Господствующее положение США в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Цель работы: Проследить каким путем США заняло положение мирового лидера, чем руководители Америки обосновывают претензии на господство США в мире.
Задачи:
рассмотреть путь Америки к гегемонии;
изучить основные положения идеологии господства США.
выделить угрозы гегемонии США

Содержание работы

Введение
1. Этапы возвышения Америки
2. Основы доминирования США
3. Гегемония Америки как основная мысль концепции З.Бжезинского
4. Идеологическая основа господства США
5. Угрозы гегемонии США
Список литературы

Файлы: 1 файл

Господствующее положение США.docx

— 65.38 Кб (Скачать файл)

Растущие геополитические  амбиции Америки обеспечивались быстрой индустриализацией страны. К началу Первой мировой войны  экономический потенциал Америки  составлял 33% от мирового валового продукта, что лишало Великобританию роли ведущей  индустриальной державы.

Первая мировая война  ознаменовала начало конца европейского господства над остальным миром. Она дала возможность США перебросить  свои войска в Европу и оказать  существенное влияние на ее исход.  Страна, находившаяся в относительной  изоляции, быстро переправила через  Атлантический океан несколько  сотен тысяч человек. Эта военная  экспедиция стала первым свидетельством появления на мировой сцене нового крупного актера – Соединенных Штатов Америки. Война обусловила также  первые крупные дипломатические  шаги США, направленные на применение американских принципов в решении  европейских проблем. В 1918 г. американский президент Вудро Вильсон сформулировал  свои знаменитые «14 пунктов», которые  означали новые подходы к внешней  политике и взаимоотношениям между  государствами. Они включали требование свободы международной торговли и мореплавания, создание международной  организации (Лиги Наций) для урегулирования межгосударственных конфликтов и решения  общезначимых вопросов, признание права  наций на самоопределение и создание независимых государств (как в  случае с Советской Россией) и  т.д. Тем не менее, краткий всплеск  внешнеполитической активности США  в данный период не обеспечил стабильного  участия Америки в мировых  делах. Страна вновь отступила на привычные позиции изоляции от европейской  политики, укрепляясь в Тихоокеанском  ареале.

В 1920–30-е гг., несмотря на свою возросшую экономическую и  военную мощь, США предпочитали оставаться в стороне от мировой политики.

С такой позицией согласовывалась  американская концепция безопасности, базировавшаяся на восприятии Америки  как континентального острова. Стратегия  США была направлена на защиту своих  берегов и, следовательно, была узконациональной по своему характеру. При этом международным  и глобальным соображениям уделялось  мало внимания. Основными международными игроками по-прежнему оставались европейские  державы, а также все более  возрастала роль Японии.

Окончательно эра господства Европы  в мировой политике произошла  с началом Второй мировой войны, которая стала действительно  глобальной. Аккумулированная до окончания войны колоссальная экономическая мощь страны, никогда не подвергавшейся разрушительному воздействию войн, позволила США осуществить «бросок» к мировому преобладанию. Поражение Германии означало усиление прежде всего двух государств – Советского Союза и Соединенных Штатов, ставших теперь борцами за мировое господство. Все эти 50 лет были временем существования двухполюсной (биполярной) системы мирового порядка.

Биполярная конфронтация с СССР как период, во время которого происходило формирование новой  структуры международных отношений, сыграла для американского лидерства  определяющую роль. В этот период США  создали сеть международных институтов и структур безопасности, сумев «вплести»  в нее другие страны. Именно объединяющее напряжение «холодной войны» способствовало интеграции Запада и процессу глобализации в целом. Советско-американская борьба за мировое господство предопределяла конфронтационную сущность системы международных отношений почти до конца 1980-х гг. Появление ядерного оружия означало, что война между двумя сверхдержавами приведет не только к их взаимному уничтожению, но и гибели значительной части человечества. Поэтому, несмотря на интенсивность советско-американского конфликта, взаимоотношения между СССР и США отличались чрезвычайной выдержкой и сдержанностью. Обе стороны избегали прямого военного столкновения из-за боязни ядерной войны. Но Советский Союз был основным препятствием на пути к «новому мировому порядку» США. Если до Второй мировой войны американские политики считали существование социалистического государства лишь косвенной угрозой «американскому образу жизни», то в послевоенных условиях, когда СССР усилил свои политические и стратегические позиции, а США приняли на себя роль гаранта и хранителя всего капиталистического мира, лидеры этой страны увидели в коммунизме и провозглашенной им цели установления мировой социалистической системы угрозу своим планам, для Вашингтона возникла необходимость устранить конкурента в борьбе за мировое лидерство. Это проявилось в «крестовом походе» США против коммунизма и создании с целью противостояния ему единого западноевропейского блока государств – союзников Америки. Реализация этой задачи приняла форму «холодной войны». Провозгласив доктрину Трумэна и план Маршала, США поставили под свою доминацию не только всю Западную Европу, но и окраины Европы Грецию, Турцию; Исландию, Гренландию. По окончанию же холодной войны США практически уже захватили Восточную Европу, включая Балканский полуостров. Доктрина Трумэна можно сказать, означала конец борьбы, ведшейся за контроль над Западной Европой

1990-е гг. стали поворотным  этапом в жизни всего мирового  сообщества: полувековое биполярное  противостояние (СССР – США, Восток  – Запад) закончилось. Мировое сообщество возглавили Соединенные Штаты. На смену биполярной пришла новая, однополярная - американоцентричная система мирового экономического хозяйствования и политического устройства, мир «открытых дверей», приблизивший США к достижению «американской мечты» – Экономически взаимозависимого либерального мира «открытых дверей» (политика государства, при которой импортные товары из разных государств ввозятся на одинаковых условия). Но борьба за установление нового мирового порядка США  не закончилась даже после исчезновения СССР, она лишь видоизменилась в соответствии с современными условиями, и ее фундаментальной задачей является удержание и сохранение лидирующего положения в мире. Для этого, как следует из рассекреченного в 1992 г. планового документа Пентагона, главной задачей США является «предотвращение возникновения нового соперника, будь то на территории бывшего Советского Союза или в другом месте, который представлял бы собой угрозу, сопоставимую с той, которую представлял собой Советский Союз. Нашей стратегией должно быть предотвращение возникновения любого потенциального будущего глобального соперника». Как подчеркивает З. Бжезинский, «предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы – остается центральным моментом в плане способности Америки осуществлять свое мировое лидерство».

В отношении «бывшего»  противника – России – Б. Клинтон  на закрытом совещании Объединенного  комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. поставил задачу, соответствующую  реалиям «холодной войны»: «Расчленение России на мелкие государства путем  межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна – США». В этой связи понятно, почему один из основных атрибутов «холодной войны», блок НАТО, не только не снизил свою активность, а, наоборот, значительно усилил ее посредством дальнейшего расширения и включения в сферу жизненно важных интересов США многих регионов мира и бывшего СССР: Прибалтики, Украины, Закавказья, Средней Азии, Балкан и др.

«Зоной ответственности» США провозглашаются природные  богатства других стран, свободный  доступ к их рынкам. Отсюда несогласие США с европоцентристским миром, стремление его трансформировать и уменьшение относительного веса Европы создали международно-политическую ситуацию, в которой США стремились занять новую роль, соответствующую их возросшей мощи и влиянию. Американские стратеги полагали, что в таких условиях США обладали редкой возможностью изменить принципы мирового экономического устройства и установить в Западной Европе экономический и политический порядок в соответствии со своими интересами. Уникальный исторический шанс для Соединенных Штатов заключался в том, чтобы придать экономической силе адекватное политическое выражение. Поэтому США бросили свою несравнимую экономическую и военную мощь, открытие мировой экономики, создание многосторонних международных институтов и мирового рынка, провозгласив курс на мировое лидерство. Бывший министр обороны США У. Коуэн заявил: «Для Америки было необходимо стать главным игроком на мировой арене, и не только потому, что мир нуждался в Америке, а потому, что Америке и ее национальным интересам был необходим окружающий ее мир». Это мнение подтверждается и другим документом: 27 ноября 1998 года, на дискуссии, посвященной грядущим американским планам завоевания балтийских стран и Украины, в которой участвовали большинство министров обороны последних десятилетий, Джеймс Шлессинджер в духе Вудро Вильсона заявил: США не признают никаких сфер влияния России. Более того, США не признают сферы влияния каких бы то не было стран, ибо теперь весь мир – сфера влияния США.

Внешняя политика США в 2000-х годах.

Общие контуры современной  американской внешней политики были намечены еще в период предвыборной президентской кампании 2000 г. Тогда  же кандидат в президенты от Республиканской  партии Джордж Буш-младший наметил  основные внешнеполитические приоритеты Америки. В большинстве своем  они получили подтверждение и  развитие в политике республиканской  администрации США, занявшей Белый  дом в январе 2001 г.

Настроение и акценты  предвыборных речей Дж. Буша позволяли  уже в 1999–2000 гг. предположить, что  потенциальный президент США  будет проводить активную внешнюю  политику, базирующуюся на признании  американского мирового лидерства. В одном из своих выступлений  по вопросам американской внешней политики в ноябре 1999 г. (речь в Президентской  библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии) Дж. Буш прямо заявил о том, что «Америка должна участвовать в мировых делах». Более того, будущий 43-й президент США использовал в своей речи термин, четко и содержательно обозначающий в политической терминологии США определенное направление внешней политики, а именно интернационализм (интервенционализм – в соответствии с российской политологической классификацией). «Интернационализм Америки не должен состоять из действий без широкого видения, действий без приоритетов и миссий без определения срока их окончания – такой подход подрывает волю Америки и иссушает ее жизненные силы». Данный пассаж также, очевидно, свидетельствует и о влиянии на внешнеполитические представления лидера республиканцев неоизоляционистских настроений. Неоизоляционизм проявляется в сдержанности и взвешенности оценок возможностей Америки, в стремлении ограничить круг (и сроки действия) американских внешнеполитических приоритетов с тем, чтобы «не распылять» и не подрывать «жизненные силы» страны, а концентрироваться на внутренних проблемах.

Основной миссией внешней  политики США, по мнению Дж. Буша, должно стать распространение американских демократических ценностей в  мире с признанием того, что свобода  и демократия могут трансформироваться в соответствии с национальной и  культурной спецификой различных стран. В этом смысле позиция Буша мало отличается от постулатов концепции  «расширения демократии» Лэйка-Клинтона. «Америка ценит свободу, но мы ей не владеем. Нам нравится стройное здание нашей демократии, но мы понимаем, что  архитектура подобных зданий в других странах может быть непохожей  на нашу. Мы предлагаем другим свои принципы, но мы не должны никому навязывать свою культуру». В результате демократического воздействия Америки на остальной  мир, равно как и под влиянием серии других внешнеполитических действий (включая военные), будет достигнута «великая и путеводная цель» США  – «превратить нынешний период американского  влияния в годы и годы демократического мира».

Американская внешнеполитическая стратегия Дж. Буша на момент избрания его президентом включает целый  комплекс задач:

1. Сохранить и улучшить  взаимоотношения с союзниками  Соединенных Штатов в Европе (страны  НАТО), Азии (Япония) и Америке (Мексика,  Канада). В последние годы ХХ  века между США и Европой  возникли разногласия по вопросам: противоракетная оборона (ПРО), планы  Европейского союза по созданию  сил быстрого реагирования, торговые  споры, генетически измененные  продукты питания и т.д.

2. Опыт нового века  свидетельствует, что вторым по  важности направлением внешней  политики Соединенных Штатов  являются их взаимоотношения  с Россией. В настоящее время  у американской элиты и общества  почти не осталось иллюзий  относительно того «перехода,  который осуществляет Россия».  Россия, по мнению американских  политиков и ученых, находится  в условиях глубокого экономического, социального и демографического  кризиса и построение там рыночной  экономики и по-настоящему демократической  системы весьма проблематично.  С другой стороны, Россия уже  не представляет собой глобальную  угрозу для американских интересов.

В том случае, если Москва будет проводить политику, противоречащую американским интересам, администрация  Буша будет «стараться ей препятствовать». В таких обстоятельствах «задача  администрации Буша будет состоять в том, чтобы довести до сведения российского руководства, что подобная политика является серьезной преградой  на пути улучшения отношений двух стран. Ее продолжение уменьшает  шансы России на получение доступа  к западным капиталам и технологиям. Таким образом, США не остановятся  перед прямым экономическим и  политическим давлением на Россию.

3. Взаимоотношения с Китаем. Прежние администрации Б. Клинтона  пытались добиться баланса между  конструктивным взаимодействием  с Пекином (содействие экономической  модернизации), с тем чтобы сделать  китайское общество более открытым  и демократическим, и конфронтацией  с китайским режимом в целях  удержания последнего от столкновения  с Тайванем, а также предотвращения  поставок китайских ракетно-ядерных  технологий третьим странам.

Взаимоотношения с КНР  представляются американской администрации  трудной задачей, поскольку в  начале ХХI века Китай увеличил свои военные расходы на 17% в рамках проводимой им модернизации вооруженных  сил. Китай продолжил развертывание  МБР (межконтинентальных баллистических ракет), нацеленных на Соединенные Штаты, а также снабжал иракские силы ПВО оптико-волоконными коммуникационными  кабелями и т.д. В связи с этим перед США встала задача добиться баланса стимулов и «антистимулов» (угроз), способных воздействовать на поведение Китая. Одновременно администрация  Буша должна предоставлять гарантии безопасности своим союзникам –  Японии и Южной Корее в контексте  потенциальной китайской угрозы.

4. Традиционно значимым  для США является ближневосточное  направление внешней политики. Проблема  Ближнего Востока включала на  момент прихода к власти администрации  Буша арабо-израильский конфликт  и конфронтацию с режимом Саддама  Хусейна в Ираке. Угрозы и  вызовы безопасности США с  Ближнего Востока признавались  Белым домом как «таящие в  себе наибольшую опасность».

Информация о работе Господствующее положение США в мире