Государственные реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение характера государственных реформ Петра отвечает цели данной работы.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
•Выявить причины образования абсолютной монархии в России и определить ее особенности;
•Рассмотреть реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии;
•Изучить реформы местного и городского управления;
•Изложить положения военной реформы;
•рассмотреть вопросы, касающиеся изменений в судебной системе и судопроизводстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…..4
1.Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности…..…5
2.Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии…………………………………………………………………………….9
3.Реформы местного и городского управления……..…………………………….13
4.Военная реформа……………………………………...…………………………..16
5.Суд и процесс…………..………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I курсовая.docx

— 68.08 Кб (Скачать файл)

В России, находившейся вдали  от мировых морских торговых путей (а длительное время вообще не имевшей  выхода к морю), городское население  к началу XVIII в. не превышало 3,2 % от общей  массы населения. И буржуазия  возникала при активной поддержке  абсолютистской власти, заинтересованной в создании и развитии промышленности, прежде всего в интересах снабжения  армии и флота артиллерией  и иным вооружением и боеприпасами. Поэтому ни о каком противостоянии буржуазии дворянству в XVIII и даже в XIX вв. и речи быть не могло. Российская буржуазия стала заявлять о своих  претензиях на участие во власти лишь в начале XX века.

Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в  социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя  и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма  совпадает с окончательным юридическим  закреплением крепостного права. Но это не означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Вовсе нет. Во-первых, ему приходилось учитывать и  интересы купечества, заводчиков, фабрикантов. Во-вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и т.д.). В третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный характер, и абсолютизм в России на определенном этапе его развития (в XVII - XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и даже пользовался определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства, которое объединяла общая православная религия и общая вера в доброго царя, окруженного «злыми боярами».

Ранняя форма абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к решению указанных  выше внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, «всевидящее око» - тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования.

Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ: ЦАРСКАЯ  ВЛАСТЬ, СЕНАТ, КОЛЛЕГИЯ.

 

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).

Установление абсолютизма  в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет  обуславливали необходимость перестройки  всего государственного аппарата, поскольку  доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная  администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший  в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все  государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система  новых центральных и местных  органов.

После прекращения созывов  Земских соборов Боярская Дума оставалась по сути единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых  органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.

Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII века: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.7

Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил Сенат в качестве временного учреждения. В указе Петра  I об учреждении Сената говорится: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления…».8 Всем лицам и учреждениям велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он осуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата, контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Связь с губерниями и руководство губернаторами Сенат осуществлял через двух комиссаров, выделенных от каждой губернии. Комиссары подавали запрашиваемые от губерний сведения, получали сенатские указы для последующей отправки в губернии.

Одновременно с Сенатом  Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. В указе Петра I Сенату говорится: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також - в зборе казны и протчего. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу». С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали должностные инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения - губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями — была проведена в 1718—1721 гг. К концу XVII века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Эту громоздкую и нестройную систему заменили 13 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали тоже три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей — Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. В связи с ликвидацией поместной формы землевладения функции Вотчинной коллегии стали иными: она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.9

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат  и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708—1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские  избы как органы местного городского самоуправления были ликвидированы. Перед  Главным магистратом, учрежденным  в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтоб он «сию (всего российского  купечества) рассыпанную храмину  паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа  «дельных и лучших в купечестве»  горожан.10

Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К первым относились купцы  и цеховые ремесленники, ко вторым — «подлые» люди, живущие в наймах и в черных работах, то есть обездоленная масса городского населения, лишенная права участвовать в выборах  органов городского самоуправления. Регулярные граждане в социальном отношении  резко отличались друг от друга. Фактическая  власть в Главном магистрате и  городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских  магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права  купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Организация Синода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший правительствующий Синод  по образцу светских коллегий состоял  из назначенных царем представителей духовенства, контроль за их деятельностью  осуществлял обер-прокурор Синода.

Особое место среди  центральных учреждений занимал  Преображенский приказ — карательное  учреждение, возникшее еще в конце  XVII века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались  большинством голосов ее членов в  составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех  асессоров.

Коллегии располагали  не только административными правами  в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением  политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали  городовые магистраты и Главный  магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они  же разбирали взаимоотношения мануфактуристов  и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные военнослужащими сухопутной армии, и т. д.11

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация.

Порядок рассмотрения дел  в коллегиях был разработан Генеральным  регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий выработала свой особый регламент  с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены, помимо других специалистов, также и иностранные правоведы, был учтен опыт государственных  учреждений Швеции и Дании. Шведские регламенты, использованные в качестве образцов, подверглись существенной переработке и дополнениям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».12

С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права  и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената «повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили». В подчинении прокуроров и генерал-прокурора находились канцелярии коллегий и Сената. Этим самым прокуратура имела возможность наблюдать, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись». Генерал-прокурор назван Петром I «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы.13

К 1719 г. изменилась также  структура областной администрации. Вместо губернии основной единицей административного  управления стала провинция. Их было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом  и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Информация о работе Государственные реформы Петра 1