Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:26, реферат
Государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 г., обладал внутренней неустойчивостью как в конституционном, так и в социально-политическом отношении. Конституционно республика основывалась на взаимоисключающем положении законодательной власти и правительства – Директории. Борьба между ветвями власти была изначально предопределена. К тому же сам по себе орган, тяготевший к правительственной диктатуре. Директория была построена по псевдовыборному принципу. Социально-политически термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения и даже мятежей «левых якобинцев» и новых радикалов, боровшихся с «предателями народа», а другой – возрождение монархических стремлений в обществе.
Высшие чиновники были верными слугами государства, и режим черпал из государственного аппарата политический персонал, подбирая из них депутатов и министров. Политическая лояльность высшей бюрократии была необычайно высокой. Так, выпускники Политехнической школы участвовали в подавлении восстания парижских рабочих в июле 1848 г . и в разгроме Коммуны. Несмотря на внедрение конкурсной системы, высшая администрация формировалась практически полностью из привилегированных слоев общества. С 1830 по 1848 гг. только 1% студентов Политехнического института был представлен выходцами из семей рабочих и крестьян. Доля представителей крупной буржуазии среди ее выпускников постоянно росла: с 56% в 1848 г . до 61% в 1880 г . В годы Второй империи (1851—1876) 95% директоров отделов министерств, 82% префектов, 87% государственных советников вышли из буржуазии или аристократии. Даже в годы Третьей республики (1871—1940) демократизация не затронула высшую бюрократию: из 546 членов «больших корпусов» лишь 10% вышли из «народных классов» и мелкой буржуазии 43 .
С помощью целенаправленной
социальной селекции и политического
контроля правящий класс Франции
не допускал в бюрократическую элиту
выходцев из народа. В XIX веке на вступительном
конкурсном экзамене приемная комиссия
обращала особое внимание на общую
культуру кандидата, его знание классических
предметов (и в первую очередь, латыни).
Профессия чиновников стала наследственной:
сыновья приходили на смену отцам.
Например, в 1840 г . 68% членов Государственного
совета были сыновьями крупных чиновников;
в 1852 г. приблизительно 16% префектов
были сыновьями префектов и
Во время вступительного конкурса кандидат должен был представить соответствующие рекомендации, а при назначении на должность широко использовались родственные связи, обмен услугами, взятками. В личном деле чиновников не только значились их профессия, профессиональные заслуги, но и давалась характеристика их социального поведения. Все это закономерно привело к первому кризису французской бюрократии в период июльской Монархии (1830—1848). Французские политологи считают, что кризис был вызван произволом администрации при наборе чиновников на государственную службу, непотизмом, политическим фаворитизмом, отсутствием правовых гарантий чиновников, низкими окладами рядовых служащих, резкой диспропорцией между жалованьем высших и низших чиновников, доходящей до соотношения 20:1.
Среди высших французских чиновников во времена правления Луи Филиппа появились требования внести в госаппарат принципы «меритократической системы». Речь шла о создании политически нейтральной бюрократии, о повсеместном введении системы конкурсов, чтобы назначать на государственные посты наиболее способных чиновников. Государственным служащим вменялось в обязанность проявлять сдержанность в частной жизни и хранить административные тайны. Считалось, что не нужно лишать чиновников права выражать свои взгляды, но им не стоит вступать в полемику по вопросам, затрагивающим работу. В некоторых учреждениях того времени чиновникам запрещалось покидать свое рабочее место, читать газеты или иностранные книги на работе.
Во второй половине XIX века
занятие должности в
Понижение уровня подготовки
чиновников, увеличение численности
госаппарата, феминизация некоторых
видов деятельности административно-
Рассмотрим организацию
основных уровней административно-
Специалисты, которые пришли к власти в 1981 г., провели подлинную децентрализацию во Франции. Часть полномочий экономического и социального планирования была передана от центральной администрации регионам. Налогообложение, образование, здравоохранение и экономическое развитие стали сферой полномочий администрации в 22 регионах и 96 департаментах. Закон 1982 г. переименовал назначаемых Парижем префектов в специальных уполномоченных Республики, их власть стала немного больше, чем власть полиции или пожарной охраны. Тем самым Франция после пяти веков неуклонной централизации пустилась в обратный путь. Действующее сегодня во Франции законодательство о гражданской службе есть итог реформ, которые начались сразу же после освобождения страны после второй мировой войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, но в строго юридическом смысле оно значительно уже. По существу, оно относится только к служащим гражданской (публичной) службы. Понятие «чиновник» и «государственный служащий» не различаются. «Закон об общем статусе чиновника» действует с 1946 г. Он регламентирует структуру гражданской службы и систему оплаты труда чиновников. В 1959 г. Ордонанс внес незначительное число поправок в основной закон, но все они направлены на то, чтобы усилить иерархическое подчинение чиновников власти.
Закон 1946 г. ввел в систему
гражданской службы понятие «кадр»,
означающее объединение всех должностей,
занятых гражданскими служащими
одинакового ранга. Другими словами,
это понятие охватывает положение
группы людей, занимающих аналогичные
должности. Во Франции существует кадр
директоров, куда входят директора
всех департаментов, кадр контроля, который
объединяет всех инспекторов, и т.д.
Помимо этого существует также понятие
«класс чиновников». Всего классов
четыре, в понижающемся иерархическом
порядке они обозначены буквами
А, В, С и D . На класс А возлагаются
функции выработки
Ни закон 1946 г., ни ордонанс
1959 г. не охватывают всю гражданскую
службу Франции. Установленный ими
статус чиновника не применяется
к нескольким категориям государственных
служащих: судьям, военным, сотрудникам
государственных служб
Согласно законодательству,
лицо не может быть назначено на
гражданскую должность: 1) если не имеет
французского гражданства; 2) не обладает
гражданскими правами и не удовлетворяет
требованиям хорошего морального поведения;
3) нарушает законодательство о военной
службе. Последнее требование на практике
сводится к следующему: кандидат должен
либо завершить свою военную службу,
либо быть освобожден от нее. Теоретически
отбор кандидатов на должности производится
на основе единого критерия — способности
выполнять возложенные на них
обязанности. Это определяется оценкой
профессиональной квалификации. Существует
инструкция 1946 г., устанавливающая круг
обязанностей и утверждающая необходимый
образовательный уровень для
каждого класса. Конкурсные экзамены
в класс А направлены на выявление
обширных общих и технических
знаний и должны оставить уверенность
в том, что кандидат имеет достаточные
интеллектуальные способности и
твердый характер. Необходим также
диплом об окончании высшего учебного
заведения. Кандидат для поступления
в класс В должен уметь определять,
оценивать и разрешать со ссылкой
на законодательство деятельность лиц,
находящихся под его
Конкурсные экзамены в класс С (члены которого заняты техническим исполнением) призваны выявлять именно исполнительско-технические навыки, способность к личной инициативе здесь не требуется.
Для замещения должностей класса D подходят работники, не обладающие специальной профессиональной квалификацией, поэтому конкурсные экзамены в этот класс не выходят за пределы программы. Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Конкурс включает письменный и устный экзамены. Во время письменного экзамена строго соблюдается принцип анонимности. Письменный экзамен может принимать самые различные формы: задание может состоять в редактировании текста, подготовке определенного досье и т.п. На устном экзамене оценивается общая культура кандидатов, их специальные знания, а также способность логично излагать свои мысли. Иногда кандидаты подвергаются тестированию.
Во Франции существуют
два типа конкурсов: внешний и
внутренний. На внешних конкурсах
производится набор новых чиновников,
внутренние конкурсы проводятся для
продвижения части чиновников по
иерархической лестнице. Главным
принципом отбора на конкурсе являются
не профессиональные качества претендентов,
а общая эрудиция и элегантность
стиля изложения, в основе которых
должно быть классическое гуманитарное
образование. Следует подчеркнуть,
что в отличие от США и Германии,
где господствует концепция специализации
служащего в госаппарате, во Франции
(и Великобритании) превалируют положения
о необходимости широкой
Внутренний конкурс является лишь одним из средств продвижения. В соответствии с общим статусом продвижение чиновника во Франции включает продвижение по ступеням и повышение в чине. Продвижение по ступеням выражается в увеличении жалованья в зависимости от стажа работы чиновника и полученных им оценок. Повышение в чине может осуществиться двумя путями. Во-первых, по выбору, путем внесения чиновников в ежегодный список повышения, составляемый после получения мнения административной паритетной комиссии на основании полученных чиновником ежегодных оценок с учетом выслуги лет. Во-вторых, на основе профессионального отбора, проводимого с помощью специального экзамена.
Таким образом, основным элементом
бюрократической карьеры во Франции
(как и в Германии) является гарантия
медленного, но верного продвижения
по выслуге лет или по старшинству
пребывания в данном учреждении. Этот
принцип почти полностью
Наряду с обычным порядком
продвижения по службе во Франции
существует и исключительный порядок,
цель которого — ускоренное повышение
в классе или в ранге внутри
класса особо выдающихся чиновников.
Установление такого порядка продвижения
позволяет усилить влияние
Как в других развитых странах,
во Франции существует институт «политических»
чиновников. Они пользуются всеми
привилегиями чиновников, но не связаны
с иерархической системой административно-
К политическим назначениям относятся должности директоров и членов министерских кабинетов, директоров административных департаментов, генеральных комиссаров, генеральных секретарей департаментов. Назначение всех этих лиц производится либо решением правительства, либо заинтересованного министра. По существующей системе эти лица уходят в отставку вместе, с правительством. Таким образом, французское чиновничество представляет собой «многослойный пирог», в котором каждый слой поддерживает вышестоящий и давит на нижестоящий. В этом пироге исключительное место занимает верхняя группа элита гражданской службы, высшие административные и политические чиновники. Во Франции высший корпус представляет подлинно замкнутую группу, члены которой являются выходцами из одних и тех же учебных заведений. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее число этих людей лично знакомы друг с другом и говорят на одном и том же не только политическом, но и бытовом языке. Все это делает французский высший корпус чиновников почти семейной организацией, интеграция которой достигается без особых формальностей.