Государственный строй Польши в межвоенный период 20– 30-е гг XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей Конституции Польской республики, принятой 17 марта 1921 г. и Конституции Польской республики, принятой 23 апреля 1935 г.
Задачи данной курсовой работы:
- выявить сущность государственного строя Польши в межвоенный период;
- охарактеризовать Конституции 1921 г. и 1935 г.;
- проанализировать изменения в государственном строе Польши в соответствии с Конституциями 1921 г. и 1935 г.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Государственный строй Польши в межвоенный период 20-е – 30-е гг XX в 6
1.1. Общая характеристика положения Польши в межвоенный период………...6
Политическое и социально-экономическое развитие Польской республики.
1.2. Государственный строй Польши в межвоенный период Становление государственного устройства Польши.…………………………………………..9
Глава 2. Конституции Польской республики 1921г. и 1935 г.: сравнительный анализ 15
2.1. Характеристика Конституции Польской республики, принятой в 1921 г……………………………………………………………………………………..16
2.2. Особенности Конституции Польской республики, принятой в 1935 г……………………………………………………………………………….…….20
2.3. Конституция 1921 г. и Конституция 1935 г.: сравнительный анализ……22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Остановимся подробнее  на основных характеристиках государственного строя с целью дальнейшего выявления государственного строя Польской республики в межвоенный период.

Государственный строй каждой страны характеризуется  формой правления и государственно-территориального устройства.

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве. [8, c. 89]

Существуют  две основные формы правления: республика и монархия.

Республика  — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная  власть принадлежит парламенту, который  является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические и буржуазные. Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. В республике источником власти является народное большинство, и высшие органы власти формируются народом. Выделяют три вида республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Монархия —  форма правления, при которой  верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. [2, c. 167]

Основными формами  государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма  и федеративная. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая  форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной.

Федеративное (от лат. foederatio — союз) государство —  форма государственного устройства, при которой наряду с едиными  законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д.), как правило, имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также собственную конституцию.

Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация. Она, как правило, образуется для достижения весьма ограниченных целей (военных, внешнеполитических или каких-либо других). [8, c. 99]

Рассмотрев  общие характеристики государственного строя, следует приступить к выявлению сущности государственного строя непосредственно Польской республики.

 В соответствии со статьей 1 Конституции Польши 1921 г. польское государство являлось республикой. Статья 2 Конституции гласит о том, что народными органами в области законодательства являются сейм и сенат (нижняя и верхняя палаты парламента соответственно), в области исполнительной власти – президент республики совместно с ответственными министрами, в области отправления правосудия – независимые суды. [5, c. 202] В Конституции отмечено, что исполнительная власть принадлежит правительству, данная черта присуща демократическому государству. Следует отметить, что в Конституции 1921 г. четко выражен принцип разделения властей, который признан атрибутом правового демократического государства. Государственная власть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Право законодательной  инициативы принадлежит правительству и сейму, что не совсем подтверждает демократичность Польского государства, т.к. из определения республики следует, что высшая законодательная власть должна принадлежать парламенту. Тем не менее сейм являлся выборным органом. Согласно статьи 11 Конституции сейм составляется из депутатов, избираемых на 5 лет, считая со дня открытия сейма, всеобщим, тайным, прямым, равным и пропорциональным голосованием. [5, c. 204] В соответствии со статьей 36 Конституции Сенат состоит из членов, избранных в каждом воеводстве путем всеобщего, тайного, прямого, равного и пропорционального голосования. [5, c. 209]

На основании положений Конституции можно сделать вывод, что Польская республика являлась парламентской республикой. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. [2, c. 109]

Польша в межвоенный период являлась буржуазной республикой. Буржуазная Республика - это государство, в котором действительная власть принадлежит эксплуататорскому меньшинству, осуществляющему диктатуру над трудящимися. [8, c. 209] Согласно Конституции отсутствуют данные о буржуазии и рабочих, но фактически действительная власть принадлежала диктаторскому большинству. Сборник конституций «Конституции буржуазных стран», изданный в 1935 г., четко указывает на характер Польской республики.

Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией, т.е. президент Польской республики избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сейма и сената, соединенных в национальное собрание (специальной избирательной коллегией). [7, c. 210]

В республиках источником власти является народ, и высшие органы государственной власти формируются народом. В соответствии со статьей 2 Конституции верховная власть в Польской республике принадлежала народу. [5, c. 202]

В соответствии со статьей 3 Конституции Польская республика, основывая свое устройство на принципе широкого территориального самоуправления, отводит представительствам, в особенности в делах администрации, просвещения и хозяйства собственную сферу уставной деятельности. [5, c. 203] Данная статья свидетельствует о том, что в Польской республике действовала такая форма государственного устройства как унитарное государство. Не смотря на то, что действовал принцип широкого территориального самоуправления, на административные единицы распространялась единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладали исполнительной властью, но не законодательной.

В административном отношении польское государство разделено в законодательном  порядке на воеводства, уезды и  общины городские и сельские, которые одновременно являлись и единицами территориального самоуправления. Отдельные самоуправляющиеся единицы могли объединяться в союзы для осуществления задач, входящих в круг деятельности самоуправлений. [7, c. 17]

Можно сделать вывод, что единицы  территориального самоуправления наделялись широкими функциями территориального самоуправления с целью эффективного управления государством.

С принятием Конституции 1935 г. появились  некоторые отличия в правовом положении Польши.

В соответствии с Конституцией Польша являлась республикой. Но, по сравнению с формулировками предыдущей конституции, отсутствует определенная статья, указывающая на форму правления  в государстве. Лишь название Польской республики закреплено  в названии конституции – Конституция Польской республики, в названии первой главы Конституции – Польская республика, а также в последующих статьях. Во главе государства стоит президент республики. с226  Законодательная власть принадлежала правительству и сейму. Законодательная инициатива в вопросах бюджета, призывного контингента и ратификации международных отношений принадлежит исключительно правительству. [5, c. 234]

Согласно статьи 32 Конституции  сейм составляется из депутатов, избираемых на 5 лет, считая со дня открытия сейма, всеобщим, тайным, прямым, равным и пропорциональным голосованием. [5, c. 231] с 231

Сенат составляется из сенаторов, из которых 1/3 призывается президентом  республики, а 2/3 избираются.

Исполнительную  власть осуществляло правительство.

На основании статьи 2 указано, что во главе государства стоит президент республики. [7, c. 4]

Избрание президента республики происходило следующим  образом:

Кандидата в президенты республики избирает собрание выборщиков. Уходящий президент республики пользуется правом указания другого кандидата. Если уходящий президент воспользуется  этим своим правом, то граждане путем всеобщего голосования  производят избрание президента республики из 2 кандидатов – кандидата собрания выборщиков  и кандидата уходящего президента республики. Если президент республики не воспользуется своим правом, то кандидат собрания выборщиком считается избранным в президенты республики. [4, c. 12]

В соответствии с Конституцией президент наделен широкими полномочиями. В его лице сосредотачивается  единая и неделимая государственная  власть. Органами государства, находящимися под главенством президента республики являются: правительство, сейм, сенат, вооруженные силы, суд, государственный контроль.[5, c. 225]

На основании статей Конституции можно охарактеризовать Польскую республику как полупрезидентскую (смешанную). Полупрезидентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Но как отмечалось ранее президент также обладал законодательной инициативой. Одной из причин, исходя из которой Республику не стоит относить к парламентской - сужение роли парламента, причем в его системе усилилось положение Сената, формируемого на цензовой основе.[6, c. 676]

В Конституции отсутствует  ссылка на то, что источником власти в Польской республике является народ. Если государство провозглашено республикой, то источником власти должен быть народ. Таким образом, Конституция являлась менее демократической.

При изучении государственного строя (форма правления, форма государственно-территориального устройства) определенного государства следует также уделять особое внимание политическому режиму, функционированию политической системы общества.

В широком смысле слова  политический режим характеризует  реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).

В более узком значении слова политический режим характеризуется  как совокупность способов и методов  осуществления государственной  власти (демократические и недемократические политические режимы). В связи с широким (способ функционирования политической системы) и более узким толкованием категории «политический режим» в политической науке нередко делается различие между понятиями «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (более широкое понятие). [2, c. 124]

В современной политологии  выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации  политических режимов чаще всего  используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
  • авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
  • тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности. [8, c. 178]

Политический режим  в Польской республике с осуществлением государственного переворота Ю.Пилсудским в 1926 г. и установлением режима санации можно охарактеризовать как авторитарный.

Санация (польск. Sanacja от лат. sanatio — оздоровление) — обиходное наименование политического движения, возникшего в связи с провозглашением Юзефом Пилсудским лозунга «моральной санации» общественной жизни в Польше, выдвинутого в ходе подготовки и во время майского переворота 1926 г. [11, c. 289]

Информация о работе Государственный строй Польши в межвоенный период 20– 30-е гг XX в.