Государственный строй Польши в межвоенный период 20– 30-е гг XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей Конституции Польской республики, принятой 17 марта 1921 г. и Конституции Польской республики, принятой 23 апреля 1935 г.
Задачи данной курсовой работы:
- выявить сущность государственного строя Польши в межвоенный период;
- охарактеризовать Конституции 1921 г. и 1935 г.;
- проанализировать изменения в государственном строе Польши в соответствии с Конституциями 1921 г. и 1935 г.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Государственный строй Польши в межвоенный период 20-е – 30-е гг XX в 6
1.1. Общая характеристика положения Польши в межвоенный период………...6
Политическое и социально-экономическое развитие Польской республики.
1.2. Государственный строй Польши в межвоенный период Становление государственного устройства Польши.…………………………………………..9
Глава 2. Конституции Польской республики 1921г. и 1935 г.: сравнительный анализ 15
2.1. Характеристика Конституции Польской республики, принятой в 1921 г……………………………………………………………………………………..16
2.2. Особенности Конституции Польской республики, принятой в 1935 г……………………………………………………………………………….…….20
2.3. Конституция 1921 г. и Конституция 1935 г.: сравнительный анализ……22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Основу движения составили  бывшие армейские офицеры, питавшие отвращение к коррупции в польской политике. Санация была коалицией разных политических сил с акцентом на ликвидацию коррупции и сокращение инфляции.

Главной политической организацией санации был Беспартийный Блок Сотрудничества с Правительством (1928—1935 гг.) (польск. Bezpartyjny Blok Współpracy z Rządem Józefa Piłsudskiego (BBWR)). [13, c. 134]

В августе 1926 г. в Конституцию, принятую в 1921 г. были внесены существенные поправки. Президент получил право досрочно распускать сейм и сенат и назначать новые выборы, издавать декреты, имеющие силу закона до момента утверждения или не утверждения их парламентом. Сейм начал работать на сессионной, а не на постоянной основе. Лишь президент имел право открывать и закрывать его сессии. Вводилась предварительная цензура прессы.

В связи с вышеприведенными статьями конституций Польской республики можно прийти к выводу, что конституции 1921 г. и 1935 г. провозглашали Польшу парламентской республикой, унитарным государством. Особенностью Конституции 1935 г. является полупрезидентской республикой с сильной президентской властью, а также наблюдается тенденция к отступлению от того, что Верховная власть в Польше принадлежит народу. Также важной черто й Польской республики является установление авторитарного политического режима Ю.Пилсудским. 
Глава 2. Конституции Польской республики 
1921 г. и 1935 г.:сравнительный анализ

Частично, даже в большей степени, Вы давали характеристику конституции 1921 г. в предыдущей параграфе.

2.1. Общая характеристика Конституции Польской республики, принятой в 1921 г.

Первая конституция  в послевоенном Польском государстве  была принята 17 марта 1921 г. До этого  времени действовала так называемая «малая конституция», принятая сеймом в феврале 1919 г. Она устанавливала, что суверенная власть в стране принадлежит сейму, а «начальник государства», которым еще в ноябре 1918 г. был назначен Пилсудский, является лишь исполнителем решений сейма. Однако в действительности роль  «начальника государства» Пилсудского была гораздо большей, так как в его руках находилась армия, а это обеспечивало ему фактическую власть в государстве.

Конституция, принятая в  марте 1921 г., в очень многом была сходна с теми конституциями, которые принимались в первый послевоенный период в ряде республик, возникших после свержения гогенцоллерновской и габсбургской монархий (Веймарская конституция в Германии 1919 г., конституция Чехословацкой республики, принятая в1920 г.). [5, c. 199]

Непосредственно образцом для Польской Конституции 1921 г. послужила  Конституция французской третьей  республики. Следует отметить, что  принимая эту Конституцию, депутаты обращались к традиции Конституции  от 3 мая 1791 г. и отдавали дань памяти нескольким поколениям поляков, более ста лет боровшихся за восстановление независимости, о чем говорится в тексте преамбулы. Депутаты считали, что жертвы принесенные поколениями поляков, боровшихся за независимость, обязывают их сделать Польшу демократическим государством, а ее граждан – свободными людьми. [11, c. 405]

Польская республика устанавливала режим буржуазной демократии и парламентаризма. Статья 99 Конституции 1921 г. гласит о том, что Польская республика признает, что всякая форма собственности, личная собственность отдельных граждан, коллективная собственность объединений граждан, учреждений, самоуправлений или, наконец, самого государства, составляют одну из важнейших основ общественного строя и правового порядка; она гарантирует всему населению, учреждениям и обществам охрану их имущества; она допускает ограничение или отмену собственности личной и коллективной только в случаях, предусмотренных законом. [7, c. 19]

Таким образом,  в Конституции 1921 г. обозначена форма политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии. Буржуазные партии, существовавшие в Польше в межвоенный период, стремились сохранить класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.

Что касается установления парламентаризма (разграничение функций законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента), то в статье 2 Конституции 1921 г.  четко разграничены ветви власти: народными органами в области законодательства являются сейм и сенат, в области исполнительной власти – президент республики совместно с ответственными министрами, в области отправления правосудия – независимые суды. [5, c. 202]

Конституция предусматривала  выборы сейма и сената на основе всеобщего, тайного, прямого, равного  и пропорционального голосования. [4, c. 59] 

Эта конституция объявила также о праве всех граждан  «свободно выражать свои мысли и  убеждения» и декларировала свободу  печати, а также свободу собраний и союзов. [7, c. 13]

Установление режима буржуазной демократии и парламентаризма  было продиктовано стремлением буржуазных и мелкобуржуазных партий демократическими иллюзиями удержать значительные слои трудящихся, которые в те годы находились в состоянии сильного революционного брожения, от последовательной революционной борьбы.

На конституцию 1921 г. наложила также свой отпечаток борьба между двумя лагерями польской буржуазии: между реакционно-буржуазной партией эндеков и пилсудчиками, которые в то время имели поддержку  польской социалистической партии и крестьянской партии «Вызволенне». Опасаясь избрания Пилсудского президентом и установления его диктатуры, эндеки всячески стремились ослабить в конституции права президента. Поэтому польская конституция 1921 г. лишала президента права роспуска парламента (статья 26 гласит, что сейм может быть распущен по собственному постановлению большинством 2/3 голосов при наличии половины законного числа депутатов. Президент республики может распустить сейм с согласия 2/3 законного числа членов сената. Одновременно в обоих случаях распускается сенат в силу закона). [5, c. 207]

Также конституция 1921 г. устанавливала выбор президента не всенародным голосованием, а сеймом и сенатом, объединенными в народное собрание, и предусматривала, что  президент «не может осуществлять главного командования вооруженными силами во время войны». [5, c. 210, 212]               Правореакционное крыло сейма незначительным большинством провело в конституцию пункт, устанавливающий, что парламент состоит из двух палат: сейма и высшей палаты – сената.[7. c.17]. Право выбора в сенат получали только избиратели, достигшие 30-летнего возраста, в то время как в отношении сейма избирательное право действовало с 21 года. [5, c. 204, 209] Это же большинство отвергло предложение об отделении церкви от государства и о светской школе. [4. c.19]

Не смотря на то, что конституция 1921 г. гарантировала всем гражданам политические права и демократические свободы [5, с.217-221], однако в действительности революционные пролетарские организации были лишены возможности легального существования. За принадлежность к коммунистической партии, революционным профсоюзам или даже к политико-просветительским организациям революционного направления суд демократической республики судил по старым царским законам. Демократические свободы, установленные в конституции 1921 г., для революционных рабочих фактически никогда в послевоенной Польше не существовали. [5, с.199]

Кризис буржуазной демократии в Польше, ярко выражавшийся в очень  частой смене правительства ( к 1926 г. сменилось 5 кабинетов правительства), привел к тому, что спустя несколько лет после принятия конституции 1921 г. в буржуазных кругах началась ее критика и стремление к ограничению прав парламента.

Переворот Пилсудского, совершенный в мае 1926 г., фактически ликвидировал режим буржуазной демократии и парламентаризма, установленный конституцией 1921 г., и привел к созданию авторитарного политического режима. Первое формальное изменение конституции произошло в августе 1926 г., когда сейм принял поправки к конституции 1921 г. Сутью поправок было предоставление президенту права роспуска сейма: изначально в статье 26  конституции было указано, что сейм может быть распущен по собственному постановлению, а в соответствии с изменениями статьи постановлялось, что президент республики может распустить сейм и сенат до истечения законного срока мандата по предложению совета министров на основании мотивированного послания. [7. c.14] Также изменения в конституции касались права издания в определенные периоды распоряжений, имеющих силу закона. Статья 44 конституции дополнена следующими словами: президент республики может обнародовать в случае государственной необходимости, начиная со дня роспуска сейма и сената и до собрания нового сейма исполнительные указы, имеющие силу закона и относящиеся к области государственного законодательства. Но указы не могут касаться внесения изменений в конституцию. [5. c.211]

На основании положений  Конституции Польской республики 1921 г., следует что данная Конституция  соответствовала периоду ее принятия, включала в себя не только личные и  политические права граждан, а также некоторые социальные права. Закреплялось разделение властей и многообразие форм собственности. В целом Конституция Польской республики 1921 г. являлось демократической, но с приходом к власти Ю.Пилсудского были в данную Конституцию внесены изменения. Эти изменения наделяли президента дополнительными полномочиями, что негативно сказалось по отношению к польским гражданам и органам государственной власти, должностным лицам.

 

2.2. Общая характеристика Конституции Польской республики, принятой в 1935 г.

В 1929 г. правительственный  клуб в сейме внес предложение  об изменении конституции, ограничивающее права парламента; однако он не спешил с проведением в жизнь своего предложения. Лишь в 1931 г., после роспуска сейма и сильного удара властей по партиям парламентской оппозиции и проведения под административным нажимом новых выборов в сейм, обеспечивших правительственному лагерю значительное большинство, он внес в парламент свой проект новой конституции. Но и после этого работы по утверждению новой конституции двигались очень медленно. Лишь в конце 1933 г., когда фашистский режим в Польше оказался сильно расшатанным, правительственная верхушка ускорила разработку новой конституции. .[5.,  c.200]

К этому времени экономический  кризис значительно усилил недовольства в массах. Массовая база правительственного лагеря очень сильно сократилась, муниципальные выборы в ряде городов дали большинство партиям парламентской оппозиции. Правящий лагерь в этих условиях стремился юридически оформить существующий в Польше авторитарный строй, чтобы обеспечить сохранение власти в руках руководящей верхушки и создать исходные позиции для дальнейшей фашистской перестройки государства.

В апреле 1935 г. новая конституция была после разных поправок сената принята сеймом.

Основным принципом  новой конституции являются сосредочение всей 

власти в руках президента и подчинение ему парламента. Во главе государства стоит президент республики. На нем лежит ответственность перед богом и историей за судьбы государства. В его лице сосредоточивается единая и неделимая государственная власть. .[5.,  c.225]Очень сильное ограничение прав сейма фактически превращает его в фикцию. Во-первых, сейм подчинен президенту, который может его в любой момент распустить; во-вторых, в самом парламенте значительно выросли прав высшей палаты- сената, при этом сенат составляется из сенаторов, из которых 1\3 призывается президентом республики, а 2/3 избираются . [5., c.224, с.  226]

Характерной чертой новой  конституции является отстранение  широких народных масс от влияния на выборы парламента и президента. Своего преемника на пост президента намечает уходящий президент. Кроме того создается комиссия выборщиков в составе 80 человек, из которых 5 входят по своему положению (премьер, председатели сейма и сената, начальник вооруженных сил, председатель высшего суда), 50 выбирает сейм и 25 – сенат. Если эта комиссия соглашается с кандидатурой, выдвинутой старым президентом, этот кандидат становится президентом, а если комиссия выдвигает другого кандидата, происходит народное голосование. Но народ имеет право выбрать лишь одного из двух намеченных кандидатов. [5., c.227-228]

 Отстранение народных масс от влияния на исход выборов в парламент проведено при помощи нового избирательного закона. Гвоздем этого закона является предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты лишь окружным избирательным комиссиям, в которых бюрократии правящего лагеря обеспечено большинство. Что касается сената, то 1/3 его состоит из назначенцев президента и 2/3 выбираются «знатной верхушкой»: людьми, награжденными орденами, имеющими высшее образование и членами правлений разных организаций (местные самоуправления, хозяйственные организации, профсоюзы и т.п.). [5., c. 201]

В результате рассмотренной  Конституции Польской республики, принятой в 1935 г., становится очевидным, что она была принята с целью закрепления авторитарного политического режима, сложившегося к тому времени в государстве. Она сохраняла парламентские учреждения, но в значительной степени освобождала от ответственности перед ними исполнительную власть. Последнюю представлял прежде всего президент, он же формировал правительство.

 

2.3. Конституция 1921 г. и Конституция 1935 г. Польской республики: сравнительный анализ

Я бы все это  перенесла в Заключение.

Конституция 1921 г. включала в себя следующие разделы: преамбула, раздел I Республика, раздел II Законодательная власть, раздел III Власть исполнительная, раздел IV Судебная власть, раздел V Общие обязанности и права граждан, раздел VI Общие постановления, раздел VII Переходные постановления.

Конституция 1935 г. включала в себя следующие разделы: раздел I Польская республика, раздел II Президент республики, раздел III Правительство, раздел IV Сейм, раздел V Сенат, раздел VI Законодательство, раздел VII Бюджет, раздел VIII Вооруженные силы,  раздел IX Отправление правосудия, раздел X Государственное управление, раздел XI Государственный контроль,  раздел XII Состояние угрозы государству, раздел XIII Изменение конституции, раздел XIV Заключительные предписания.

Информация о работе Государственный строй Польши в межвоенный период 20– 30-е гг XX в.