Формирование приказной системы в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом, поэтому исследование общего и индивидуального в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. Вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Причины возникновения приказов и этапы их формирования
Раздел 2. Структура и состав приказов, порядок работы, делопроизводство
2.1 Структура и состав приказов
2.2 Приказное делопроизводство
Раздел 3. Группы приказов, их полномочия
Заключение

Используемая литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА МОЯ.docx

— 83.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение             

 

Раздел 1. Причины возникновения приказов и этапы их формирования 

 

Раздел 2. Структура и состав приказов, порядок работы, делопроизводство      

2.1 Структура и состав приказов      

 

2.2 Приказное делопроизводство

 

Раздел 3. Группы приказов, их полномочия     

 

Заключение

 

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение  систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом, поэтому исследование общего и индивидуального в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. Вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.

Эпоха формирования единого Российского государства  в конце XV века вплоть до конца XVII века является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований1. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.

Отечественная историческая наука в различные периоды уделяла внимание изучению приказной системы управления в России. Значительный вклад в изучение приказного строя в начале ХХ века внесли работы И.И. Вернера, С.Б. Веселовского, В.О. Ключевского, Н.П. Лихачева, С.М. Соловьева и др. Большинство высказывало мнение о формировании приказной системы управления в конце XV века, расходясь между собой в вопросах о путях создания приказов, критериях их институционализации и т.д. В советское время традиции в изучении системы управления конца XV - XVII веков были продолжены  А.А. Зиминым, которым была сформулирована точка зрения о трехэтапном процессе формирования приказов с конца XV до середины XVI века. В 60-х гг. концепция А.А. Зимина была детализирована и развита в работе А.К. Леонтьева, полагавшего, что появление первых приказов следует относить к 20-м годам XVI века, а становление системы приказного управления в целом - к середине XVI века. Концепция А.А. Зимина и А.К. Леонтьева и в настоящее время остается наиболее признанной среди исследователей.

Объект  исследования – приказная система  управления в структуре органов  государственной власти России в XV-XVII веках.

Предмет исследования – процесс формирования приказной системы управления в  структуре органов государственной власти России в XV-XVII веках.

Цель  исследования – анализ формирования и эволюции приказной системы  управления в России в XV-XVII веках.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить  причины возникновения приказной  системы управления в России;

- рассмотреть  процесс формирования приказов  в России;

- изучить  классификацию и структуру приказов;

- выявить  особенности приказной бюрократии;

- исследовать  приказное делопроизводство.

Гипотезой исследования является предположение, что создание приказов являлось важным шагом в процессе централизации  государственного аппарата в России, что приказы были прототипом современных  министерств.

Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, трех разделов, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Раздел 1. Причины возникновения приказов и этапы их формирования

 

Образование единого Русского государства принято  относить к концу ХV века и связывать с именем Ивана III, в 1485 году принявшего официальный титул «великого князя всея Руси». Создание единого государства потребовало формирования соответствующего аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства, качественных изменений системы государственного управления. Первое упоминание приказов обнаруживается в источниках с конца XV века, однако процесс образования собственно приказной системы управления был длительным.

Первоначально, в конце XV - начале XVI века  общегосударственными органами управления являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они и стали именоваться приказами. В начале XVI века функционировало уже не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV века создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования приказной системы государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI века2

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны  в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения, то есть приказы в буквальном смысле слова, приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» - своеобразные отрасли управления. Стоявшие во главе «путей» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI века возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Условно процесс формирования приказов можно представить следующей схемой:


Во второй половине XVI века приказными становятся почти все отрасли государственного управления.

На протяжении конца XV - XVII веков приказная система  управления являлась важной составной  частью механизма государства. Определение  «приказное управление» акцентирует  внимание на конкретно-исторических особенностях центрального управления конца XV - XVII веков. Они имеют важное значение в сравнении с иными системами центрального управления, например, более раннего или позднего периода истории России. В этом случае отличительные черты приказного управления будут, прежде всего, характеризовать особенности механизма государства конца XV - XVII веков.

Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III. В равной мере это  относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления. Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV века в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления. Указанные изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV века до административных преобразований 50-х годов XVI века.

В целом  система органов государственного управления в этот период выглядит следующим образом:



 


 


 


 

 

 

Рис. 1 – Система органов государственной  власти в период формирования приказов

Однако  в этот период управление не составляло стройной системы и строилось  на системе «поручений» – какой-либо круг дел передавался в ведение  определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении  одного лица оказывалось несколько  ведомств. С другой стороны, нередко  в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций  и неразберихе.

Особенности приказов как органов государственной  власти XVI-XVII веков заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами: 1) должностные лица приносили присягу и должны были лично исполнять обязанности; 2) существовал порядок продвижения по службе; 3) велась подготовка кадров служащих приказов; 4) существовал единый порядок подготовки и рассмотрения дел; 5) в приказах было развитое делопроизводство; 6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций; 7) за исполнение должностных обязанностей было предусмотрено частичное государственное обеспечение. Многие из указанных принципов, лежали в основе деятельности приказов уже в XVI веке, но наибольшее значение они приобрели лишь в XVII веке, в эпоху расцвета приказного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Структура  и  состав приказов, порядок работы, делопроизводство

 

2.1 Структура и состав приказов  

 

Общее количество приказов, существовавших в Русском  государстве, точно не известно, разные исследователи называют различные  цифры,  в частности, в XVII веке, в период расцвета приказной системы в России, упоминается от 40 до 80 приказов. В чем сходятся все исследователи, так это в описании  структуры приказной системы, которую схематически можно представить следующим образом: царь, Боярская дума, Приказы (судья; дьяки; подьячие: старшие («с приписью», «со справой»), средние, младшие, неверстанные; остальные служащие: объезжие и кабацкие головы, сторожа, приставы, воеводы, местное самоуправление, приказные избы). 

Особенность внутренней структуры приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, от чего зависели и   размеры  приказных штатов. Наиболее крупное деление было присуще большим приказным учреждениям, подразделяющимся на столы, которые, в свою очередь, дробились на повытья, создававшиеся, в основном, по территориальному признаку. Например, в Разрядном и Пометном приказах было по 9 столов. Столы Поместного приказа были разделены на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья — старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе — денежный, приказный); по территориям (там же Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих. Повытья в составе столов не были устойчивыми структурными единицами и, как правило,  не имели определенных названий. Иногда они получали порядковый номер (повытье первое, второе и т.д.) или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего.

Некоторые приказы имели «черные палаты», «тюремные избы», где помещались арестанты. Например, в Константино-Елинской башне Кремля была устроена «пыточная» с «застенком», где велись расследования по делам Разбойного и Земского приказов. В Китай-городе, близ Варварских ворот, находился Тюремный двор, большая тюрьма с несколькими отделениями — «избами» (Холопьей, Разбойной, Опальной, Женской, Бражной), где содержалось до 1000 заключенных3.

В отличие  от приказов, как центральных органов управления, особенностью структуры приказных изб, местных приказных учреждений, было то, что в них не было двухчастного деления (т. е. деления на столы, а столов на повытья), а также далеко не во всех учреждениях было и одночастное деление на столы. Это объясняется, прежде всего, малочисленностью подавляющего большинства местных приказных учреждений. Столы имелись в крупных и частью средних по размерам приказных штатов избах. Они всегда образовывались только по функциональным признакам, соответствовавшим основным отраслям местного управления.

Важной  особенностью приказной системы  управления является крайняя пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ XVI — XVII веков выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и осуществление его задач, а также судебное производство.

Штат  приказов достаточно сильно варьировался в зависимости от компетенции  каждого ведомства, однако можно  проследить основы внутренней иерархии, общие для всех приказов.

Так, во главе каждого приказа стоял  начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и то же лицо одновременно возглавляло несколько приказов. Например, наставник и воспитатель царя Алексея Михайловича, боярин Б.И. Морозов, был судьей сразу в пяти приказах: Стрелецком, Большой казны, Иноземском, Аптекарском и Новой четверти (последний приказ заведовал кабацким делом и кабацкими сборами). После отставки Морозова в 1648 году все эти пять приказов оказались под управлением царского тестя И.Д. Милославского. Крупнейший дипломат второй половины XVII века А.Л.Ордин-Нащокин также возглавлял пять приказов (Посольский и Малороссийский приказы, Нижегородскую, Владимирскую и Галицкую четверти).

Развитие  приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа. Дьяки комплектовались из родового дворянства,  верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Дьяки были, по сути, профессиональными чиновниками и фактически вершили дела в приказах. За свою службу они «верстались» (награждались) поместным окладом до 600 четвертей земли и получали денежное вознаграждение до 240 рублей в год.

Информация о работе Формирование приказной системы в россии