Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:48, реферат
Цель работы: Проследить каким путем США заняло положение мирового лидера, чем руководители Америки обосновывают претензии на господство США в мире.
Задачи:
рассмотреть путь Америки к гегемонии;
изучить основные положения идеологии господства США.
выделить угрозы гегемонии США
Введение
1. Этапы возвышения Америки
2. Основы доминирования США
3. Гегемония Америки как основная мысль концепции З.Бжезинского
4. Идеологическая основа господства США
5. Угрозы гегемонии США
Список литературы
Растущие геополитические
амбиции Америки обеспечивались
быстрой индустриализацией
Первая мировая война
ознаменовала начало конца европейского
господства над остальным миром.
Она дала возможность США перебросить
свои войска в Европу и оказать
существенное влияние на ее исход.
Страна, находившаяся в относительной
изоляции, быстро переправила через
Атлантический океан несколько
сотен тысяч человек. Эта военная
экспедиция стала первым свидетельством
появления на мировой сцене нового
крупного актера – Соединенных Штатов
Америки. Война обусловила также
первые крупные дипломатические
шаги США, направленные на применение
американских принципов в решении
европейских проблем. В 1918 г. американский
президент Вудро Вильсон
В 1920–30-е гг., несмотря на свою возросшую экономическую и военную мощь, США предпочитали оставаться в стороне от мировой политики.
С такой позицией согласовывалась американская концепция безопасности, базировавшаяся на восприятии Америки как континентального острова. Стратегия США была направлена на защиту своих берегов и, следовательно, была узконациональной по своему характеру. При этом международным и глобальным соображениям уделялось мало внимания. Основными международными игроками по-прежнему оставались европейские державы, а также все более возрастала роль Японии.
Окончательно эра господства Европы в мировой политике произошла с началом Второй мировой войны, которая стала действительно глобальной. Аккумулированная до окончания войны колоссальная экономическая мощь страны, никогда не подвергавшейся разрушительному воздействию войн, позволила США осуществить «бросок» к мировому преобладанию. Поражение Германии означало усиление прежде всего двух государств – Советского Союза и Соединенных Штатов, ставших теперь борцами за мировое господство. Все эти 50 лет были временем существования двухполюсной (биполярной) системы мирового порядка.
Биполярная конфронтация
с СССР как период, во время которого
происходило формирование новой
структуры международных
1990-е гг. стали поворотным этапом в жизни всего мирового сообщества: полувековое биполярное противостояние (СССР – США, Восток – Запад) закончилось. Мировое сообщество возглавили Соединенные Штаты. На смену биполярной пришла новая, однополярная - американоцентричная система мирового экономического хозяйствования и политического устройства, мир «открытых дверей», приблизивший США к достижению «американской мечты» – Экономически взаимозависимого либерального мира «открытых дверей» (политика государства, при которой импортные товары из разных государств ввозятся на одинаковых условия). Но борьба за установление нового мирового порядка США не закончилась даже после исчезновения СССР, она лишь видоизменилась в соответствии с современными условиями, и ее фундаментальной задачей является удержание и сохранение лидирующего положения в мире. Для этого, как следует из рассекреченного в 1992 г. планового документа Пентагона, главной задачей США является «предотвращение возникновения нового соперника, будь то на территории бывшего Советского Союза или в другом месте, который представлял бы собой угрозу, сопоставимую с той, которую представлял собой Советский Союз. Нашей стратегией должно быть предотвращение возникновения любого потенциального будущего глобального соперника». Как подчеркивает З. Бжезинский, «предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы – остается центральным моментом в плане способности Америки осуществлять свое мировое лидерство».
В отношении «бывшего» противника – России – Б. Клинтон на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. поставил задачу, соответствующую реалиям «холодной войны»: «Расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна – США». В этой связи понятно, почему один из основных атрибутов «холодной войны», блок НАТО, не только не снизил свою активность, а, наоборот, значительно усилил ее посредством дальнейшего расширения и включения в сферу жизненно важных интересов США многих регионов мира и бывшего СССР: Прибалтики, Украины, Закавказья, Средней Азии, Балкан и др.
«Зоной ответственности» США провозглашаются природные богатства других стран, свободный доступ к их рынкам. Отсюда несогласие США с европоцентристским миром, стремление его трансформировать и уменьшение относительного веса Европы создали международно-политическую ситуацию, в которой США стремились занять новую роль, соответствующую их возросшей мощи и влиянию. Американские стратеги полагали, что в таких условиях США обладали редкой возможностью изменить принципы мирового экономического устройства и установить в Западной Европе экономический и политический порядок в соответствии со своими интересами. Уникальный исторический шанс для Соединенных Штатов заключался в том, чтобы придать экономической силе адекватное политическое выражение. Поэтому США бросили свою несравнимую экономическую и военную мощь, открытие мировой экономики, создание многосторонних международных институтов и мирового рынка, провозгласив курс на мировое лидерство. Бывший министр обороны США У. Коуэн заявил: «Для Америки было необходимо стать главным игроком на мировой арене, и не только потому, что мир нуждался в Америке, а потому, что Америке и ее национальным интересам был необходим окружающий ее мир». Это мнение подтверждается и другим документом: 27 ноября 1998 года, на дискуссии, посвященной грядущим американским планам завоевания балтийских стран и Украины, в которой участвовали большинство министров обороны последних десятилетий, Джеймс Шлессинджер в духе Вудро Вильсона заявил: США не признают никаких сфер влияния России. Более того, США не признают сферы влияния каких бы то не было стран, ибо теперь весь мир – сфера влияния США.
Внешняя политика США в 2000-х годах.
Общие контуры современной американской внешней политики были намечены еще в период предвыборной президентской кампании 2000 г. Тогда же кандидат в президенты от Республиканской партии Джордж Буш-младший наметил основные внешнеполитические приоритеты Америки. В большинстве своем они получили подтверждение и развитие в политике республиканской администрации США, занявшей Белый дом в январе 2001 г.
Настроение и акценты предвыборных речей Дж. Буша позволяли уже в 1999–2000 гг. предположить, что потенциальный президент США будет проводить активную внешнюю политику, базирующуюся на признании американского мирового лидерства. В одном из своих выступлений по вопросам американской внешней политики в ноябре 1999 г. (речь в Президентской библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии) Дж. Буш прямо заявил о том, что «Америка должна участвовать в мировых делах». Более того, будущий 43-й президент США использовал в своей речи термин, четко и содержательно обозначающий в политической терминологии США определенное направление внешней политики, а именно интернационализм (интервенционализм – в соответствии с российской политологической классификацией). «Интернационализм Америки не должен состоять из действий без широкого видения, действий без приоритетов и миссий без определения срока их окончания – такой подход подрывает волю Америки и иссушает ее жизненные силы». Данный пассаж также, очевидно, свидетельствует и о влиянии на внешнеполитические представления лидера республиканцев неоизоляционистских настроений. Неоизоляционизм проявляется в сдержанности и взвешенности оценок возможностей Америки, в стремлении ограничить круг (и сроки действия) американских внешнеполитических приоритетов с тем, чтобы «не распылять» и не подрывать «жизненные силы» страны, а концентрироваться на внутренних проблемах.
Основной миссией внешней
политики США, по мнению Дж. Буша, должно
стать распространение
Американская
1. Сохранить и улучшить
взаимоотношения с союзниками
Соединенных Штатов в Европе (страны
НАТО), Азии (Япония) и Америке (Мексика,
Канада). В последние годы ХХ
века между США и Европой
возникли разногласия по
2. Опыт нового века
свидетельствует, что вторым
В том случае, если Москва
будет проводить политику, противоречащую
американским интересам, администрация
Буша будет «стараться ей препятствовать».
В таких обстоятельствах «
3. Взаимоотношения с Китаем.
Прежние администрации Б.
Взаимоотношения с КНР
представляются американской администрации
трудной задачей, поскольку в
начале ХХI века Китай увеличил свои
военные расходы на 17% в рамках
проводимой им модернизации вооруженных
сил. Китай продолжил развертывание
МБР (межконтинентальных баллистических
ракет), нацеленных на Соединенные Штаты,
а также снабжал иракские силы
ПВО оптико-волоконными
4. Традиционно значимым
для США является