Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:39, реферат
Цель этой работы состоит в том, чтобы показать события и ход развития “Холодной Войны”. Постараться изучить как можно глубже то, что происходило в мире во второй половине XX-го века.
Автор ставит перед собой задачу изучить ход развития “Холодной Войны”, рассмотреть противостояния двух сверхдержав и проанализировать итоги “Холодной Войны”.
Я постараюсь раскрыть все проблемы пятидесятилетнего противостояния двух сверхдержав. Все сложности борьбы капиталистического блока с социалистическим, и итоги “Холодной Войны”. Все это описывается в данной работе.
Введение. (стр. 3.)
Глава 1.
Начало войны.
1.1 Начало Холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла. (стр. 4-10.)
1.2 Маккартизм. (стр. 10-12.)
1.3 Блокада Берлина. (стр. 12-13.)
1.4 Формирование блоков. (стр. 13-14.)
Глава 2.
Противостояние.
2.1 Период эскалации 1953-1962гг. (стр. 14-17.)
2.2 Достижение стратегического паритета. Разрядка. (стр. 17-19.)
2.3 "Вторая Холодная война" 1979-1985гг. (стр. 19-22.)
2.4 Борьба за влияние в странах третьего мира. (стр. 22-23.)
Глава 3.
Окончание.
3.1 Окончание Холодной войны. (стр. 23-25.)
3.2 Память о Холодной войне. (стр. 25-26.)
Глава 4.
Поражение в холодной войне
4.1Фиговый листок «Холодной Войны». (стр.27-29.)
4.2 Поражение в холодной войне. (стр.29-32.)
4.2 Примирение с Китаем. Тяньаньмень (стр. 32-34.)
4.3 Прощай, Восточная Европа! (стр. 34-38.)
4.4 Объединение Германии. (стр. 38-44.)
4.5 Война в Персидском заливе. (стр. 44-47.)
Список литературы (стр. 48.)
План
Введение. (стр. 3.)
Глава 1.
Начало войны.
1.1 Начало Холодной войны.
Доктрина Трумэна. План
1.2 Маккартизм. (стр. 10-12.)
1.3 Блокада Берлина. (стр. 12-13.)
1.4 Формирование блоков. (стр. 13-14.)
Глава 2.
Противостояние.
2.1 Период эскалации 1953-1962гг. (стр. 14-17.)
2.2 Достижение стратегического паритета. Разрядка. (стр. 17-19.)
2.3 "Вторая Холодная война" 1979-1985гг. (стр. 19-22.)
Глава 3.
Окончание.
Глава 4.
Поражение в холодной войне
4.1Фиговый листок «Холодной Войны». (стр.27-29.)
4.2 Поражение в холодной войне. (стр.29-32.)
4.2 Примирение с Китаем. Тяньаньмень (стр. 32-34.)
4.3 Прощай, Восточная Европа! (стр. 34-38.)
4.4 Объединение Германии. (стр. 38-44.)
4.5 Война в Персидском заливе. (стр. 44-47.)
Список литературы (стр. 48.)
Введение.
Двадцатый
век можно считать самым
Данная работа
посвящена “Холодной войне”. В
работе описывается ход
Цель этой работы состоит в том, чтобы показать события и ход развития “Холодной Войны”. Постараться изучить как можно глубже то, что происходило в мире во второй половине XX-го века.
Автор ставит перед собой задачу изучить ход развития “Холодной Войны”, рассмотреть противостояния двух сверхдержав и проанализировать итоги “Холодной Войны”.
Я постараюсь раскрыть
все проблемы
Анализ литературы:
1) Пламя "холодной войны". Победы, которых не было.
История не знает сослагательного
наклонения, но, тем не менее, в последние
десятилетия все большее
Темой этой книги стала недавно завершившаяся `холодная война`, альтернативные версии которой предлагают американские, английские и канадские военные историки.
2) Мировая холодная война.
С точки зрения западного
мира, Россия была хороша, сражаясь против
Германии в фактическом одиночестве,
защищая от нацистского варварства
цивилизацию, но недостаточно привлекательна
при обустройстве нового мира. В
Восточной Европе американцы усмотрели
опасность того, что они назвали
советским экспансионизмом. Однако
было ясно, что именно война окончательно
и бесповоротно уничтожила традиционные
восточно-европейские
«Холодная война» была величайшей трагедией XX века — об этом книга.
3) От СССР к России. История неоконченного кризиса.
Книгу итальянского историка Джузеппе Боффы можно рассматривать как продолжение его аналитического исследования «История Советского Союза». Многие россияне, пишет Боффа, связывают начало конца СССР с мартом 1985 года. Он же называет другую дату: 14 октября 1964 года, ибо с окончанием хрущевской «оттепели», по его мнению, СССР потерял последний шанс идти в ногу с Западом и, втянувшись в «холодную войну», достиг стратегического равенства - но колоссальной ценой. В наследие Горбачеву досталась страна сплошных проблем, и их решение ускоряло крах системы тоталитаризма, на которой, однако, держались Союз и его экономика. Следовательно, конец СССР был неизбежен, делает вывод Д. Боффа. Но все же существовала возможность пустить события по менее драматичному пути.
Глава 1.
Начало войны.
1.1 Начало Холодной войны.
Доктрина Трумэна. План
После окончания Второй Мировой
войны руководство СССР делало всё
возможное, чтобы в странах Центральной
и Юго-Восточной Европы к власти
пришли просоветские силы, прежде всего
коммунистические партии. СССР предъявил
территориальные претензии
СССР стремился использовать систему
коллективной безопасности для расширения
своего могущества. Это было замечено
странами Запада и вызвало тревогу. Во
Франции и Италии компартии стали самыми
крупными политическими партиями в своих
странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной
Европы коммунисты были в составе правительств.
Кроме того, после вывода из Европы основной
части американских войск, СССР превратился
в доминирующую военную силу в континентальной
Европе. Всё благоприятствовало планам
советского руководства.
Поиск ответа на советский вызов шёл и
в государственном департаменте США. Важную
роль в этом сыграл американский дипломат,
специалист по России Джордж Кеннан. В
феврале 1946 года, работая в посольстве
США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон
изложил основные принципы политики "сдерживания".
По его мнению, правительству США надлежало
жестко и последовательно реагировать
на каждую попытку СССР расширить сферу
своего влияния. Далее, для того чтобы
успешно противостоять проникновению
коммунизма, странами Запада следует стремиться
к созданию здорового, благополучного,
уверенного в себе общества. Политика
"сдерживания" рассматривалась им
как способ предотвращения войны и не
была нацелена на нанесение СССР военного
поражения.
Таким образом, американская политика
в отношении СССР приняла новое направление:
был взят курс на ограничение распространения
коммунистической идеологии в странах
западной Европы и поддержки Советским
союзом коммунистических движений.
Новая политика выражалась в экономической,
финансовой и военной помощи некоммунистическим,
в том числе антидемократическим, режимам.
Новую внешнеполитическую доктрину США
изложил президент
Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г.
в американском конгрессе. Она получила
название доктрины Трумэна. Начинался
длительный период холодной войны. Противники
доктрины Трумэна опасались, что её осуществление
может привести к вооружённому столкновению
с СССР.
12 марта
1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном
заседании сената и палаты представителей. Отметив вначале, что серьезность
положения заставила его явиться перед
общим собранием конгрессменов, он обрисовал
мрачными красками положение в Греции. "Греческое
правительство, говорил он, работает в
условиях хаоса... Греческая армия мала
и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении
и в вооружении для того, чтобы восстановить
власть правительства над всей территорией
Греции". Признавая, что он предлагает
вмешиваться во внутренние дела других,
далеких от Америки государств и что курс,
который он рекомендует взять, очень серьезный,
Трумэн пытался оправдать свою политику
тем, что США должны вмешиваться в жизнь
других народов якобы для того, чтобы помогать
большинству против меньшинства. В действительности,
как отметил Д.Горовиц в книге "Колосс
Свободного мира", США неуклонно поддерживают
за границей имущих против неимущих, образующих
явное большинство. Заявив, что "мир
не стоит на месте и что статус-кво не нерушим", Трумэн дал понять, что США
согласятся лишь с такими изменениями
в мире, какие они считают правильными.
Если, говорил он дальше, США откажутся "от
оказания помощи Греции и Турции в этот
роковой час, то это будет иметь далеко
идущие последствия для Запада, так же
как и для Востока". И Трумэн просил конгресс ассигновать
на "помощь" этим двум государствам
в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл.
В заключение Трумэн сказал, что США потратили
на вторую мировую войну 341 млрд. долл.,
что ассигнования, которые он сейчас предлагает,
это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США
на эту войну. Обращение президента США
12 марта 1947 г. к конгрессу получило название
"доктрины Трумэна". Несмотря на проведенную
подготовительную работу, "доктрина
Трумэна" встретила сильную оппозицию
в конгрессе. Прения затянулись на два
месяца. В конгрессе многие отдавали себе
отчет в том, что означает затея президента
США. Один конгрессмен в своем выступлении
заявил: "Мистер Трумэн требует вмешательства
Америки в крупном масштабе в политические,
военные и экономические дела Балкан.
Он говорит о таком вмешательстве также
в другие страны...Если бы это даже было
желательным, США не так сильны, чтобы
управлять миром с помощью военных сил."
Трумэн сравнивал свою доктрину с "доктриной
Монро". Но "доктрина Монро" предусматривала
не вмешательство Америка в дела других
континентов. Трумэн не только распространил
свою доктрину на государства, расположенные
в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше.
Монро выступил против вмешательства
иностранных государств во внутренние
дела латиноамериканских стран. Трумэн
взял на себя защиту существующего строя
Турции и Греции не только против внешней,
но и против внутренней угрозы. Он поступил
так же, как за столетия до него "Священный
союз" европейских монархов, который
защищал старые реакционные режимы и против
которого как раз выступил Монро. Таким
образом, между этими двумя доктринами
имеется существенное различие. 22 мая
1947 г. "доктрина Трумэна" вступила
в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство
США во внутренние дела стран Ближнего
Востока, одобрил поддержку Вашингтоном
реакционных сил и режимов во всем мире,
курс, поистине чреватый далеко идущими
последствиям. Своей доктриной Трумэн
добился того, что конгресс возложил на
США односторонние обязательства, не обеспечив
себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.
В соответствии с этой доктриной правительство
Трумэна, в частности, решило оказать военную
помощь Франции в ее колониальной войне
в Индокитае, что в конечном итоге привело
к скандальной и позорной для Америки
войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон
преследовал военно-стратегические цели,
и в их числе - укрепление позиций нефтяных
монополий США на Ближнем Востоке. Но в
общем большом плане "холодной войны"
"доктрина Трумэна" представляла
лишь предварительную, подготовительную
операцию. Основным полем действий в этой
войне Вашингтон в то время считал Западную
Европу.
После всестороннего обсуждения Маршалл
изложил публично основные моменты этого
плана в своей речи 5
июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился "план Маршалла".
Этот план преследовал далеко идущие экономические,
политические и военно-стратегические
цели. Западная Европа служит не только
прямо, но и косвенно важнейшим рынком
для американского капитализма. Экспорт
продовольствия и сырья в Европу из Латинской
Америки, Канады и других стран увеличивает
покупательную способность, а следовательно,
и значение этих стран как рынка для товаров
США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт
примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу
превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой
ненормальный баланс в американской торговле
с Европой неизбежно должен был в дальнейшем
оказывать пагубное воздействие на все
состояние внешней торговли США. Принимая
во внимание обострившуюся борьбу двух
систем в результате развернутой Соединенными
Штатами политики "холодной войны",
в Вашингтоне считали, что стабилизация
и усиление позиций капитализма в Западной
Европе выгодны для США экономически и
необходимы политически. Между тем в первые
послевоенные годы частный капитал США
неохотно шел за границу. Со временем окончания
ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство
США предоставило иностранным государствам
в виде займов и субсидий около 20 млрд.
долл., а экспорт частного капитала из
США составил за это время лишь около 1,5
млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это
время готовились планы объединения капиталистической
Европы против СССР. Для этого необходимо
было прежде всего подкрепить экономически
и политически позиции капитализма в Европе.
И "план Маршалла" действительно
послужил экономической и политической
основой для агрессивного военного союза.
Спустя почти 20 лет в сенате США открыто
признали : "План Маршалла положил основу
Североатлантическому союзу". Таким
образом "план Маршалла" наряду с
некоторыми экономическими задачами имел,
как и "доктрина Трумэна", военно-политическое
назначение. Но официально решили, как
рекомендовал Совет по планированию политики,
преподнести этот план как чисто экономическое,
даже филантропическое, мероприятие. Маршалл
в своей речи в Гарвардском университете
заявил: "Наша
политика направлена не против какой-либо
страны или доктрины, а против голода,
нищеты, отчаяния и хаоса." В общем "план Маршалла",
как и "доктрина Трумэна", преследовал
военно-стратегические и политические
задачи, но только несравненно более крупные.
Он также, хотя более осторожно, завуалированно
предусматривал вмешательство США во
внутренние дела стран Западной Европы.
Но формально Маршалл старался придать
своему плану демократическую окраску.
Он говорил, что европейские государства,
желающие пользоваться его планом, должны
сами проявить инициативу и выработать
детали этого плана, подсчитывая необходимые
средства и т.д. В конгрессе США "план
Маршалл" встретил более сильную оппозицию,
чем "доктрина Трумэна". Ведь речь
сейчас шла о несравненно более крупных
ассигнованиях. Первая сессия конгресса
закончила свою работу, ничего не предприняв
в этом отношении.
Одновременно с подготовкой и проведением
"плана Маршалла" США вместе с Англией
проводили в оккупированной Германии
сепаратные действия, срывающие выполнение
решений Потсдамской конференции и работу
Контрольного совета четырех держав, восстанавливая
западногерманские промышленные монополии-застрельщиков
двух мировых войн, подготавливая почву
для ремилитаризации Западной Германии
и превращения ее в военного союзника
США. 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено
соглашение о слиянии американской и английской
зон оккупации в Германии, образовавших
так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним
присоединилась и французская оккупационная
зона , таким образом, создалась Тризония.
18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили
о проведении в западных зонах Германии
сепаратной денежной реформы.
Через пять дней, 23 июня, самовольно, без
санкций советских властей, они распространили
эту реформу на Западный Берлин, находившейся
в советской зоне и имевшей свободное
общение с Восточным Берлином и всей Восточной
Германией, что спровоцировало первый
Берлинский кризис. В Вашингтоне принимали меры
к тому, чтобы втянуть в свою политику
государства Латинской Америки, обеспечить
полную поддержку Соединенным Штатам
со стороны этих государств в Организации
Объединенных Наций. Эти цели США преследовали
на конференции министров иностранных
дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро
и на девятой панамериканской конференции
состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция
в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и
продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию
США возглавлял Маршалл. Перед закрытием
конференции в столицу Бразилии прибыл
Трумэн и выступил перед делегациями американских
стран. В Рио-де-Жанейро было повторено
более обстоятельное решение Чапультепекской
конференции о том, что нападение на одну
американскую страну будет рассматриваться
как нападение на все американские государства.
Участники конференции подписали договор
о защите Западного полушария, который
в Вашингтоне комментировали как прообраз
будущего североатлантического пакта
1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после
принятия "доктрины Трумэна" и "плана
Маршалла" усилилась активность нефтяных
монополий США. На следующий день после
опубликования "доктрины Трумэна",
13 марта 1947 г., было сообщено, что американские
компании решили инвестировать 227 млн.
долл. в нефтеносные земли Саудовской
Аравии и строить нефтепровод из района
этих земель до Средиземного моря длиной
в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение
о получении американцами большой концессии
на добычу нефти в Кувейте. К арабской
нефти начали проявлять большой интерес
крупнейшие нефтяные монополии США. Вашингтон
втягивал в "холодную войну" Западную
Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний
Восток, придавал этой политике глобальный
характер, углублял и обострял ее в дальнейшем
созданием военных союзов. Правительство
США развернуло и проводило "холодную
войну" с одобрения и благословения
лидеров обеих больших партий в конгрессе,
несмотря на то что в отдельных вопросах
между этими партиями обнаруживались
известные тактические разногласия.
Итак, составной частью нового внешнеполитического
курса США была программа экономического
возрождения разрушенной войной Европы.
Её разработал новый государственный
секретарь США Маршалл. Названный его
именем план был одобрен на международной
конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в
конференции не участвовал, так как расценил
этот план как нацеленный на экономическое
закабаление Европы Америкой и оказал
давление на восточноевропейские страны
с тем, чтобы они отказались от участия
в реализации плана Маршалла. Всего же
план Маршалла подписали 16 западных стран.
План Маршалла начал осуществляться с
апреля 1948 г., когда конгресс США принял
"закон об экономическом сотрудничестве",
предусматривавший 4-летнюю программу
экономической помощи Европе. Общая сумма
ассигнований по плану Маршалла ( с апр.
1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд.
долл., причём основная доля пришлась на
Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию
(1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.),
Голландию (1 млрд.). При этом американцы,
в качестве предварительного условия
предоставления помощи, потребовали выведения
коммунистов из состава правительств
стран, подписавших договор. К 1948 году
ни в одном правительстве Западной Европы
коммунистов не было.
Противостояние
коммунизму отразилось и во внутренней
политике США. С 20 марта 1947 года в стране
шла проверка взглядов американских государственных
чиновников. Комиссия по расследованию
антиамериканской деятельности приступила
к допросам первых подозреваемых.
1.2 Маккартизм2
Первые годы президентства Эйзенхауэра вошли в историю США как времена
позорного маккартизма. В США, как и в других
империалистических государствах, агрессивная
внешняя политика всегда сопровождалась
реакционными мероприятиями внутри страны.
Маккартизм наглядно продемонстрировал
это положение. Маккартизм снял покрывало
с США и выставил перед всем миром разрекламированную
свободу Соединенных Штатов в ее наготе,
без маски и грима. Все увидели, какую опасность
таят в себе политические нравы этой страны,
увидели сущность ее хваленой демократии,
ее близость к грубой милитаристической
демагогии и склонной к фашизму реакции.
Маккартизм - продукт определенной политической
атмосферы, создававшейся в США по мере
нарастания и углубления "холодной
войны". Джозеф Маккарти не создал ни
"холодной войны", ни ее атмосферы.
Напротив, атмосфера "холодной войны"
породила то, что называли маккартизмом.
Через два месяца после прихода в Белый
дом, 27 марта 1953 г., Эйзенхауэр зачитал
на заседании правительственного кабинета
письмо, которое, по его утверждению, отражало
общественное мнение страны. Автор письма
считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти
фактически руководит государством.
В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу
принятием нового закона против Коммунистической
партии США. Новый закон назван "актом
1954 г. о контроле над коммунистами".
Он объявил коммунистическую партию незаконной.
Поэтому закону коммунистическая партия
лишается "любых прав, привилегий и
иммунитета, которыми пользуются законные
учреждения, действующие под юрисдикцией
Соединенных Штатов". Это прежде всего
означало лишение коммунистов права выдвигать
своих кандидатов по крайней мере в национальных
выборных кампаниях. Закон 1954 г., как и
принятый, в 1950 г. "закон Маккарэна",
запрещал коммунистам получать заграничный
паспорт, состоять на государственной
службе в федеральном учреждении и работать
на военном заводе. Закон принятый в дни
произвола маккартизма, распространил
жесткие правила на более широкий, фактически
на неограниченный круг граждан США. Он
установил 14 признаков, которые служили
критериями для определения причастности
любого лица в стране к Коммунистической
партии или к коммунистическому движению.
Эти признаки настолько неясны и неточны
и в то же время настолько обширны, что
они позволяли распространить правила
акта 1954 г. на любого жителя США, имевшего
когда-либо хотя бы отдаленную связь с
какой-нибудь прогрессивной организацией
или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь
прогрессивное мероприятие. Одним из 14
признаков, например, является подписание
петиции, которую пропагандируют коммунисты.
В 1950 г., как мы видели, 2,5 млн. американцев
поставили свои подписи под петицией о
запрещении атомного оружия. Все они подпадали
под закон 1954 г. В дни возвышения Маккарти
все в конгрессе и в правительстве избегали
ему прекословить, предпочитали с ним
не спорить. Даже кандидат в президенты
США Эйзенхауэр, выступая в 1952 г. в штате
Висконсин, приспособил содержание своей
речи в Милуоки, а в известной мере и форму,
к запросам и вкусам Маккарти-сенатора
из этого штата. Эйзенхауэр говорил о своей
общности интересов с Маккарти. В сенате
в начале 50-х годов Маккарти установил
свои правила. Однажды, будучи недоволен
ходом обсуждения вопроса об ассигнованиях,
он выхватил молоток у председателя и
сам вел до конца заседание. Председатель
не протестовал. Летом 1955 г. Маккарти внес
свою последнюю резолюцию в сенат. Резолюция
обязывала правительство США поставить
на совещании в верхах в Женеве вопрос
об изменении существующего строя в странах,
вставших на путь строительства социализма.
Резолюция была отклонена большинством
в 77 голосов против 4. В конгрессе Маккарти
бойкотировали и игнорировали. В сенате
каждый раз, когда он появлялся на трибуне,
сенаторы оставляли зал заседания, пустовала
и галерея для представителей печати.
Его также игнорировал и президент США.
В 1955 г. на большой прием в Белый дом были
приглашены все члены обеих палат конгресса,
кроме сенатора Маккарти. Маккарти считал,
что друзья и поклонники изменили ему.
Особенно чувствительно для него было
"предательство" со стороны вице-президента
Никсона, которому Маккарти всегда доверял.
Маккарти спился. Более чем за полтора
года до истечения положенного срока пребывания
в сенате ( 2 мая 1957 г.) на 48-м году жизни
он скончался. Маккарти умер. Но маккартизм
остался, остались те силы, благоденствуют
те реакционеры, которые его поддерживали
и финансировали. И каждый раз, когда этим
реакционным силам удается обострить
международную обстановку, маккартизм
дает о себе знать.
1.3 Блокада Берлина.3
Раскол Европы, вызванный
разногласиями
Были прекращены взимания репараций и
отгрузка оборудования в счёт этих платежей
в СССР. Западные страны стали добиваться
экономической стабилизации Германии
и создания сильного государства на основе
трёх западных зон оккупации. 20 июня 1948
года там была проведена денежная реформа.
Замена обесцененной рейс МАРХИ новой
немецкой маркой дала толчок началу нового
экономического восстановления. Но она
была явным нарушением договорённостей
о совместном решении германских проблем.
Пользуясь тем, что в соглашении о статусе
Берлина не были предусмотрены конкретные
обязательства СССР по обеспечению транспортных
связей западных секторов Берлина с Западными
зонами оккупации, СССР в ответ перекрыл
дороги, ведущие из Берлина на запад.
Началась блокада Берлина - первая открытая
конфронтация СССР со своими бывшими союзниками.
Начавшись 24 июня, она продолжалась 324
дня. За это время снабжение войск союзников
в Берлине и двухмиллионного населения
Западного Берлина взяла на себя авиация
союзников, организовавшая воздушный
мост. Советские войска не препятствовали
полётам самолётов над территорией Восточной
Германии.
Блокада Берлина, в свою очередь, повлекла
за собой новые изменения на политической
арене. На фоне блокады Трумэну удалось одержать победу на
президентских выборах в ноябре 1948 года.
Одновременно демократы вернули контроль
над обеими палатами конгресса. Выборы
свидетельствовали о произошедшем переломе
в настроениях американцев: они утвердились
в представлении о том, что линия обороны
Америки находится в Европе и Азии, и отдали
предпочтение линии на силовое противоборство
с СССР, начатое Трумэном.
1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре
после денежной реформы в западной зонах
была начата работа над конституцией государства,
которое должно было быть создано на основании
этих трёх зон. В мае 1949 года образовалась
ФРГ. В октябре в восточной зоне оккупации
была создана ГДР.
1.4 Формирование блоков.
На фоне обострявшихся
противоречий между двумя сверхдержавами
- США и СССР - началось всё более
тесное сплочение западноевропейских
государств. 17 марта 1948 г. в Брюсселе
Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды
и Люксембург, Австрия, Дания, Швейцария
и Швеция заключили на 50 лет пакт, предусматривающий
сотрудничество в экономической, социальной,
культурной и военных областях. Создание Организации
европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС, 16.4.1948) усилило экономическую
интеграцию западноевропейских стран
и подключило к этому процессу западные
оккупационные зоны Германии. СССР с настороженностью
следил за экономическим, политическим
и военным сближением западных стран.
В 1948 году он отреагировал на это заключением
договоров о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи с Румынией (4 февр.), Венгрией
(18 февр.) и Болгарией (18 марта). Кроме того,
6 апреля СССР заключил Договор о дружбе,
сотрудничестве и взаимопомощи с Финляндией,
который предусматривал нейтралитет Финляндии
в случае конфликта между Востоком и Западом.
Кроме того, Блокада
Берлина сделала очевидной необходимостью
укрепление военной мощи стран Запада.
4 апреля 1949 года 10 европейских стран (Бельгия,
Великобритания, Дания, Исландия, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,
Франция), США и Канада подписали Североатлантический
договор. В нём стороны заявили о своеё
решимости, действуя в рамках Устава ООН,
совместно обороняться от нападения противника
и создали для реализации этих целей Организацию
Североатлантического договора (НАТО). На основе этого договора были
созданы объединённые вооружённые силы,
которые возглавил Дуайт
Эйзенхауэр.
Советский Союз же, стремясь обезопасить
себя, создал вокруг своей границы своего
рода буфер, окружив себя странами, в которых
по окончании военных действий сформировались
просоветские правительства и укрепил
эту сплочённость созданием Совета
Экономической Взаимопомощи (СЭВ) для совместного решения экономических
проблем в связи с расколом Европы; в эту
организацию входили СССР, Венгрия, Болгария,
Польша, Румыния, Чехословакия. 1949г.- Албания,
1950г.- ГДР, 1962г.- Монголия. А в 1955 году был
создан военно-политический союз - Организация
Варшавского Договора (ОВД), куда входили (на момент подписания)
Албания (позже в 1968 г. она денонсировала
Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша,
Румыния, СССР, Чехословакия.
Таким образом поляризация мира завершилась,
и созданные коалиции во главе со своими
лидерами принялись бороться за влияние
в странах третьего мира.
Глава 2.
Противостояние.
2.1 Период эскалации 1953-1962гг.4
Период 1953-1962 годов был
временем, когда структурно оформленное
противостояние сверхдержав в Холодной
войне достигло стадии почти непримиримого
противоборства. США наращивали военный
потенциал и укрепляли уже
имеющиеся структуры – НАТО, американо-японский
договор. СССР крепил дисциплину в Организации
Варшавского Договора (в т.ч. и с помощью
силового воздействия, как в Венгрии
в 1956г.), укрепляя при этом стратегические
силы страны.
Во время предвыборной компании 1952г. Д. Эйзенхауэр неизменно вторгался в зону
влияния СССР, обещая миллионам американцев
восточноевропейского происхождения
распространить принципы западной демократии
на территорию Восточной Европы путем
«освобождения покоренных народов». Позитивным
фактором в Холодной войне стало решение
нового президента о прекращении войны
в Корее, стабилизации военного бюджета,
а также обещание быть более осмотрительным
и избегать военных авантюр в далеких
регионах.
Президент Эйзенхауэр имел в руках оружие,
отличное от того, на которое мог рассчитывать президент
Трумэн. Ядерный арсенал США за несколько
лет был увеличен многократно, ядерное
оружие 50-х годов было в тысячи раз мощнее
атомных бомб второй половины 40-х годов.
К 1955г. число бомбардировщиков, способных
нанести удар по СССР, достигло 1350 единиц,
причем боевой груз каждого стратегического
бомбардировщика, несущего ядерное оружие,
был эквивалентен по разрушительной силе
совокупному объему всех боеприпасов,
сброшенной союзной авиацией на Германию
за всю Вторую мировую войну. В это время
администрацией Эйзенхауэра на полном
серьезе обсуждаются планы превентивного
ядерного удара по Советскому Союзу и
его союзникам. Одновременно со строительством
стратегических вооружений в это время
разворачивается интенсивное строительство
американских военных баз во всех уголках
Земного шара.
В Советском Союзе убежденность в решимости
США начать ядерную войну и устроить в
СССР гигантскую Хиросиму была такова,
что армия, с целью обретения опыта ведения
боевых действий в условиях ядерной бомбардировки,
под руководством маршала Г.К. Жукова провела
под Семипалатинском учения с применением
атомного оружия. Сотни танков прошли
по территории, где только что была сброшена
ядерная бомба. В ходе учений многие тысячи
военнослужащих получили огромную дозу
радиации.
Огромные средства выделялись ученым,
которые под руководством академиков
Курчатова и Королева создавали оружие
ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная
баллистическая ракета советского производства
вывела на околоземную орбиту первый искусственный
спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного
удара стала любая точка планеты, в т.ч.
и вся территория США. СССР вышел на рубеж
стратегического паритета.
Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра на
посту президента США в 1961г., начал с инициативы
активизации внутренних и внешних сил
для обеспечения решительного лидерства
США в Холодной войне. Кредо своей администрации
он выразил в своей инаугурационной речи:
«Пусть каждая нация вне зависимости от
того, желает она нам добра или зла, знает,
что мы заплатим любую цену, вынесем любой
бремя, перенесем любые трудности, поддержим
любого друга, выступим против любого
врага ради обеспечения торжества свободы».
Главными элементами ведения Холодной
войны при президенте Кеннеди стало ускоренное
военное строительство, консолидация
союзников, стремление расширить влияние
и закрепиться в развивающихся странах,
освобождающихся или освободившихся от
колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей
диалог с любым потенциальным противником.
Концепция Кеннеди предусматривала ускоренное
наращивание ракетно-ядерных вооружений,
с тем, чтобы оставить далеко позади СССР.
Стратегическое превосходство должно
было стать твердым основанием всей внешней
политики США. К 1967г. число МБР было
увеличено в 5 раз – с 200 до 1000; был построен
подводный флот, состоящий из 41 атомной
подводной лодки типа «Поларис», способный
осуществить запуск 656 ракет стратегического
назначения.
Помимо стратегических сил, на 300 тысяч
человек были увеличены обычные вооруженные
силы США. Разрабатывалась стратегия «двух
с половиной войн» - когда США могли бы
вести две полномасштабные войны в Европе
и Азии против СССР и Китая и одну «половинную»
- в любом другом месте. Для решения последней
задачи создавались также части спецназначения
(«Зеленые береты»), способные вести боевые
действия скрытно и в самых необычных
условиях на самых отдаленных рубежах
Холодной войны.
Венцом этого этапа Холодной войны стал Карибский
кризис октября 1962г. Столкнувшись
с реальной угрозой ядерной войны, Д. Кеннеди
пришел к выводу, что абсолютное отстаивание
своего превосходства повсюду может вовлечь
США в самоубийственный ядерный конфликт,
который приведет к национальной катастрофе.
Для Белого дома стало очевидным, что нагнетание
враждебности до степени военного конфликта
отнюдь не всегда служит американским
интересам – наоборот, оно может способствовать
отчуждению обеспокоенных нейтральных
государств, отходу устрашенных подобными
действиями союзников.