Государственные реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение характера государственных реформ Петра отвечает цели данной работы.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
•Выявить причины образования абсолютной монархии в России и определить ее особенности;
•Рассмотреть реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии;
•Изучить реформы местного и городского управления;
•Изложить положения военной реформы;
•рассмотреть вопросы, касающиеся изменений в судебной системе и судопроизводстве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…..4
1.Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности…..…5
2.Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии…………………………………………………………………………….9
3.Реформы местного и городского управления……..…………………………….13
4.Военная реформа……………………………………...…………………………..16
5.Суд и процесс…………..………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I курсовая.docx

— 68.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

Коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В  отличие от XVII в. с его дробным  управлением, когда уезды, отдельные  города, а иной раз волости и  отдельные слободы непосредственно  подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное  деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские  державы, как, например, Францию, где  новое административное деление  было введено лишь после буржуазной революции.

В период до 1708 г. в системе  местного управления происходили незначительные изменения  - в 1702-1705г.г. местные дворяне  были привлечены к воеводскому управлению.

 В 1708 –1710 гг. правительство  провело областную реформу. Ее  сущность состояла в том, что  между уездами, ранее непосредственно  подчинявшимися центру, и приказами  появились промежуточные административные  единицы — губернии и провинции.  Страна была разделена на восемь  губерний (Московская, Ингерманландская,14 Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Разделение страны на губернии было законодательно закреплено в указе об учреждении губерний (1709 г.). «Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним расписать города…».15 В подчинении губернаторов находилось четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комендант возглавлял военное ведомство; обер-комиссар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлял судебными делами. Губернии делились на провинции, а последние — на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода сборами и налогами, а также поборами в свою пользу.

В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Смысл реформы состоял  в том, чтобы перенести центр  тяжести в управлении на места. При  огромных расстояниях в нашей  стране и средствах сообщения  того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия – эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа  проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов  по губерниям и провинциям. С этого  периода деление на провинции  вводится на территории всей страны. Провинция  становится основной единицей областного управления.

Губернии делились на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В  пограничные провинции назначаются  также губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами  остается командование войсками, общий  надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат  управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.

Провинциальные воеводы  подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они  были независимы от губернаторов. Воеводы  занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация  провинций назначались Сенатом  и подчинялись непосредственно  коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Провинции в свою очередь  были разделены на дистрикты, управлявшиеся  земскими комиссарами.

Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло  как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения  чрезмерно больших губерний. В  результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось  уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа  губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению  в принципе провинций, созданных  в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в  некоторых губерниях провинции  сохранились.

Началом реформы городского управления можно считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам).

Целью реформы являлось улучшение  условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению  городского управления от органов местной  администрации, в городах стали  формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все  городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало  делиться на регулярных граждан и  «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;

вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся  в наймах, в черных работах и  тем подобные») выбирал своих  старост и десятских, которые  могли доносить магистрату о своих  нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались  цеховые организации, в которых  состояли мастера, подмастерья и  ученики, руководимые старшинами.

Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали  поголовной проверке с целью выявления  среди них беглых крестьян и возвращения  их на прежние места проживания.

Деление на гильдии оказалась  чистейшей формальностью, так как  проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены  гильдий и лиц, не имеющих к  ним отношения.

Появление гильдий и  цехов означало, что корпоративные  начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

Вместе с тем, деятельность органов городского управления в  значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и  торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в  провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов  высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался  и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности  магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

Областная реформа внесла существенные изменения в организацию  центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции  перешли в ведение областной  администрации, исчезли областные  приказы (Казанского дворца, Сибирский).

Итоги реформирования органов  власти и управления можно назвать  противоречивыми. К его положительным  результатам можно отнести отмирание  сословно-представительных органов  управления (Земские соборы, приказы). С другой стороны, реформы тормозились  отсутствием должных форм контроля соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

 

Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются  первые рейтарские и солдатские полки  нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще  сравнительно немного, и основу вооруженных  сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную  форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся  им льготы по торговле и на занятие  ремеслом, поэтому были привязаны  к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли  явиться надежной опорой дворянскому  правительству. Не могли они также  и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения  внешнеполитических задач/

 До Петра армия  состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных  полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, а также состоящие из  добровольцев полки «нового строя»). Но численность полков нового  строя была относительно невелика, а стрелецкое войско ни по  своему социальному составу, ни  по своей организации не могли  являться достаточно надежным  орудием решения внутренних и  внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной Ее ядром стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских  полков, кадры готовились также в  бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах  и инженерных школах (1709 г.) и Морской  академии (1715 г.). Практиковалась также  посылка молодых дворян для обучения за границу.

После начала Северной войны  Петр I ввел новый, поистине революционный для того времени принцип комплектования армии рядовым составом - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.

Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные  внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия. Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным  городам областей, из которых они  комплектовались.

Регулярная армия содержалась  полностью за счет государства, одета  была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами (ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали).

Общая численность полевой  армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме  того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе  нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские  полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Петр I по праву считается и создателем российского военно-морского флота. Первый русский император так характеризовал значение флота для государства: «Всякий патентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет»16. Российский военный флот, также как армия, комплектовался из призываемых рекрутов.

С завоеванием Прибалтики флот получил  удобные незамерзающие порты. Для  обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также  части морской пехоты.

 Первое боевое крещение российского  флота приходится на время  Азовских походов 1695-1996 гг. Но  попытка Петра создать в короткий  срок на Черном море большой  корабельный флот не увенчалась  тогда успехом. Вынужденный заключить  мир с Турцией, Петр начал  Северную войну за берега Балтики,  и основное его внимание переключается  на создание Балтийского флота

Информация о работе Государственные реформы Петра 1