Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность. Главная особенность исторической науки состоит в том, что историк изучает события и процессы, которые ушли в уже несуществующую реальность. Следовательно, историк, в отличие от ученных точных наук не может наблюдать и описывать изучаемый объект. Поэтому единственным источником, который несет необходимую информацию об объекте изучения, является тот или иной памятник прошлого, минувшей исторической реальности.
Провести историческое исследование невозможно без изучения исторических памятников или исторических источников. Без исторических источников не может существовать и историческая наука.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
Любой источник является продуктом
социальной деятельности людей. Определение
степени достоверности и
§2 Классификация исторических источников
Исторические источники
имеют весьма и весьма неоднородную
природу. Поэтому в источниковедении
давно фигурируют самые разнообразные
системы классификации
В целом можно выделить несколько типов классификации10:
1.Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном.
В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные - остатки, отражающие факты непосредственно, намеренные – свидетельства, и смешанные - памятники.
2. Классификация по степени
близости источника к
Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа было весьма широко распространено в источниковедении.
3. Классификация источников
по носителю известна по
В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.
4. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.
5. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление. Благодаря первым, возможно непосредственное восприятие события, данные вторых источников требуют «расшифровки».
6. В советском источниковедении утвердилась классификация источников по т. н. социально-экономическим формациям в соответствии с марксистско-ленинской схемой исторического развития.
7. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д. Эта система классифмкации имеет смысл, он она не является глобальной, то есть по сути остается частной классификацией.
Если брать другую систему координат источниковедческого обобщения, то здесь весьма полезным может оказаться опыт источниковедения конца XIX — начала XX вв. С другой стороны, встает вопрос, можно ли вообще предложить какую-то глобальную классификацию исторических источников, или же их комплекс представляет собой хаотичное нагромождение различных вещей и явлений. В этой связи наиболее актуальным становится определение исторического источника. Если исходить из того, что источник есть все, что может «источать информацию», и в этом случае под это понятие попадают и природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.
Например, по определению А. С. Лаппо-Данилевского: «источник — всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением»11 или по исходящему из него определению О.М. Медушевской: «источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах»12.
В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы13:
Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие основные виды:
1. законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;
2. актовый материал;
3. делопроизводственные текущие документы;
4.статистические документы, а также документы экономического и географического порядка;
5. документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
6. периодическая печать;
7. публицистика и литературные памятники.
Ко второму типу следует
относить материальные (вещественные)
памятники. К материальным реликтам,
к примеру, относятся архитектурные
ансамбли, остатки жилищных комплексов,
другие предметы ремесленного производства,
произведения искусства, машинная и
боевая техника и проч. Весьма многие
материальные по-прежнему сокрыты под
земным покровом. Их извлечением занимается
археология – наука, изучающая, главным
образом путем раскопок, материальные
памятники древней и
Третий тип исторических источников представляют этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.
Совершенно очевидна полная
несостоятельность попыток
Среди разнообразия этнографических
источников особую ценность имеют древнейшие
письменные документы – папирусы,
клинописи, летописи, хроники: в этих
источниках содержится комплексный
и разнохарактерный этнографический
материал. Также ценную группу этнографических
памятников составляют изобразительные
памятники – рисунки, орнаменты,
скульптура и проч. Например, народные
орнаменты отражают сюжеты и эпизоды
древней мифологии, а также специфику
религиозных верований и
Четвертый тип источников представлен фольклором – устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох. К фольклорным источникам относятся: легенда – народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; эпос – героические сказания, былина; предание – переходящий из поколения в поколение рассказ о былом; сказка – народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.
В советское время немало
действительно заслуженных
То, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические зоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служит творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности»17.
Еще один, пятый тип исторических
источников представлен данными
лингвистики – наукой о языкознании.
Особую роль для историка в воссоздании
картины древней истории имеет
также топонимика, раздел языкознания,
изучающий собственные
С начала ХХ века в связи
с быстрым развитием
Таким образом, исторические источники имеют весьма неоднородную природу. В источниковедении давно существуют самые разнообразные системы классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по носителю, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта, по социально-экономическим формациям, по видам.
В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что историческим источникам в современном источниковедении принято относить весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. При этом любой исторический источник является продуктом социальной деятельности людей.
Необходимо отметить, что изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль. Каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого обществе.
В связи с тем, что исторические источники имеют весьма неоднородную природу, различные авторы предлагают самые разнообразные системы их классификации: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта и по другим критериям.
Информация о работе Исторический источник. Его роль и значение в изучении истории