Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом, поэтому исследование общего и индивидуального в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. Вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.
Введение
Раздел 1. Причины возникновения приказов и этапы их формирования
Раздел 2. Структура и состав приказов, порядок работы, делопроизводство
2.1 Структура и состав приказов
2.2 Приказное делопроизводство
Раздел 3. Группы приказов, их полномочия
Заключение
Используемая литература
Завершая работу, можно прийти к определенным выводам.
Формирование приказов начинается в конце XV века. Этот период характеризуется крупными изменениями в структуре органов государственной власти, обусловленными новыми условиями жизни государства и общества: за счет присоединения ранее независимых княжеств и земель значительно увеличивается территория государства с центром в Москве.
Изменения в структуре управления в конце XV века не были итогом целенаправленной политики. Новые ведомства возникали по мере необходимости с целью обеспечить эффективность управления и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях.
Источниками
правового обеспечения
Приказы, будучи органами центрального управления в XVI-XVII веках, находились под жестким контролем со стороны вышестоящих органов государственной власти. В полной мере обладая исполнительной функцией, приказы были фактически ограничены царем и/или Боярской думой в своей распорядительной деятельности.
Особенностью приказов как органов государственной власти являлось наделение их судебными полномочиями, территориальной компетенцией.
Специфика приказов как системы органов государственной власти заключалась в отсутствии четкого разграничения компетенции; она определялась исключительно распоряжениями царя и Боярской думы.
Происходила централизация аппарата управления. Количество приказов и беспорядочное разграничение в них ведомств затрудняли контроль за направлением их деятельности: возникали даже случаи, когда само правительство не знало, в какой приказ определить необычное дело, в результате чего учреждало для него новый приказ. Отсюда возникла потребность стянуть слишком раздробленное центральное управление. Его сосредоточивали двумя способами: или подчиняли одному начальнику несколько средних по ведомствам приказов, или несколько приказов сливали, в одно учреждение; в первом случае группе приказов сообщалось одно руководство и направление, во втором нескольким приказам сообщалась одинаковая организация.
Система приказов была очень сложной многоступенчатой структурой. Можно полагать, что в начале XVII века эта структура функционировала с небольшими сбоями, в результате чего стали образовываться новые приказы. Чем больше появлялось учреждений, тем, по идее, меньше у каждого из них было функций. Но приказы отпочковывались и росли, компетенция каждого из них росла, и рос штат их обслуживавший. Функции же, которые должны были переходить от «основного» приказа к вновь образованному, никуда полностью не переходили. Получалось, что несколько инстанций, занимается одними и теми же вопросами. Компетенции этих приказов уточнялась, в результате чего появлялось большое количество предписаний, в каком случае какой приказ что должен делать, и в какую инстанцию человек должен обращаться в той или иной ситуации.
В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, действуя отрывочными и частными мерами, не сознавая общих административных правил, не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII века принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве.
Фактически, изменение приказной системы начинается 30 января 1699 года, с момента издания Пётром I двух указов: “Об учреждении бурмистрской палаты для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми для управления казенными сборами и градскими повинностями об исключении гостей и посадских людей из ведомств воевод и приказов” и “Об учреждении в городах земских изб для ведомства всяких расправных дел между посадскими и торговыми людьми для управления казёнными с них сборами и градскими повинностями и об исключении торговых и посадских людей из ведомства воевод и приказов.
Эти указы фактически начинают изменения приказной системы, которые потом привели к организации коллегий и, позже, к отмиранию приказов. В первом указе говорится, что “ведомы они, гости и купецкие, и промышленные люди, и купецкими и росправными всякими делами и его, великого государя, окладными доходами и иными сборами в розных приказах, и известно… учинилось, что им … во многих их приказных волокитах и от приказных и розрых чинов от людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся им большие убытки и разоренье … а иные от них оскудели … (и для того, чтобы этого не было впредь) … от тех их нужд быть им всегда свободными” а царю доимки все собрать и отныне “… гостей и готиные сотни и всех московских сотен и слобод посадских и купецких и промышленных людей и чернослободцев в приказах судьям и приказным людем, где они наперёд сего судом и всякими росправными и челобитчиковыми и купецкими делами и службами и всякими поборами были ведомы : ныне и впредь в тех приказех не ведать ; … их … во всех ... делех и соборах … ведать у бурмистров”… Таким образом, фактически, большая часть приказов теряет свои основные функции (ведение по всем делам гостей, гостиные сотни, чернослободцев, промышленных людей, посадских и купцов) которые передаются новым чиновникам. При этом приказы должны передать туда все старые дела по перечисленным вопросам и сдать отчёты о том, что уже сделано. То же сделано и по отношению к органам местного управления: во втором указе говорится, что отныне “посадские и всякие купецкие и промышленные и уездные люди” должны выйти из ведомства воевод и выбирать сами себе начальство в земские избы. Выбранные люди должны приехать в Москву и получить специальные “памяти”, в которых говорится об их новом положении, об этом же Разряд должен разослать во все города грамоты.
Эти указы – первый шаг на пути к изменению аппарата управления, необходимость, вызванная шаткостью старой системы.
Система центральных учреждений к концу XVI века была подобна многовековому дереву, корнями которого были традиции и привычка, стволом – представительная монархия, а приказы и комиссии являлись огромной зелёной и цветущей кроной. Корни уже начали подсыхать, ствол прогнил и начал рушиться, а крона стала настолько тяжелой и громоздкой, что её трухлявая опора должна была непременно сломаться. Если такое дерево не убрать, то оно рано или поздно рухнет и сломает молодую поросль. В данном случае молодой порослью, тянущейся от тех же старых корней является новая форма правления – абсолютизм. Пётр I, придя к власти, изменил форму государственного аппарата в связи с нуждами нового времени, однако он создал свои коллегии, Ратушу и другие учреждения не на пустом месте. Основой послужили все те же приказы, откуда он забрал часть функций и даже часть штатных служащих. При том, что новый правитель, по европейскому примеру, создавал новые бюрократические инстанции - коллегии, приказы, не смотря ни на что, долго с ними сосуществовали. Лишь преемники императора завершили формирование слоя “дворянской бюрократии”. Этот процесс шёл с начала по 60-е годы XVIII века, и все же в начале новая “дворянская” бюрократия опиралась на старую “служилую” и логически вытекала из всех событий и явлений XVII века.
Таким образом, на заключительном этапе своего существования, в начале XVIII века приказная система, сложившаяся при Боярской думе, уже не соответствовала новым условиям и задачам. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов. В связи с этим в 1717-1718 годах взамен устаревшей системе приказов было создано 12 коллегий.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое, законодательно закрепленное распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
Список использованной литературы
1 См. напр.: Краснов Ю. К. Российская государственность: генезис, эволюция институтов, проблемы модернизации: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2000.
2 См.: Зимин А.А. О сложении приказной системы на Руси. «Доклады и сообщения института истории АН СССР». – М.: 1954.
3 См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: 1997.