Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:26, реферат
Государственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 г., обладал внутренней неустойчивостью как в конституционном, так и в социально-политическом отношении. Конституционно республика основывалась на взаимоисключающем положении законодательной власти и правительства – Директории. Борьба между ветвями власти была изначально предопределена. К тому же сам по себе орган, тяготевший к правительственной диктатуре. Директория была построена по псевдовыборному принципу. Социально-политически термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения и даже мятежей «левых якобинцев» и новых радикалов, боровшихся с «предателями народа», а другой – возрождение монархических стремлений в обществе.
Особое место в создании высших кадров государственного аппарата занимает Национальная школа администрации (Эколь Насьональ д'Администрасьон — ЭНА). В это элитарное учебное заведение принимаются лица с высшим образованием не старше 26 лет и государственные служащие не старше 30 лет, имеющие стаж практической работы не менее 5 лет 59 . Чувство солидарности среди бывших учеников ЭНА очень развито: министр, закончивший в свое время эту школу, будет стремиться набирать своих сотрудников среди бывших однокурсников. Высший корпус ограничивает свой численный рост путем жесткого отбора. Так, Инспекция финансов ежегодно берет из ЭНА только 3—4 человека. В этом проявляется забота не только о своей компетентности, но и о своем престиже, важнейшим средством сохранения которого считается ограниченное число лиц.
Членство в замкнутой высшей группе трансформируется в должностное положение и должностной оклад. Как заметил Ж.К. Тоенин, «все, что происходит в группе, и сама группа нуждается только сама в себе». Мишель Крозье в своей книге «Феномен бюрократии» пишет о том, что основная масса чиновников не разделяет взглядов элиты и не понимает ее, что ведет к большей разобщенности французского чиновничества в целом.
В 70—80-е годы правительство
левых сил пыталось бороться с
элитарностью высшего административного
аппарата. Министр публичной службы
и административных реформ Ле Пор в
своих выступлениях указывал на необходимость
устрашения существенного неравенства
в составе учащихся ЭНА. В 1981 г. в этой школе
дети рабочих составляли лишь 3% общего
числа учащихся. Ле Пор был убежден, что
верхние слои государственных служащих
«должны отражать социальную реальность
нации». Но на практике в последнее десятилетие
мало что изменилось в структуре административно-
Определенный интерес представляет французская правовая доктрина в отношении политической деятельности государственных служащих. Благодаря Общему статусу французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие других западноевропейских стран и США. Например, западногерманское, американское и английское право предполагает обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря, административное право этих стран регулирует не только профессиональную деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может фигурировать никакое упоминание о его политических, философских или религиозных взглядах.
Французская правовая доктрина
исходит из принципа общей лояльности
чиновника по отношению к государству.
Но эта лояльность носит пассивный
характер, она не требует активного
выражения — вступления в правящую
партию или поддержки
Декларируя свободу
Следует особо подчеркнуть, что Франция является практически первой страной, утвердившей систему административной юстиции. Такая система сложилась здесь на основе реформ 1953-1963 гг. Основным звеном французской административной юстиции является Государственный совет, председателем которого по праву является премьер-министр, а заместителем министр юстиции. Действительное председательствование в Государственном совете осуществляет его вице-председатель. Государственный совет орган, полномочия которого носят как административный, так и судебный характер.
Административные полномочия
Государственного совета состоят в
праве давать заключения, предназначенные
для администрации. В частности,
Государственный совет может
вынести решение о
Во Франции существует
также институт посредника, как бы
дополняющий систему контроля за
административно-
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВО ФРАНЦИИ
3.1 Законодательная основа госслужбы во Франции
Французское законодательство
достаточно полно и четко регулирует
организацию государственной
Декларация прав человека
и гражданина провозглашает принцип
равного доступа граждан к
публичной службе (ст. 6), а Преамбула
Конституции 1946 г. – свободное определение
условий труда и право на забастовку.
Отдельное место в механизме
нормативно-правового
Различают общий, особые и
специальные статуты. Общий статут
публичной службы применяется ко
всем чиновникам. Его положения содержатся
в четырех законах: Закон от 13
июля 1983 г. о правах и обязанностях
чиновников; Закон от 11 января 1984 г.,
содержащий положения статута о
центральной публичной службе; Закон
от 26 января 1984 г., содержащий положения
о местной публичной службе; Закон
от 6 января 1986 г., содержащий положения
статута о государственной медицинской
службе. Кроме того, существуют и особые
статуты, регламентирующие специфику
применения общего статута к служащим,
входящим в определенный штат (корпус)
чиновников). В них, как правило, фиксируются
функциональные обязанности служащих,
условия и порядок принятия на службу,
продвижение по службе и присвоение соответствующих
чинов и рангов. Особые статуты принимаются
декретом Государственного совета после
консультации с Высшим советом центральной
государственной службы. Ряд принципиальных
положений, касающихся государственной
службы, содержится в решениях Конституционного
совета.
3.2 Понятие и категории государственных служащих.
Во французском
По французскому праву чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии. Госслужащий понятие более широкое: это лицо, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все чиновники госслужащие, но не все госслужащие чиновники. Если чиновник по определению связан с госслужбой на всю профессиональную жизнь фактом включения его в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих рассматриваются как люди временные или, во всяком случае, не до конца интегрированные в систему. К таким категориям относятся:
3) Помощники-служащие, нанятые без контракта, т.е. односторонним решением администрации для выполнения временной работы;
Таким образом, правовая доктрина
и административная практика различают
понятия "служащий" и "чиновник".
Правовое положение чиновника
Важным понятием является штат (корпус) – объединение чиновников, выполняющих примерно одинаковую работу (гражданские администраторы, инспекторы казначейства, учителя и др.). В системе центральной госслужбы Франции существует около тысячи штатов (корпусов). В зависимости от выполняемых функций и условий поступления на госслужбу чиновничество внутри штата (корпуса) подразделяется на четыре категории: A, B, C, D. Каждая определяется уровнем найма и характером исполняемых функций.
Высшая – A – объединяет штаты чиновников с магистерской степенью, выполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы и пр.). В категорию B входят чиновники среднего звена, имеющие диплом бакалавра или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.). Последующие две категории охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория D постепенно сокращается.
Как правило, вся карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую, скорее, исключение. Каждой категории соответствует индексированная классификация, определяющая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников.
Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги – основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу право на занятие ряда соответствующих рангу должностей, является для чиновника важной гарантией стабильности его положения, его защитой от превратностей административной жизни. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов.
Должность – понятие, отдельное от ранга. Это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган самостоятельно назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу. Каждому рангу соответствует ряд должностей.
3.3 Процесс службы конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы
Принцип равного доступа,
закрепленный в Конституции, предполагает
запрет любой дискриминации на основании
пола, убеждений или взглядов кандидата.
Однако этот принцип не является абсолютным.
Если кандидат выражает несовместимые
с должностью, на которую он претендует,
взгляды, это служит основанием для
отклонения его кандидатуры. В целом
же Закон устанавливает пять условий
допуска: наличие французского гражданства,
обладание политическими
Допуск к государственной службе определяется принципом равенства, закрепленном в статье 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которой все граждане «в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо иных различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами». Законодательно запрещается дискриминация при приеме на службу по признакам пола. Предпочтение при приеме на службу мужчинам или женщинам делается только исходя из специфики службы. На основании принципа свободы мнения и совести, провозглашенного Декларацией прав человека и гражданина, не допускаются ограничения при допуске к государственной службе по мотивам политического, философского или религиозного характера. Кроме того, особые статуты, конкретизируя общий статут, могут содержать особые условия приема на службу в конкретный персонал. Как правило, они касаются возраста, образования и стажа службы. Что касается возраста, то обычно закрепляется максимальный возраст. Применительно к служащим категории A он составляет обычно 35 лет, категорий B,C и D – 45 лет.