Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:47, реферат
В этой работе приводится история города Кимры. Город Кимры издавна славиться своими церквями, и именно поэтому автор решил рассказать Вам об их судьбах.
1. Вступление
2. История моего города
• Возникновение
• Владельцы села Кимры
• Особенности хозяйственного развития кимрского края
• Известные люди города Кимры
3. Судьбы кимрских храмов
• Храм Вознесения Господня
• Покровский собор
• Спасо-Преображенский собор
4. Заключение
5. Литература
В 1901 году в семье
сельского учителя родился
Многим читателям хорошо известно имя Макара Андреевича Рыбакова. Его перу принадлежат романы «Лихолетье», «Пробуждение», «Бурелом». Первоначально учился в церковно-приходской школе. Окончил Литературный институт имени М. Горького (в 1940 году). Был участником борьбы за советскую власть в Калязинском уезде, в 1918 уездный комиссар земледелия и председатель сельскохозяйственной коммуны. С 1921 жил в Кимрах. В 1921-1959 организатор и преподаватель бухгалтерских курсов.
Родом из Кимр Н. А. Сазонова, народная артистка СССР, служившая в театре Совестской Армии, снимавшаяся во многих фильмах.
Выходцем из семьи артистов кимрского драмтеатра является и заслуженная артистка РСФСР Ирина Акулов игравшая во МХАТе, снимавшаяся в фильмах «Экипаж», «Блокада».
Судьбы кимрских храмов
Храм вознесения господня
Если посмотреть на город Кимры издали, то одним из первых, что мы увидим, будет колокольня Вознесенской церкви. Храм этот является не только самым высоким архитектурным сооружением в городе, но и самым старым. Сооружен он в 1813 году на месте двух ветхих деревянных церквей. Храм возведен на средства прихожан и усердием братьев Якова и Николая Башиловых, бывших в те времена – как замечает купец Малюгин в своей рукописи об истории Кимр – « в зените славы и денежного могущества». Освящен храм был протоиреем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным.
За свою долгую жизнь он не раз подвергался некоторым переделкам. В 1820х годах трапезная была разобрана и выстроена более просторной. Работы велись на средства купца Александра Мошкина. На деньги этого же купца в 1830-х годах была осуществлена перестройка колокольни, устройство иконостаса; ряд других работ по украшению храма. Кстати А. Мошкин завещал значительную часть своих сбережений после смерти храму и притчу.
Внешний вид храма был традиционен для своего времени: двусветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием с полуциркулярной апсидой. Здесь находился главный престол во имя Вознесения Господня. Трапезная – двусветная, прямоугольная, с округленными углами. Северный и южный фасады трапезной украшены портиками из четырех полуколонн тосканского ордера. Фронтоны – с полуциркулярными окнами. Западный фасад украшен шестиколонным портиком. В трапезной имеется два придела: правый, во имя Успения Божией Матери и левый – во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Колокольня стройная, четырехярусная, увенчанная барабанчиком с главкой. Нижний ярус ее включен в объем трапезной и используется в качестве притвора.
Из архивных документов мы узнаем, что храм имел семь глав. Пять на главном храме (которые видны и сейчас) и две – на трапезной (где находились приделы), вызолоченные червонным золотом, и снаружи окрашены в желтый цвет. Первоначально с колокольни звонили шесть колоколов, впоследствии – десять. Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены кирпичной оградой с двумя воротами. Непосредственно от церкви брала свое начало Вознесенская улица, названная в честь храма. При советской власти Вознесенская улица была переименован сначала в Рязанскую, позднее в улицу Салтыкова-Щедрина. Добавим к слову, что и вся зареченская часть Кимр также называлась по имени храма Вознесенской стороной.
В ризнице храма долгие годы бережно хранился ценный исторический документ 17 века – грамота соправителей русского государства, царей Ивана, Петра и их сестры царевны Софьи Алексеевны, выданная в 1688 году на имя боярина Ф.П. Салтыкова на владение Кимрской вотчиной (дочь Салтыкова – Прасковья Федоровна – была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Текст грамоты был написан на пергаменте длиной 93, шириной 63 см. Письмо было исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом киоте красного дерева за стеклом в церковной ризнице. В начале нынешнего века документом заинтересовались губернские власти. В результате грамота пополнила собой фонды Тверского музея. Во время Великой Отечественной войны областной центр был подвергнут кратковременной оккупации и в результате к неисчислимым утратам того времени добавилась вышеупомянутая грамота.
В Вознесенском храме находилось немало исторических ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащённый крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы великомученика Дмитрия Солунского с житием редкого изображения, Знамения Божией Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма почти на пересечении нынешних улиц Салтыкова-Щедрина и Орджоникидзе стояла каменная часовня.
В связи с небольшими размерами кладбища, располагавшегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и постройки там кладбищенской церкви. Место для этого кладбища было выбрано на южной окраине села (ныне законсервированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеревались построить там деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 году. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осуществиться. Едва начавшемуся строительству сначала помешала первая мировая война, а после октября 1917 года об этом не приходилось даже и мечтать.
Притч Вознесенской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Десятки лет здесь прослужили, сменяя один другого, протоиереи Ершовы и псаломщики Носовы. Дом Ершовых сохранился доныне и находится напротив храма по улице Салтыкова-Щедрина №1.Интересно отметить, что в 1856 году село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовался Волгой, рыбной ловлей, судоходством по реке. Эту информацию ему предоставили священник А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыболовом в Кимре». Среди других служителей церкви укажем на диакона И. Н. Никольского, псаломщика И. К. Носова (внука Н. Носова). Церковным старостой многие годы являлся здесь Н. П. Леонов.
Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 года число непосредственно кимрян, приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из деревень: Богунино -465 прихожан, Конюхино -73, Слободище – 103, Емельяновки – 72, Мыльцевки – 105, Ушаковки – 35, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титово. Всего прихожан, приписанных к храму, насчитывалось 1913 человек.
После 1917 года новая власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов изъяла храм у церковного ведомства и в 1919 года согласно договору передала его в пользование вновь образованной религиозной общины.
Как известно, 1920-1930 годы проходили под знаком интенсивной борьбы советской власти с религией. Храмы закрывались, служители церкви подвергались нападками и необоснованным репрессиям. Плоды этого не заставили себя долго ждать. В середине 1930-х годов в городе остался всего один действующий храм – Вознесенский, но и он был через некоторое время закрыт. В начале 1941 года Кимрский горсовет, учитывая «единодушное» пожелание рабочих и служащих ряда предприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано прошение об утверждении этого решения. Ответ, как водилось, был положительным. Летом 1941 года Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942 года храм был передан облпищепрому для размещения в нём маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно промышленное предприятие.
В 1950-х годах завод был закрыт и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветшало всё больше и больше, капитальных ремонтов, за исключением косметических, в нем не проводилось, территория всё больше и больше захламлялась. Внимание властей к бывшей церкви ограничивалось лишь тем, что на стене храма была прикреплена плита с надписью, гласящей о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и который находится под охраной государства. Помимо складов в церкви была оборудована трансформаторная подстанция городских телоэнергосетей.
Известные преобразования последнего времени создали предпосылки для возрождения православной церкви в стране. Как это происходит, можно проследить, в частности, на примере Кимрского храма.
В 1990 году группа кимрян, сторонников возвращения храма в лоно церкви, одним из лидеров которой был известный в городе художник В. Ф. Морозов, добились желаемых результатов. Сессия горсовета приняла решение о передаче храма вновь образовавшейся религиозной общине и установила сроки освобождения его помещений. Общественности города пришлось изрядно потрудиться над тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание от хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками, но помещения были освобождены и переданы их законному владельцу.
Первый молебен при
участии священнослужителей и сотен
верующих состоялся здесь 16 февраля
1991 года ещё у замкнутых торгом
на замок дверей храма. И надо было
видеть лица людей в этот зимний
день! У одних они выражали удивление
и немой вопрос: неужели это
не во сне, а наяву? У других –
полны любопытства
С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие (и не только они) трудились по очистке внутренних помещений церкви и территории вокруг неё от мусора и хлама, которые напоминали собой (не побоимся этого сравнения) филиал городской свалки. В скором времени во имя Успения Божьей Матери и более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.
С тех пор прошло около пяти лет. Всё это время в храме не прекращаются восстановительные работы. Не так давно начались богослужения и во втором приделе во имя великомученика Димитрия Солунского. Начата стенная роспись приделов. Ряд предприятий и организации города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в её возрождении. Но еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей первозданной красоте.
И очень хочется верить в то, что как в былые времена, берущая своё начало от храма улица станет вновь носить своё исконное имя - Вознесенская.
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
В самом центре Кимр на крутом волжском берегу и не столь еще далёком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников собор являл собой как-бы несколько уменьшенный прототип московского Успенского собора. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России.
В 1807 г. Жители Кимр пережили страшное бедствие – пожар, от которого пострадало всё большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной ещё в 17 веке боярином Ф. П. Салтыковым – владельцем села Кимры. (Любопытный факт: дочь владельца Кимрской вотчины Прасковья Фёдоровна была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому-то кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными же жертвователями на постройку храма явились Д. В. Башилов с детьми и братья Малюгины. 16 сеньтября 1816 г. храм сей во имя Покрова Присвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима – архиепископа Тверского и Кашинского – был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшнего архиепископа Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанномм Синициным при содействии местного духовенства.
Вновь построенный храм этот
имел три престола: главный, средний,
во имя Покрова Пресвятой
Чтобы подчеркнуть особую значимость новопостроенной церкви, братья Михаил, Яков и Василий Малюгины подали соответствующим властям прошение о переименовании её в собор, подкрепив просьбу 20 тысячами рублей в пользу храма и его притча. Святейший Синод благосклонно отнёсся к этому прошению и 21 марта 1830 г. Покровская церковь была наименована собором. Грамота, утверждающая сей акт, за подписью Амвросия, архиепископа Тверского и Кашинского, хранились в Кимрском соборе.