Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми в правовом, политическом и социальных аспектах. Реформирование российского общества затрагивает важнейшие его сферы — экономическую, социальную, политическую, правовую — поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического исторического опыта России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Еврейское законодательство в российском обществе
Законодательство во время правления Александра III………………….9
Политика Николая II по отношению к еврейскому населению…..........11
Глава 2. Антисемитизм и общественно-политическая система России XIX –начала XX вв
2.1. Формы проявления антисемитизма против евреев……………………….16
2.2.Причины «еврейских погромов» в начале ХХ века……………………....19
Глава3.Дело Бейлиса
3.1. Жертва убийства…………………………………………………………..26
3.2. Судебное разбирательство………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………...……35
Следствие об убийстве
вело киевское сыскное
Потом эксперт многократно подтверждал свое мнение, стало быть, его взгляды были продуманными, лишены импульсивности, не зависели от настроения, болезней и общественного мнения. Вся беда и заключается в том, что Сикорский искренне верил в правоту своих суждений. Перешагнув частную судьбу Бейлиса, процесс вырастал в обвинение против еврейства. С этого момента вся обстановка вокруг следствия, а затем суда стала приобретать международный накал.
3.2. Судебное разбирательство
Не только в России, но и за рубежом поднялась буря протеста против заключения, высказанного профессором Сикорским. Большинство психиатров резко протестовали против использования врачебных заключений в недостойных целях. На Лондонском международном съезде в 1913 году единодушно было осуждено заключение Сикорского.
Однако решение предстояло вынести присяжным.
Следует отметить, что в литературе, главным образом антисемитского характера, фигурирует версия, будто голоса присяжных разделились поровну. Утверждение впервые появилось сразу же после процесса в петербургской газете «Новое время» со ссылкой на слова присяжного, якобы по секрету признавшегося матери Ющинского. Существует рассказ, что при первоначальном обсуждении вердикта за обвинительный приговор высказалось семь человек; но когда приступили к окончательной подаче голосов, один из присяжных, крестьянин, встал, перекрестился на икону и сказал: «нет, не хочу брать греха на душу — не виновен!» Однако, как указывают противники версии разделения голосов, голосование присяжных вообще не могло стать известным, так как составляло тайну совещательной комнаты, которую охранял закон.
Присяжные:
Список присяжных заседателей, оправдавших
Бейлиса:
Митрофан Кондратьевич Кутовой — крестьянин села Хотово;
Савва Феодосьевич Мостицкий — киевский извозчик;
Георгий Алексеевич Оглоблин — чиновник;
Константин Степанович Синьковский — служащий почты;
Порфирий Лаврентьевич Клименко — крестьянин, работник Демиевского винного склада в Киеве;
Митрофан Иванович Тертычный — житель села Борщаговки;
Пётр Григорьевич Калитенко — служащий киевского вокзала;
Фауст Яковлевич Савенко — крестьянин из села Кожуховки;
Архип Григорьевич Олейник — крестьянин из Гостомеля;
Иоасаф Антонович Соколовский — крестьянин;
Иван Григорьевич Перепелица — домовладелец на Вознесенском спуске, контролёр киевского трамвая;
Макарий Давыдович Мельников — губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты, старшина присяжных52.
Ещё до вынесения
приговора, комментируя состав
присяжных по данному делу
и возможный результат суда, Короленко
написал: «Правда, испытание,
По выражению Солженицына «серому крестьянскому составу, «свиткам и косоворотка», лишь с малым добавлением двух-трёх чиновников, да двух мещан». Но именно эти присяжные присудили: что обвинения против Бейлиса не обоснованы, не доказаны. И Бейлис был освобождён54.
Дело Бейлиса длилось два с половиной года. Позднее Временное правительство установит, что расходы на подкуп экспертов согласовывались лично с Николаем II. После освобождения из царской тюрьмы Бейлис подвергался нападкам черносотенной прессы и антисемитов-обывателей. Из-за этого он вынужден был эмигрировать в Палестину, а затем в США. Там и скончался недалеко от Нью-Йорка.
Весь этот неуклюжий громоздкий
процесс стал, как метко его
называли, судебной Цусимой России.
Кто-то в европейской прессе так
и оценил, что русское правительство
начало битву с еврейским народом,
но проиграна не судьба евреев, а
судьба самого русского государства. Едва
закончилось дело Бейлиса, как в
Одессе вышла тоненькая брошюрка
«После суда Бейлиса». Вот выдержки
из неё: «Дело Бейлиса чудесным образом
объединило людей всего света, людей
различных положений и
Первый документальный
фильм по материалам частного
расследования И. Красовского
и С. Бразуль-Брушковского
Одновременно с документальными
фильмами прямо во время процесса режиссёром
Иосифом Сойфером были начаты съёмки художественного
фильма «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса».
Фильм был продан за границу и шёл в разных
странах Западной Европы и США.
После революции в 1917 году Николай Брешко-Брешковский
снял ещё один художественный фильм «Вера
Чеберяк».
В 1993 году режиссёр Григорий Илугдин снял
документальный фильм «Долгая ночь Менахема
Бейлиса».
В 2003 году режиссёр Александр Муратов
снял документальный фильм «Арнольд Марголин
— выдающийся украинец и еврей».
Заключение
В ситуации постоянных правовых
ограничений и притеснений
- сохранение себя в отчуждении (по мнению А. Солженицына этот путь
становился все более непопулярным);
- ассимиляция;
- борьба за культурно-
- эмиграция;
- уход в сионизм;
- уход в революцию.
Скорее всего, именно последний вариант волновал власти более всего. С.Ю. Витте говорил, что ни одна национальность не дала России столько революционеров, сколько еврейская. Плеве заявлял, обращаясь к еврейской общественности: «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные против евреев меры». Поэтому можно сделать вывод о том, что если первоначально ограничения и преследования еврейского населения могли еще объясняться религиозными причинами и национальной нетерпимостью, то с конца XIX века к побудительным мотивам антисемитской политики прибавился еще один -политический, так как в русское освободительное движение все энергичнее вливалась еврейская революционная молодежь. Еврейский вопрос стал орудием борьбы самодержавия с либеральной и радикально-демократической оппозицией.
Длительное насаждение антисемитизма,
подкрепляемое нежеланием власти устранить
национальное неравноправие, не могло
не отразиться на настроениях определенной
части населения, особенно в период
революционного кризиса. Глубокая неудовлетворенность
социально-экономическим
Многократно обещанного пересмотра
еврейского вопроса в законодательном
порядке так и не произошло. Во
многом этому способствовала непримиримая
позиция императора. Во многом это
действительно было проявлением
вопроса об «общем бесправии и
отсутствии гражданских свобод». Не
были вовремя услышаны предложения
и предостережения думских
Список использованных
I.Источники
1. 2. Витте С.Ю. Воспоминания. М.: Мосты культуры, 1989.- 244 с.
1.3. Гордон А. И. Российские евреи в годы Первой Мировой войны// «История»-2000-№18.- С.14-16.
1.4. Галай С.М. Еврейские погромы и роспуск I Государственной думы в 1906 году // Вопросы истории. - 2004. - № 9.-С.23-25.
1.7. Лесков Н.С. Евреи в России. - М.: Путь, 1994. - 80 с.
1.8. Милюков П. Н. Воспоминания. М.: Мосты культуры, 1990.- 177 с.
1.9. Миндлин А.Б. Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. - 2004. - № 4.- С.18-20.
1.10. Миндлин А.Б. Правительственные комитеты, комиссии и совещания по еврейскому вопросу в России в XIX - начале XX вв. // Вопросы истории. - 2000. - № 8.- С.11- 13.
1.11. Солженицын А.И. Двести лет вместе. М.: Знание, 2001.- 102 с.
1.12. Урусов К. Д. Записки губернатора. М.: Луч, 1995. – 381с.
II. Литература
2.1. Аронин Г. С. Россия накануне революции. М.: Знание, 1996.- 238 с.
2.16.Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- 263 с.
2.17. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб.: Институт наследия, 1999.- 145 с.
1Солженицын А.И. Двести лет вместе. М.: Знание, 2001.- 102 с.
2Миндлин А.Б. Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. - 2004. - № 4.- С.18-20.
3Лесков Н.С. Евреи в России. - М.: Путь, 1994. - 80 с.
4Кандель Ф. Книга времен и событий. История российских евреев. Том 1. - М.: Мосты культуры, 2002. - 400с. Том 2. - М.: Мосты культуры, 2002. - 472 с.
5Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- 263 с.
6 Френкель Йонатан. Пророчество и политика. - М.: Мосты культуры, 2008. - 248 с.
7Каппелер А. И. Россия – многонациональная империя. М.: Новая книга, 1998.- 202 с.
8Аманжолова Д. И. Межэтнические конфликты в Российской империи (1905- 1916) //«История». - 1999 - №32.- С.25.
9 Френкель Йонатан. Пророчество и политика. - М.: Мосты культуры, 2008. –С.67.
10Чиркова Л.К. «Правда о религии в России».- М.: Сибирская Благозвоница, 2007.- С.45.
11Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб.: Институт наследия, 1999.- С.78.
12Шульгин В.В.Что нам в них не нравится. М.: Благо, 1993.- С.33.
13Рывкина Р. Евреи в постсоветской России - кто они. М.: Мысль , 1996. – С.67.
14Поляков Л. Н. История антисемитизма, эпоха знаний. М.: Мосты культуры , 1998.- С.56.
15 Там же.- С.59.
16 Миронов Б.Н. Социальная история России. М.: Мысль, 2001.- С.19.
17 Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. - М.: Знание, 1991.- С.44.
18Аронин Г. С. Россия накануне революции. М.: Знание, 1996.- С.48.
19Буянов М.И. Дело Бейлиса. М.: Луч, 1993.- С.32.
20Каппелер А. И. Россия – многонациональная империя. М.: Новая книга, 1998.- С. 49.
21 Бердников И.С. Краткий курс иудейского права. М.: РАГС, 2000.- С.51.
22Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.- С.65.
23 Голостенов М.Е. Политические деятели и еврейское население. М.: Новая Книга, 1993.- С.49.
24Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. М.: Просвещение, 1993. – С.75.
25 Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и иудеев (Историко-библиографический аспект). — М.: Манускрипт, 1998. —С.28.
26 Ильичева Н.А. Императорская власть и евреи // Русский дом. - 2008. - № 7. –С. 32.
27Кон Н. Н. Благославление на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов». М.: Прогресс, 1990.- С.63.