Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать сформировавшиеся под воздействием общественно-педагогического движения гуманно-демократические взгляды на женское образование К.Д. Ушинского, его соратников и последователей.
2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в.
3. Исследовать взгляды ученых на специфику образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в

Содержание работы

Введение
1. Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
1.2 Особенности быта крестьянской семьи XIX в
2. Система образования и воспитания женщин в крестьянской семье вXIX в
2.1 Воспитание крестьянских детей
2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения
2.3 Жизненный круг семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

русские женщины крестьянки 19 в - копия.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Передовые земства вели активную борьбу за увеличение женского контингента начальной народной школы, разработали в 90-е годы новый тип женского начального училища, который был противопоставлен  типу церковноприходской школы. Уже к 1896 году в различных типах начальных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения, девочек обучалось в 4,6 раза больше, чем, чем в церковноприходских школах.

 

1.2 Особенности  быта  крестьянской  семьи XIX в

   Семья для русского  человека всегда была средоточием  всей его нравственной и хозяйственной  деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и нелепым.

Бездетность воспринималась наказанием судьбы и как величайшее человеческое несчастье. Большая, многодетная  семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына -  сын»,— говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев; во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не захиреют и не прервутся; в-третьих, если один уйдет служить князю, а второй богу, то один-то все равно останется. 10

Но прежде чем говорить о нравственно-эстетической атмосфере северной крестьянской семьи, вспомним основные названия родственников.

Муж и жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество и других названий. Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин, батько, сам — так в  разных обстоятельствах назывались женами мужья. Жену называли  супругой, хозяйкой, самой, маткой. Дополнялись эти названия несколько вульгарным «баба», фамильярно-любовным «женка», хозяйственно-уважительным «большуха» и т. д. Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери кликали чаще всего тятей, батюшкой (современное «папа» укоренилось сравнительно недавно). К родителям на Севере никогда не обращались на «вы», как это распространено на Украине. Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын — падчерицей и пасынком. Маленькие часто называли деда «деда», а бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божаткой,  или крестным, крестной.

Невестка, пришедшая в дом из другой семьи, свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для нее «богоданными» родителями. По отношению к свекру она считалась снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа — невесткой. Сестра называла брата брателко, братья двоюродные иногда называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные. Побратимство товарищей с клятвенным обменом крестами и троекратным целованием было широко распространено и являлось результатом особой дружбы или события, связанного со спасением в бою.

Девичья дружба, не связанная  родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестиками. После этого подруг так и называли: крестовые. Термин «крестовая моя» нередко звучал в частушках.

Побратимство и дружба обязывали, делали человека более осмотрительным в поведении. Не случайно в древнейшей пословице говорится, что «надсаженный конь, надломленный лук да замаранный друг — никуда не гожи». 11

Деверьями женщины звали  мужниных братьев, а сестер мужа —  золовками. По этому поводу создана пословица: «Лучше семь топоров, чем семь копылов». То есть лучше семь братьев у мужа, чем семь сестер. Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты — это тесть и теща, но в глаза их было положено называть батюшкой и матушкой. Родители невестки (снохи) и родители зятя называли друг друга сват и сватья.  (Сват в свадебном обряде— совсем другое.)

Женатые на родных сестрах  считались свояками, а свояченицей  называлась почему-то сестра жены. Звание «шурин» существует лишь в мужском роде и для мужского пола, оно обозначает брата жены, а муж сестры является зятем для обоего пола.

Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбой и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.

Понятия семья и семейство  были тождественными: они означали совокупность близких родственников, живших вместе и ведущих одно хозяйство  под управлением одного человека, который назывался хозяином. В крестьянском быту употреблялись и такие понятия, как дом, двор и домохозяйство. Понятие семья подменяли понятием дом для обозначения некоего единого хозяйственного, социального и психологического целого, члены которого находились в отношениях господства и подчинения и равно необходимы для его нормального функционирования. При этом домохозяйство могло состоять из одной брачной пары, включавшей родителей и неженатых детей, или из двух или более брачных пар, члены которых находились в родственных отношениях, например, женатые дети, жившие вместе с родителями, женатые братья, жившие вместе с одним хозяином и т.д. Главными критериями единства нескольких брачных пар в одном хозяйстве, или семействе, являлось наличие общего нераздельного имущества и одного главы, который управлял этим имуществом и вообще всеми делами в хозяйстве. Все члены одного семейства, или хозяйства, жили одним двором, но не в том смысле, что они проживали в одной избе (постройке), а в том, что вели одно хозяйство, имели общее имущество. Поэтому хозяйство, двор и семья использовались как синонимами. Б.Н. Миронов выделяет пять форм семейной организации, общепринятой в современной исторической демографии:

1) семья, состоящая  из одного человека;

2) группа родственников  или неродственников, не образующих семьи, но ведущих общее хозяйство;

3) простая малая, или  нуклеарная, семья, состоящая только  из супругов или супругов с  неженатыми детьми;

4) расширенная семья,  включающая супружескую пару  с детьми и родственниками, не  находящихся друг с другом  в брачных отношениях;

5) составная семья,  состоящая из двух или более  супружеских пар12.

Из источников четко  вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на важнейшее и непременное  условие жизни каждого крестьянина. «Неженатый не считается у нас  настоящим крестьянином», - писал информатор из Ростовского уезда Ярославской губернии (Ильинская волость). «На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением». Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни.

 

2. Система образования  и воспитания женщин в крестьянской  семье  вXIX в

2.1 Воспитание  крестьянских детей

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции. Ориентация на победу заставляла маленького человека учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке.

Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине.

Игры взрослых с младенцами до годовалого возраста, называвшиеся пестушками, потешками, были просты, но в тоже время хорошо учитывали все физические и психологические особенности развития ребенка. Все они проводились под пением коротеньких песенок и включали в себя подкидывание, подбрасывание, качание ребенка на руке, приплясывание, притопывание.

В распоряжении малышей  колыбельного возраста были также и  игрушки, которые делал для них  отец или старший брат. Это были, как правило, различного рода погремушки, Они давались детям в руки, вешались на шею или привязывались к колыбели, сидюхе, ходунку. 13

В сюжетах девчоночьих игр отразились народные представления о роли женщины  в обществе и семье, согласно которым  главное предназначение женщины - продолжение  рода, заботы о домочадцах и хозяйстве. В игре девочки в первую очередь осваивали все женские занятия: занимались обустройством своего "дома", готовили пищу, пряли, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. В таких играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хозяйственного и домашнего быта.

Воспитание подростка в русской  деревне заключалось не только в  передаче ему трудовых знаний и навыков, но и в приобщении его к тому духовному миру, в котором жили взрослые люди. Подросток должен был  усвоить основные понятия и ценности человеческой жизни, своеобразный кодекс правил русского человека, христианина. Ребенку незаметно, но систематически прививали мысль, что он должен любить свою землю предков - "отчину", уважительно и заботливо относиться к родителям, старым и немощным людям, маленьким детям, в любви и строгости воспитывать своих будущих "чад", быть милосердным к несчастным и обиженным, помнить о своей чести.

Любовь к отчизне, русские крестьяне  старались привить детям с  самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось "русское христианское племя". Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: "глупа та птица, которой свое гнездо не мило", "своя земля и в горести мила".14

Подросток воспитывался в любви  к отчине через советы родителей: почитай землю, дающую человеку возможность  жить: "Мать-сыра - земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает"; бережно относись к окружающему миру: "Природу не надо увечь, а надо беречь", "Природа - царю воевода"; люби людей, живущих с тобой рядом: "Доброе братство сильнее богатства"; серьезно относись к необходимости защиты своих земель: " Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит", "Коли у поля стал, так бей наповал".

Чувство любви к родине - "Святорусской земле", "Матери россейской земле", "Мати Россее" приходило к детям  также через рассказы взрослых деревенских людей, своеобразных хранителей исторической памяти народа, хорошо знавших былины, исторические песни, легенды, предания; из рассказов солдат, полных впечатлений о битвах, участниками которых они были; через странствующих монахов, и их рассказы о подвигах святых мучеников, погибших во имя спасения православной Руси. Все эти люди хранили в своей памяти множество событий, сведений, связанных с героическими временами и подвигами русского народа. При этом они осмысляли свои знания как дар, полученный от предков, своеобразное завещание, и считали своим долгом передать полученное им наследство следующим поколениям людей. 15

В исторических песнях, которые предлагались подрастающему поколению, защита родины в дни бедствий рассматривалась как главная задача мужчин. Через исторические песни, былины до подростков доводилась и мысль о невозможности отречения людей от русских обычаев, так как отрекаясь от правил, предписанных русскими людьми предками, отрекаешься и от своей отчины, становишься чужаком.

Русские крестьяне, прививая детям  любовь к отчине, воспитывая их на героических  подвигах предков, старались также  показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям  и проявлению уважения к людям  старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

В детей старались вложить мысль  о том, что родители, любящие своих  чад как самих себя, хорошо понимающие жизнь, имеют полное моральное право "учить, наказывать, на добрые дела наставливать", а дети обязаны перенимать и использовать все их житейские знания и благодарить их за "учение родительское". Желание жить по собственному разумению, отказ "своему отцу покоритися и матери поклонитися", рассматривались народной педагогикой, как поступки, влекущие за собой несчастья.

Родители внушали подрастающему  ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о  состарившихся родителях, проявлять  к ним, ослабшим от тяжелой работы, и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка , любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. Это представление русского народа об отношении родителей к своим детям ярко выражено в поучении философа ХVII в. Симеона Полоцкого: "Вредоносна излишняя любовь родителей к детям. Как вино в меру употребляемое веселит и здоровит, без меры выпитое разума лишает и болезнь вызывает, так и любовь родителей к детям. Если по достоинству - полезна и родившимся и рожденным. Если выше меры - вред творит и тем и другим. Одних в развращение попущает, другим же печаль и болезнь от развращения первых содевает".16

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. В сказке "Иван, крестьянский сын", например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет. Вечерами в теплых избах, бабушки и дедушки рассказывали своим внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребенку удачу.

Информация о работе Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в