Россия накануне революции. М.: Знание, 1996.- 238 с.

    1. Буянов М.И. Дело Бейлиса. М.: Луч, 1993.- 136 с.
    2. Бердников И.С. Краткий курс  иудейского права. М.: РАГС, 2000.-241с.
    3. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.-   176 с.
    4. Голостенов М.Е. Политические деятели и еврейское население. М.: Новая Книга, 1993.- 251с.
    5. Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. М.: Просвещение, 1993. – 237 с.
    6. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и иудеев (Историко-библиографический аспект). — М.: Манускрипт, 1998. — 92 с.
    7. Ильичева Н.А. Императорская власть и евреи // Русский дом. - 2008. - № 7. –С. 32-33.
    8. Кон Н. Н.  Благославление на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов». М.: Прогресс, 1990.- 233 с.
    9. Корнилов А. А. Курс истории России ХIХ века. М.: Мысль, 1993.- 146 с.
    10. Каппелер А. И. Россия – многонациональная империя. М.: Новая книга, 1998.- 202 с.
    11. Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. - М.: Знание, 1991.-63 с.
    12. Миронов Б.Н. Социальная история России. М.: Мысль, 2001.- 198 с.
    13. Поляков Л. Н.  История антисемитизма, эпоха знаний. М.: Мосты культуры , 1998.- 269 с.
    14. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России - кто они. М.: Мысль , 1996. -152с.

2.16.Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- 263 с.

2.17. Рейснер М.А. Государство и верующая личность.  СПб.: Институт наследия, 1999.- 145 с.

    1. Чиркова Л.К. «Правда о религии в России».- М.: Сибирская Благозвоница, 2007.- 279 с.
    2. Френкель Йонатан. Пророчество и политика. - М.: Мосты культуры, 2008. - 248 с.

 

 

1Солженицын А.И.  Двести лет вместе. М.: Знание, 2001.- 102 с.

2Миндлин А.Б. Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. - 2004. - № 4.- С.18-20.

3Лесков Н.С. Евреи в России. - М.: Путь, 1994. - 80 с.

4Кандель Ф. Книга времен и событий. История российских евреев. Том 1. - М.: Мосты культуры, 2002. - 400с. Том 2. - М.: Мосты культуры, 2002. - 472 с.

5Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- 263 с.

6 Френкель Йонатан. Пророчество и политика. - М.: Мосты культуры, 2008. - 248 с.

7Каппелер А. И. Россия – многонациональная империя. М.: Новая книга, 1998.- 202 с.

8Аманжолова Д. И. Межэтнические конфликты в Российской империи (1905- 1916) //«История». - 1999 - №32.- С.25.

9 Френкель Йонатан. Пророчество и политика. - М.: Мосты культуры, 2008. –С.67.

10Чиркова Л.К. «Правда о религии в России».- М.: Сибирская Благозвоница, 2007.- С.45.

11Рейснер М.А. Государство и верующая личность.  СПб.: Институт наследия, 1999.- С.78.

12Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- С.33.

13Рывкина Р. Евреи в постсоветской России - кто они. М.: Мысль , 1996. – С.67.

14Поляков Л. Н.  История антисемитизма, эпоха знаний. М.: Мосты культуры , 1998.- С.56.

15 Там же.- С.59.

16 Миронов Б.Н. Социальная история России. М.: Мысль, 2001.- С.19.

17 Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. - М.: Знание, 1991.- С.44.

18Аронин Г. С. Россия накануне революции. М.: Знание, 1996.- С.48.

19Буянов М.И. Дело Бейлиса. М.: Луч, 1993.- С.32.

20Каппелер А. И. Россия – многонациональная империя. М.: Новая книга, 1998.- С. 49.

21 Бердников И.С. Краткий курс  иудейского права. М.: РАГС, 2000.- С.51.

22Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.- С.65.

23 Голостенов М.Е. Политические деятели и еврейское население. М.: Новая Книга, 1993.- С.49.

24Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. М.: Просвещение, 1993. – С.75.

25 Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и иудеев (Историко-библиографический аспект). — М.: Манускрипт, 1998. —С.28.

26 Ильичева Н.А. Императорская власть и евреи // Русский дом. - 2008. - № 7. –С. 32.

27Кон Н. Н.  Благославление на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов». М.: Прогресс, 1990.- С.63.

Информация о работе Евреи в 20 веке