Холодная война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:39, реферат

Описание работы

Цель этой работы состоит в том, чтобы показать события и ход развития “Холодной Войны”. Постараться изучить как можно глубже то, что происходило в мире во второй половине XX-го века.
Автор ставит перед собой задачу изучить ход развития “Холодной Войны”, рассмотреть противостояния двух сверхдержав и проанализировать итоги “Холодной Войны”.
Я постараюсь раскрыть все проблемы пятидесятилетнего противостояния двух сверхдержав. Все сложности борьбы капиталистического блока с социалистическим, и итоги “Холодной Войны”. Все это описывается в данной работе.

Содержание работы

Введение. (стр. 3.)

Глава 1.
Начало войны.
1.1 Начало Холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла. (стр. 4-10.)
1.2 Маккартизм. (стр. 10-12.)
1.3 Блокада Берлина. (стр. 12-13.)
1.4 Формирование блоков. (стр. 13-14.)

Глава 2.
Противостояние.
2.1 Период эскалации 1953-1962гг. (стр. 14-17.)
2.2 Достижение стратегического паритета. Разрядка. (стр. 17-19.)
2.3 "Вторая Холодная война" 1979-1985гг. (стр. 19-22.)
2.4 Борьба за влияние в странах третьего мира. (стр. 22-23.)


Глава 3.
Окончание.
3.1 Окончание Холодной войны. (стр. 23-25.)
3.2 Память о Холодной войне. (стр. 25-26.)





Глава 4.
Поражение в холодной войне
4.1Фиговый листок «Холодной Войны». (стр.27-29.)
4.2 Поражение в холодной войне. (стр.29-32.)
4.2 Примирение с Китаем. Тяньаньмень (стр. 32-34.)
4.3 Прощай, Восточная Европа! (стр. 34-38.)
4.4 Объединение Германии. (стр. 38-44.)
4.5 Война в Персидском заливе. (стр. 44-47.)

Список литературы (стр. 48.)

Файлы: 1 файл

Реферат по истории Холодная война.docx

— 116.35 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Достижение стратегического  паритета. Разрядка.

Два явления отличают 1960-70е  годы от предшествующего периода: в  это время и в СССР и в  США произошел огромный прирост  стратегического потенциала, причем динамика была не в пользу США: в  первой половине 60-х годов Соединенные  Штаты превосходили советский Союз по числу ядерных средств доставки приблизительно в 10 раз, а к концу десятилетия это превосходство растаяло. В Холодной войне отчетливо проявил себя новый элемент - стратегическое равенство. Кроме того, рост численности независимых государств - бывших Европейских колоний - объективно ослабил прежние позиции Соединенных Штатов. В эти годы возникли новые мощные международные организации: "Группа 77", Движение Неприсоединения и Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). По логике противостояния государства Африки, Азии и Латинской Америки обращались за помощью либо к США, либо к СССР. У Советского Союза появилась зона влияния, значительно выходящая за пределы Восточной Европы. В то же время СССР стал слабее в Азии из-за крепнущего конфликта с Китаем, пиком которого стали бои на Даманском и Желанашколе в 1969 году.  
 
Чудом избежав ядерной войны во время Карибского кризиса, руководства США и СССР постарались учесть все ошибки, приведшие к нему, чтобы данная ситуация больше не повторилась. В 1963г. была установлена прямая линия связи между Белым домом и Кремлем. В том же году страны пошли на важный шаг – подписание договора по ограничению испытаний ядерного оружия, а также выдвинули в ООН резолюцию, запрещающую размещение в космосе ядерного оружия. Также было подписано соглашение о поставках в Советский Союз зерна. Особенно существенное значение имел заключенный в Москве в августе 1963г. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, ставивший реальную преграду на пути совершенствования ядерного оружия, оберегающий экологическую среду и в целом служивший интересам подписавших его сторон – СССР, США и Великобритании. В это же время в НАТО зародилась т.н. "Доктрина гибкого реагирования" или "Доктрина Макнамары" (названная так в честь тогдашнего министра обороны США). Суть ее была в том, что что ядерный потенциал СССР и США настоль велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно – сторона, подвергшаяся первому удару, все равно сохранит часть своего потенциала, которой окажется достаточно, чтобы ответным ударом нанести неприемлемый ущерб стране, которая напала первой. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Поэтому ядерное оружие может быть применено лишь в случае атомной атаки на Соединенные Штаты или убежденности в бесспорной неизбежности такого нападения, а также в случае крупномасштабного советского вторжения в Западную Европу. Все остальные конфликты должны были решаться при помощи обычных вооруженных сил. В любом случае главной задачей продолжало оставаться недопущение дальнейшего увеличения сферы влияния Советского Союза и его союзников и отстаивании своих "жизненно важных" интересов. Советская военная доктрина в это время выглядела следующим образом:  
На сухопутных театрах задача вооруженной борьбы будет решаться преимущественно наступлением...  
При этом главной задачей Сухопутных войск вряд ли будет прорыв обороны противника, а тем более ее "прогрызание". Прорыв обороны уже не является сейчас такой актуальной проблемой, как это было в прошлых войнах. Разгром уцелевших группировок противника на сухопутных театрах в ходе наступления будет достигаться прежде всего уничтожением ядерных средств противника и его дивизий ракетно-ядерными ударами и стремительными действиями танковых группировок и воздушных десантов в глубине... 
Признание стратегической обороны в качестве одного из видов стратегических действий вооруженных сил в современной войне означает признание оборонительной стратегии в целом, по существу, - перенос обстановки начала Великой Отечественной войны в современные условия. 
Империалисты готовят против нашей страны наступательную войну, войну всеобщего разрушения и массового уничтожения народа с помощью ядерного оружия. Поэтому им надо противопоставить решительные, активные действия наших Вооруженных Сил, и в первую очередь сокрушительные ядерные удары стратегическими средствами. Только этим можно обуздать империалистических агрессоров, сорвать их преступные планы, быстро нанести им поражение. Стратегическая оборона, а затем контрнаступление в современных условиях не смогут обеспечить достижение решительных целей войны... 
("Военная стратегия", под ред. Маршала Советского Союза В.Д. Соколовского., М., Воениздат, 1968г.5)  
Первой войной, где новое мышление Западного мира прошло проверку на жизнеспособность, стала война во Вьетнаме. В ней Соединенные Штаты сконцентрировали на узкой полоске Тихоокеанского побережья практически все, что могли (в 1968г. численность армии США в Южном Вьетнаме превысила 500 тысяч человек), но победы одержать так и не сумели. Огромные потери, понесенные во Вьетнаме, потрясающие свидетельства очевидцев, журналистов и политиков, выступивших с критикой Вьетнамской войны, вызвали брожение в умах большинства рядовых американцев и политических деятелей, ранее убежденных в необходимости Холодной войны и отстаивании в каждой точке планеты интересов Соединенных Штатов.  
 
Администрация Р. Никсона, пришедшая к власти в 1969г., критически относилась к продолжению масштабного военного строительства и скорректировала доктрину «гибкого реагирования» в пользу доктрины «реалистического сдерживания». Как говорил сам Никсон, "наша цель – иметь уверенность, что Соединенные Штаты обладают достаточной военной мощью, чтобы защитить свои интересы… Мне кажется, что достаточность была бы лучшим термином, чем превосходство". Такая корректировка взглядов американской политической элиты означала более экономичный подход к военным расходам, более бережное отношение к расшатанной военными расходами экономике страны.  
 
Советское руководство также постепенно отходило от прежнего ожесточения, принесшее вторжение в Венгрию и Чехословакию в 1956 и 1968 гг. Кульминацией потепления советско-американских отношений стало подписание договоров ОСВ-1 и ОСВ-2, а также договора по ПРО.

 

2.3 "Вторая Холодная  война" 1979-1985гг.

Ввод  советских войск в Афганистан в декабре 1979г. положил начало следующему периоду Холодной войны. Пришедшая к власти администрация Рональда Рейгана утверждала, что между двумя сверхдержавами возникла опасность разрыва в уровнях стратегических вооружений в пользу Советского Союза. Дальнейшая пассивность, по их мнению, привела бы к тому, что США в итоге неминуемо проиграют Холодную войну. С целью недопущения такого варианта событий были значительно увеличены расходы на оборону за счет "высвобождения" ресурсов национальной экономики (т.н. "рейганомика"), огромные средства вкладывались в развитие стратегических сил (в т.ч. и программа СОИ (Стратегическая оборонная Инициатива) по милитаризации космоса) что должно было, по мнению Р. Рейгана, ликвидировать стратегический паритет и вывести США на лидирующие позиции по основным показателям в военной области. Кроме того, это еще глубже втянуло бы Советский Союз в гибельную для него трясину гонки вооружений, что еще больше бы ослабило и так к тому времени стагнирующую советскую экономику.  
 
На вооружение американской армии был принят стратегический бомбардировщик В-1 и началось строительство усовершенствованных бомбардировщиков по технологии "Стэлс", началось развертывание межконтинентальных ракет нового поколения МХ и строительство подводных лодок - ракетоносцев "Трайдент", колоссальное увеличение количества крылатых ракет и ракет средней дальности "Першинг-2".  
 
Советское руководство особенно опасалось размещения в Европе новых американских ракет средней дальности. В 1982 г. Советский Союз предложил в случае отказа США от размещения "Першингов" сократить число своих ракет СС-20 в Европе до суммарного количества аналогичных ракет Англии и Франции (162 единицы), а остальные вывезти в Сибирь. Однако американцы отвергли этот вариант, считая, что в случае необходимости вернуть ракеты из-за Урала будет гораздо проще, чем доставить их из-за океана. К тому же появление советских ракет в Азии, с точки зрения американцев, могло угрожать Японии и подтолкнуть к усиленному вооружению Китай.  
 
СССР безуспешно пытался оказать давление на союзников США. Так, летом 1983 г. Андропов предупреждал канцлера ФРГ Гельмута Коля, что из-за "Першингов" "военная угроза для Западной Германии возрастет многократно, отношения между нашими двумя странами также обязательно претерпят серьезные осложнения. Что же касается немцев в Федеративной Республике Германии и в Германской Демократической Республике, им придется глядеть друг на друга через плотный частокол ракет".  
 
В августе 1983 г. Москва предложила НАТО так называемый нулевой вариант, согласившись ликвидировать все свои ракеты сверх 162. Возможно, это открыло бы новые перспективы на переговорах, но случилось непредвиденное.  
 
1 сентября советский истребитель сбил вторгшийся в воздушное пространство СССР южнокорейский пассажирский лайнер. Погибли 269 пассажиров. Пилот Миг-21 Геннадий Осипович, по-видимому, принял Боинг-747 за американский самолет-разведчик, но санкцию на поражение цели дали из Москвы. Разразился колоссальный международный скандал. Американцы обвинили Кремль в сознательном расстреле пассажирского самолета. Советская сторона поначалу отрицала свою причастность к гибели лайнера.  
 
В заявлении ТАСС от 2 сентября утверждалось, что "самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря". Лишь 7 сентября правительство СССР официально признало, что "Боинг" был сбит, но утверждало, что он нарушил воздушную границу СССР не случайно, а по заданию американской разведки.  
 
Андропов обвинил администрацию США в том, что она провокационно использует инцидент с южнокорейским самолетом для организации беспрецедентной гонки вооружений. В ноябре 1983 г., после того как США реально приступили к размещению "Першингов" и крылатых ракет в Европе, СССР прервал переговоры и объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту.  
 
В свою очередь, Рейган принял решение о форсировании работ над стратегической оборонной инициативой, известной также как программа "звездных войн". Речь шла о размещении в космосе противоракетного щита, который сделал бы Америку неуязвимой для советского ядерного оружия. Впоследствии специалисты установили, что технические возможности осуществления СОИ были, мягко говоря, сомнительными. Но в СССР эту идею восприняли тем более болезненно, что советская промышленность была не в силах создать что-либо подобное. Г. Киссинджер писал: "Как минимум, провозглашение Рейганом программы СОИ уведомило советское руководство, что гонка вооружений, которую они столь отчаянно начали в 1960-е гг., либо полностью поглотит их ресурсы, либо приведет к американскому стратегическому прорыву".  
Отношения между Западом и Востоком накалились до предела. Символом этого периода Холодной войны можно с полным правом считать "шутку" Рональда Рейгана в прямом эфире американского телевидения: "Дорогие соотечественники, я рад сообщить вам, что только что я подписал указ, навеки объявляющий Россию вне закона. Ядерная бомбардировка начнется через 5 минут".6

2.4 Борьба за влияние  в странах третьего мира

С момента достижения стратегического  паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.  
 
Существенным фактором мировой политики стало основанное в 1955 году Движение неприсоединения. Неприсоединившиеся страны, представители которых с 1961 г. регулярно встречались на конференциях на высшем уровне, во многом обязаны своими достижениями президенту Югославии Иосипу Броз Тито. Более 100 государств - членов Движения неприсоединения не следовали единой политической линии. В основе их сотрудничества лежало признание ими некоторых общих принципов: неучастие в любых военно-политических блоках, антиколониализм, мирное существование, международное разоружение и уважение к целостности и суверенитету государств.  
 
С движением неприсоединения было тесно связано освобождение "третьего мира", вызванное постепенной деколонизацией после второй мировой войны. В середине 70-х гг. подспудно крепло понимание того, что наряду с существующим противостоянием между Востоком и Западом в ближайшем будущем заявит о себе новая политическая конфликтная дилемма общемирового масштаба - конфронтация между Севером и Югом. В этом конфликте отчётливо проявилось различие в уровнях жизни развивающихся и промышленно развитых стран. Пропасть между "богатым" Севером и "бедным" Югом была следствием различий в экономической, социальной и культурных областях. С 1977 года проблемой улучшения отношений между странами "третьего мира" и индустриальными государствами занималась комиссия Север-Юг под руководством Вилли Брандта.

 

 

 

Глава 3.

Окончание.

3.1 Окончание Холодной  войны.

Стремясь оздоровить международную  обстановку, вывести из тупика советско-американские переговоры, Советский Союз после 1985г. предпринял мирное наступление, выступив с рядом важнейших инициатив, объявил об одностороннем советском  моратории на вывод в космос военных  объектов. С целью остановить качественное совершенствование ядерного оружия, Советское правительство в августе 1985г. выступило с заявлением о  прекращении подземных испытаний  ядерного оружия.  
 
В ноябре 1985 года  состоялась советско-американская встреча  в верхах (М.С. Горбачев и Р. Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общую обстановку в мире, а  также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США. Обе стороны заявили,  что  "ядерная  война  не должна быть развязана и в ней не может быть победителей",  и обязались не стремиться к достижению военного  превосходства,  подчеркнули  важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.     В октябре 1986 года М.С. Горбачев и Р. Рейган встретились в  Рейкьявике. Значение  этой  встречи состоит прежде всего в том,  что на ней были обсуждены конкретные  формулы  радикального  сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной.     С марта 1987 года заметно активизировались политические контакты на различных уровнях.  В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно  осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности,  договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.     Становилось очевидным  то, что  в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987г.  началось даже их определенное сокращение.  В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза.     Важным звеном  в  развитии  советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве,  которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне,  подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и  меньшей  дальности, обмен  в  ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработке соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по урегулированию ситуации в Афганистане,  заключение ряда соглашений о  дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны,  а также о развитии двустороннего сотрудничества - все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализации советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности, которые действительно отвечали интересам как Советского Союза, так и Соединенных Штатов. Однако последующие действия советского руководства были, мягко сказать, нелогичными. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. В конечном итоге все закончилось распадом Восточной сверхдержавы в декабре 1991г. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе и у нас в стране связывают прежде всего с именами президента СССР Михаила Горбачева и министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе.7

3.2 Память  о Холодной войне.8

В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды  за участие в холодной войне , поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с нынешним госсекретарём США Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года по 26 декабря 1991 года.

Как заявила Хиллари Клинтон, «Наша  победа в холодной войне стала  возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной  форме отразить угрозу, исходившую из-за железного занавеса. Наша победа в холодной войне стала огромным достижением, и те мужчины и женщины, которые проходили службу в то время, заслуживают награды».

Конгрессмен Роберт Эндрюс, представлявший законопроект в палате представителей, сказал: «Холодная война была глобальной военной операцией, крайне опасной и порой смертельной для храбрых солдат, моряков, лётчиков и морских пехотинцев, участвовавших в этой кампании. Миллионы американских ветеранов, которые служили по всему миру, чтобы помочь нам победить в этом конфликте, заслуживают получения уникальной медали в знак признания и уважения за их службу».

В США существует Ассоциация ветеранов  холодной войны, которая также требовала  от властей признания своих заслуг в победе над СССР, но сумела добиться лишь выдачи сертификатов министерства обороны, подтверждавших участие в холодной войне. Ассоциация ветеранов выпустила собственную неофициальную медаль, дизайн которой был разработан ведущим специалистом Института геральдики при армии США Нэйдином Расселом.

 

 

 

Глава 4.

Поражение в холодной войне.

4.1Фиговый листок «холодной войны»

Что вызывает к жизни  эту мощь? Американские интерпретаторы потеряли фиговый листок «холодной  войны». С полным основанием американские теоретики полагают, что, «несмотря  на все риторические ухищрения, широкое  определение американской политики в отношении внешнего мира остается тем же, что и в прежние десятилетия». Никогда США не согласятся с положением primus inter pares в многополярном мире. «Нравится вам это или нет, — констатирует Дэвид Каллео, — США будут продолжать играть роль гегемона в Европе и в Азии». Представляющий Брукингский институт Майкл О'Хэнлон полагает, что «мир слишком опасен, чтобы отстраняться от него, глобальное присутствие нельзя заменить ничем».

Лучший аналитик «холодной  войны» — Дж. Л. Геддис: «Не многие историки готовы отрицать сегодня, что Соединенные Штаты были намерены доминировать на международной арене после второй мировой войн задолго до того, как Советский Союз превратился в антагониста». Консультант исследовательского центра «РЭНД корпорейшн» К. Лейн: «Советский Союз был значительно меньшим, чем это подавалось ранее, фактором в определении американской политики. На самом же деле после второй мировой войны творцы американской политики стремились создать ведомый Соединенными Штатами мир, основанный на превосходстве американской политической, военной и экономической мощи, а также на американских ценностях».

Теперь, когда угас (за ненадобностью) идеологический спор, в  холодном свете современной реальности стало ясно по меньшей мере одно: начиная с выхода во внешний мир в 1942 г. США фактически никого не сдерживают, а следуют определенной и решительной стратегии которая имеет достоинства простоты и целеустремленности: мировое преобладание. Эта фраза была впервые официально употреблена в главном документе холодной войны, известном как НСК-68 (1950 г.), и с тех пор точнее других характеризует ту стратегию, для которой холодная война была лишь эпизодом. Речь идет о мировом преобладании над любыми силами (любым сочетанием этих сил) в целях контроля над международным развитием. Так что не будем предаваться самомнению: с Советским Союзом или без него Америка вышла бы на геополитические просторы и исчезновение яростно обличаемого противника ничего не изменило в сущности американского подхода к миру.

Словесное оформление стратегических усилий США после краха СССР пришло не сразу. После окончания холодной войны нашлось немало теоретиков, которых прельщают лавры нового Кеннана — стремление найти всеобъясняющую парадигму. При этом на смену теоретикам, утверждающим, что биполярность и многополярность более стабильны, пришли их идейные противники — апологеты однополярности как оптимальной международной системы. Теоретики однополярности исходят из того, что многополярная система менее стабильна, что следует воспользоваться результатом победы в «холодной войне».

Пиком стратегической определенности президента Буша-ст. стало предупреждение: «Соединенные Штаты считают своим  жизненно важным интересом предотвращение доминирования на территории Евразии  любой враждебной державы или  группы держав». Джордж Буш пишет  в мемуарах: «Мы просто обязаны  вести за собой… Мы должны обеспечить предсказуемость и стабильность в международных отношениях. Ведь мы — единственная держава, имеющая  необходимые ресурсы и репутацию… Если Соединенные Штаты не поведут за собой, в мире не будет руководства».

Демократы Клинтона просто не могли игнорировать тот факт, что США — крупнейший экспортер  мира, больше зависящий от экспорта, чем, скажем, Япония, что заграничные  филиалы американских компаний владеют  большей долей мирового экспорта, чем компании на американской земле, что четверть американского ВНП  зависит от мировой экономики. Придя  к власти администрация Клинтона ввела термин «расширение зоны рыночной демократии». Находясь в Белом доме, президент Клинтон посчитал необходимым сравнить себя с Вудро Вильсоном, Гарри Трумэном, Теодором Рузвельтом и Франклином Рузвельтом — с теми президентами, которые олицетворяют глобальную активность американской политики. Cогласно принятому Пентагоном в 1992 г. директивному документу, «Соединенные Штаты должны предотвратить стремление крупных индустриальных наций бросить вызов нашему лидерству или попытаться изменить установившийся политический или экономический порядок».

Информация о работе Холодная война