Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является определение характеристик и процессов формирования демократических институтов на постсоветском пространстве на примере государственного управления в демократической республике Украина.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
Изучить исторически сложившиеся факты развития демократии в посткоммунистических странах;
Проанализировать становление демократических институтов в сфере государственного управления на примере Украины;
Исследовать государственное управление в Украине через институты демократии, формировавшиеся в 1991 – 2012 гг.;
Выявить, есть ли перспектива развития демократии в сфере государственного управления в Украине в будущем.
Начало процесса демократического перехода — тот исторический момент, когда участники (акторы) политического процесса осознают, что старый режим больше не может служить основой их действий. Именно таким моментом является момент развала Советского Союза и выход Украинской республики из состава СССР. Начиная с 90ых годов XX века, в этой стране идет процесс формирования демократических институтов и так называемая демократизация, что имеет огромное влияние на характер государственного управления в этой стране.
В нашей курсовой работе под демократизацией подразумевается становление многопартийной системы (политического плюрализма), обеспечение реальной состязательности политических партий на свободных и честных выборах и создание равных возможностей для представителей различных политических сил для представления своих взглядов в СМИ в ходе предвыборной кампании, формирование правового государства, предполагающего соблюдение и защиту основных прав и свобод граждан».
В ходе нашей курсовой мы выясним, удовлетворяет ли Украина вышеуказанным пунктам, и рассмотрим развитие демократического государственного управления в Украине в 1991 – 2012 гг.
В современной политической литературе существует много работ, посвященных изучению демократии в целом, процессу демократизации и формирования демократических институтов на постсоветском пространстве. Можно заявить, что тема курсовой работы актуальна, о чем свидетельствует наличие огромного количества работ на данную тематику.
Например, в статье Гуттенберга Б.1 и Поппера К.2 дано масштабное описание демократического политического режима, дается его развернутая типология, история, приведены примеры различных типов демократии. А также дается характеристика демократизации, демократического транзита и характеристики демократических институтов и их формирования.
В статьях, упоминаемых в данной курсовой, во всех сферах жизнедеятельности страны расписан этот политический режим.
Например, из работ Арона Р.3, Глинчиковой А.Г.4, Даля Р.56, Лейпхарта А.78, Линца Х., Степана А.9 , Лэйна Я.-Э.10, Маккиндера Х.Дж.11, Мадатова А.С.12, Острогорского М.Я.13, Парето В.14, Салмина А. М.15, Сартори Дж.16, Шапиро И.17, Шумпетера Й.А.18, Шпаковой Р.П.19 можно почерпнуть информацию о том, что из себя представляет демократический политический режим в современных реалиях, и какое значение он имеет в историческом контексте.
В свою очередь, следующие авторы в своих трудах работали над проблемами демократических транзитов, в том числе в государствах, вышедших из состава Советского Союза. Среди них Даймонд Л.20 Клямкин И.М.21, Митева Л.Д.22, Шмиттер Ф. 23, Яхимович З.П.24.
Так же немаловажную роль в работе над данной курсовой сыграли труды Гарань А.25, Крючкова Г.К.26, Кувалдина В.Б.27, Лапкина В.В.28 Мациевского Ю.29, Мироненко В.И.30, Павлова В.31, Пантина И.К.32, Полохало В.33, Фисун А.34, которые в своих работах уделили большое внимание персонально Украине и украинской демократии.
Объектом данной курсовой работы являются демократические институты Украины постсоветского периода, а предметом – изучение их процессов в сфере государственного управления.
Целью данной работы является определение характеристик и процессов формирования демократических институтов на постсоветском пространстве на примере государственного управления в демократической республике Украина.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
Источниковая база представлена нормативно-правовыми актами Украины такими как конституция Украины35 и законом "Про всеукраїнський референдум"36. Они нужны для того, чтобы сформировать представление о легальном функционировании демократии в части работы институтов, формирующих демократическое государственное управление.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Демократия имеет множество проявлений, и так же многогранные идеологические основы и организационные формы, которые может приобретать борьба за нее – от религиозных теорий и национально-освободительных движений к прагматическим требованиям реформирования экономики. За последние полвека мощнейшими явлениями мирового продвижения к демократическим превращениям стали распад колониальной системы и впоследствии распад СССР и евроазиатского коммунистического блока37.
Демократия в странах
В Советском Союзе все началось с демократизации, а именно с введения в 1989 г. относительно свободных выборов и создания институтов парламентской демократии. Это развитие было обусловлено более глубокой, чем в других странах, «укорененностью коммунистического тоталитаризма в Советском Союзе и прежде всего — в советской экономике»40. Два основных ее элемента — военно-промышленный комплекс и колхозно-совхозная система, неразрывно связанные с ними своими интересами армия и партийно-государственный аппарат делали эту экономику принципиально не реформируемой даже в том масштабе, какой имел место при коммунистических режимах в таких странах, как, скажем, Венгрия или Китай.
Иными словами, «советская экономика в силу того, что в ней были ликвидированы все субъекты рыночного хозяйства и, что особенно важно, было уничтожено крестьянство, оказалась не готова даже к тому — коммунистическому — варианту реформаторства, который имел место в некоторых других странах41. Именно поэтому Горбачев М.С. был вынужден начать реформы не с экономики, а с политики, с создания парламентских институтов, рассчитывая, что они помогут ему «привлечь на свою сторону широкие общественные слои и совместно преодолеть сопротивление тоталитарной системы»42.
Итак, первая особенность
Так же огромное воздействие демократизации
на коммунистическую систему Советского
Союза проявлялось поначалу не прямо,
а опосредованно, через национально-
Дело именно в особенностях сочетания демократических парламентских институтов с недемонтированным коммунистическим режимом в многонациональной стране, формально (т. е. по конституции) состоящей из суверенных государств, обладающих правом выхода из СССР. В такой стране, части которой были соединены и скреплены после большевистской революции насильственно, отказ от насилия и провозглашение курса на демократизацию не могли не обернуться тем самым "парадом суверенитетов", который привел к распаду прежней государственности45.
Данный процесс – это процесс
децентрализации и
Демократизацию, как было описано
выше, часто определяют как процесс консолидации, или
Укрепление демократических форм и институтов власти является важнейшей частью демократизации. «Формирование демократических институтов – это только первый шаг в процессе демократизации. Это первое и необходимое условие, которое, однако, не гарантирует, что в процессе построения демократического общества не будет возврата в прошлое в форме нового перехода к авторитаризму»49.
Демократия есть «многогранное изменение общества, поскольку в ходе этого процесса должно происходить укоренение демократических ценностей в массовом сознании, изменение базисных установок и ориентаций элит, стиля управления и принятия решений как на высшем, так и на более низких уровнях власти. Поэтому вторым (дополнительным) условием, при выполнении которого отход от демократических принципов будет маловероятным, является принятие большинством населения и элитами демократических ценностей как фундаментальных основ организации общественной жизни и управления государством и отрицательное отношение элиты и масс к недемократическим формам правления»50.
Также слабость или недостаточная развитость гражданского общества, и так называемого «политического общества» как его ядра, является признаком незавершенности процесса демократизации. Это свидетельство неполноты преобразований институциональной структуры, с одной стороны, и следствие действия исторических и культурных факторов, – с другой.
На рубеже XX–XXI в.в. были проведены сравнительные исследования, позволяющие оценить промежуточные итоги демократизации посткоммунистических обществ. Некоторые из посткоммунистических стран уже вступили или ведут переговоры о вступлении в ЕС, и уровень жизни в них приближается к европейским стандартам. В других странах результаты реформирования более скромные51.
Практика демократических
«Разрыв между демократической формой и содержанием, характерный для современного мира, — это в значительной мере институциональный разрыв. Конечно, ни одна политическая система не функционирует строго в соответствии со своим формальным институциональным уставом, но специфика большинства демократий в Латинской Америке, Азии, Африке и посткоммунистических странах заключается в том, что политические институты там слишком слабы, чтобы обеспечить представительство различных интересов, верховенство конституций, правление закона и ограничение исполнительной власти», — пишет Даймонд Л. 53.
Один из сложных вопросов, вытекающий из опыта переходного периода в странах Восточной Европы и бывшего СССР, в частности, России, — это «"цена" демократизации и ее результативность в условиях демонтажа коммунистических порядков»54. Степень консолидированности демократии (с точки зрения институционализации демократических механизмов, институтов и процедур) не может рассматриваться в отрыве от «негативных процессов, сопутствовавших демократизации: роста социальной необеспеченности, люмпенизации миллионных масс, свертывания промышленного потенциала стран и стремительного роста безработицы, кризиса (почти повсеместного) сельского хозяйства, культуры и науки, сложностей обретения посткоммунистическими государствами своих позиций в системе мирохозяйственных связей, перемен во внешнеполитических ориентациях и т.п.»55. На наш взгляд, немаловажным фактором, повышающим уровень конфликтности в политической жизни России, является именно слишком дорогая "цена" демократизации: дисперсия проживавшего некогда в рамках союзного государства русского народа; проблемы безопасности самой РФ, осложнившиеся в связи с изменением — из-за распада союзных отношений — границ и ориентации стран ближнего и дальнего зарубежья; проявления сепаратизма и национализма; масштабы коррупции и разрушения народно-хозяйственного комплекса и др.