Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать сформировавшиеся под воздействием общественно-педагогического движения гуманно-демократические взгляды на женское образование К.Д. Ушинского, его соратников и последователей.
2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в.
3. Исследовать взгляды ученых на специфику образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
Введение
1. Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
1.2 Особенности быта крестьянской семьи XIX в
2. Система образования и воспитания женщин в крестьянской семье вXIX в
2.1 Воспитание крестьянских детей
2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения
2.3 Жизненный круг семьи
Заключение
Список литературы
В хорошей семье один осуждающий отцовский взгляд заставлял домочадцев трепетать, тогда как в другой розги, ремень или просто кулаки воспринимались вполне равнодушно. Больше того, там, где господствовала грубая физическая сила и страх физической боли, там процветали обман, тайная насмешка над старшими и другие пороки.
Заключение
В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.
В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей – явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал – христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) – в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.
Русская педагогика с
незапамятных времен развивалась в
полиэтнической атмосфере. Поэтому
для нее всегда были актуальны
взаимодействие и взаимовлияние
ментальностей различных
Российское просвещение испытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры – литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.
Современное
состояние общества
Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм, пьянство, наркомания и т. п.
Низкий уровень доходов и качества жизни препятствуют выполнению семьей обязанностей по попечению и бытовому обслуживанию детей; отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей, возможностей их полноценного психического развития.
Социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежд на положительные мнения в ближайшем будущем мешают семье выполнять функцию защиты, внушать детям чувство уверенности и безопасности. Поэтому меры по поддержке, реабилитации и коррекции семьи являются лишь частичным средством оказания помощи детям в профилактике их дезадаптации до тех пор, пока не будет преодолена дезадаптация общества в целом.
Должны быть выработаны социальные, экономические, нравственные, правовые и иные механизмы, позволяющие населению в целом обеспечивать себя своей социально одобряемой деятельностью, растить и воспитывать детей, жить полноценной жизнью.
Список литературы
1 Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
2 Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Русское женское образование в XVIII - начале XX века: приобретения и потери // Мир истории. 2000. N 6.
3 Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
4 Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999.
5 Глазунов М. М., Митрофанов П. А., Фоменко И. П., По законам Российской империи. – М., 1976.
6 Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало ХХ века). – М., Наука, 1991.
7 Исаев И. А. История России: Учебное пособие. – М., Юрист, 2002.
8 Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
9 История России и мировые цивилизации. Под ред. проф. Рубан М.В., М., “Российское педагогическое агенство”, 1997 г
10
11 Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. – М., 1970.
12 Исаев И. А. История России: Учебное пособие. – М., Юрист, 2002.
13 Лихачева Е. М. Материалы по истории женского образования в России (1856-1880). СПб., 1901.
14 Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
15 Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Волков, А. Панькин - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 168 с.
16 Кузина, Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина.— М.: Школа-Пресс, 1998.
17 Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. М.; Л., 1941. С. 15.
18 История педагогики и образования п/р А.И. Пискунова, М., «Сфера», 2001
19 История отечественного образования: Учебное пособие: Хрестоматия VIII-начало XX вв./сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина, Омск, 2000
20 История педагогики в России: Хрестоматия/сост. С.Ф. Егоров – 2-е изд., М., «Академия», 2000
21 Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России-1992-№4
22 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // XVIII – первая половина XIX века. п/р М.Ф. Шабаева. М., Педагогика, 1972
23 Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. М.,1992
24 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // с древнейших времен до конца XVII века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1989
25 Семенова-Тян-Шанская О. П. Жизнь « Ивана ». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. // Пушкарева Н. Л. « А се грехи злые, смертные…» М., 2004. С.657.
26 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи. СПб., 1999. т.1.С. 219-220.
27 Лазовский Н. Личные отношения супругов по русому обычному праву // Пушкарева И. Л. « А се грехи злые, смертные…» кн. 1. М., 2004. С.608-610.
28 Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII – начале XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 5.
Информация о работе Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в