Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать сформировавшиеся под воздействием общественно-педагогического движения гуманно-демократические взгляды на женское образование К.Д. Ушинского, его соратников и последователей.
2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в.
3. Исследовать взгляды ученых на специфику образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
Введение
1. Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
1.2 Особенности быта крестьянской семьи XIX в
2. Система образования и воспитания женщин в крестьянской семье вXIX в
2.1 Воспитание крестьянских детей
2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения
2.3 Жизненный круг семьи
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Формирование системы
образования и воспитания
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
1.2 Особенности быта крестьянской семьи XIX в
2. Система образования
и воспитания женщин в крестьян
2.1 Воспитание крестьянских детей
2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения
2.3 Жизненный круг семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность и проблема исследования. Исторический опыт свидетельствует о том, что вопросы женщины во второй половине XIX века, равно как и требование равноправия ее с мужчиной, забота о женщине-матери издавна привлекали внимание прогрессивных мыслителей, в том числе педагогов. Предоставление женщине возможности овладевать умственной культурой, реализацию женского общественного образования и воспитания, равнозначного с мужским, педагоги-демократы рассматривали как общечеловеческую ценность в самой педагогике и связывали решение этой проблемы с ликвидацией бесправного положения женщины в семье и обществе, с общественным движением за равноправие женщины во всех сферах жизни.
Анализ мировых тенденций развития педагогического знания, общечеловеческих ценностей в педагогике позволил видному отечественному ученому, президенту Российской Академии образования Н.Д. Никандрову выявить весьма значимую и показательную тенденцию - движение к гуманной педагогике. При этом он показал, что идея гуманной педагогики не может не возобладать, а то, что работает на ее развитие, следует считать общечеловеческими ценностями в самой педагогике. "Сама гуманная педагогика, - утверждает Н.Д. Никандров, - общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и в конечном счете преодолевающая различия - этнические, идеологические, классовые. То, что работает на ее развитие, следует считать общечеловеческими ценностями в самой педагогике".
Проблема женского образования актуальной в России становится в 60-е годы XIX века - годы крутого перелома в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. В недрах крепостнического строя происходило развитие новых, буржуазных отношений. Крепостническая система переживала острый кризис. Ухудшилось и без того невыносимое положение угнетенного народа. Развитие капитализма становилось неизбежным. Отмена крепостного права (1861г.), реформы 60-х годов явились шагом вперед по пути превращения России в буржуазную монархию. Развитие капитализма требовало ликвидации крепостнического просвещения. Необходимо было коренным образом перестроить образование и воспитание в соответствии с потребностями страны, вступившей на путь капиталистического развития. Эта перестройка включала организацию школ для детей крестьян, поскольку после отмены крепостного права крестьяне по закону объявлялись гражданами Российской империи, а также предусматривала развитие образования для женщин. Развернувшееся в 60-е годы мощное общественно-педагогическое движение оказало влияние на разработку теории и практики обучения и воспитания женщин. Резкой критике подверглись существовавшие привилегированные закрытые женские учебные заведения за отрыв обучения и воспитания от жизни, за пренебрежение к русским национальным традициям, отечественной культуре. Прогрессивные деятели науки, культуры, образования настоятельно требовали равноправия женщин с мужчинами в сфере просвещения, доступности всех ступеней образования для девочек, ставили вопрос о всеобщем и обязательном начальном женском образовании, об учете половых особенностей учащихся в обучении и воспитании. К разрешению проблем, относящихся к обучению и воспитанию женщин, представители различных слоев общества подходили по-разному. Общественно-педагогическое движение развивалось в основном в направлениях гуманно-демократическом, либерально-буржуазном и революционно-демократическом. В каждом из этих направлений в известной мере проявлялись гуманистические тенденции, включавшие идеи полного и свободного развития всех сил и способностей детей, антропологический подход к обучению и воспитания, обращение к внутреннему миру учащихся и др.
Независимо от принадлежности к тому или иному направлению общественно-педагогического движения, несмотря на различия и особенности политических, социально-экономических позиций, прогрессивных педагогов, общественных деятелей 60-х годов XIX века волновали вопросы образования и воспитания женщины, так как они понимали, что существующее состояние ее образования являлось тормозом поступательного развития российского общества. Общность и различие основных социальных взглядов представителей названных направлений в общественно-педагогическом движении 60-х годов нашли свое освещение и в разработке проблемы женского образования и воспитания.
Гуманно-демократическое
отношение к женщине-матери, проблеме
образования и воспитания женщины
нашло отражение в
Развитие взглядов, идей, концепций женского образования во второй половине XIX века освещалось дореволюционными исследователями Н. Зинченко, М.Н. Катковым, Е.О. Лихачевой, Н.П. Малиновским, В.Овцыном. В годы советской власти проблемы женского образования и воспитания в русской истории рассматривались в работах Т. Кобзарева, Л.Ф. Норовой, Ж.А. Решеткиной, Л.Н. Тимошенко в связи с исследованиями педагогической деятельности и педагогических взглядов К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, других видных деятелей науки. Некоторые вопросы образования и воспитания женщины в России рассматриваемого периода нашли освещение в учебниках и учебных пособиях по истории педагогики таких авторов, как Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др. В 90-е годы XX века ряд вопросов женского образования в России второй половины XIX столетия, в том числе связь общего образования с педагогическим в дореволюционных женских гимназиях указанного периода, освещен исследователями И.А. Слудковской, И.Б. Федотовой и Н.В. Христофоровой. Краткая характеристика женского образования содержится в "Педагогической энциклопедии" (том 2, изд. "Советская энциклопедия", М., 1965) и "Российской педагогической энциклопедии" (том 1, изд. БРЭ, 1993). Однако в названных трудах в силу их специфики не содержится целостной картины развития идей и концепций женского образования и воспитания в России названного периода.
В исследовании О.Б. Кирьяновой "Развитие женского низшего профессионального образования в России конца XIX - начала XX века" (Н. Новгород, 1996) проанализированы социально-экономические, политические предпосылки возникновения и основные этапы развития женского профессионального образования. Исследователь СР. Нашхоева (М., 1997) рассмотрела нравственно-эстетический аспект развития воспитанниц женских учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в России до начала XX века. Диссертационная работа О.Д. Поповой "Источники по истории женских учебных заведений духовного ведомства" (М., 1998) посвящена анализу законодательных и нормативно-правовых актов, уставов, делопроизводственных документов женских епархиальных училищ. Исследование О.Ю. Колпачевой "Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х - 70-е годы XIX века)" (Ставрополь, 1999) значительно расширяет представления о состоянии женского среднего образования в России. Автор проанализировал деятельность женских гимназий на этапе реформирования, рассмотрел факторы, влиявшие на определение содержания женского гимназического образования, охарактеризовал методическую работу в женских гимназиях. Сведения о развитии женского образования в России в рассматриваемый период содержит статья Е.А. Слепенковой "Из истории женского среднего образования в России" (Педагогика, 2000, №9).
Сказанное выше свидетельствует о том, что исследование развития теории женского образования в России периода развития капитализма в современной педагогической литературе не получило должного освещения.
Актуальность изучения педагогического наследия в области теории женского образования обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Под влиянием политических, социально-экономических, культурных изменений произошла смена аксиологических ценностей в сфере воспитания. Возникла проблема подготовки молодежи к семейной жизни, выполнения функции отцовства (материнства). Экономические и социальные причины, безработица влекут за собой такие явления, как исключение из производства части женщин, вынуждают их ограничивать свои интересы семьей. Современное расслоение общества способствует появлению категории женщин, полностью посвящающих себя семье и воспитанию детей, но не владеющих психолого-педагогическими основами воспитания и первоначального обучения детей в семье. Возникающие проблемы в современной жизни, в воспитании подрастающего поколения требуют совершенствования женского образования и воспитания, анализа его теоретических основ.
Для совершенствования
содержания и форм воспитательной работы
с ученицами современной
Объект исследования - положение русской женщины-крестьянки в XIX в.
Предмет исследования - процесс развития гуманистических идей, концепций в области женского образования и положения в России названного периода.
Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать
2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в.
3. Исследовать взгляды ученых на специфику образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
Методологической основой
- обусловленность возникновения
и формирования концепций,
- допустимость различных
- аксиологический подход к
- целостность изучения историко-
- объективность в подборе и оценке педагогических фактов, явлений и рассмотрение их во взаимосвязи и взаимозависимости;.
1. Формирование системы
образования и воспитания
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в течение четырех царствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке. И, совершенно очевидно, что вызывались они не одними педагогическими соображениями.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ. 1
В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Информация о работе Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в