История города Кимры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

В этой работе приводится история города Кимры. Город Кимры издавна славиться своими церквями, и именно поэтому автор решил рассказать Вам об их судьбах.

Содержание работы

1. Вступление
2. История моего города
• Возникновение
• Владельцы села Кимры
• Особенности хозяйственного развития кимрского края
• Известные люди города Кимры
3. Судьбы кимрских храмов
• Храм Вознесения Господня
• Покровский собор
• Спасо-Преображенский собор
4. Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.19 Кб (Скачать файл)

В 1847 г. в соборе была закончена  стенная роспись, выполненная московским художником И. С. Широким. Денежные средства на эти работы пожертвовали местные  купцы В. С. Малюгин, И. Ф. Рыбкин и  церковный староста И. А. Столяров.

В непосредственной близости от Покровского собора с 1829 по 1832 годы была построена Троицкая церковь. Одновременно с ней возводится и колокольня. Главный престол храма был  назван во имя святой Живоначальной  Троицы, правый – Тихвинской Божией Матери, левый – в честь святителя  Николая Чудотворца.

В архитектурном отношении  Кимрский собор был явлением почти  уникальным. Его объемно-пространственная структура в равной степени принадлежала как древнерусской архитектуре, так и русскому ампиру. Мощный, почти кубический в основном объеме, храм был увенчан пятью массивными световыми барабанами с луковичными куполами. Фасады членились тосканскими пилястрами, карниз декорирован модульонами. Окна второго света помимо ампирных наличников обрамлены полуциркулярными нишами ввиде закомар. Световые барабаны декорированы пилястрами и классическим фризом. Их окна венчали килевидные навершия, присущие русско-византийской модификации.

Троицкий храм был более  низким, увенчан единственной световой главой. Храм как бы перекликался со своим старшим собратом в приемах  соразмерности и декорирования  и вместе они составляли единый архитектурный  ансамбль. Незначительная по размерам трапезная связана с трехъярусной колокольней. Фасад здания членится тосканскими пилястрами. На высоте трапезной имеются портики, поддерживаемые тосканскими колоннами.

Колокольня имела высоту в 30 саженей. В ярусах звона имелось 12 колоколов. Главный из них весил 1000 пудов и был одним из самых  крупных и тяжелых колоколов  в Тверской губернии. Любопытна история  его. Первый колокол кимряне приобрели  в Ярославле на заводе Оловянишникова. Но когда его привезли в Кимры  и подняли на колокольню, оказалось, что колокол не звонит. При отливке  в уши колокола каким-то образом  попал кусок угля и при пробном  звоне он дал трещину. Раздосадованные  кимряне к своей чести рук  не опустили и решили отлить главный  колокол на месте. Это довольна непростая  затея увенчалась полным успехом. В 1841 г. с соборной колокольни зазвучал его могучий бас.

В 1859 г. в Кимрах разразился еще один опустошительный пожар, от которого вновь выгорело почти  всё село. От огня пострадала и колокольня, а главный её колокол упал и  разбился. Честолюбивые и предприимчивые кимряне, считавшие своё село «столицей  сапожного царства» России не могли  примириться с отсутствием главного колокола. И вот всего через  два года после пожара колокол  весов в 1009 пудов занял подобающие ему место на звоннице. Привезён он был из Москвы с завода Финляндского. Этот колокол прослужил до 1930-х  годов – времени гибели собора. На колокольне имелись часы с курантами, показывавшие время на четыре стороны  света.

Соборные храмы – Покровский и Троицкий – были обнесены каменной оградой с двумя часовнями  и тремя воротами. Одна из часовен  представляла собой малую церковь, в которой совершались молебны  преимущественно в храмовый праздник. Внутри ограды бок о бок с обоими храмами р асполагалось небольшое кладбище, где находили свой последний земной приют состоятельные кимряне. На кладбище поддерживался отменный порядок. Как сообщалось в журнале «Тверские епархиальные ведомости конца 19 века кимрское кладбище считалось образцовым, являлось одним из лучших в Тверской епархии благодаря постоянному вниманию к нему церковного старосты и купца В. И. Шокина. На этом кладбище находилось несколько десятков мраморных надгробий, почти ничем не уступающих подобным памятникам в столичных городах Санкт-Петербурге и Москве. Диапазон надписей и эпитафий, начертанных на них, был весьма широк: от тяжеловесных высокопарных фраз до наивных поэтических строк. Познакомимся же хотя бы с одной из этих надписей на богатом мраморном надгробии одному из устроителей Покровского собора Я. Д. Малюгину ( 1784-1837) «Мирно скончав дни свои, сей доблестный муж, верный сын церкви, ревностный член общества, нежный супруг, чадолюбивый отец семейства. Жизнь его было недолговечной, но при содействии братьев своих сумел обессмертить себя подвигом создателя сих величественных храмов господних и примерным усердием ко многим другим даже отдаленным церквам, за что в ознаменовании к нему внимания благочестивого монарха грудь его была украшена разными знаменами отличий».

Один из первых кимрских краеведов А. С. Столяров в своей  книге «Село Кимры и его  обитатели», выпущенной в конце прошлого столетия, отмечает выраженную набожность кимрян, ревностное отправление ими  всех религиозных праздников и торжеств, почитания святынь, находящихся  в храме. Наиболее же чтимой святыней считалась икона Спаса Нерукотворного, слывшая чудотворной. «Ни один кимряк, - подчеркивал А. С. Столяров в своей  книге, - не начнёт никакого дела, не отслужив молебен перед святой иконой». К  большому огорчению жителей села их святыня по решению вышестоящих  властей была перенесена в Тверской кафедральный собор и кимрянам пришлось довольствоваться лишь её копией. Перед иконой святителя Николая Чудотворца совершались молебны в памятные дни императора Николая Первого, который в 1846 г. санкционировал выдачу кимрянам ссуды в размере 495 тысяч рублей для откупа от последней своей владелицы графини Ю. П. Самойловой. Одной из особо почитаемых икон являлась также икона с изображением Святых Угодников, устроенная благочестивыми кимрянами в память спасения царской семьи во время крушения поезда близ станции Борок 17октября 1888 г. Следует отметить, что событие это всколыхнуло всю Россию, повлекло за собой усиленное выражение верноподданнейших чувств народа к царю, выразившиеся в частности в возведении многочисленных храмов, часовен, написании икон, посвященных этому событию.

В Покровском соборе имелось  немало других почитаемых прихожанами  икон в вызолоченных серебряных ризах, украшенных жемчугом и драгоценными камнями.

В Троицком храме, имевшем  великолепный шестиярусный иконостас, находились четыре иконы, подаренные царями Иваном, Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей. В ризнице  хранились две хоругви, по преданию вышитые и подаренные Троицкому  храму царевной Софьей Алексеевной. Помимо икон в храмах хранилось немало других ценностей. Их восьми Евангелий  самое старое, отпечатанное в 1698 г., имело большой формат и было украшено драгоценными камнями. Один из серебряных крестов был унизан 400 жемчужинами.

Историческим днем в жизни  кимрян явилось 6 мая 1901 г. В тот день в Кимры специальным поездом  из Москвы прибыла святая икона Иверской Божьей Матери. Икону эту с далеких берегов Средиземного моря прислал в дар Кимрскому собору настоятель Свято-Афонского Андреевского скита архимандрит Иосиф с братией. Перед отправкой святыни из Москвы её благословил Московский митрополит Владимир. Тысячи жителей села Кимры и его окрестностей вышли на встречу со святыней. Под неумолчный перезвон колоколов всех кимрских церквей крестный ход с прибывшей святой иконой, хоругвями и другими святынями прошествовал от станции Савелово к собору. Храм был переполнен молящимися, множество людей окружали его снаружи. Полное освещение собора, залитое светом торжественное богослужение, прекрасное пение специально выписанного из Москвы Чудовского хора певчих производили чарующее впечатление. Богослужение в тот день затянулось до поздней ночи. В скором времени святая икона усердием кимрян была украшена ризою из серебра высокохудожественной работы, унизанной жемчугом и драгоценными камнями, и помещена в величественный киот с 12-ю неугасимыми лампадами. По установившемуся правилу по воскресным дням совершались молебствия с акафистом перед святой иконой. Образ Владычицы Мира стал надежной защитой верующих кимрян от всех бед и неудач, их надеждой и опорой. В память этого события в 1909 г. была выпущена небольшая книга «Светлое торжество в селе Кимрах 1901 г.»

Радостным и волнующими праздниками  для кимрян становились крестные ходы в дни прибытия в село Кимры  из окрестных сёл Абрамово и Белый  Городок чудотворных икон Рождества  Пресвятой Богородицы и Иерусалимской  Божией Матери.

Собор являлся законной гордостью  кимрян. Посещавшие Кимры именитые люди первым делом знакомились с  этой самой значительной местной  достопримечательностью. Как следует  из текста рукописи купца Малюгина, хранящиеся в краеведческом музее, в 1840 г. Кимры посетил император  Николай Первый. В 1856 г. в селе остановился  драматург А. Н. Островский. В августе 1866 года в Кимрах побывал наследник  престола, будущий царь Александр  Третий. В газете «Голос» за тот  год сообщалось, что сразу же после  прибытия в Кимры знатный гость  с парохода проследовал в собой, где состоялось молебствие. Летом 1892 г. Кимры посетил еще один царственный  гость – Великий князь Владимир Александрович. В его честь отрезок  дороги, ведущий от собора к Волге, получил название Владимирского  съезда. Несколько раз Кимры посещал  писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.

К ограде собора примыкала  сторожка, а неподалеку от него находились церковно-приходская школа, открытая в 1911 г. (ныне общежитие актёров драмтеатра), церковный дом и ряд других помещений. У собора располагалась площадь, названная в его честь Соборной, содержавшаяся всегда в чистоте в отличие от других улиц и площадей. На этой площади в дни двух годовых ярмарок, Петровской и Покровской, и еженедельных базаров происходили главные торговые операции, связанные преимущественно с куплей-продажей обуви.

После Октябрьской революции 1917 г. для церкви настали трудные  времена. Храмы закрывались, многие из них разрушались, церковнослужители  подвергались гонениям.

В 1925 г. состоялись торжества  по случаю 100-летия Покровского собора. На этот юбилей в Кимры прибыл Тверской митрополит Серафим. Под звон колоколов  состоялись богослужения, крестный ход вокруг собора. После этого события в местной печати развернулась шумная кампания по прекращению колокольного звона, закрытию собора, по переустройству храма под культурный очаг. До наших дней сохранился документ от 15 февраля 1929 г., направленный Кимрским горсоветом в Москву и секретариат ВЦИКа с ходатайством о закрытии Преображенского и Покровского храмов. Одним из доводов в пользу закрытия храмов явилось утверждение, что храмы в архитектурном отношении не представляют собой никакой ценности.

В 1930 г. постановлением Московского  областного исполкома (МОИК) было принято  решение о закрытии летнего храма  – Покровского собора. Другой храм (т.е. отапливаемый) – Троицкий, соединенный  с колокольней, функционировал ещё  несколько лет. В том же году в  Кимры был назначен к службе епископ  Иоанн Соколов (впоследствии экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн). Несколько лет в городе вёл службы викарный епископ Кимрский Никифор (Никольский).

После закрытия Покровского  храма с его куполов было снято  золотое покрытие и он, частично обезглавленный, разоренный, простоял в таком виде несколько лет. Незавидная судьба выпала на долю его священнослужителей. Многие из них подвергались гонениям, необоснованным репрессиям со стороны  властей. Так диакон М. М. Жданов во время  исполнения трудовой повинности на строительстве  понтонного моста через р. Волгу  получил тяжелое увечье и вскоре умер. Настоятель собора протоиерей М. И. Комаров в 1920-х годах три  года провёл в ссылке в концентрационном лагере (документ об этом хранится в горархиве). В 1937 г. был приговорён к длительному тюремному заключению, где и скончался, диакон собора Н. Д. Завьялов (до 1929 г. служивший в Преображенском храме г. Кимры). Священники Григорий Сергеевич и Михаил Сергеевич Сперанские также умерли в заключении. Священник П. Н. Мещагин недолго пробыл в Кимрском доме заключения и вероятно для того, чтобы избежать более суровых репрессий со стороны властей, покинул Кимры. Собственный двухэтажный каменный дом он был вынужден из-за непомерных налогов безвозмездно передать государству. Священник Г. Д. Лисицын отбыл 10 лет тюремного заключения.

Весной 1936 г. сильный взрыв  потряс Кимры и его окрестности. Вслед за этим началась спешная разборка храма. Несколько сот рабочих  в две смены едва управились с  разборкой его к осени. Тут  же на его месте началась закладка фундамента клуба промкооперации. Стройка  быстро продвигалась и 7 ноября 1938 г. на месте пятиглавого величественного  Покровского собора был официально открыт клуб промкооперации Кимрского  кожпромсоюза (ныне драмтеатр).

Стоявший рядом одноглавый Троицкий храм с колокольней всего  на несколько лет пережил своего старшего собрата. 10 декабря 1936 года проектная группа коммунального отдела горсовета приступила к составлению проекта по переоборудованию храма под музей. В то время в помещении храма хранилось зерно и действовала сушилка для лесоматериалов на время строительства клуба промкооперации. Но в 1937 г. едва начавшиеся работы почему-то были остановлены. 9 мая 1938 г. местная газета сообщила своим читателям, что президиум горсовета решил передать пустующее здание Троицкого храма и колокольни Кимрстрою для разборки на кирпич, что вскоре и было сделано.

Так закончили своё существование  Покровский и Троицкий соборные храмы. И всё же хочется закончить  рассказ не на такой грустной ноте.

В 1866 г. Кимры посетил посол  США Фокс. Осмотрев собор, восхищенный  заокеанский гость заявил, что  Кимрский храм – это один из самых  великолепных храмов, какие только довелось ему видеть в России.

В монографии «Европейская Россия» в томе «На верхней  Волге», изданной в 1913 г. есть строки, отведенные Кимрскому храму: «На горе виднеется  пятиглавый собор Покрова жёлтого  цвета и рядом Троицкая церковь. Оба храма могут быть украшением любого губернского города и даже столицы». Память о жемчужине кимрской архитектуры не только не умирает, а  скорее наоборот, всё больше и больше людей стремится побольше узнать о нем. В конце 1992 г. совершился наконец  акт исторической справедливости. Малый  совет горсовета народных депутатов, учитывая просьбы общественности города, принял решение о возвращении  улице Р. Люксембург её исконного  имени Троицкой. Улица эта брала  своё начало от Троицкого храма.

Принятое решение являет собой пример своего рода раскаяния  за варварское уничтожение храмов в 1930-х годах и увековечивает  память о самых грандиозных архитектурных  сооружениях города: Покровском и  Троицком соборных храмах.

 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

21 июля 1902 г. в Кимры  прибыл архиепископ Тверской  и Кашинский Димитрий. После литургии  в Покровском соборе при большом  стечении прихожан состоялся  крестный ход по Ильинской  улице (ныне улица Урицкого) во  главе с прибывшим Тверским  владыкой Димитрием, протоиереем  Кимрской Вознесенской церкви  П. Ершовым, священниками Покровского  собора М. Комаровым, А. Молчановым, Н. Никольским, священниками села Абрамово И. Кунцыным, села Каюрова В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма.

Информация о работе История города Кимры