Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать сформировавшиеся под воздействием общественно-педагогического движения гуманно-демократические взгляды на женское образование К.Д. Ушинского, его соратников и последователей.
2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в.
3. Исследовать взгляды ученых на специфику образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в

Содержание работы

Введение
1. Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в
1.1 Общая характеристика женского образования в XIX в
1.2 Особенности быта крестьянской семьи XIX в
2. Система образования и воспитания женщин в крестьянской семье вXIX в
2.1 Воспитание крестьянских детей
2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения
2.3 Жизненный круг семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

русские женщины крестьянки 19 в - копия.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Чувство уважения к старшим  входило в плоть и кровь  детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и  всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке - собрании взрослых мужчин деревни прежде всего стариков по тому или иному вопросу было зачастую, решающим.

В русской крестьянской семье детей старались обучить  милосердию, жалости и состраданию  к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих принимали в доме с той же благожелательностью, что и остальных путников. Принято было считать, что подать милостыню, пожалеть и помочь больному и оказать моральную поддержку убогому - дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, надо оказывать вообще всем в ней нуждающимся: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семья, находящимся в нужде. 17

Воспитательное слово  поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним  куском хлеба, старались их утешить, приютить. Семья, в которой все рабочие члены внезапно заболели, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать за скотиной. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать и засеять землю, провести жатву.

Заботясь о том, чтобы  жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять  к людям доброту: "Добро творить - себя веселить", стараться не держать на людей злобу, ибо "Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит", отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности. Они предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте , словом или кулаком, или простить, обидчику его "неразумное поведение". Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом. 18

Особенно ценилось в  русском народе умение прощать обиды. У русских людей даже был выработан ритуал прощения и определен специальный день, когда все должны были прощать друг другу явные и неявно нанесенные обиды. Это происходило в прощеное воскресение - в последний день масленицы, перед Великим постом. Родители просили прощение у детей, дети у родителей, соседи друг у друга. Они кланялись в ноги или становились на колени, целовались и на слова "Прости меня", отвечали "Бог тебя простит, меня прости". Прощение, по обычаю, надо было просить, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы люди "не поминали лихом", при отправлении в церковь на исповедь: "Простите меня, в чем согрешил перед Вами". Прощения всегда просили перед смертью, которую осмысляли как уход в иной мир. К умиравшему человеку поочередно приходили все родственники, соседи с просьбой не уносить обиду на них в иной мир, принять их прощение, так как с мыслью о не прощенной обиде трудно жить на белом свете. Умиравший, также в свою очередь обращался ко всем остававшимся на земле людям с просьбой не таить на него обиду постараться простить все его прегрешения на земле, чтобы он мог с легкой душой покинуть этот мир.

Русские люди, советуя  своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять  всегда и во всем чувство собственного достоинства, "хранить честь с молоду". Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного  быта всегда отмечали это качество деревенских людей: "Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем и мотыгой /мотом/. Каждый старается не быть лжецом и обидчиком, а также не нажить славы, что он не крестьянин, а прощелыга и самознайка", " всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным", "всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле".19

Понятие чести, которое  старались привить своим детям  родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости "блюсти свою честь", т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Одной из главных задач, ставившихся русским деревенским  сообществом перед родителями ребенка, была задача постепенного введения его  в религиозно-обрядовую жизнь. Крестьяне  считали веру в Бога непременным  свойством нравственного человека, а его поведение напрямую связывалось с состоянием его веры. О совестливых, трудолюбивых, милосердных людях говорили: "живут по божески, по христиански", и наоборот, встретившись с человеком, совершившим неправедный поступок, отмечали: "креста на нем нету". С православными традициями ребенка начинали знакомить обычно в с7-8 лет. Этим, по деревенским представлениям, должны были заниматься крестный отец и крестная мать, хотя естественно, от таких забот не освобождались и родители. Крестьяне старались обучить ребенка молитвам, внушить ему в голову мысль о необходимости усердно читать их вслух перед иконами утром и вечером. В обычной, не очень богомольной семье, подростков учили, как правило, двум молитвам "Отче наш" и "Богородица Дево радуйся". Принято было считать, что они могут пригодится во всех случаях жизни, так как доходят до Бога быстрее, чем все остальные. Эти молитвы читались утром и вечером, перед обедом и ужином, перед отправлением в путь-дорогу. С ними обращались к Спасителю и Божьей матери в надежде на избавление от несчастий, с просьбой о помощи в беде и защите от нечистой силы, а также принося благодарность за Божью милость. Кроме этих молитв подростков обучали молитвам, импровизационного характера, не принятым православной церковью. Родная или крестная мать советовала ребенку обратиться "к Боженьке со святой молитвою", хорошо доходящей до Бога и святых угодников: " Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка".20

В 7-8 лет ребенка полагалось отвести к исповеди и первому  причастию. Крестные родители старались  подготовить дитя к этому важному  событию его жизни, как умели  рассказывали смысл причащения к  святым дарам и необходимость очищения от грехов. Приобщение ребенка к православной религии заключалось также в приобщении его к церкви. Родители считали необходимым, отправляясь в воскресный день или в праздник в церковь, брать с собой ребенка, советуя ему вести себя там чинно, степенно, благопристойно, молиться с усердием.

Православные знания приобретались ребенком протяжении всего детства, особенно в семьях, где старики или крестные родители были людьми глубоко верующими. Детей  приобщали к православию с  помощью чтения Псалтиря, молитвенников, рассказывая им христианские предания, часто апокрифические, (непризнанные православной церковью), знакомили с житиями особо почитаемых в той или другой местности святых, рассказывали о чудесах, которые они совершали, обучали детей духовным стихам, предлагали участвовать в церковном хоре.

Стремление вырастить  истинно православного человека уживалось в русской деревне  с желанием передать подростку знания, сохранявшиеся в крестьянском быту со времен языческой Руси, так называемые дедовские обычаи, дедовское наследие. К такого рода знаниям относились мифы о Матери - Сырой земле, о Непобедимом Солнце, об умерших предках, наблюдающих за живыми потомками и помогающих им в трудную минуту жизни, о всевозможной нечистой и неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь и т.п. Приобщение к таким знаниям шло через передачу мифов, легенд, волшебных сказок, быличек. Старшее поколение, желая помочь своим детям счастливо прожить жизнь, передавало им свое умение защититься от лешего в лесу, водяного в озере, советовало как магическим путем предохранить скот от падежа, вызвать дождь, задобрить банника, спастись от злых лихорадок, мучающих людей, защититься от собак и укусов змей.

Роль помощников взрослых людей дети исполняли фактически во всех обрядах годового цикла, направленных на стимулирование природы, увеличение урожая, благополучие людей, сохранность домашних животных. Так, в святочные дни, особенно насыщенные обрядностью, детям доверялось в рождественский сочельник "покормить Коляду" - мифическое существо, которое, по древнему поверию, приходит в этот вечер под окна крестьянских домов. Мать пекла блины и просила сына или дочку бросить первый блин на улицу для Коляды. В масленицу детям выпадала честь встречать "широкую, веселую боярыню Масленицу". В воскресенье перед масленичной неделей они должны были опрашивать всех возвращавшихся из соседнего села или из города людей вопросом: -Везешь ли Масленицу?". Человек должен был ответить "да" и угостить ребят привезенными гостинцами.

Дети также принимали  участие и в обрядах Егорьева дня 23 апреля/6мая, когда скотина первый раз после зимы выгонялась на пастбище. В чистый четверг на страстной неделе, когда крестьяне считали необходимым защитить свой дом различными магическими способами от нечистой силы и колдунов, детям поручалось на заре обежать дом с колокольчиком, чтобы защитить его от вредоносной силы.

По русскому обычаю именно ребенок должен был пригласить на крестины младшего братика или сестричку  родственников. Ребенка полагалось также в день свадьбы сажать на брачную постель, чтобы у молодых рождались дети. 21

В русской деревне  были и обряды, которые исполнялись  только детьми. Прежде всего это  были обходы крестьянских дворов в  дни праздников народного календаря: "славление Христа" в Рождество, "посевание изб" в первый день нового года, оход дворов в средокрестие, (в среду на четвертой неделе Великого поста), обход дворов с поздравлениями и сбором яиц в Пасху. Считалось, что эти обряды всегда существовали как детские и молодежные.

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что "маленькое дело лучше большого безделья" Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка " с измалолетства" не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь "усерствующей способности" к крестьянскому труду. Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.

Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Русская пословица говорит : " Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе". Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. Крестьяне хорошо понимали, что ребенок должен работать в меру своих сил и возможностей, и что ему надо давать, как они говорили, "каждой трудности по разу". В противном случае, полагали они, можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности.

В русской деревне  работу полагалось распределять также  в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам  давались знания и умения необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям не приходилось напоминать о них ребенку.

 

2.2 Семейные обязанности и взаимоотношения

 

  Замужество и женитьба  не развлечение  и не личная прихоть, а естественная жизненная необходимость, связанная с новой ответственностью перед миром, с новыми, еще не испытанными радостями. Это так же неотвратимо, как, например, восход солнца, как наступление осени и т. д. Здесь для человека не существовало свободы выбора. Лишь физическое уродство и душевная болезнь освобождали от нравственной обязанности вступать в брак.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи. 22

Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать  уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная.

Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям.

Итак, формальная традиционная иерархия в русском семействе, как, впрочем, и в деревне, и в волости, не совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому даже слабохарактерного отца уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, а вовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках.

Информация о работе Формирование системы образования и воспитания женщин в крестьянской семье XIX в