Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:56, реферат
В Сибирь судебная реформа пришла в варианте, наиболее адаптированном не столько к местным условиям, сколько к нуждам и реалиям российского самодержавия. Поэтому исследование особенностей судебных преобразований в Сибири позволяет изучить судебную реформу в ее динамике, исследовать процесс и результаты её эволюции, осмыслить это историческое событие не как локальное явление, а как длительный этап общероссийского правотворческого процесса.
Введение 3
1. Проведения судебной реформы в Сибири 4
1.1. Предпосылки судебной реформы 4
1.2. Судебная реформа в Сибири 10
2. Проблемы реализации судебной реформы в Сибири 21
Заключение 28
Список литературы 31
Содержание
Введение
В Сибирь судебная реформа пришла в варианте, наиболее адаптированном не столько к местным условиям, сколько к нуждам и реалиям российского самодержавия. Поэтому исследование особенностей судебных преобразований в Сибири позволяет изучить судебную реформу в ее динамике, исследовать процесс и результаты её эволюции, осмыслить это историческое событие не как локальное явление, а как длительный этап общероссийского правотворческого процесса.
Объектом исследования являются правовые новации в сфере правосудия во и их влияние на процессы реформирования судебной системы в Сибири.
Предметом исследования служат рассматриваемые результаты модели судоустройства Сибири.
Методологической
основой являются общие принципы
историзма и системности. Применение
историко-системного метода обусловлено
углублением исторического
Основная цель работысостоит в изучении процесса подготовки и проведения судебных преобразований в Сибири.
При этом был определен круг исследовательских задач:
1) выявить предпосылки судебной реформы в Сибири;
2) изучить состояние правосудия в дореформенный период и его влияние на уровень правосознания населения Сибири;
3)
изучить особенности
4)
проследить процесс подготовки
и проведения судебной реформы
в Сибири;
1. Проведения судебной реформы в Сибири
1.1.
Предпосылки судебной
реформы
К числу общих предпосылок следует, прежде всего, отнести собственно судебную реформу в Европейской части России, которая для либеральных кругов окраинных частей Российской империи служила неким стандартом не только правильной организации правосудия, но и образцом общих прогрессивных преобразований общества и государства. Следовательно, процесс распространения действия Судебных уставов 1864 г. на окраинные части империи рассматривался либералами как способ приобщения этих регионов к европейским ценностям. Консервативная часть правительственных кругов и общества считала Судебные уставы 1864 г. «заблуждением умов», источником всех бед и проблем, рассадником радикальных идей и движений в обществе. Деятельность «муравьевской комиссии» подтверждает стремление царского правительства заменить Судебные уставы 1864 г. процессуальными кодексами и тем самым устранить противоречия между основными началами Судебных уставов и устоями самодержавия. Вопреки сложившемуся мнению можно предположить, что деятельность этой комиссии не была столь безрезультатной, как это принято считать. Действительно, комиссия не смогла подготовить соответствующих кодексов, но свои идеи и задачи она в полной мере смогла реализовать в законе 13 мая 1896 г. о судебной реформе в Сибири путем изъятия из Судебных уставов 1864 г. наиболее радикальных положений, то есть окончательной адаптации уставов к потребностям российского самодержавия. Таким образом, в определенном смысле названный закон явился своеобразным итогом процесса «модернизации» Судебных уставов 1864 г., реализацией новой правительственной идеологии в отношении организации правосудия, новой модели правосудия.
Далее к общим предпосылкам судебной реформы 1897 г. следует отнести изменение геополитического значения Сибири. Россия всегда отличалась крайней неравномерностью социально-экономического и культурного развития различных её частей и, как следствие, неравномерностью социально-политических процессов в отдельных регионах империи. В середине XIX в. Сибирь была наиболее отсталой во всех отношениях частью России, поэтому те кризисные явления, которые обусловили необходимость Великих реформ Александра II в Европейской России, не проявлялись столь остро, тем самым не вызвали потребностей в распространении этих реформ на Сибирь. К концу XIX в. ситуация как внутри страны, так и за её пределами коренным образом изменилась. Россия была вынуждена искать адекватные ответы на те вызовы и угрозы её интересам, которые складывались вследствие активизации политики сопредельных и других наиболее сильных стран на дальневосточном и среднеазиатском направлениях. Таким ответом могла быть только всемерная экспансия России на восток, реальное освоение её восточных территорий. Строительство транссибирской железнодорожной магистрали, портов, крепостей и других инфраструктурных сооружений обеспечили России реальное участие в делах Дальнего Востока и Средней Азии. Таким образом, Сибирь из окраинной, удерживаемой «про запас» территории превратилась в опорный, стратегически важный регион как внутренней, так и внешней политики империи. От властей потребовались неотложные усилия, направленные не только на активное развитие экономического и хозяйственного потенциала Сибири, но и обустройство на её территории эффективной управленческой системы1. Полуколониальная, военно-административная организация власти к тому времени успешно доказала свою полную несостоятельность и требовала срочной реорганизации. Важнейшим направлением такой реорганизация, должно было внедрение в сферу государственного строительства правовых методов управленческой деятельности, ^ создание стимулов для социальной и общественной ответственности сибирских властей за решение вопросов местного значения. Следовательно, главной целью судебной реформы в Сибири 1897 г. была интеграция Сибирских территорий в единое правовое пространство Российской империи. Правовой базой для судебного строительства в Сибири были избраны Судебные уставы 1864 г., пусть в усеченном, адаптированном для устоев самодержавия варианте, но все-таки общероссийском законе.
К числу общих предпосылок следует отнести и бурный рост экономического развития и хозяйственного освоения ресурсов Сибири. Развитие транспортной инфраструктуры повлекло интенсивное вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот, активизацию переселенческой политики. Тем самым создавались условия интеграции края в общее экономическое пространство империи. Соответственно, складывались объективные потребности в построении и единого правового пространства. Прямое администрирование всех сторон жизни стало угрожать «видам правительства» в отношении Сибири, интересам общества и государства в целом. Ответом на эти угрозы могло быть только создание системы защиты личной безопасности жителей Сибири, права собственности и предпринимательства. Системы, которая смогла бы ограничить административный произвол, которая включала бы в себя механизмы разрешения гражданских споров, инструментов закрепления результатов сделок и состояния имущественных и личных неимущественных прав жителей Сибири. Элементами такой системы являются суд и судебные процедуры.
Особой предпосылкой можно считать внутреннюю политику центрального правительства и местных администраций. На заседаниях межведомственной правительственной комиссии под председательством П.М. Бутовского представители всех министерств и ведомств, за исключением представителя внутренних дел, поддержали необходимость проведения судебной реформы в Сибири. Все губернаторы Сибири сделали свои заключения в пользу судебной реформы на началах Судебных уставов 1864 г. Такое единодушие было основано на полном осознании необходимости в коренном изменении управленческой модели сибирскими губерниями и областями, и на том, что судебная реформа должна стать ключевым моментом этих преобразований2.
К предпосылкам реформы так же следует отнести и социальные изменения. Энергичная переселенческая политика позволила изменить структуру сибирского общества и, как следствие, активизировала хозяйственную жизнь края. Все это позволило улучшить качество жизни жителей Сибири и прилегающей к ней территорий. Западная Сибирь по своему социальному составу, по качеству и образу жизни во многом выровнялась с губерниями центральной России, поэтому изменилась и социальная организация местного общества, которая требовала уровнять сибиряков в юридических и социальных правах с остальной частью России.
Еще одной предпосылкой судебной реформы в Сибири следует считать состояние сибирского правосудия в дореформенный период. Все те пороки и недостатки российской дореформенной юстиции, которые в свое время стали одной из причин проведения судебной реформы 1864 г., в Сибири сохранялись.
И
местная общественность и столичное
чиновничество его однозначно оценивали
как катастрофическое. Ярким примером
чего послужили результаты детальной
правительственной ревизии «
Катастрофическое положение «судебной части» в Сибири порождало проблемы не только в сфере государственного управления. Отсутствие «подлинного правосудия» самым пагубным образом сказывалось на морально-нравственной обстановки в регионе, на уровень правосознания как местного чиновничества, так и населения. Власть, и особенно чины полиции, считали произвол не только своей должностной привилегий, но и вполне законным и естественным средством и методом их профессиональной деятельности. Столь же естественным, не вызывающим нравственных угрызений, приложением к должности считалось своекорыстие и лихоимство3. Отсутствие законных средств защиты прав и интересов порождало у населения сознание правомерности самоуправства в защите своих интересов, гипертрофированного чинопочитания, внедряло в общественное сознание ценности криминальной субкультуры. Частое обращение местного населения к методам самосуда, также является свидетельством низкого уровня правосознания в регионе.
Нельзя
сказать, что царское правительство
совсем не замечало проблем сибирских
территорий, и не искало средств
для их разрешения. Предпринимались
попытки преобразования судебных мест
и судебных установлений. Но все эти преобразования
были в рамках реорганизации местной администрации
на принципах единовластия и единоначалия,
то есть на принципах, заведомо несовместимых
с природой правосудия. Дореформенная
российская юрисдикция - это вид управленческой
деятельности в её специфическом виде,
а система судебных органов представляла
собой систему структурных подразделений
администрации с полномочиями в области
юрисдикции, её составную часть. Это в
полной мере соответствовало форме и структуре
власти империи, принципу её единовластия.
Каждое административное ведомство имело
свою «судебную часть». Общая администрация
губернии - суды общей юрисдикции; по делам
опеки -«сиротские суды»; военное ведомство
— трибуналы; финансовые ведомства —
коммерческие суды; церковь - духовные
суды и т.д. Суды «общих установлений»
были и организационно, и процессуально
подчинены администрации: губернаторы
не только утверждали решения и приговоры
местных судов, но и одновременно совмещали
должности председателей губернских судов.
«Судебные обычаи», то есть судебные процедуры,
были основаны исключительно на административных
приемах и методах (так называемый инквизиционный
процесс). Цель такой деятельности — бесконтрольное,
произвольное применение уголовной репрессии
либо прямое административное разрешение
гражданско-правовой коллизии. Политика
частичных изменений, «улучшения» такого
порядка (1865, 1869, 1885 гг.) сибирской юстиции
не дали положительных результатов. Следовательно,
требовались иная модель государственного
управления, которая позволила бы разделить
функции управления и юрисдикции и внедрить
правовые методы как в сферу административной,
так и в сферу судебной юрисдикции. Такой
моделью являлась судебная реформа 1864
г. Её главным содержанием было создание
самостоятельной, независимой судебной
власти и отделение её от администрации.
Тем самым коренным образом менялась структура
власти: de facto внедрялись элементы разделения
властей - принципа, несовместимого с самодержавием.
Возможно, царское правительство недооценило
политических и юридических последствий
судебных реформ, поэтому допустило создание
такой системы, которая порождала внутренние
противоречия во всей системе власти.
Стремясь исправить положение, правительство
действовало в двух направлениях: путем
«модернизации» Уставов, их адаптации
к устоям самодержавия и путем всемерной
задержки распространения их действия
на окраинные территории империи4.
Только крайняя необходимость заставляла
правительство возвращаться к вопросам
судебного реформирования окраин империи.
На историю формирования сибирского правосудия
это правило оказало самое непосредственное
влияние. Так как, для применения к Сибири
Судебные уставы были «модернизированы»,
а их распространение задержано на 30 с
лишним лет.
1.2.
Судебная реформа в
Сибири
Реформы Александра II долгое время не касались Сибири, ни одна даже из предварительных переходных мер, которые предшествовали учреждению нового суда в губерниях европейской части России, не была применена здесь. Правительство не спешило устанавливать буржуазные институты правосудия: отделение суда от администрации, выборный мировой суд, присяжные заседатели, адвокатура, состязательный характер процесса. Развитие капитализма диктовало необходимость «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных… возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность».
В 1871 году министерство юстиции обратилось к генерал-губернаторам Восточной и Западной Сибири «хотя бы лишь в виде предварительной меры изменить в местном судопроизводстве и судоустройстве…» .
Обширность территории, разобщенность населения, принадлежащего к различным народностям, значительная часть которых не знала русского языка, трудности путей сообщения – не давало возможности ввести судебную реформу так, как она была введена в центральных губерниях, но главная причина все же заключалась в финансировании. «На судебные места Восточной Сибири отпускается всего 78,174 рубля, предполагалось - 147,625, на прокурорский надзор отпускается 24,755рублей, предполагалось - 59,300 рублей» . Судебная система оставалась нетронутой с прежними должностными окладами, в то время как административные, финансовые, полицейские штаты увеличились. Положение судебных мест, оставшихся с наибеднейшим содержанием, находилось в критическом состоянии.
Судебные установления 20 ноября 1864 года разделили судебную систему не две части обособленные друг от друга:
а) местные суды – мировой суд, съезд мировых судей;
б) общие суды – окружной суд, судебные палаты .
Кроме того, судебные установления закрепили независимость судебной власти от административной, коллегиальность, состязательность, всесословность, но оставались духовные, военные, коммерческие, крестьянские, инородческие суды. В Сибири судебные реформы представляли другую картину. Производство следствий оставалось обязанностью полиции. Комиссия созданная для разработки облегченных правил судопроизводства, решила ограничиться:
усилением личного состава окружных и городских полицейских управлений, прибавлением заседателей, приставов по следственной части, передать этим чиновника «важнейшее» следствие;