5. Важнейшей внешнеполитической
задачей администрации Дж. Буша
в новом веке является перестройка
оборонной политики США с учетом
перемен в мире после окончания
холодной войны и в свете
революционных изменений в области
военных технологий. Особое внимание
Белый дом и Пентагон уделяют
вопросам противоракетной обороны
(ПРО) и борьбы с терроризмом.
До 11 сентября 2001 года администрация
Буша постепенно вырабатывала новую
всеобъемлющую стратегию национальной
безопасности. Эта работа велась в
рамках анализа обороны за четырехлетний
период, а также по другим каналам.
Однако теракты 11 сентября в один миг
изменили климат международной безопасности.
Совершенно новая и зловещая угроза
вдруг стала реальной и продиктовала
новую стратегию для Соединенных
Штатов. Эта новая политика, которую
назвали «доктриной Буша», ориентируется
на угрозу, исходящую от терроризма
и оружия массового поражения. Терроризм
перестал быть одной из опасностей
для Соединенных Штатов и превратился
в принципиальную угрозу Америке, ее
образу жизни и ее насущным интересам.
Смертоносная атака пассажирских
самолетов на здания в Нью-Йорке
и Вашингтоне позволила создать
совершенно уникальный образ незримого
и невиданного в истории врага,
который находится нигде, а следовательно,
повсюду. Имя врагу – «глобальный
терроризм». Он совершил против США
«акт войны», и в силу этого, заявил
Дж. Буш, США находятся отныне в
состоянии войн. Обнародованная в 2002
году стратегия национальной безопасности
– так называемая «доктрина Буша»
– стала квинтэссенцией неконсервативной
внешнеполитической философии. Ее фундаментальным
основанием было постулирование непосредственной
связи между демократией и
безопасностью, а также оправдание
распространения демократии посредством
силовых действий для обеспечения
безопасности США.
Внешняя политика США, согласно
этой концепции, опирается на непревзойденное
американское военное превосходство
(США должны укреплять свою военную
мощь, чтобы сохранить статус единственной
мировой сверхдержавы), идею превентивной
войны (готовности наносить военные
удары до того, как в отношении
США и их союзников будут предприняты
агрессивные действия) и готовность
действовать в одиночку, если многостороннего
сотрудничества для достижения внешнеполитических
целей США оказывается невозможно
достичь. Страны, поддерживающие террористов,
по мнению американской администрации,
должны быть идентифицированы, изолированы,
а США необходимо приложить усилия,
в том числе и военные, чтобы
в них сменился правящий режим. После
смены режима США должны оказать
помощь этим государствам при создании
ими свободных и демократических
обществ. Кроме того, «Доктрина Буша»
предусматривает распространение
демократии, свободы и безопасности
на весь мир.
После терактов 11 сентября тон
администрации Буша-младшего стал еще
жестче. Задачей американской стратегии
ставилось: защищать, сохранять и
расширять «зону мира и стабильности».
Эти цели будут достигаться путем
борьбы с терроризмом и репрессивными
диктаторскими режимами; через поддержание
военного превосходства США и
развития дружественных отношений
среди ведущих стран мира; через
продвижение принципов демократии
и свободы во всем мире.
Некоторые эксперты критикуют
«Доктрину Буша» за недостаточную
проработку вопросов, связанных с
законодательным участием Конгресса,
вовлеченностью американского общества,
с подходами в отношении союзников
и противников. При этом отмечается,
по меньшей мере, четыре принципиально
новых тезиса, по сравнению с предыдущими
вариантами стратегии Национальной
Безопасности. Главными угрозами национальной
безопасности США и всей глобальной
политической системе признаются международный
терроризм и “государства-изгои».
В обозримом будущем США должны
сохранять и обеспечивать свое военное
превосходство. До этого эти злонамеренные
силы рассматривались как пешки
в большой геополитической игре
ведущих мировых держав, чьей задачей
представлялось не допустить возобновления
стратегического соперничества
на международной арене. «Доктрина
Буша» заявляет о неэффективности
стратегии сдерживания в борьбе
с международным терроризмом
и государствами, которые тайно
его поддерживают и спонсируют. В
эпоху новых неопределенных и
неожиданных угроз предпочтение
отдается упредительным и превентивным
военным акциям.
В 90-х годах ХХ века военная
стратегия и структура американских
вооруженных сил предполагали способность
ведения боевых действий на двух театрах
военных действий. В 2001 году оборонная
стратегия была подвергнута модификации,
предполагающей сдерживание противника
на четырех театрах военных действий
со способностью быстро и гарантированно
нанести поражение двум агрессорам,
одновременно контролируя общую
ситуацию.
Первое, что Соединенные
Штаты сделали сразу же после
событий 11 сентября – это добились
единодушного голосования Совета Безопасности
ООН 28 сентября 2001 года. Резолюция 1373, принятая
в соответствии с Главой VII Устава
ООН, которая наделяет Совет Безопасности
широкими полномочиями по исполнению
своих решений и делает резолюцию
обязательной для всех стран-членов
ООН, обязывает все государства-члены
Организации объявлять вне закона
финансовую деятельность «Аль-Кайды»,
обмениваться разведданными и принимать
меры по предотвращению передвижения
террористов. Хотя резолюция имеет
скорее символический, чем практический
эффект, она придает многостороннюю
легитимность возглавляемой американцами
борьбе с терроризмом. Во-вторых, 19 членов
НАТО впервые в истории альянса
прибегли к Статье V Североатлантического
договора. Статья V трактует нападение
на одно государство-член НАТО как нападение
на всех и обязывает их принимать
меры в соответствии со своими конституционными
процедурами. В итоге 16 из 19 стран
выделили военнослужащих для участия
в афганской кампании, несмотря на
то, что официально эта война не
ведется как операция НАТО.
Многие американские политологи
считают «доктрину Буша» весьма
опасной и далеко не единственной
внешнеполитической концепцией. Она
опасна, потому что игнорирует сложившуюся
систему международно- правовых отношений,
отвергает идеи и механизмы коллективной
безопасности, провозглашенной в
уставе ООН, и превращает США в
своего рода «Международный Комитет
бдительности». Этот комитет уполномочен
выступать в роли полицейского, судьи
и палача одновременно («Комитеты
бдительности» были широко известны
во времена разгула «судов Линча»
в США). Она опасна, потому что
может ввергнуть Америку в
новые войны с непредсказуемыми
последствиями и создать прецедент
для других стран, имеющих желание
использовать военную силу на чужой
территории под предлогом обеспечения
собственной безопасности и защиты
национальных интересов. Тем не менее,
администрация Буша-младшего настаивает
на внешнеполитическом курсе, в основе
которого лежат идеи американского
превосходства и исключительности.
Опросы общественного
мнения показали, что впервые большинство
американцев считают войны Джорджа
Буша на Ближнем Востоке ошибкой.
Людям кажется, что столь огромные
расходы и жизни американских
солдат были потрачены зря – ведь
и результаты этих военных кампаний,
в целом, оказались негативными.
Они считают, что новое иракское
правительство теперь ближе к
Ирану, чем к США. Они считают,
что положение нового афганского
правительства весьма шаткое, а афганская
армия инфильтрована сторонниками
Талибана, и солдаты правительственной
армии Афганистана скорее будут
стрелять в американских солдат, с
которыми работают бок о бок.
Стратегия перезагрузки.
На выборах 2008 года президентом
США был избран сенатор от штата
Иллинойс, кандидат от демократической
партии, Барак Обама. Он стал первым
в истории США президентом-афроамериканцем.
О необходимости перемен
Обама говорил ещё во время
своей предвыборной кампании. Он подчёркивал,
что в центре новой стратегии
США будут борьба с мировым
кризисом, решение иракской и афганской
проблем, продолжение борьбы за нераспространение
ядерного оружия и обеспечение энергетической
безопасности. В своей предвыборной
программе демократ Барак Обама
занимал умеренную позицию. Он выступает
за использование многосторонних подходов
в расширении числа демократических
государств, используя концепции
прагматизма, «нового атлантизма»
и глобализма.
Можно выделить несколько
первостепенных положений, на которых
базировалась американская внешняя
политика Обамы.
1) Внешняя политика должна
способствовать усилению американского
глобального лидерства. При этом
США следует играть роль положительной
силы в мире, постоянно доказывая
это на практике, будь то в
борьбе с глобальным потеплением
или в стремлении расширить
возможности для прогресса и
процветания людей в других
странах. Чтобы продвигать свои
интересы по всему миру, Америка
должна быть примером последовательного
соблюдения определенных правил,
а ее лидерство базироваться
не на указах, а на примере.
Интересы страны должны совпадать
с моральными обязанностями. При
этом Америка, благодаря своему
статусу, по-прежнему несет огромную
ответственность в отношении
всего человечества, а ее интересы
носят глобальный характер.
2) Америка будет бороться
с глобальными угрозами совместно
с другими странами, потому что
США и все остальные государства
находятся во взаимной зависимости
друг от друга. Америка не
может решать глобальные проблемы
в одиночку, но и другие страны
не смогут их решить без
участия Америки. Безопасность, жизнеспособность,
лидерство США в современном
мире напрямую зависят от того,
что они признают непреодолимый
факт своей взаимозависимости.
А поэтому, чтобы быть эффективным
в решении глобальных проблем,
необходимо строить мир с большим
количеством партнеров и меньшим
количеством противников. Лучший
способ продвижения американских
интересов по сокращению глобальных
угроз – принимать такие внешнеполитические
решения, которые опираются на
предельно широкую поддержку
других участников международных
отношений.
3) Внешняя политика должна
руководствоваться «умной силой»
(smart power). Под этим понимается применение
комплекса средств, которые имеются
в распоряжении государства, –
дипломатических, экономических,
военных, политических, юридических
и культурных. Америке надлежит
элементарно выбирать правильное
средство или комбинацию средств
для каждой ситуации индивидуально.
Применение «умной силы» означает
то, что дипломатия, а не угрозы
использования военной силы или
однобокие действия, находится в
основе внешней политики. Тем
не менее, военная сила иногда
бывает необходимой, и Америка
будет прибегать к ней, чтобы
защитить своих граждан и свои
интересы тогда, когда в этом
будем необходимость, но только
в качестве последнего средства.
4) США будут использовать
ООН и другие международные
организации, когда это является
необходимым и возможным.
Значит, американская исключительность
и, как результат, стремление к моральному
лидерству в мире останутся идеологической
основой внешней политики США, и
новая администрация в этом отношении
не будет отличаться от предыдущей.
Изменится только инструментарий для
реализации этой исключительности. Политика
силы, как предполагается, уйдет
на второй план, и ее место займут
дипломатия и опора на надежные и
долговременные союзы.
Основы доминирования
США.
Важнейшей составляющей доминирования
в нем США является их финансово-экономическое
лидерство. Так, ВВП Соединенных
Штатов составляет около 9 трлн. долларов,
что больше, чем ВВП Китая, Японии,
ФРГ, Франции и Великобритании вместе
взятых, и более чем в 20 раз
превышает соответствующие показатели
России. Торговля на мировых рынках
приносит США более 10 % ВНП. Во многих
отраслях индустрии на США приходится
почти 50 % мирового рынка, а на их население,
составляющее неполные 5 % населения
Земли, – до трети мировых ресурсов
и богатств. Значительна и военная
составляющая мощи Америки, на долю которой
приходится 50 % всех мировых военных
расходов. Сегодня ни одно государство
не может сравниться с Соединенными
Штатами по совокупным параметрам мощи,
и лишь некоторые могут составить
конкуренцию хотя бы по одному из них.
Сегодня Америка в военной
области превосходит десять следующих
за ней по шкале мощности государств.
Мир вынужден приспосабливаться
к американскому могуществу, помноженному
на главенство в Североатлантическом
союзе (НАТО) и союзе с Японией.
Президент Клинтон заявил
в 1993 году, что, на его взгляд, мировая
экономика изменилась таким образом,
что связи между внутренней и
внешней политикой сделались
неразделимыми. Он имел в виду, конечно,
тот факт, что американский геополитический
экспансионизм и захват новых
рынков ныне приравнены к внешней
политике открытых дверей, а экономическое
империалистическое обогащение и процветание
отождествляются с внутренней политикой,
и, таким образом, внешняя и внутренняя
политика неотделимы и нераздельны
друг от друга.
Другой опорой США служит
НАТО. С одной стороны, Североатлантический
союз является первичным инструментом
контроля над Западной Европой, геополитического
экспансионизма и захвата других стран,
с другой – обслуживает местные экономические
нужды, создавая новые рынки и содействуя,
таким образом, обогащению США. Экспансионизм
и экономическое процветание взаимосвязаны.